Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2015 в 12:50, курсовая работа
Таким образом, целью данной курсовой работы является анализ государственной политики, связанной с обеспечением безопасности дорожного движения.
При этом необходимо решить следующие задачи:
- изучить правовое регулирование государственной политики, связанной с обеспечением безопасности дорожного движения;
- проанализировать текущее состояние проблемы обеспечения безопасности дорожного движения;
- рассмотреть основные направления совершенствования государственной политики, связанной с обеспечением безопасности дорожного движения;
Статья 76. Регистрация и учет лиц, которым транспортные средства переданы во временное владение и пользование
Глава 12. Подготовка водителей транспортных средств
Статья 77. Требования к учебным организациям по подготовке водителей транспортных средств
Статья 78. Основания для отказа включения и исключения из реестра учебных организаций по подготовке водителей транспортных средств
Статья 79. Профессиональные объединения по подготовке водителей транспортных средств
Статья 80. Права и обязанности профессиональных объединений по подготовке водителей транспортных средств
Статья 81. Лишение свидетельства об аккредитации
Статья 82. Аттестация кандидатов на присвоение квалификации «преподаватель», «мастер производственного обучения», «мастер обучения вождению во время образовательного процесса»
Статья 83. Квалификационные комиссии
Статья 84. Лишение квалификационного свидетельства «преподаватель», «мастер производственного обучения», «мастер обучения вождению во время образовательного процесса»
Статья 85. Контроль качества и его виды
Статья 86. Права и обязанности преподавателей, мастеров производственного обучения и мастеров обучения вождению во время образовательного процесса
Статья 87. Права и обязанности учебных организаций по подготовке водителей транспортных средств
Глава 13. Обязательный технический осмотр
Статья 88. Обязательный технический осмотр
Статья 89. Реестр операторов технического осмотра
Статья 90. Международный сертификат технического осмотра
Статья 91. Права и обязанности операторов технического осмотра
Статья 92. Государственный контроль за соблюдением порядка организации и проведения обязательного технического осмотра
Глава 14. Заключительные положения
Статья 93. Ответственность за нарушение законодательства Республики Казахстан о дорожном движении
Статья 94. Ответственность за вред, причиненный деятельностью в сфере дорожного движения, создающей повышенную опасность для окружающих
Статья 95. Порядок введения в действие настоящего Закона
1.2. Понятия виды в дорожном движении
Дорожно-транспортное
происшествие - событие, возникающее в
процессе движения по дороге транспортного
средства и с его участием, при котором
погибли или ранены люди, повреждены транспортные
средства, груз, сооружения.
Как
следует из приведенного определения,
для квалификации происшествия как "дорожно-транспортного"
необходимы следующие условия:
Во-первых,
участие в событии движущегося транспортного
средства независимо от того, приводилось
ли транспортное средство в момент ДТП
в движение двигателем или, например, двигалось
накатом.
Вторым
условием является наличие вредных последствий
происшествия, к которым относятся гибель
людей, причинение им телесных повреждений
либо нанесение материального ущерба
гражданам или организациям.
К погибшим,
согласно Правилам учета ДТП, относятся
лица, погибшие на месте дорожно-транспортного
происшествия либо умершие от его последствий
в течение 7 последующих суток.
"Раненый" - лицо, получившее в дорожно-транспортном
происшествии телесные повреждения, обусловившие
его госпитализацию на срок не менее одних
суток либо необходимость амбулаторного
лечения.
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДТП.
Столкновение
- происшествие, при котором движущиеся
транспортные средства столкнулись между
собой или с подвижным составом железных
дорог.
К этому
виду относятся также столкновения с внезапно
остановившимся транспортным средством
(перед светофором, при заторе движения
или из-за технической неисправности)
и столкновения подвижного состава железных
дорог с остановившимся (оставленным)
на путях транспортным средством.
Опрокидывание - происшествие,
при котором движущееся транспортное
средство опрокинулось.
Наезд
на стоящее транспортное средство - происшествие,
при котором движущееся транспортное
средство наехало на стоящее транспортное
средство, а также прицеп или полуприцеп.
Наезд на препятствие - происшествие,
при котором транспортное средство наехало
или ударилось о неподвижный предмет (опора
моста, столб, дерево, ограждение и т.д.).
Наезд на пешехода - происшествие,
при котором транспортное средство наехало
на человека или он сам натолкнулся на
движущееся транспортное средство.
К этому
виду относятся также происшествия, при
которых пешеходы пострадали от перевозимого
транспортным средством груза или предмета
(доски, контейнеры, трос и т.п.).
