Особенности организации транспортной системы РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 18:13, курсовая работа

Краткое описание

Транспорт (от лат. transporto -перемешаю) представляет собой отрасль производства, обеспечивающую жизненно необходимую потребность общества в перевозке грузов и пассажиров.
Транспорт входит в состав инфраструктуры производства, обслуживающей основные отрасли экономики: до6ывающую,
перерабатывающую промышленность и сельское хозяйство. Инфраструктура включает в себя также связь, энергетику, систему материально-технического снабжения.

Содержание

1. ВВЕДЕНИЕ.
2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ Р.Ф.
3. Создание Программы по устранению проблемы. ОРГАНАМИ ВЛАСТИ.
4. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
5. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ.
6. МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
7. УПРАВЛЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРОГРАММЫ.
8. РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
9. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ.
10. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
11. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовой.doc

— 182.50 Кб (Скачать файл)

    - низок уровень информатизации  транспортных процессов и информационного  взаимодействия транспорта с  другими отраслями экономики,  что мешает интеграции в мировую коммуникационную систему; 

  • в слабой степени реализуются выгоды географического положения Российской Федерации и возможности ее транспортных коммуникаций для доставки транзитных грузов третьих стран, в первую очередь – грузов азиатско-европейского направления;

    - недостаточно научное обеспечение  функционирования и развития  транспортной системы.

    Помимо  указанных общих проблем, имеются  также специфические проблемы развития отдельных видов транспорта.

    На  железнодорожном  транспорте:

  • существующая система управления производственной деятельностью и организация эксплуатационной работы не в полной мере отвечают современным требованиям и сдерживают повышение эффективности работы транспорта;
  • недостаточен уровень взаимодействия с другими видами транспорта и, прежде всего, на стыке с морским транспортом, не находят должного развития интермодальные перевозки;
  • за период с 1993 г. износ основных производственных фондов возрос с 33,6% до 56,7%. Несмотря на то, что в последние три года объем инвестиций постоянно увеличивался (с 19,1 млрд. руб. в 1998 г. до 76,2 млрд. руб. в 2000 г.) остановить отрицательную тенденцию не удалось;
  • неадекватное сокращение в период 1992-1998 гг. объемов перевозок (на 48%) и численности персонала, занятого на перевозках, (на 13%) привело к сокращению производительности труда на 41%, в связи с чем, приведение численности трудящихся в соответствие с объемами перевозок является одной из актуальных задач;
  • недостаточен уровень механизации работ по обслуживанию инфраструктуры железнодорожного транспорта.

    В дорожном хозяйстве:

    - по всем удельным показателям  развития сети автомобильных дорог общего пользования Россия значительно уступает зарубежным странам, развитие дорожной сети не соответствует темпам автомобилизации страны;

    - не завершено формирование опорной  сети федеральных автомобильных  дорог, особенно в районах Севера, Сибири и Дальнего Востока;

  • все более резко проявляется дефицит пропускной способности федеральной дорожной сети, в первую очередь,  на подходах к крупным городам и транспортным узлам страны;
  • низкий технический уровень дорог обуславливает увеличение себестоимости перевозок в 1,5 раза, а расхода горючего на 30% по отношению к аналогичным показателям развитых зарубежных стран;
  • из-за плохих дорожных условий в дорожно-транспортных происшествиях ежегодно погибают 2 тыс. человек и 9 тыс. человек получают ранения;
  • не обеспечена связь по автодорогам с твердым покрытием 39 тыс. населенных пунктов, в которых проживает более 10 млн. человек.

      На морском транспорте:

    - продолжается сокращение общего  числа судов и тоннажа, а  также старение флота, зарегистрированного  в российских национальных реестрах (около 60% российского флота зарегистрировано под иностранными флагами, средний возраст судов под отечественным флагом достиг 19 лет);

    - сохраняется тенденция к строительству  судов, их регистрации  и  осуществлению судоходного бизнеса за рубежом;

    - специализация и оснащенность  российских торговых портов не  соответствуют сложившимся и перспективным структуре и объемам внешнеторговых и транзитных грузопотоков, в результате чего около 30% российских внешнеторговых грузов отправляется через иностранные порты;

    - недостаточными темпами осуществляется  обновление флота ледоколов, буксиров  и спасательных судов, что снижает  надежность транспортного обслуживания и создает проблемы обеспечения безопасности мореплавания.

    На  внутреннем водном транспорте:

    - неудовлетворительно состояние  ряда судоходных гидротехнических  сооружений, создающих потенциальную  угрозу возникновения техногенных катастроф;

    - структура речного флота не  в полной мере отвечает потребностям  обеспечения внутренних и внешнеторговых перевозок.

    В гражданской авиации:

    - услугами гражданской авиации  в силу неблагоприятного соотношения  авиатарифов и среднедушевого  дохода пользуется в настоящее  время не более 3% населения,  в результате чего гражданская  авиация, фактически, перестала быть массовым видом транспорта;

    - парк воздушных судов морально  и физически устарел, его основу  составляют воздушные суда, отстающие  по своим характеристикам от  зарубежных аналогов;

    - недоиспользуются возможности национального   воздушного пространства для  транзитных полетов воздушных судов зарубежных авиакомпаний;

    - на рынке авиаперевозок сложились  условия конкуренции, дестабилизирующие  работу авиакомпаний и ограничивающие  их инвестиционные возможности;

    - в стране действует избыточное  количество международных аэропортов, что ведет к нерациональному расходованию ресурсов бюджетов различных уровней;

    - нестабильно функционируют аэропорты  в ряде районов, где авиация  является основным или безальтернативным видом транспорта.

