Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2014 в 23:21, дипломная работа
Стоянки закрытая и открытая. На закрытой стоянке, то есть в гаражах стоят грузовые автомобили и автобусы, а также служебные легковые машины. На открытой стоянке стоят прицепы и полуприцепы. На предприятии организованы специализированные бригады, выполняющие ТО и ремонт определённого вида. Некоторые ремонтные работы выполняются со снятием агрегатов, узлов и приборов с автомобиля и с направлением их для ремонта в цехи. Например снятие энергоаккумулятора на автомобиле КАМАЗ. Специализированные бригады: бригада ЕТО, ТО-1 и ТО-2; бригада ТР; участок диагностики Д-1 и Д-2; бригада по ремонту агрегатов.
ВВЕДЕНИЕ 7
1 ОБЩАЯ ЧАСТЬ 9
1.1 Характеристика АТП 9
2 РАСЧЁТНАЯ ЧАСТЬ 12
2.1 Выбор, корректирование нормативов ТО и ремонта 12
2.2 Определение проектных величин коэффициента технической
готовности и коэффициента использования автомобилей 15
2.3 Определение годового пробега автомобиля на АТП 16
2.4 Определение годовой и сменной программы по ТО автомобилей 17
2.5 Определение общей годовой трудоёмкости ТО и ТР подвижного
состава на АТП 19 2.6 Определение общей годовой трудоёмкости работ по объекту проектирования 20
2.7 Определение количества ремонтных рабочих на АТП и объекте проектирования 23
2.8 Расчёт количества постов в зонах ТО и ТР и постов диагностики 25
3 ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 29
3.1 Оборудование на участке по ремонту агрегатов 29
3.2 Предложения по реконструкции участка 30
3.3 Назначение, устройство, работа коробки передач ЗИЛ-130 34
3.4 Разборочные работы 43
3.5 Диагностика 46
3.6 Маршрутная карта 47
3.7 Способы восстановления 50
3.8 Сборочные работы 59
3.9 Диагностика, проверка собранного узла 61
4 КОНСТРУКТОРСКАЯ ЧАСТЬ 62
4.1 Назначение, схема, устройство и работа приспособления 62
5 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 64
5.1 Определение необходимого времени для проведения ремонта
первичного вала 64
5.2 Материальные затраты 65
5.3 Расчёт заработной платы 66
5.4 Амортизация основных производственных средств 68
5.5 Расчёт общей себестоимости работ 70
6 ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ 72
6.1 Общие требования к охране труда 72
6.2 Требования безопасности перед началом работы 75
6.3 Требования безопасности во время работы 76
6.4 Требования безопасности после окончания работы 77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 79
Рисунок 4.2 – Стенд для испытания коробки передач под нагрузкой:
а – общий вид; б – регулятор нагрузки
а) 1 – электродвигатель; 2 – муфта; 3 – эксцентриковые зажимы; 4 –кронштейн; 5 – коробка передач; 6 – карданный вал; 7 – насос; 8 –нагнетательный трубопровод; 9 – гидравлический регулятор; 10 – трубопровод; 11 – резервуар для масла; 12 – манометр; 13 – сварная рама
б) 1 – корпус регулятора нагрузки; 2 – диск с делениями; 3 – рукоятка; 4 –фиксатор; 5 – стальная цементированная гильза; 6 – стальная закалённая пробка; 7 – жиклёр; 8 – кольцо; 9 – переходник; 10 – предохранительный клапан; 11 – пробки
Стенд (рис 4.2, а) имеет сварную раму 13, на которой установлены приводное и нагрузочное устройства и резервуар 11 для масла, на крышке которого смонтирован гидравлический регулятор 9, позволяющий изменять величину нагрузки. Испытываемую коробку передач 5 крепят к кронштейну 4 быстродействующими эксцентриковыми зажимами 3.
Основные параметры стенда приведены в технической характеристике.
Техническая характеристика стенда
Приводное устройство – электродвигатель АК 62-4 переменного тока мощностью 7 кВт при 1480 об/мин
Нагрузочное устройство шестерёнчатый насос
Устройство для регулирования величины тормозного момента многопозиционный регулятор
Габаритные размеры стенда, мм 2400х800х700
Вес стенда, кг 805
Первичный вал коробки передач через муфту 2 соединён с электродвигателем 1. Вторичный вал соединён при помощи карданного вала 6 с насосом 7. Всасывающий патрубок насоса соёдинён с резервуаром для масла трубопроводом 10, а нагнетательный трубопровод 8 с гидравлическим регулятором. Величину нагрузки, создаваемую гидравлическим тормозом, контролируют по показаниям манометра 12, установленного на крышке резервуара для масла.