Наезд на велосипедиста - происшествие,
при котором транспортное средство наехало
на велосипедиста или он сам натолкнулся
на движущееся транспортное средство.
Наезд на гужевой транспорт - происшествие,
при котором транспортное средство наехало
на упряжных животных, а также на повозки,
транспортируемые этими животными, либо
упряжные животные, или повозки, транспортируемые
этими животными, ударились о движущееся
транспортное средство.
К этому
виду также относится наезд на животное.
Падение пассажира - происшествие,
при котором произошло падение пассажира
с движущегося транспортного средства
или в салоне (кузове) движущегося транспортного
средства в результате резкого изменения
скорости или траектории движения и др.,
если оно не может быть отнесено к другому
виду ДТП.
Падение
пассажира из недвижущегося транспортного
средства при посадке (высадке) на остановке
не является происшествием.
Иной вид ДТП - происшествия,
не относящиеся к указанным выше видам.
Сюда относятся падение перевозимого
груза или отброшенного колесом транспортного
средства предмета на человека, животное
или другое транспортное средство, наезд
на лиц, не являющихся участниками дорожного
движения, наезд на внезапно появившееся
препятствие (упавший груз, отделившееся
колесо и пр.) и др.
Под
условиями возникновения ДТП понимается
совокупность характеристик дороги, транспортных
средств, водителя и окружающей среды
в момент совершения ДТП. Эти характеристики
могут оставаться неизменными до и после
возникновения ДТП и не обязательно имеют
с ним причинную связь.
Обстоятельства
возникновения ДТП - действия (или бездействие)
участников дорожного движения, иных причастных
к ДТП лиц, а также другие события, имевшие
место до момента и в процессе возникновения
ДТП. В отличие от условий обстоятельства
представляют собой описание механизма
возникновения ДТП по времени.
Причины
возникновения ДТП можно определить как
"совокупность условий и обстоятельств
возникновения ДТП, устранение которых
сделало бы невозможным возникновение
данного ДТП". Приведенное определение
соответствует мнению большинства специалистов,
считающих, что к ДТП приводит большое
число одновременно возникающих факторов,
а поскольку число этих факторов и динамика
их изменения в цепи событий, ведущих к
ДТП, составляет различные комбинации,
изучение причинных связей является сложной
задачей со множеством неизвестных.
Исходя
из статистики, в 80 - 90% случаев причины
связаны с человеком, в оставшихся 10 - 20%
- носят техногенный характер.
Такое
разделение основано на предположении,
что участник дорожного движения должен
приспосабливаться к любой ситуации, возникающей
на дороге, компенсировать сбои, происходящие
в системе водитель - автомобиль - дорога
(ВАД). Однако процесс исследования причин
будет более эффективным, если выяснять,
почему человек действует ошибочно при
данных обстоятельствах и в данной ситуации.
При таком подходе часто могут быть выявлены
причины (устранимые причины) в системе
организации движения, организации перевозок,
конструкции автомобиля и т.д.
В работах
отдельных авторов и официальных документах
часто не различаются понятия: виды нарушений
и причины ДТП. Виды нарушений раскрывают
"содержание неправильных, противоречащих
требованиям безопасности движения действий
или бездействия водителя, пешехода или
иного участника движения". Под причинами
ДТП понимают явление (или их совокупность),
которое порождает нарушение правил безопасности
движения. Различные виды нарушений могут
быть вызваны одной причиной и наоборот.
2. Государственное управление как основные принципы дорожного движения
Государственное управление в сфере дорожного движения включает в себя:
1) определение, разработку,
реализацию государственной
2) финансирование деятельности
в сфере дорожного движения
и обеспечения его
3) обеспечение обязательного
страхования гражданско-
4) ведение статистической
отчетности и государственного
учета основных целевых
5) разработку, принятие, утверждение
и реализацию в установленном
порядке законодательных, иных нормативных
правовых актов по вопросам
обеспечения безопасности
6) установление компетенции
Правительства Республики
7) координацию деятельности
центральных и местных
8) обеспечение функционирования системы управления рисками в сфере дорожного движения;
9) обеспечение безопасности
дорожного движения и
10) обеспечение безопасности
дорог и их пропускной
11) обеспечение безопасности транспортных средств;
12) обеспечение безопасного поведения пользователей дорог;
13) осуществление международного сотрудничества;
14) осуществление
15) иные формы государственного
управления в соответствии с
законодательством Республики
Многоплановость и сложность общественных отношений, складывающихся в области обеспечения безопасности дорожного движения обуславливает наличие множества нормативных правовых актов различной юридической силы, регламентирующих деятельность в данной области. В настоящее время вся совокупность таких актов представляет собой определенную систему, которую составляют: законы, другие законодательные акты, изданные высшим законодательным органом страны или Президентом Казахстана; ведомственные (межведомственные) нормативные правовые акты.
