МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОЗДУШНОГО
ТРАНСПОРТА
ФГБОУ ВПО САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ГРАЖДАНСКОЙ
АВИАЦИИ
Реферат
По дисциплине: «Безопасность
транспортных систем»
По теме: «Оценка уровня
опасности в транспортных системах»
Выполнила: ст.уч.гр.№482
Белькова А. И.
Проверил: Балясников В. В.
Санкт-Петербург
2012
Понятие опасности
Опасность - центральное понятие, как
сферы безопасности жизнедеятельности,
так и промышленной безопасности. Под
опасностью понимаются явления, процессы,
объекты, способные в определенных условиях
наносить вред здоровью человека, ущерб
окружающей природной среде и социально
- экономической инфраструктуре, т.е. вызывать
нежелательные последствия непосредственно
или косвенно. Другими словами, опасность
- следствие действия некоторых негативных
(вредных и опасных) факторов на определенный
объект (предмет) воздействия. Опасность
- свойство, внутренне присущее сложной
технической системе. Она может реализоваться
в виде прямого или косвенного ущерба
для объекта (предмета) воздействия постепенно
или внезапно, и резко в результате отказа
системы.
Низкий уровень опасности
определяется стабильной политической
обстановкой и отсутствием у спецслужб,
отвечающих за безопасность страны, сведений
о подготовке каких-либо террористических
актов.
Средний уровень опасности
вводится в случае, если у правоохранительных
органов имеются сведения о готовящихся
террористических актах, однако место,
время и цели террористических нападений
неизвестны.
Высокий уровень опасности
вводится в случае, если правоохранительным
органам известны место, время и цели террористических
атак.
Для гармонизации российского
законодательства с международными нормами
целесообразно принять три рассмотренных
уровня опасности для формирования требований
по обеспечению транспортной безопасности.
Формирование
рейтинга опасности видов транспорта
Основной показатель статистики
происшествий – объемы потерь и
ущербов, происшедших во времени
и пространстве. Весомость окончательных
показателей зависит от:
а) надежности учетной системы;
б) классов и единиц измерения
(расстояний в километрах (милях) или
в часах полета).
Показатель опасности
транспорта может определяться общим
ущербом или абсолютными показателями
жертв –число погибших. Иная оценка
опасности может быть основана на сравнении
относительных показателей использования
видов транспорта - число погибших, приходящихся
на число перевезенных.
Чтобы
оценить уровень опасности проводят
исследования безопасности. ИБ основано
на натуральном, биологическом и
математическом моделировании.
Оценка опасности
ТС
Классическим вариантом
является использование абсолютных
и относительных показателей.
Как правило, в ТС используются
следующие виды неблагоприятных
событий:
- Происшествия;
- Инциденты;
- ЧС.
Абсолютный показатель учитывает
количество происшествий, количество
инцидентов, которые произошли за
определенный промежуток времени.
Вместе с абсолютным используют
и относительный показатель, который учитывает
любой выбранный производственный показатель/наработку
(полёт в часах, кол-во перевозимых пасс.)
Кроме инцидентов и происшествий
для оценки опасности используют особые ситуации:
- Усложнение условий (УУ);
- Сложная ситуация (СС);
- Аварийная ситуация (АС);
- Катастрофическая ситуация (КС).
Каждая из них характеризует
свой уровень опасности. КС – самая
опасная.
УУ - особая ситуация, характеризующаяся,
незначительным увеличением психофизиологической
нагрузки на водителя либо незначительным
ухудшением характеристик устойчивости
и управляемости. И не приводит к
необходимости немедленного или не
предусмотренного заранее изменения плана
перевозки и не препятствует его благополучному
завершению.
СС - особая ситуация, характеризующаяся
заметным повышением психофизиологической
нагрузки на водителя ТС, заметным ухудшением
характеристик устойчивости и управляемости,
но без достижения предельных ограничений
и (или) расчётных условий. Предотвращение
перехода СС в аварийную или катастрофическую
может быть обеспечено своевременными
и правильными действиями участников,
в том числе немедленным изменением плана,
профиля и режима движения.
АС
- ситуация, когда произошла авария
и возможен дальнейший ход ее развития.