Внутри корпуса 1 регулятора нагрузки (рис. 4.2, б) имеется сквозное отверстие, в которое вставлена стальная цементирующая гильза 5. В гильзу установлена стальная закалённая пробка 6 с внутренним каналом, через который поступает масло от насоса через переходник 9, закреплённый на торцовой части корпуса. В противоположном торце пробки имеется шип, на котором имеется рукоятка 3. Под рукояткой на корпусе регулятора установлен диск 2 с делениями, указывающими положение рукоятки при испытании коробки на различных передачах. Для установки пробки в положение, соответствующее установленной передаче испытуемой коробки, предусмотрен фиксатор 4. Внутреннее пространство пробки может соединяться через отверстие в пробке и гильзе, расположенные перпендикулярно оси пробки, с семью каналами в корпусе регулятора. В шести каналах установлены жиклёры 7 и кольца 8. Количество жиклёров и их сечения подбираются при тарировке стенда. Седьмой канал, постоянно соединённый с внутренним пространством пробки, предназначен для установки предохранительного клапана 10, который срабатывает при повышении давления масла в системе выше допустимого предела. Снизу в каналы завёрнуты пробки 11, через отверстия которых масло, подаваемое насосом, поступает в резервуар. Поворотом рукоятки 3 в требуемое положение для испытания коробки передач на данной передаче в гидравлической системе создаётся сопротивление, соответствующее нагрузке, предусмотренной техническими условиями.
После сборки коробка передач должна быть испытана на стенде. Перед испытанием в маслоналивное отверстие заливают чистое трансмиссионное масло Тап-15. Режим испытания коробки передач приведён в таблице 4.1.
Таблица 4.1 – Режим испытания коробки передач
Условия испытания |
Тормозной момент на ведомом валу, кГм |
Продолжительность, мин |
Испытание без нагрузки при переменных оборотах ведущего вала от 750 до 3000 об/мин на всех передачах Испытание под нагрузкой при переменных оборотах ведущего вала от 750 до 3000 об/мин на: первой передаче второй третьей четвёртой пятой задний ход |
–
10,0 10,0 10,0 6,00 4,00 10,0 |
На каждой передаче при максимальных оборотах не более 2-3 мин |
При проверке работы коробки передач в процессе её испытания не допускается: заедания при переключении передач; самопроизвольного выключения и включения шестерён; прослушивания заедания вилок о стенки пазов шестерён и фланцев синхронизатора; стуков и ударов, указывающих на неправильное зацепление шестерён; подтекания масла в местах соединений (незначительное появление масляных пятен допускается).
Для проверки работы синхронизаторов вторую, третью, четвёртую и пятую передачи следует переключать без выключения электродвигателя стенда. При переходе на вторую передачу, со второй на третью, с третьей на четвёртую, с четвёртой на пятую, а также в обратном порядке переключение должно происходить бесшумно. Рычаг переключения передач необходимо переводить на включение с выдержкой без рывков.
Выявленные дефекты при испытании коробки передач устраняют. После этого коробку передач необходимо повторно проверить на стенде.
Для предотвращения от включения заднего хода при движении вперёд применяют предохранитель, который состоит из плунжера с пружиной и размещён в переводной головке. Включение заднего хода возможно только при значительном усилии, прилагаемом к рычагу переключения.
Техническое обслуживание коробки передач MAN
На предприятии техническое обслуживание коробок передач заключается в проверке уровня масла в коробке передач и проверке коробки передач на наличие подтекания масла.
Предложения по улучшению технического обслуживания коробок передач.
Ежедневное обслуживание (ЕО). Проверить работу коробки передач при движении.
Первое техническое обслуживание (ТО-1). 1. Проверить и, если нужно, закрепить коробку передач и картер сцепления.
2. Проверить и, если нужно, долить масло до уровня.
3. Проверить работу коробки
Второе техническое обслуживание (ТО-2). 1. Провести углублённый осмотр коробки передач.
2. Закрепить коробку передач к картеру сцепления и крышки картера.
3. Закрепить крышки подшипников
ведомого и промежуточных
4. Долить или заменить масло в картере коробки передач (по графику смазки). Проверяют и доливают масло в картер коробки передач или раздаточной коробки на ровной площадке. Для проверки уровня и доливки масла необходимо отвернуть пробку заливного отверстия, если уровень масла находится у его края, то масла в достаточном количестве, если масла меньше, то через воронку необходимо добавить масла. Заменяют масло в коробке передач или в раздаточной коробке тогда, когда оно тёплое. Перед
сменой масла необходимо поставить задний мост на козлы, отвернуть сливную пробку и слить масло. Завернуть пробку и налить до ½ уровня керосина. Пустить двигатель, включить передачу и поработать 1-2 мин, после чего слить керосин и, установив пробку на место, залить свежее масло.
Могут применяться трансмиссионные масла: ТЭп-15 (ТМ-2-18); ТСп-10 (ТМ-3-9); ТСп-15к (ТМ-3-18); Тап-15в (ТМ-3-18); ТСз-9гип (ТМ-4-9з); ТАД-17и (ТМ-5-18).
3.4 Разборочные работы
Снятие коробки передач
При снятии коробки передач необходимо отвернуть болты крепления крышки пола кабины, снять его и отвернуть фланец крепления карданного вала.
Отсоединить регулировочную тягу сцепления и оттяжную пружину. Снять картер с рычагом переключения передач. Отсоединить кронштейн промежуточной опоры от поперечины рамы и опустить карданные валы, снять рычаги ручного тормоза, отсоединить вал спидометра.
