Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2014 в 06:51, курсовая работа
Целью курсовой работы является выявление основных аспектов, возникающих при организации речных круизов, а также перспективы развития данного вида отдыха в России на примере речных круизов по Дону и Волге.
В связи с целью поставлены следующие задачи:
проанализировать общие понятия об организации речных круизов в России;
рассмотреть вопросы организации речных круизов по Дону и Волге на примере ООО "Круиз".
Предметом исследования является организационные и технологические мероприятия круизов по всей России вообще и по Дону и Волге в частности.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ О РЕЧНЫЗ КРУИЗАХ
1.1 Речные перемещения…………………………………………………....6
1.1.1 Экскурсионные и прогулочные перевозки на речных судах………………………………………..…………………….10
1.2. Водный транспорт для пассажирских перевозок……………………11
1.3. Организация обслуживания туристов на речном круизе……………13
ГЛАВА 2. РЕЧНОЙ ТУРИЗМ В РОССИИ
2.1. Речные круизы в России……………………………………………….16
2.2. Популярный тур речных круизов по Волге и Дону…………………23
2.2.1. Пример круиза по реке Дон……………………..………………….24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….27
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………..30
Таким образом, в связи с ростом популярности речных круизов возникла особая классификация речных перемещений по длительности и способу передвижения, выделились подвиды туризма, определилась особые формы сообщения на речном транспорте.
1.1.1 Экскурсионные и прогулочные перевозки на речных судах
К экскурсионным и прогулочным перевозкам относятся поездки экскурсантов, совершаемые на речных судах с целью отдыха и ознакомления с памятными, историческими и другими достопримечательностями продолжительностью не более 24 час.
Продажа путевок и билетов на экскурсионные и прогулочные суда может производиться как предприятиями пароходства так и экскурсионными организациями. Для организации прогулок или экскурсий на речных судах туристско-экскурсионная организация подает предприятию пароходства заявку с указанием маршрутов, количества требуемых пассажирских судов (мест), продолжительности поездок, периода использования судов и количества рейсов. Заявка должна подаваться не позднее 1 сентября предшествующего плановому года.
Заявки на разовые экскурсионные поездки должны быть поданы предприятию пароходства заблаговременно (за 15 дней до поездки). Оплата производится за 15 дней (разовых за 10 дней) до поездки. Полученные путевки (или билеты) на экскурсионную (прогулочную) перевозку обратно не принимаются и возврат платежей по ним не производится. До начала поездки руководитель экскурсии обязан предъявить кассе пристани (вокзала) копию поручения о внесенных платежах и сдать справку о количестве реализованных путевок, на основании которых ему выдается билет на групповую перевозку.
Суда для посадки подаются за 30 мин. до отхода в рейс. При посадке на экскурсионное судно пассажиров сверх указанного в групповом билете количества мест, при наличии у них билетов составляется акт в трех экземплярах за подписью капитана и предъявляется экскурсионной организации. В акте указывается количество таких пассажиров, время и маршрут поездки. На основании акта с экскурсионной организации взыскиваются дополнительные платежи и оформляются дополнительные проездные документы. При отсутствии у таких пассажиров путевок (билетов) с них взыскивается через кассу плата за проезд по установленному тарифу с выдачей проездных документов (путевок или билетов).
При отмене рейса по причине, не зависящей от предприятия пароходства, или неполном использовании мест – экскурсионная организация оплачивает районному пассажирскому управлению (порту, пристани, причалу) полную стоимость перевозки согласно договору. Реализация оставшихся путевок может быть произведена в день отправления на пристани через кассу с возмещением экскурсионной организации суммы выручки за вычетом комиссионного сбора или разрешается продажа через кассы, специально организованные экскурсионной организацией на вокзале.
В данном подпункте более подробно рассматривается организация экскурсионных и прогулочных перевозок на речных судах.
