Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 19:18, дипломная работа
Один из факторов, в значительной степени определяющих безопасность (в широком смысле слова) эксплуатации автотранспорта – техническое состояние парка автотранспортных средств. Так, по данным исследований, из-за его несоответствия установленным нормативным требованиям в Российской Федерации ежегодно происходит свыше 10 тыс. дорожно-транспортных происшествий, в которых получают ранения свыше 10 тыс. человек, а 4 тыс. погибают.
1 Технико-экономическое обоснование проекта
1.1 Основные положения
Один из факторов, в значительной степени определяющих безопасность (в широком смысле слова) эксплуатации автотранспорта – техническое состояние парка автотранспортных средств. Так, по данным исследований, из-за его несоответствия установленным нормативным требованиям в Российской Федерации ежегодно происходит свыше 10 тыс. дорожно-транспортных происшествий, в которых получают ранения свыше 10 тыс. человек, а 4 тыс. погибают. По той же причине ежегодно в атмосферу выбрасывается 10 млн. т. оксида углерода, 1,5 млн. т. углеводородов, 1,8 млн. т. оксидов азота, 244 тыс. т. оксидов серы, 58 тыс. т. сажи и дополнительно расходуется 25 млн. т. условного топлива. Неудовлетворительное техническое состояние парка существенно снижает также провозные возможности автотранспорта, что в первую очередь проявляется в такой социально важной сфере, как пассажирские перевозки.[4]
По отношению к численности зарегистрированных в 1999 году в ГИБДД транспортных средств, на территории РФ необходимо было иметь 3066 центров контроля технического состояния транспортных средств с использованием средств технического диагностирования при ГТО. В соответствии с Постановлением №880 от 31.07.1998 г. это количество центов контроля должно быть построено к июлю 2005 года. По состоянию на июль 2005 года на территории РФ имелось:
1162 ПТО - принадлежат юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям;
120 станций - принадлежат ГИБДД;
267 передвижных пунктов - принадлежат ГИБДД.
Общая численность: 1549 пунктов и станций. Очевидно, что даже по отношению к численности зарегистрированных транспортных средств в 1999 го-
ду необходимо построить и вести в эксплуатацию как минимум еще 1500 центров. В настоящее время значительных изменений не произошло.
Очевидно фактическое невыполнение Постановления Правительства РФ №880 от 31.07.1998 г. и, соответственно, 17 статьи закона «О безопасности дорожного движения» на уровне требований международных соглашений подписанных Россией.
Это значит, что достоверная информация о техническом состоянии транспортных средств фактически отсутствует, а следовательно и эффективности выполняемых работ по техническому обслуживанию и ремонту (ТО и Р), обеспечивающих поддержание технического состояния транспортных средств в соответствии с действующими нормативными требованиями.
Не выполнение Постановления Правительства РФ №880 приводит к тому что в настоящее время при проведении государственного технического осмотра без средств технического диагностирования не обеспечивается необходимый контроль технического состояния транспортного средства, а следовательно не обеспечивается безопасность дорожного движения.[5]
За 2009 год в Российской Федерации было зарегистрировано 203603 ДТП, и из них всего 1% был следствием неисправности транспортного средства [3]. Но в то же время по результатам отечественных и зарубежных исследований, выполненных с выездом на место происшествия методически и технически подготовленных специалистов, доля ДТП, в которых технические неисправности были основной или сопутствующей причиной возникновения таких происшествий достигает 14-20%.
Следовательно, значительное количество ДТП связано с
неудовлетворительным техническим состоянием транспортных средств.
Расхождение в показателях официальной статистики и данных научных
исследований объясняется отсутствием необходимых методик и контрольных
приборов, позволяющих фиксировать на месте ДТП несоответствие нормативным требованиям таких свойств автомобиля, как тормозные и световые характеристики, параметры управляемости и т.д.