Это всякое внезапное событие, связанное
с одним или несколькими опасными
веществами, которое могло бы привести
к крупной аварии, но не произошло
вследствие сдерживающих факторов, действий
или систем.
КС
- особая ситуация в движении ТС, при
которой предотвращение гибели людей
и (или) потери ТС практически невозможно.
Опасность
тесно связана с таким понятием,
как риск.
Риск — это возможность возникновения
неблагоприятной ситуации или неудачного
исхода производственно-хозяйственной
или какой-либо другой деятельности.
Неблагоприятной
ситуацией или неудачным исходом при этом могут быть:
- упущенная выгода;
- убыток (потеря собственных средств);
- отсутствие результата (ни прибыли, ни убытка);
- недополучение дохода или прибыли;
- событие, которое может привести к убыткам или недополучению доходов в будущем.
Основными характеристиками
рисков являются:
- Экономическая природа. Риск характеризуется как экономическая категория. Он проявляется в сфере экономической деятельности предприятия, связан с формированием прибыли..
- Объективность проявления. Риск является объективным явлением в деятельности предприятия, т.е. сопровождает всё и все направления его деятельности. Несмотря на то что ряд параметров риска зависит от субъективных управленческих решений, объективная природа его проявления остаётся неизменной.
- Вероятность возникновения. Она проявляется в том, что рисковое событие может произойти, а может и не произойти. Степень этой вероятности определяется действием и объективных, и субъективных факторов, однако вероятностная природа финансового риска является постоянной его характеристикой.
- Неопределённость последствий. Последствия осуществления финансово-хозяйственной операции зависят от вида риска и могут колебаться в довольно значительном диапазоне. Иными словами, риск может сопровождаться как финансовыми потерями для предприятия, так и формированием дополнительных его доходов. Эта характеристика риска означает недетерминируемость (отсутствие закономерности в появлении) его финансовых результатов, в первую очередь уровня доходности осуществляемых операций.
- Ожидаемая неблагоприятность последствий. Хотя последствия проявления риска могут характеризоваться как негативными, так и позитивными показателями результативности финансово-хозяйственной деятельности, риск в хозяйственной практике характеризуется и измеряется уровнем возможных неблагоприятных последствий. Это связано с тем, что ряд последствий риска определяет потерю не только дохода, но и капитала предприятия, что приводит его к банкротству (т. е. к необратимым негативным последствиям для его деятельности).
- Вариабельность уровня. Уровень риска, характерный для той или иной операции или для определённого направления деятельности предприятия, не является неизменным. Он изменяется во времени (зависит от продолжительности осуществления операции, так как фактор времени оказывает самостоятельное воздействие на уровень риска, проявляемое через уровень ликвидности вкладываемых финансовых средств, неопределённость движения ставки ссудного процента на финансовом рынке и т.п.) и под воздействием других объективных и субъективных факторов, которые находятся в постоянной динамике.
- Субъективность оценки. Несмотря на то что риск как экономическое явление имеет объективную природу, его оценочный показатель — уровень риска — носит субъективный характер. Эта субъективность (неравнозначность оценки данного объективного явления) определяется различным уровнем полноты и достоверности информационной базы, квалификации финансовых менеджеров, их опыта в сфере риск-менеджмента и другими факторами.
классификация
рисков
- Виды рисков по роду опасности:
- Техногенные риски — это риски, связанные с хозяйственной деятельностью человека (например, загрязнение окружающей среды).
- Природные риски — это риски, не зависящие от деятельности человека (например, землетрясение).
- Смешанные риски — это риски, представляющие собой события природного характера, но связанные с хозяйственной деятельностью человека (например, оползень, связанный со строительными работами).
- Виды рисков по сферам проявления:
- Политические риски — это риски прямых убытков и потерь или недополучения прибыли из-за неблагоприятных изменений политической ситуации в государстве или действий местной власти.
- Социальные риски — это риски, связанные с социальными кризисами.
- Экологические риски — это риски, связанные с вероятностью наступления гражданской ответственности за нанесение ущерба окружающей среде, а также жизни и здоровью третьих лиц.