    На  пассажирском транспорте общего пользования:

    - сокращается численность и увеличивается  средний возраст парков подвижного  состава;

    - значительная часть инфраструктурных  объектов общественного транспорта  предельно изношена и морально  устарела;

    - технический уровень производимых  в Российской Федерации автобусов не отвечает  требованиям по экономичности, безопасности и уровню воздействия на окружающую среду;

    - система правовых и экономических  отношений в комплексе пассажирского  транспорта общего пользования  не упорядочена и не стимулирует технического обновления и привлечения в сектор частного капитала.  

3. Создание Программы по устранению проблемы ОРГАНАМИ ВЛАСТИ. 

    Исходными установками для подготовки проекта  Программы явились положения  Основных направлений социально-экономической  политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу, Концепции государственной транспортной политики Российской Федерации и Послания Президента Российской Федерации Федеральному собранию РФ от 3 апреля 2001 г.  Она разработана в соответствии с приоритетами и критериями формирования федеральных целевых программ, одобренных Правительством Российской Федерации (протокол заседания от 21 сентября 2000 г. № 31).

    Важнейшими  качествами Программы являются ее комплексность, которая заключается в постановке общих целей и задач для всех видов транспорта общего пользования и в создании единой системы управления ее реализацией, синхронность и сбалансированность программных мероприятий.

    Общими  для всех видов транспорта приняты  и методические подходы к выбору и обоснованию программных мероприятий.

    Для всех видов транспорта принят одинаковый период реализации программных мероприятий  и единые исходные данные по перспективам социально-экономического развития страны на этот срок, определяющие динамику спроса на транспортные услуги.

    При разработке Программы темпы ежегодного прироста ВВП приняты следующими: в 2002 г. – 3,5%, в 2003 г. – 3,0%, в 2004 г. – 4,0%, в последующие годы – 5,0%.

    Программные мероприятия детально разработаны  только на 2002-2005 годы. Их выбор осуществлен в значительной мере на основе материалов действующих федеральных целевых программ и имеющихся проектных разработок в области транспорта, откорректированных в соответствии с последними изменениями состояния транспортной системы, а также прогнозами предстоящей динамики спроса на транспортные услуги и других факторов, сбалансированными по видам транспорта.

    Одним из основных принципов разработки Программы, определяющим ее действенность, является обеспечение ее реалистичности, для чего предусматриваемые программные мероприятия должны соответствовать фактическим возможностям их осуществления по срокам выполнения работ и наличию необходимых ресурсов.

    Для учета этих факторов в ходе разработки Программы выполнены анализ и  прогноз  инвестиционного потенциала транспортной отрасли, а также внешних и внутренних факторов риска.

    При определении состава мероприятий  использовался принцип концентрации капитальных вложений на решении приоритетных задач.

    Одним из принципов формирования Программы  является учет региональных особенностей, потребностей и возможностей развития транспорта, а также роли территориальных образований в модернизации транспортной системы.

    Принципиально важной является разработка подпрограмм  «Международные транспортные коридоры»  и «Информатизация», которые выполняют объединяющие и системообразующие функции по отношению к другим подпрограммам.

4. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И  НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ  ПРОГРАММЫ.

 

    Целью Программы является повышение сбалансированности, эффективности и безопасности транспортной системы, обеспечивающей жизненно важные интересы страны.

    Реализация  этой цели приведет к:

    - улучшению качества транспортного  обслуживания (повышению скорости  и комфортности перевозок пассажиров, своевременности перевозок и  сохранности грузов);

    - повышению уровня безопасности транспортной деятельности и снижению негативного влияния транспорта на окружающую среду;

    - повышению доступности российских  территорий и транспортных услуг  для населения и хозяйствующих субъектов;

    - снижению транспортной составляющей  в цене товаров и услуг;

    - увеличению эффективности работы  транспорта за счет снижения  его ресурсоемкости;

    - повышению конкурентоспособности  отечественных транспортных организаций  на международном и внутреннем  рынках транспортных услуг;

    - последовательной интеграции транспорта России в европейскую и мировую транспортные системы с учетом национальных интересов страны.

    Для достижения указанной цели в рамках реализации Программы необходимо решить следующие основные задачи:

    - повышение уровня координации  функционирования и развития видов транспорта;

    - совершенствование транспортной  инфраструктуры, улучшение использования  существующих мощностей;

    - обеспечение всех видов транспорта  современными техническими средствами;

    - модернизация транспортных технологий, в том числе использование прогрессивных перевозочных систем;

    - формирование и развитие на  территории России международных  транспортных коридоров;

    - комплексная информатизация транспорта  на основе использования современных  телекоммуникационных и навигационных систем;

    - совершенствование нормативной правовой базы, регламентирующей транспортную деятельность;

    - научное обеспечение развития  транспорта;

    - повышение инвестиционной привлекательности  транспортной системы.

Информация о работе Особенности организации транспортной системы РФ