Поэтому нельзя недооценивать влияние технического состояния транспортных средств на аварийность. Кроме того, причин, связанных с неисправностью отдельных узлов транспортных средств, которые повлияли на возникновение ДТП, немного по сравнению с такими, как превышение скорости, управление транспортным средством в нетрезвом состоянии и др. Однако, характерной особенностью этих ДТП является особая тяжесть последствий, так как водитель из-за технической неисправности ответственных узлов (тормозной системы, рулевого управления) часто лишается возможности контролировать движение автомобиля. Поэтому эти происшествия отличаются большим количеством погибших и раненых.[6]
Выход из сложившегося положения видится, прежде всего, в дальнейшем совершенствовании обязательного технического осмотра автотранспортных средств.[7]
Для поддержания необходимого технического состояния и обеспечения безопасности транспортных средств в эксплуатации минэкономразвития разработало законопроект "Об обязательном техническом осмотре транспортных средств в РФ", предусматривающий передачу функций техосмотра автомобилей из ГИБДД в частные организации. Законопроект предусматривает передачу функций по проведению техосмотра от ГИБДД аккредитованным организациям, обладающими необходимыми оборудованием и являющимися членами саморегулируемой организации (СРО).[8]
Наибольшее участие в разработке и реализации федеральных, межрегиональных и региональных программ по организации системы контроля технического состояния автотранспортных средств, независимой технической экспертизы и других экспертиз автотранспортных средств принимает Союз организаций технических экспертов «ТехЭксперт».
Союз организаций технических экспертов «ТехЭксперт» является организацией, объединяющей некоммерческие партнерства, члены которых находятся на территориях различных субъектов РФ и осуществляют предпринимательскую деятельность в области контроля технического состояния с использованием средств технического диагностирования, независимой технической экспертизы и других экспертиз автотранспортных средств.
В настоящее время Союзом «ТехЭксперт» разработаны стандарты организации, отвечающие международным нормам и формирующие: требования к общему процессу и технологии диагностирования при техническом осмотре автотранспортных средств, квалификационные и должностные требования к экспертам по контролю и диагностике автомототранспортных средств, порядок внутренней аттестации технических экспертов и оценки соответствия станций контроля технического состояния автотранспортных средств:
СТО 72451300-001-2008 Станции контроля технического состояния автотранспортных средств. Общие требования.
СТО 72451300-002-2008 Техническая диагностика. Технологические процессы проведения проверки технического состояния транспортных средств при техническом осмотре. Основные положения.
СТО 72451300-003-2008 Технический эксперт. Квалификационные и должностные требования.
СТО 72451300-004-2008 Организация подготовки и аттестации экспертов.
СТО 72451300-005-2008 Аккредитация производственно-технической базы станции контроля технического состояния АТС.[9]
Эти стандарты являются «закрытыми», поэтому я привожу выдержки из стандартов, на основании которых в данном дипломном проекте проектируется линия технического контроля состояния автотранспортных средств.
1.2 Общие требования к станции контроля технического состояния автотранспортных средств
1.2.1 Требования к земельному участку
Размеры земельного участка СКТС должны быть определены с учетом
размещения на нем следующих элементов:
производственного помещения;
подъездных путей к производственному помещению;
площадки для транспортных средств ожидающих или прошедших периодический технический осмотр.
