Привод рабочей машины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 07:16, реферат

Краткое описание

Принимаем для шестерни и колеса сталь 45 (табл. П 3.1). Для ускорения приработки и предотвращения заеданий рабочих поверхностей зубьев рекомендуется твердость шестерни на (30÷40)НВ больше, чем твердость колеса.

Содержание

Выбор двигателя и кинематический расчет привода с клиноременной передачей………………………………………………………………………6
Расчет зубчатых колес редуктора …………………………………………..10
Расчет клиноременной передачи ………………………………………...…15
Предварительный расчет валов……………………………………………..18
Уточненный расчет ведомого вала …………………………………………24
Подбор подшипников…………………….………………………………….28
Конструктивные размеры корпуса редуктора……………….……………..30
Выбор муфты………………………………………………………………....31
Проверка прочности шпоночных соединений………………….............….32
Смазывание редуктора………………………………...……………….……34
Заключение……………………………………………………………..…….35
Список использованной литературы………………………….…………….36

Вложенные файлы: 1 файл

Kursach.doc

— 658.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Предварительный расчет валов.

Вращающиеся валы редуктора испытывают переменное напряжение от изгиба и кручения, т.е. их расчет следует вести на выносливость по напряжениям изгиба и кручения.

Предварительный расчет заключается в определении диаметров выходных концов валов из условия прочности на кручение по пониженным допускаемым напряжениям:

где - расчетные напряжения, МПа,

Ткр - крутящий момент в сечениях вала, Н • мм,

W p= 0,2d3 - момент сопротивления кручению, мм3;

- пониженное допускаемое касательное  напряжение.

 Принимаем для валов сталь 45 . Остальные диаметры валов принимаются конструктивно.

4.1. Диаметры выходных концов валов


.

 

Быстроходный (ведущий) вал:  Ткр1=Т1=Тэд •u2 = 17,32•2,3 = 39,8Н•м

Принимаем стандартный диаметр dв1=20 мм  (табл. П 6.1).

Тихоходный (ведомый) вал:   Ткр2=Т2 = 184,7 Н•м

.

Принимаем стандартный диаметр  dв2=33 мм .

4.2. Размер сечения шпонок: на конце быстроходного вала устанавливается большой шкив клиноременной передачи, на конце тихоходного вала - полумуфта. Для передачи вращающих моментов со шкива на вал и с вала на полумуфту

служат призматические шпонки, размер сечений которых выбирается по диаметру вала (табл. П 6.2):

для  dв1 = 20 мм: bхh = 6х6мм;    t2 = 2,8мм;    t1 = 3,5мм;

для dв2 = 33 мм: bхh = 10х8 мм;    t2 = 3,3мм;    t1 = 5,0мм;

 4.3. На рис. 6.1 показана конструкция вала. Диаметры валов под крышками подшипников; в этих местах валы уплотняются манжетами (сальниками) для предотвращения выливания масла:

dм1≥ dв1+2t2 = 20+2•3,5 = 27 мм;

dм2≥ dв2+2t2 = 33 + 2•3,5 = 40 мм.

  Принимаем (табл, П 6.1) dм1 = 28 мм; dм2 = 36мм.

4.4. Диаметры валов под подшипником: каждый вал устанавливается в корпусе на двух радиальных шариковых подшипниках. Диаметры валов принимаем кратными пяти, увеличивая предыдущие диаметры dм2 и  dм2:

dп1  =30 мм;  dп2 = 40 мм.

Для вала шестерни предварительно принимаем подшипники легкой серии №207. вала колеса - особо легкой серии №110 (табл. П 8.1).

4. 5. Диаметры валов под шестерню и колесо: увеличиваем на 4÷6 мм предыдущие диаметры и округляем их до рекомендуемых (табл. П 6.1):

dш=36 мм: dк = 45 мм.

Сечения шпонок для этих диаметров (табл. П 6.2)

для dш = 36мм:  bхh = 10х8 мм;    t2 = 3,3мм;    t1 = 5,0мм;

для dk = 45 мм:  bхh = 14х8 мм;    t2 = 3,8мм;    t1 = 5,5мм;

Шестерня может изготовлена как целое с валом (вал-шестерня), или посадкой на шпонке, что зависит от величины перемычки металла между окружностью впадин зубьев df1 и шпоночным лазом.

Если , то принимается конструкция вал-шестерня.

, т. е. шестерня и вал изготовляются как единое целое.

4.6. Для фиксации колеса на валу в осевом направлении служит буртик,

диаметр которого dб≥ dk + (4÷6) мм = 49 ÷ 51 мм; принимаем dб = 50 мм.

4.7. Межопорные расстояния: расстояние между серединами подшипников для валов шестерни и колеса рассчитываются по формуле   

=b1+2A+2A1+B1,

где b1 = 70 мм - ширина шестерни (табл. 3.1);

А = 10 мм - расстояние между торцом шестерни и внутренней стенкой корпуса редуктора;

A1= 10 мм - расстояние между внутренней стенкой корпуса редуктора и торцом подшипника;

B1= 17 мм - ширина подшипника №207 (табл. П 8.1);

Тогда  = 16+20+20+60 = 116 мм.

Расстояние от середины подшипника до середины шкива клиноременной передачи:

= 0,5(В 1+ bшк) + 30÷40 мм

где В1 = 17 мм - ширина подшипника,

bшк = 65 мм - ширина шкива (табл. 4.1).

Тогда  = 0,5(17 + 65) + 30÷40 = 63÷73 мм.

Для варианта с цепной передачей вместо bшк надо принять длину ступицы звездочки =1,6dв1=1,6•25=40мм.

Принимаем  = 116 мм; 1 = 68 мм

 

Рис.6.1. Конструкция тихоходного вала

4.8. Расчетные схемы нагружения валов

Схемы нагружения валов и оси координат показаны на рис. 6.2 (плоскость Оху в плоскости осей редуктора, ось Оz перпендикулярна к рисунку). На рисунке шестерня и колесо условно выведены из зацепления, показаны силы в зацеплении: окружная Ft, радиальная Fr, осевая Fa (эти силы на шестерне и колесе одинаковы, но противоположно направлены). На левом конце ведущего вала редуктора показана сила от ременной передачи FB. Силы в зацеплении зубчатых колес (табл. 3.1): Ft = 2315 Н, Fr =856 Н, Fа = 413 Н.

Сила FB = 1121 Н (табл. 4.1) направлена под углом к плоскости осей редуктора (Оху), ее составляющие по осям y и z:

Fвy = Fвz = Fcos45°=1121•0,7071 = 793 Н.

На рис. 6.2 б) показаны схемы нагружения ведущего вала в плоскостях Оху и Oxz.

 

 

 

 

 

 

Рис.6.2. Схемы нагружения валов

От осевой силы Fa на вал действует момент

,

где d1 = 50 мм, (табл, 3.1) - диаметр делительной окружности шестерни.

На рис. 6.2 в) показаны схемы нагружения ведомого вала в двух плоскостях.

 От осевой силы Fa на вал действует момент пары сил:

,

где d2 =256 мм, (табл. 3.1) - диаметр делительный колеса.

 6.9. Реакции в опорах (подшипниках) валов определяем из уравнений равновесия статики.

      1. Ведущий вал, плоскость Оху.

Уравнения моментов:

Откуда

Проверка:

Реакции найдены правильно.

Ведущий вал, плоскость Охz. Уравнения моментов:

,

откуда

 

                 .

 

 

Реакции найдены правильно.

               Суммарные реакции в опорах:

      1. Ведомый вал. Плоскость Охy.

 

Откуда:

 

Проверка:                    

Реакции найдены правильно.

Ведомый вал, плоскость Охz. В силу симметрии нагрузки

Суммарные реакции в опoрах С и D

 

    1. Большие суммарные реакции RA = 1856H и RD = 526H используются при подборе подшипников.

.

 

 

 

 

 

 

5. Уточненный расчет ведомого вала

(для варианта с клиноременной  передачей)

5. 1. В сечениях вращающихся валов редуктора действуют переменные направления от изгиба и кручения. Нормальные напряжения от изгиба изменяются по симметричному циклу, касательные от кручения - по отнулевому

(пульсирующему).

Уточненный расчет на выносливость (усталость) состоит в определении коэффициентов запаса прочности nσ и для опасных сечений, определения суммарного n и сравнения с допускаемым [n]:

Предел выносливости конкретной детали (рис. 6.1) определяется пределом выносливости материала детали с учетом его снижения из-за концентраторов напряжений, масштабного фактора и шероховатости поверхности.

Предел выносливости материала вала находится по таблицам механических характеристик материалов или по эмпирическим формулам. Для углеродных сталей пределы выносливости: при изгибе σ-1= 0,43σпч. при кручении = 0,58σ-1 .

Тихоходный вал изготовлен из стали 45, термообработка - улучшение.

Примем = 710 МПа, σ-1= 0.43•710 = 305 МПа, = 0,58•305 = 177 МПа.

 Значения коэффициентов, характеризующих влияние асимметрии цикла на усталостную прочность детали, примем Ψσ =0,2 и   = 0,1.

5.2. Коэффициенты снижения предела выносливости. Диаметр вала под колесом

dk = 45 мм, шпоночный паз bxh = 16x10 мм, t1 = 6,0 мм, t2 = 4,3 мм. Эффективные коэффициенты концентрации напряжений при изгибе и кручении (табл. П 7.1)   Кσ = 1,89; =1,71. Коэффициенты масштабного фактора (табл. П 7.1) , =0,72. Коэффициент состояния поверхности β = 0,95.

5.3. Коэффициенты снижения пределов выносливости для детали (для сконструированного вала)

5.4. Пределы выносливости вала

5.5 Построение эпюр крутящего и изгибающих моментов. Используются схемы нагружения вала (рис. 6.2) и значения найденных реакций опор (п. 6.9.2).

Крутящий момент на валу равен вращающему моменту Ткр2 = Т2 = 184,7 Н •м. Эпюра крутящего момента на рис. 7.1 а). Эпюры изгибающих моментов (рис. 7.1)

Плоскость Оху (изгибающий момент Mz) Величина моментов:

МzС=0;

Проверка:

МzD = 0.

 

Эпюра изгибающих моментов Мz на рис. 7.1б).

Плоскость Oxz (изгибающий момент Му):

МyС=МyD =0.

Эпюра изгибающих моментов Мy на рис. 7.1 в)

Ординаты суммарной эпюры изгибающих моментов:

МС = MD=0;

Эпюра суммарных моментов на рис. 7.1г).

Рис. 7.1. Эпюры изгибающих и крутящих моментов

 

Как следует из эпюры, опасное сечение на валу в середине между опорами

(место посадки колеса  на вал): Мизг = Мк = 56 Н•м;  Ткр = 184,7 Н•м.

7.6. Моменты сопротивления

кручению:

 

изгибу:

 

7.7. Амплитуда и среднее напряжение цикла касательных напряжений

5.8 Амплитуда и среднее напряжение цикла нормальных напряжений

5.9 Коэффициенты запаса

по нормальным напряжениям:

по касательным напряжениям:

5.10. Результирующий коэффициент запаса

.

 

Условие прочности n > [n] выполнено с запасом. В принципе, следовало уменьшить все диаметры тихоходного вала, например, на 5 мм и повторить расчет до достижения [n]. В настоящем проекте повторный расчет не проводится.

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Подбор подшипников

Для обоих валов принимаем радиальные шариковые подшипники (табл. П 8.1.).

6.1. Быстроходный вал.

Принимаем подшипники легкой серии № 206 с характеристиками:

d= 30 мм, D = 62 мм, В = 16 мм; динамическая грузоподъемность

 С = 25,5 кН, статическая грузоподъемность С0 = 10 кН.

6.1.1. Эквивалентная нагрузка на подшипник: Fэ = (XVR + YFa)Kб•Kτ,

где R = RA=1856 Н максимальная радиальная реакция (п. 6.10.);

Fa = 270 Н - осевая сила в зацеплении колес;

V = 1 (вращается  внутреннее кольцо подшипника);

Кб = 1 (коэффициент безопасности при легких толчках и кратковременных перегрузках до 125%);

Кτ = 1 (коэффициент температуры при температуре до 125°С).

6.1.2 Отношение:           

Этой величине соответствует параметр осевого нагружения е = 0,21 (рис. П 8.1).

      1. Отношение:

     Тогда X=1;Y=0 (по табл. П. 8.2).  Fэ=R=1856 Н.

 6.1.4. Расчетная долговечность в часах:

что превышает заданную по условию Lh=20 тыс. ч.

6.1.5.Проверка подшипника особо легкой серии №106, для которого С=13,3 кН, С0 = 6,8 кН.

что меньше заданного. Окончательно принимаем для быстроходного вала радиальные подшипники легкой серии №206

6.2. Тихоходный вал. Принимаем подшипник особо легкой серии №110:

d = 40 мм, D = 68 мм, В = 15 мм, С = 16,8кН, С0 = 9,3 КН.

6.2.1. Реакция в подшипнике и осевая сила:

R = RD = 967 Н; Fa = 270 H.

6.2.2. Отношение

  (рис. П 8.1).

6.2.3. Отношение

  тогда 

Эквивалентная нагрузка

6.2.4. Расчетная долговечность в часах:

что значительно превышает заданный срок службы.

Принимаем подшипник №108, так как более легкой серии нет.

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.Конструктивные размеры корпуса редуктора

Толщина стенок корпуса и крышки: δ=0,025а+1=0,025·160+1=5 мм, принимаем δ=8мм; δ1 = 0,02а + 1=0,02·160+1=4,2мм, принимаем δ1 =8мм.

Толщина фланцей поясов корпуса и крышки:

b=1,5δ=1,5·8=12мм; b1=1,5δ1=1,5·8=12мм;

нижнего пояса корпуса

p=2,358δ=2,35·8=19мм; принимаем р=20мм

Диаметр болтов:

 Фундаментных -  d1=(0,03÷0,036)а+12=(0,03÷0,036)160+12=16,8÷17,8мм;

принимаем болты с резьбой М20;

крепящих крышку к корпусу у подшипников - d2=(0,7÷0,75)d1=(0,7÷0,75)20=14÷15мм; принимаем болты с резьбой М16;

соединяющих крышку с корпусом d3=(0,5÷0,6)d1=(0,5÷0,6)20=10÷12мм; принимаем болты с резьбой М12.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8.Выбор муфты

Муфта служит для соединения выходного вала редуктора и вала рабочего механизма. Муфта должна компенсировать отклонения от соосного и углового смещения соединяемых валов, вызванных погрешностями монтажа, а также деформациями валов от эксплутационных нагрузок и тепловых воздействий.

Примем в приводе муфту цепную однорядную (ГОСТ 20742-81) по вращаемому моменту на тихоходном валу Т2 = 296 Н•м по табл. П 9.1; ближайшая муфта имеет допускаемый момент [Т] = 250 Н • м (допускается кратковременная перегрузка при пуске электродвигателя до 25 %; ),

тип 1, исполнение 2 (табл. П 9.1) с характеристиками:

посадочный диаметр d = 40 мм;

наружный диаметр D = 140 мм;

длина муфты L = 222 мм;

длина полумуфты lм = 82 мм;

смещение валов: радиальное 0,3 мм; угловое - до 1°.

Материал полумуфты - сталь 45, HRC 40.

Можно использовать муфту зубчатую типа МЗ (табл. П 9.2).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9. Проверка прочности шпоночных соединений

В редукторе установлены три шпонки призматические со скругленными торцами:

Информация о работе Привод рабочей машины