Для снятия рычага привода ручного тормоза с коробки передач надо отвернуть два болта крепления сектора и один болт крепления рычага, снять пластину рычага, рычаг привода тормоза в сборе, две распорные втулки и сектор рычага.
Отвернуть болты крепления коробки передач к картеру сцепления с помощью накидного ключа. Отсоединить от картера сцепления коробку передач и снять её при помощи специального съёмника 32П-1270.
Сняв коробку передач с автомобиля, надо установить на место картер с рычагом управления коробкой.
Перед разборкой необходимо слить масло, вывернуть пробку из спускного отверстия, затем очистить и промыть коробку передач снаружи.
С помощью подвески (рис. 3.7) зацепить коробку, поднять её подъёмником и установить на приспособление для разборки и сборки коробок передач.
Рис. 3.7 Подвеска для транспортировки и подъёма коробок передач
Разборка коробки передач
Снятие и разборка картера рычага переключения передач. Отвернуть четыре болта крепления картера рычага, снять картер с рычагом в сборе и прокладку картера.
Закрепить картер рычага в тиски, направив рычаг вниз. Отвернуть гайку крепления оси промежуточного рычага, придерживая при этом головку оси, снять пружинную шайбу и ось с промежуточным рычагом. Затем вынуть
ось из отверстия рычага и предохранитель. Вынуть из картера пружину, снять опору рычага, вынуть рычаг в сборе и фиксатор рычага. Для снятия защитного чехла надо ослабить гайку и отвернуть рукоятку.
Снятие и разборка первичного вала
Отсоединить оттяжную пружину от муфты подшипника выключения сцепления, снять муфту с подшипником в сборе. Отвернуть четыре болта крепления крышки переднего подшипника первичного вала и снять крышку с прокладкой.
Чтобы вынуть из гнезда картера первичный вал, надо выпрессовать шариковый подшипник с помощью съёмника 40П-5019 (рис. 3.8) и снять вал с подшипником в сборе.
Рис. 3.8 Съёмник 40П-5019
Снять замочные кольца и спрессовать подшипник с помощью приспособления (рис. 3.9).
Рис. 3.9 Приспособление для разборки первичного вала
3.5 Диагностика
Необходимо соблюдать следующий порядок диагностики первичного вала коробки передач MAN. Прежде всего проводится визуальный контроль детали (невооружённым глазом), выявляются крупные трещины, пробоины, изломы, задиры, риски, элементы коррозии и т. п. Далее с помощью раз-личных устройств и приспособлений выявляют дефекты, связанные с нарушением взаимного расположения базовых поверхностей и физико-механических свойств материала детали. После этого ответственные детали проверяют на наличие скрытых дефектов (невидимых глазу трещин и внутренних дефектов). И в завершении, если в детали отсутствуют недопустимые дефекты, определяют её размеры и форму базовых поверхностей.
Контроль взаимного расположения базовых поверхностей заключается в проверке отклонений от соосности, перпендикулярности, параллельности осей или плоскостей и др. Для того, чтобы контроль деталей был эффективным, необходимо правильно базировать их. Существуют два принципа базирования деталей: принцип постоянства баз и принцип их совмещения
Отклонения от соосности шеек валов оцениваются при помощи индикаторов часового типа с ценой деления 0,01 мм путём базирования детали в центрах и вращения её вокруг оси. Величина радиального биения шеек (их несоосность) определяется как разность отклонений индикаторов.
Отклонение от перпендикулярности фланца к оси вала оценивается при помощи индикаторной головки, установленной перпендикулярно к торцу фланца на возможно большем удалении от оси вала. При вращении вала величина биения торца фланца относительно оси вала определяется по разности максимального и минимального отклонений стрелки индикатора.
3.6 Маршрутная карта восстановления первичного вала коробки передач MAN
Таблица 3.3-Маршрут восстановления первичного вала коробки передач MAN
№ операции |
№ перехода |
Дефекты Наименование операций и содержание переходов |
1 |
2 |
3 |
1
2
3
1
2
3
4 |
1
2
3
4 5
1
1
1
2
3
4 5
1
1
1 |
Дефект 1 Износ шейки под передний шариковый подшипник Подготовительная операция Ознакомиться с рабочим местом и проверить его комплектность Изучить характеристику детали, условия её работы, дефекты, способы ремонта Изучить оборудование, оснастку и материалы, применяемые при выполнении операции Подготовить всё необходимое для операции Подготовить наплавочную установку к работе Наплавочная операция Выполнить наплавочную операцию Проверочная операция Контроль операции Дефект 2 Износ шейки под задний шариковый подшипник Подготовительная операция Ознакомиться с рабочим местом и проверить его комплектность Изучить характеристику детали, условия её работы, дефекты, способы ремонта Изучить оборудование, оснастку и материалы, применяемые при выполнении операции Подготовить всё необходимое для операции Подготовить наплавочную установку к работе Наплавочная операция Выполнить наплавочную операцию Проверочная операция Контроль операции Обслуживание рабочего места Привести в порядок рабочее место |