При планировке и застройке земельного участка СКТС и организации
движения на нем должны учитываться следующие нормы:
Обеспеченность искусственным освещением в темное время суток, как самого земельного участка, так и въезда (выезда) с СКТС;
Покрытие подъездных путей, площадки ожидания должны иметь твердое и ровное покрытие (асфальтобетон либо цементобетон);
Земельный участок должен иметь ограждение, выполненное по периметру;
На въезде необходимо разместить информационный стенд с указанием схемы организации движения и расположения обязательных элементов на территории СКТС, а также установить дорожный знак 3.24 «Ограничение максимальной скорости».[10]
1.2.2 Требования к производственным зданиям и помещениям
СКТС должна быть расположена в одном производственном здании. При
необходимости может быть оборудовано более одного производственного помещения для проверки технического состояния АТС;
В производственном помещении должны быть оборудованы поточные линии
или тупиковые рабочие посты;
Предпочтительным является поточный метод проверки технического состояния АТС на поточных линиях. При проверке технического состояния АТС поточным методом одна или более линий должны быть параллельно размещены между въездными и выездными воротами;
На СКТС должны быть сооружены поточные линии для проверки технического состояния легковых автомобилей («легковая» линия) грузовых автомобилей и автобусов («грузовая» линия) и (или) для совместной проверки легковых, грузовых автомобилей и автобусов («универсальная» линия);
Высота потолков в производственном помещении должна быть не менее 4,5 м. В производственном помещении, предназначенном для проверки легковых автомобилей, в которых вместо подъемника сооружена осмотровая канава, допускается высота потолка менее 4,5 м, но при безусловном соблюдении санитарных норм по условиям труда персонала (в первую очередь, по исключению загазованности помещения). В производственном помещении, предназначенном для проверки грузовых автомобилей, высота потолка должна обеспечивать возможность беспрепятственного подъема кузова самосвала;
Производственное помещение СКТС должно быть оборудовано приточно-вытяжной вентиляцией (в том числе, и осмотровые канавы) и системой удаления отработавших газов от выпускной трубы, доступной для подсоединения к АТС на всех постах при проведении проверок при работающем двигателе по ГОСТ 12.1.005-88;
В производственном помещении должен быть обеспечен уровень освещенности, в соответствии с СНиП 23-05-95;
Производственное помещение должно быть оборудовано отоплением в соответствии с требованиями СНиП 2.04.05-91. Система отопления должна обеспечивать равномерное распределение температуры воздуха в помещении, предоставлять возможность местного регулирования притока тепла, удобство ее включения и выключение удобство эксплуатации и доступа к ее аппаратам для ремонта;
В производственном помещении должно быть шумопоглащающее покрытие стен и потолков, в качестве покрытия дна осмотровых канав и пола применяться плитки с нескользкой шероховатой поверхностью или с выступами. Это обеспечит комфортные условия работы персонала и предотвратит его травматизм;
Для снижения загазованности производственного помещения рекомендуется размещение рабочих постов для проверки состава отработавших газов ближе к въездным или выездным воротам, при открывании которых происходит естественная вентиляция;
Ширина прохода между рабочими постами (в том числе, в составе поточных линий), один из которых оборудован стендом для проверки тормозных систем или другим стационарным диагностическим стендом из числа обязательных или рекомендуемых для применения, должна быть не менее 0,8 м и обеспечивать безопасный проход людей во время проведения проверок;
Число осмотровых канав и подъемников в производственном помещении должно определяться с учетом числа поточных линий. Допускается сооружение более чем одной осмотровой канавы (подъемника) на одну поточную линию;
Длина осмотровой канавы должна определяться с учетом максимальной длины АТС, которые допускается проверять на данной линии (посту) технического диагностирования, размера входной лестницы для спуска в смотровую канаву и запасного выхода из нее;
Ширина осмотровой канавы определяется с учетом возможности заезда на нее АТС с минимальной колеей, которые допускается проверять на данной линии (посту) технического диагностирования;
Стены осмотровых канав и тоннелей должны быть облицованы керамической плиткой светлых тонов. Полы располагаются с уклоном не менее 2% вниз от основного входа;
Над осмотровыми канавами, длина которых превышает длину наиболее коротких из числа проверяемых АТС, должны быть сооружены переходные мостики шириной не менее 0,8 м; Количество переходных мостиков над осмотровой канавой должны определяться с учётом наибольшего числа одновременно проверяемых на одной канаве АТС;
Для въезда и выезда АТС в производственное помещение СКТС на каждую из технологических линий проверки должны быть сооружены въездные ворота. Наружные ворота помещений в районах со средней месячной температурой наружного воздуха в самое холодное время года минус 15 градусов и ниже, следует оборудовать воздушно-тепловыми завесами. Ширина ворот в производственное помещение СКТС определился из расчета не менее 3,0 м. Высота ворот должна быть определена, из расчета не менее 4,3 м для грузовых автомобилей и автобусов, для легковых автомобилей - 2,5 м;
Информация о работе Разработка предприятия для ремонта грузовых автомобилей