Охрана труда на автопредприятиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 11:34, контрольная работа

Краткое описание

В условиях бурного развития новых и не всегда качественно апробированных на качество технологий создание безопасных и безвредных условий труда, исключающих травматизм и профессиональные заболевания, является важной государственной задачей.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
1. Основные положения действующего законодательства РФ об охране труда.5
2. Охрана труда в новой редакции Трудового кодекса……………………..……..9
3.Система охраны труда на предприятии …………………………….………… .14
4.Охрана труда на транспорте……………………………………………………..17
Заключение …………………………………………………………………………35
Список используемых источников …………………………………………….…36

Вложенные файлы: 1 файл

Охрана труда на автопредприят.doc

— 184.50 Кб (Скачать файл)

Управление  грузовым автотранспортным средством или автобусом при осуществлении международной автомобильной перевозки без контрольного устройства (тахографа) или с выключенным тахографом, а равно с незаполненными тахограммами либо без ведения регистрационных листков, отражающих режим труда и отдыха водителей, влечет наложение на водителя административного штрафа в размере до 2500 рублей.

Кроме того, нарушение установленного режима труда и отдыха водителем грузового  автотранспортного средства или  автобуса, осуществляющим международную  автомобильную перевозку, может повлечь наложение административного штрафа в размере от 500 до 1000 рублей (ст. 11.23 КоАП РФ). 
   Технические и санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда на автомобильном транспорте

Технические требования можно разделить на требования:

1) предъявляемые к автотранспортным  средствам;

2) предъявляемые при техническом  обслуживании, ремонте и проверке  технического состояния автомобильного  транспорта;

3) предъявляемые к производственным  и вспомогательным помещениям;

4) при транспортировке и хранении материалов, заготовок, полуфабрикатов, готовой продукции, отходов производства;

5) предъявляемые к производственному  оборудованию и рабочим местам  работников;

6) требования электробезопасности;

7) требования, предъявляемые к применению средств защиты.

Требования, предъявляемые к автотранспортным средствам

Автотранспортное  средство должно соответствовать требованиям  Правил дорожного движения и Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 .

Так, запрещается эксплуатация:

автомобилей, автобусов, автопоездов, прицепов, мотоциклов, мопедов, тракторов и других самоходных машин, если их техническое состояние  и оборудование не отвечают требованиям  Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств;

троллейбусов  и трамваев при наличии хотя бы одной неисправности по соответствующим  Правилам технической эксплуатации;

транспортных  средств, не прошедших в установленном  Правительством РФ порядке государственный технический осмотр;

транспортных  средств, оборудованных без соответствующего разрешения проблесковыми маячками и (или) специальными звуковыми сигналами, с нанесенными на наружные поверхности  специальными цветографическими схемами, надписями и обозначениями, не соответствующими государственным стандартам Российской Федерации, без укрепленных на установленных местах регистрационных знаков, имеющих скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов или регистрационные знаки;

транспортных  средств, владельцы которых не застраховали свою гражданскую ответственность  в соответствии с законодательством  РФ.

В Перечне неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств, утвержденном Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 , приведены неисправности автомобилей, автобусов, автопоездов, прицепов, мотоциклов, мопедов, тракторов, других самоходных машин и условия, при которых запрещается их эксплуатация. Методы проверки приведенных параметров регламентированы ГОСТом Р 51709-2001 «Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки».

Работник, ответственный за выпуск транспортного  средства на линию, не имеет право  подписывать путевой лист неисправного автотранспорта.

Межотраслевые правила предусматривают также  дополнительные требования к грузовым автомобилям, прицепам, полуприцепам, автомобилям, работающим на газовом  топливе, специализированным транспортным средствам.

Техническое обслуживание и ремонт транспортных средств

Разделом 2.1. Межотраслевых правил предусмотрены  производственные процессы при техническом  обслуживании и ремонте транспортных средств: мойка транспортного средства; слесарные и сварочные работы; проверка технического состояния транспортного средства и их агрегатов; работа с аккумуляторными батареями; кузнечно-прессовые работы и сварочные работы; вулканизационные, шиноремонтные и шиномонтажные работы; окрасочные и противокоррозионные работы; освидетельствование газовых баллонов и испытание топливных систем транспортных средств, работающих на газовом топливе; плотницкие работы.

Все правила этого раздела носят  технологический характер и регулируют вопросы безопасных приемов и  методов работы.

Требования электробезопасности

Межотраслевые правила имеют специальный раздел «Требования электробезопасности». Персонал, обслуживающий электроустановки, должен пройти проверку знаний действующих нормативных технических документов (правил и инструкций по эксплуатации, пожарной безопасности, пользованию защитными средствами, устройству электроустановок) в пределах требований, предъявляемых к соответствующей должности или профессии, и иметь необходимую группу по электробезопасности.

Санитарное содержание помещений

Межотраслевые правила содержат требования, предъявляемые к помещениям, в которых производятся работы по техническому обслуживанию, ремонту транспортных средств и их агрегатов. Прежде всего, они должны обеспечивать безопасное и рациональное выполнение всех технологических операций при соблюдении санитарно-гигиенических условий труда и оборудоваться автоматической пожарной сигнализацией.

Так, для работы с кислотными и щелочными  аккумуляторами следует предусматривать  отдельные аккумуляторные участки, расположенные в трех сообщающихся между собой отдельных помещениях, изолированных от других помещений, оборудованных приточно-вытяжной вентиляцией, одно – для ремонта, другое – для зарядки, третье – для хранения кислот (щелочей) и приготовления электролита.

Если  в производственном корпусе предусматриваются участки работ, на которых в соответствии с технологией происходит выделение вредных веществ (газа, пыли, паров и т.д.), а также тепла и шума, то они должны располагаться в отдельных помещениях, изолированных от других стенами до потолка.

Для выполнения окрасочных работ должны предусматриваться два помещения: одно – для постов окраски и сушки и второе – для приготовления красок.

Правила по санитарному содержанию помещений  организаций установлены также  Инструкцией по санитарному содержанию помещений и оборудования производственных предприятий, утвержденной заместителем Главного санитарного врача СССР от 31.12.1966г. № 658-66. Указанная инструкция предусматривает нормы предельно допустимых концентраций вредных газов, паров, пыли, вредных веществ, нормы метеорологических параметров, допустимые уровни шума, коэффициенты естественной освещенности, нормы искусственного освещения, состав бытовых помещений. Данные правила распространятся на всех работодателей.

Обеспечение специальной одеждой, специальной обувью, другими средствами индивидуальной защиты

Правила обеспечения работников специальной  одеждой, специальной обувью и другими  средствами индивидуальной защиты утверждены Постановлением Минтруда России от 18.12.1998г. № 51. Постановлением Минтруда России от 30.12.1997г. № 69 утверждены Типовые нормы бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех отраслей экономики. Пример: аккумуляторщику, работающему в организации автомобильного транспорта, средства индивидуальной защиты должны выдаваться в соответствии с Типовыми нормами бесплатной выдачи специальной одежды.

Наравне с другими категориями работающих водительский состав имеет право  на получение специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты на работах с вредными условиями труда, а также на работах, производимых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.

Обеспечение производится работодателем с включением затрат на себестоимость продукции по Перечням работников, профессий и должностей, которым предусматривается выдача средств индивидуальной защиты, разрабатываемым на каждом предприятии и прилагаемым к коллективному соглашению между трудовым коллективом и администрацией предприятия.

В свою очередь, Перечни разрабатываются  на основании типовых отраслевых норм бесплатной выдачи специальной  одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, утвержденными  Минтрудом России (например, Приложение № 8 к Типовым отраслевым нормам бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работников автомобильного транспорта утверждены Постановлением Минтруда России от 16.12.1997г. № 63 ).

Инструкции  по охране труда работников автотранспорта

Работодатель  должен знать, что для всех категорий  работников должны быть разработаны  инструкции по охране труда, которые  составляются с учетом мнения выборного  профсоюзного органа или иного уполномоченного  работниками органа (ст. 212 ТК РФ).

При разработке инструкций по охране труда работников автотранспорта необходимо выявить опасные и вредные производственные факторы, которые могут влиять на труд работников. К таким факторам относятся: движущиеся машины и механизмы, подвижные части производственного оборудования; повышение или понижение температуры воздуха рабочей зоны; повышенный уровень шума на рабочем месте; повышенный уровень вибрации; повышенная или пониженная подвижность воздуха; повышенная или пониженная влажность воздуха; отсутствие или недостаток естественного освещения; недостаточная или повышенная освещенность рабочей зоны (места).

В инструкциях необходимо предусмотреть  действия работников и работодателя по устранению (или минимизации) влияния  опасных и вредных факторов на работников при исполнении ими своих должностных обязанностей.

Вопросы охраны труда работников должны быть отражены и в правилах внутреннего  трудового распорядка организации, в частности в разделе, посвященном  режиму труда и отдыха работников.

При заключении трудовых договоров с работниками должны учитываться нормы, устанавливающие режим труда и отдыха водителей.

Работодатель  обязан обеспечивать своевременное  и качественное проведение обучения и инструктажа работников безопасным приемам и методам работы.

Межотраслевые правила предусматривают несколько видов инструктажа: вводный, первичный на рабочем месте, повторный, внеплановый, целевой, которые впрочем, почти ничем не отличаются от правил проведения инструктажа всех других работников.

Ответственные работники

Межотраслевые правила содержат требования об обязательном назначении ответственных работников. Так, необходимо назначить работника, ответственного за производство погрузочно-разгрузочных работ, за электрохозяйство, за работу грузоподъемных машин и кранов, за вентиляционные установки, компрессоры, газовое оборудование, за использование котлов. Кроме того, назначают ответственных за пожарную безопасность, за выпуск транспортных средств на линию, санитарную обработку транспортных средств и контейнеров, хранение, перевозку и использование антифриза.

Ответственные работники назначаются приказом работодателя по организации. Они обязаны  строго следить за подконтрольными  объектами и пресекать любые  действия, которые могут повлечь  за собой нарушение их безопасной работы. Права и обязанности ответственных работников необходимо предусмотреть в должностной инструкции или правилах внутреннего трудового распорядка.

Межотраслевыми  правилами предусмотрена обязанность  работодателя проинформировать водителя транспортного средства перед выездом  об условиях работы на линии и особенностях перевозимого груза.

 Пьянство  за рулем

Управление  транспортным средством в состоянии  опьянения является одним из серьезных  нарушений Правил дорожного движения, поскольку часто является причиной дорожно-транспортных происшествий, представляет повышенную общественную опасность. Каждое четвертое дорожно-транспортное происшествие совершается по вине водителей, находившихся в нетрезвом состоянии. Это объясняется тем, что под влиянием алкоголя или наркотиков нарушаются важнейшие функции организма водителя, снижается реакция, возникает излишняя самоуверенность, пренебрежительное отношение к соблюдению Правил дорожного движения.

Правила дорожного движения запрещают водителю управлять транспортным средством  в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность дорожного движения. Передавать управление транспортным средством лицам в состоянии опьянения также категорически запрещено.

Водитель, явившийся на работу в нетрезвом  виде, признается грубым нарушителем  трудовой дисциплины. При этом работодатель не просто вправе, а именно обязан отстранить его от работы. Ни степень опьянения, ни характер работы тут не важны..

Самым весомым доказательством того, что  работник находится в состоянии  алкогольного опьянения является медицинское  освидетельствование. Вместе с тем  подтвердить тот факт, что работник пьян, можно, например, показаниями свидетелей или их письменными объяснениями. В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004г. № 2 указано (п. 42), что состояние алкогольного либо наркотического или иного токсического опьянения может быть подтверждено как медицинским заключением, так и другими видами доказательств, которые должны быть соответственно оценены судом.

Свидетельские показания должны быть оформлены  актом, составленным с участием представителя  профсоюза, если работник, в отношении  которого применяется взыскание, является его членом. В случае возникновения судебного спора в ход могут пойти акты, докладные или служебные записки и т.п. Неплохим доказательством будет и письменное объяснение самого работника о том, что он употребил спиртное в рабочее время. Однако не стоит забывать, что от таких признаний впоследствии работник может и отказаться.

Информация о работе Охрана труда на автопредприятиях