- Коммерческие риски — это риски экономических потерь, возникающие в любой коммерческой, производственно- хозяйственной деятельности. В состав коммерческих рисков включают финансовые риски (связанные с осуществлением финансовых операций) и производственные риски (связанные с производством продукции (работ, услуг), осуществлением любых видов производственной деятельности).
- Профессиональные риски — это риски, связанные с выполнением профессиональных обязанностей (например, риски, связанные с профессиональной деятельностью врачей, нотариусов и т.д.).
- Виды рисков по возможности предвидения:
- Прогнозируемые риски — это риски, которые связаны с циклическим развитием экономики, сменой стадий конъюнктуры финансового рынка, предсказуемым развитием конкуренции и т.п. Предсказуемость рисков носит относительный характер, так как прогнозирование со 100%-ным результатом исключает рассматриваемое явление из категории рисков. Например, инфляционный риск, процентный риск и некоторые другие их виды.
- Непрогнозируемые риски — это риски, отличающиеся полной непредсказуемостью проявления. Например, форс- мажорные риски, налоговый риск и др.
Соответственно этому
классификационному признаку риски
подразделяются также на регулируемые
и нерегулируемые в рамках предприятия.
- Виды рисков по источникам возникновения:
- Внешний (систематический или рыночный) риск — это риск, не зависящий от деятельности предприятия. Этот риск возникает при смене отдельных стадий экономического цикла, изменении конъюнктуры финансового рынка и в ряде других случаев, на которые предприятие в своей деятельности повлиять не может. К этой группе рисков могут быть отнесены инфляционный риск, процентный риск, валютный риск, налоговый риск.
- Внутренний (несистематический или специфический) риск — это риск, зависящий от деятельности конкретного предприятия. Он может быть связан с неквалифицированным финансовым менеджментом, неэффективной структурой активов и капитала, чрезмерной приверженностью к рисковым (агрессивным) операциям с высокой нормой прибыли, недооценкой хозяйственных партнёров и другими факторами, отрицательные последствия которых в значительной мере можно предотвратить за счёт эффективного управления рисками.
- Виды рисков по размеру возможного ущерба:
- Допустимый риск — это риск, потери по которому не превышают расчётной суммы прибыли по осуществляемой операции.
- Критический риск — это риск, потери по которому не превышают расчётной суммы валового дохода по осуществляемой операции.
- Катастрофический риск — это риск, потери по которому определяются частичной или полной утратой собственного капитала (может сопровождаться утратой заёмного капитала).
- Виды рисков по комплексности исследования:
- Простой риск характеризует вид риска, который не расчленяется на отдельные его подвиды. Например, инфляционный риск.
- Сложный риск характеризует вид риска, который состоит из комплекса подвидов. Например, инвестиционный риск (риск инвестиционного проекта и риск конкретного финансового инструмента).
- Виды рисков по финансовым последствиям:
- Риск, влекущий только экономические потери, несёт только отрицательные последствия (потеря дохода или капитала).
- Риск, влекущий упущенную выгоду, характеризует ситуацию, когда предприятие в силу сложившихся объективных и субъективных причин не может осуществить запланированную операцию (например, при снижении кредитного рейтинга предприятие не может получить необходимый кредит).
- Риск, влекущий как экономические потери, так и дополнительные доходы («спекулятивный финансовый риск»), присущ, как правило, спекулятивным финансовым операциям (например, риск реализации реального инвестиционного проекта, доходность которого в эксплуатационной стадии может быть ниже или выше расчётного уровня).
- Виды рисков по характеру проявления во времени:
- Постоянный риск характерен для всего периода осуществления операции и связан с действием постоянных факторов. Например, процентный риск, валютный риск и т. п.
- Временный риск характеризует риск, носящий перманентный характер, возникающий лишь на отдельных этапах осуществления финансовой операции. Например, риск неплатёжеспособности предприятия.
- Виды рисков по возможности страхования:
- Страхуемые риски — это риски, которые могут быть переданы в порядке внешнего страхования соответствующим страховым организациям.
- Нестрахуемые риски — это риски, по которым отсутствует предложение соответствующих страховых продуктов на страховом рынке.