Законами и другими нормативными правовыми актами устанавливаются наиболее общие положения, касающиеся целей, задач, принципов, полномочий органов управления, отдельных специальных видов деятельности, ответственности в области обеспечения безопасности дорожного движения.
На законодательном уровне регламентируются различные виды ответственности физических и юридических лиц. Так, предусмотрена административная ответственность за нарушение действующих норм и правил.
На подзаконном уровне следует выделить такой вид нормативных правовых актов, как постановления Президента по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения. Как правило, ими уточняется компетенция ряда органов исполнительной власти и их подразделений, определяется порядок допуска транспортных средств к участию в дорожном движении, оборудования и использования автомобильных дорог, лицензирования перевозочной деятельности и контроля за ее осуществлением и др. К ним относятся постановления «Об утверждении Правил сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений», «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Казахстана», «О порядке проведения государственного технического осмотра транспортных средств, зарегистрированных в Государственной инспекции безопасности дорожного движения» и др.
Самыми многочисленными являются ведомственные (межведомственные) нормативные правовые акты. Они посвящены широкому кругу вопросов: организационному, штатному, материально-техническому и иному обеспечению деятельности служб и подразделений. Приоритетное внимание при этом уделяется регламентации механизма контрольно-надзорной деятельности.
2.1. Содержание принципов дорожного движения
Настоящий Закон устанавливает правовые основы и общие условия функционирования дорожного движения и обеспечения его безопасности в Республике Казахстан.
Основными принципами дорожного движения являются:
1) приоритет жизни и
здоровья участников дорожного
движения над экономическими
результатами хозяйственной
2) приоритет ответственности
государства за обеспечение
3) соблюдение интересов
участников дорожного движения,
общества и государства при
обеспечении безопасности
4) системный подход к
обеспечению безопасности
2.2. Роль государства в сфере дорожного движения
Актуальность исследования:
преобразования, осуществляемые в Казахстане
в последнее десятилетие, настолько глубоки
и масштабны, что при всей их непоследовательности
и противоречивости явно прослеживается
процесс коренного обновления казахстанской
государственности. Изменяются роль
государства в жизни общества и личности,
взаимовлияние экономики и политики, провозглашаемые
и защищаемые государством ценности. В
Казахстане создана и функционирует современная
транспортная система, являющаяся неотъемлемой
частью социальной инфраструктуры страны,
обеспечивающая ее территориальную целостность
и национальную безопасность. Вместе с
тем в системе обеспечения безопасности
дорожного движения имеется целый ряд
серьезных проблем социально-экономического,
организационно-правового и криминологического
характера, которые диктуют необходимость
принятия государственных мер с целью
снижения негативных последствий автомобилизации,
в том числе преступлений в указанной
сфере.
При этом следует выделить
комплекс факторов, придающих проблеме
обеспечения безопасности дорожного движения
чрезвычайную актуальность: во-первых,
переход к рыночным отношениям, значительное
увеличение парка автомашин, в том числе
появление на дорогах большого числа высокоскоростных
автомобилей отечественного и иностранного
производства, существенно осложнили
обстановку на дорогах, обусловили рост
дорожно-транспортных преступлений и
пострадавших в них людей, во-вторых, по
оценкам специалистов, потери, связанные
с дорожно-транспортными преступлениями,
в несколько раз превышают ущерб от преступлений
с участием других видов транспорта
Глобальный и системный характер приобрела коррумпированность государственного аппарата, в том числе и правоохранительных органов. Коррупция - это не результат отсутствия репрессий, а прямое следствие ограничения экономических свобод. Любые административные барьеры преодолеваются взятками" Практика показывает, что там, где государственный служащий при решении вопроса о применении закона остается один на один с гражданином и при этом обладает административными рычагами, возникает огромный соблазн использовать возможность применения таких рычагов в корыстных целях. Соблазн резко возрастает при взаимоотношениях с водителями и (или) владельцами транспортных средств.
Государственная политика в сфере дорожного движения направлена на обеспечение благоприятных условий для участников дорожного движения, предотвращение дорожно-транспортных происшествий и снижение тяжести их последствий.
Основными направлениями государственной политики в сфере дорожного движения являются: