исключение
случаев проезда запрещающего светофора;
исключение
самопроизвольного движения локомотива
(скатывания);
определение
координаты и скорости локомотива по сигналам,
поступающим от осевых датчиков пути и
скорости и от навигационной спутниковой
системы GPS/ГЛОНАСС;
передача
необходимой информации локомотивной
бригаде;
проверка
бдительности машиниста за счет фиксации
нажатий машиниста на рукоятку бдительности
при появлении светового сигнала «Внимание!»
или звукового сигнала ЭПК. Производится
два вида проверок бдительности машиниста:
однократная и периодическая.
регистрация
необходимой информации, в том числе и
параметров движения поезда на съемную
кассету для дальнейшей автоматизированной
расшифровки;
кратковременный
звуковой сигнал формируется при изменении
ниже приведенных параметров:
сигналов
локомотивного светофора;
способа
движения (с отклонением/прямо);
количества
свободных впереди по ходу движения блок-участков;
режима
работы: «Маневровый», «Двойная тяга»
и «Поездной»;
активности
каналов АЛСН, АЛС-ЕН и радиоканала;
при
первом появлении сигнала «Внимание!»;
ввод
и отображение поездных и локомотивных
характеристик на индикаторе, а также
их сохранение при выключении питания;
получение
и регистрация сигналов от устройств локомотива:
о выключении/включении
тяги;
№
действующей локомотивной кабины, из которой
выполняется управление;
давлении
в тормозной магистрали, тормозных цилиндрах
и уравнительном резервуаре;
выключении/включении
компрессора и генераторов;
применение
свистка и тифона, сигналов ЭПТ;
обмен
информацией с помощью интеллектуального
интерфейса с бортовыми устройствами
и элементами САУТ.
Структурная схема КЛУБ-У
Формирование структурной
схемы КЛУБ-У происходит в процессе разработки
элементов оборудования локомотива и
зависит от его конструкции. На (рис. 1)
изображена структурная схема аппаратуры
КЛУБ-У для монтажа на локомотив с 1-й кабиной.
Эта же схема применяется при монтаже
КЛУБ-У в концевых вагонах мотор-вагонного
ПС. Структурная схема КЛУБ-У для локомотивов
с 2-я кабинами изображена на (рис. 2).
Рис.
1 Структурная схема аппаратуры КЛУБ-У
(на локомотив с 1-й кабиной)
Рис.
2 Структурная схема аппаратуры КЛУБ-У
(на локомотив с 2-я кабинами)
Аппаратура КЛУБ-У
состоит из набора отдельных блоков. В
свою очередь, каждый блок является законченным
изделием, которое выполняет определенные
функции. Блоки КЛУБ-У связываются между
собой через CAN-интерфейс. Использование
данного интерфейса позволяет достаточно
просто модифицировать общую структуру
КЛУБ-У с соответствующим изменением исполняемых
функций. Аппаратура, которая устанавливается
на локомотиве, состоит из:
локомотивного
блока ввода БВЛ-У;
локомотивного
блока электроники БЭЛ-У;
блока
регистрации и коммутации БКР-У;
блока
записи данных на кассету с долговременной
энергонезависимой электронной памятью
БР-У;
блока
индикации помощника машиниста БИЛ-ПОМ;
локомотивного
блока индикации (БИЛ);
рукоятки
контроля бдительности машиниста (РБ,
РБС) и помощника машиниста (РБП);
приемных
катушек КПУ сигналов АЛСН (АЛС-ЕН) и соединительной
коробки КС;
датчика
измерения скорости и пути ДПС 1 и ДПС 2;
блока
соединения датчиков ДПС с элементами
устройства КЛУБ-У — БС-ДПС;
антенну
СНС (АСНС) и антенно-усилительного устройства
(АУУ) спутниковой навигационной системы
(СНС);
датчика
давления, измеряющего его в тормозных
устройствах локомотива (ДД);
антенны
радиоканала (АРК);
антенны
радиосвязи АРС, передающего и принимающего
устройства цифровой радиосвязи ППУ-РС;
блока
согласования интерфейсов (БСИ), необходимого
для взаимодействия КЛУБ-У с локомотивным
оборудованием и обмена данными между
КЛУБ-У и другими бортовыми устройствами
автоматики при отсутствии возможности
организации обмена данными через интеллектуальный
интерфейс;
блока
контроля несанкционированного отключения
ЭПК ключом (КОН);
электрического
локомотивного источника питания ИПЛЭ;
электропневматического
клапана экстренного торможения (ЭПК);
центральной
клеммной рейки (ЦКР).
Рис.
3 Схема размещения аппаратуры КЛУБ-У на
локомотиве
Комплексное локомотивное устройство
безопасности (КЛУБ) предназначено для
повышения безопасности движения в поездной
и маневровой работе за счет приёма сигналов
от путевых устройств АЛСН и
АЛСЕН и отображения их машинисту. Оно
выполнено на микропроцессорной базе
и имеет 100 %-ное активное резервирование
функциональных модулей для повышения
надежности.
В состав устройства входят
блоки электроники БЭЛ2М2, индикации БИЛ2М,
ввода и диагностики БВДМ, коммутации
БК, а также датчик пути и скорости ДПС-САУТ-МП
и комплект кабелей.
Функциями КЛУБ-У
являются:
· автоматическое включение
экстренного торможения при возникновении
опасных ситуаций;
· обеспечение экстренного
торможения по приказу дежурного по станции
независимо от действий машиниста;
· исключение прохождения участка
с запрещающим сигналом светофора без
передаваемого по радиоканалу разрешения
дежурного по станции;
· исключение самопроизвольного
движения локомотива (скатывания);
· исключение несанкционированного
выключения ЭПК;
· приём и дешифрация сигналов
АЛСН, АЛС-ЕН;
· непрерывный контроль состояния
тормозной системы;
· регулярный контроль бдительности
машиниста;
· контроль совместных
действий машиниста и помощника машиниста
при трогании поезда и движении к запрещающему
сигналу светофора;
· учёт категории поезда, типа
тяги, длины блоков-участков;
· регистрация параметров движения
в электронной памяти кассеты регистрации.
· формирование сигналов достижения
фактической скорости: 2, 10, 20 и 60 км/ч;
· информирование машиниста
о показаниях светофоров, числе свободных
блоков-участков, фактической скорости
с точностью до 1 км/ч и допустимой на данном
участке пути скорости движения, кривой
торможения, а также о текущем времени
с корректировкой по астрономическому
времени, координатах местоположения
локомотива с точностью до 30 м при помощи
спутниковой навигации, соблюдении графика
движения поезда, названиях станций, номерах
стрелок, светофоров, перегонов и т. п.,
расстояниях до контрольных точек (станция,
переезд, мост, тоннель, стрелка, светофор,
токораздел, опасное место и др.), хранящихся
в электронной карте блока электроники
БЭЛ.
В состав аппаратуры КЛУБ-У
(рис. 1) входят: блок электроники БЭЛ-У;
блок индикации БИЛ-УВ, БИЛ-В (рис. 8.3), БИЛ-ПОМ;
блок коммутации и регистрации БКР-У-1М
(БКР-У-2М); антенна спутниковой навигации;
приёмопередающее устройство цифровой
радиосвязи; блок питания ИП-ЛЭ; блок ввода
и диагностики БВД-У; датчики пути и скорости
ДПС-У; блок согласования интерфейсов
БСИ; комплект кабелей; стационарное устройство
дешифрации регистрируемых параметров
СУД
(в депо с использованием компьютера).
Рис. 1. Структура системы КЛУБ-У:
БВЛ-У – блок ввода локомотивный; БИЛ-У
– блок индикации; БИЛ-УВ – блок ввода
и индикации; БКР-У – блок контроля и регистрации;
БЭЛ-У – блок электроники; ИП – источник
питания; КОН – контроль несанкционированного
отключения ЭПК; КПУ – приёмные катушки;
КР – кассета регистрации; КРТ – преобразователь
давления; Л 178/1 – датчик угла поворота;
ПРМ РК/ ПРД – приёмопередатчик радиоканала;
РБ, РБС – рукоятки бдительности (РБС –
специальная); РК – радиоканал; СНС – спутниковая
навигационная система; ЭПК – электропневматический
клапан
Применение
КЛУБ-У дает возможность:
1. Повысить безопасность
движения поездов.
2. Значительно увеличить
степень эффективности эксплуатационной
работы за счет:
улучшения показателя участковой
скорости и уменьшения потерь поездо-часов;
предоставления машинисту поезда
дополнительной информации о местонахождении впередиследующих поездов;
формирования дополнительной
информации, которая передается машинисту
(о количестве впереди свободных блок-участков и др.);
своевременного информирования
машиниста об ограничениях скоростей
движения.
3. Обеспечить регистрацию
информации о режимах движения
поезда, действиях машиниста и
исправного состояния локомотивных
технических средств.
Использование КЛУБ-У также
обеспечивает экономию эксплуатационных
расходов за счет:
увеличения степени эффективности
эксплуатационной работы путем снижения
количества отказов бортовой аппаратуры,
повышения участковых скоростей и сокращение потерь поездо-часов, уменьшения эксплуатационных расходов, которые затрачиваются на обслуживание и содержание технических средств КЛУБ-У;
уменьшения убытков железных
дорог вследствие выполнения условия
безопасного движения поездов.
Структурная схема КЛУБ-У
Формирование структурной
схемы КЛУБ-У происходит в процессе разработки
элементов оборудования локомотива и
зависит от его конструкции. На (рис. 2)
изображена структурная схема аппаратуры
КЛУБ-У для монтажа на локомотив с 1-й кабиной.
Эта же схема применяется при монтаже
КЛУБ-У в концевых вагонах мотор-вагонного
ПС.
Рис. 2 Структурная
схема аппаратуры КЛУБ-У (на локомотив
с 1-й кабиной)
Аппаратура КЛУБ-У состоит
из набора отдельных блоков. В свою очередь,
каждый блок является законченным изделием,
которое выполняет определенные функции.
Блоки КЛУБ-У связываются между собой
через CAN-интерфейс. Использование данного
интерфейса позволяет достаточно просто
модифицировать общую структуру КЛУБ-У
с соответствующим изменением исполняемых
функций. Аппаратура, которая устанавливается
на локомотиве, состоит из:
локомотивного блока ввода
БВЛ-У;
локомотивного блока электроники БЭЛ-У;
блока регистрации и коммутации
БКР-У;
блока записи данных на кассету
с долговременной энергонезависимой электронной
памятью БР-У;
блока индикации помощника
машиниста БИЛ-ПОМ;