1.2 Водный транспорт для пассажирских перевозок
Перевозки водным путем по рекам, каналам и озерам и озерным системам совершаются для перемещения пассажиров и грузов в различных целях, в том числе и в целях туризма.
Среди пассажирских выделим средства речных перевозок:
Для речных пассажирских перевозок используются суда с паровым двигателем, двигателем внутреннего сгорания или дизель-электрическим приводом. Различаются колесные суда (два гребных колеса по бортам обычно в центре корпуса судна или одно за кормой), суда с приводом гребным винтом, водометные, на воздушной подушке. Для регулярных скоростных речных перевозок пассажиров применяются суда на подводных крыльях типа "Ракета" и большой вместимости и высокой мореходности класса "Метеор". Отдельно рассматриваются парусные яхты, катера различных типов и моторные лодки с винтовыми стационарными и подвесными моторами, водометными движителями, воздушными пропеллерами, а также специальные парусные суда для движения по гладкому льду замерзающих водоемов – буера.
Речные перевозки обычно осуществляются в сезон на воде, свободной ото льда, т. е. имеет значение сезонность перевозок. Этот фактор весьма важен, поскольку большая часть рек и водных пространств северного полушария замерзает зимой, и перевозки становятся практически неосуществимыми. Для организации стоянки, посадки и высадки пассажиров и приемки грузов оборудуются речные пристани с причалами и дебаркадерами различных типов. На пристани устраиваются органы управления речными перевозками, технического обеспечения перевозок, заправки судов пресной водой и продовольствием и топливом, ремонта и профилактики судов, кассы и залы ожидания для пассажиров, рестораны и другие пункты питания, экскурсионные бюро, магазины, багажные отделения, спасательные станции, службы навигации и другие элементы инфраструктуры этой развитой индустрии.3
В зависимости от назначения речные суда имеют обширные палубные пространства для пассажиров (крытые или открытые с сидячими местами), а для рейсов продолжительностью свыше 24 часов – также спальные каюты для пассажиров различных классов и экипажа. Практически на всех судах устраиваются помещения общего пользования – рестораны, буфеты, читальни, залы отдыха, туалеты, различные служебные помещения. Так, например, большая часть пассажирских судов на Сайменской озерной системе не имеет кают для пассажиров со спальными койками, поскольку рейсы непродолжительны и проводятся в пределах суток. Перевозки по протяженным водным маршрутам занимают время до месяца (и более), такие суда оборудуются спальными каютами. Для речных круизных перевозок строятся огромные 3-4 – палубные комфортабельные суда вместимостью 300–400 пассажиров. Нередко реставрируются и восстанавливаются суда старинной постройки с оборудованием роскошных салонов и кают, систем отдыха и развлечения.
Итак, речной пассажирский флот очень разнообразен, но, к сожалению, большинство пассажирских судов находятся в эксплуатации уже более 30 лет, что затормаживает развитие туризма на речном транспорте.
1.3 Организация обслуживания туристов на речном круизе
Перед началом навигации представители пароходства и турфирмы с участием капитана судна, директора судового ресторана и руководителя круиза комиссионно принимают судно, проводят осмотр судовых пассажирских помещений и оборудования с целью определения их готовности к перевозке туристов, о чем составляют соответствующий акт. Суда в начальных пунктах рейса подаются для посадки на туристических линиях за 2 часа до отправления.
Пароходством и турфирмой до начала круиза разрабатывается общий порядок дня. Соблюдение установленного внутреннего распорядка на судне обязательно для всех пассажиров и обслуживающего персонала. Регистрация туристов призводится руководителем круиза до их посадки на судно в помещении речного вокзала.
До начала посадки руководитель круиза обязан предъявить кассе вокзала копию поручения внесенных платежей и после регистрации туристов за 30 мин. до отправления судна – справку о количестве туристов, прошедших регистрацию на данный рейс с указанием категорий пассажирских мест.
В начале туристического рейса капитан судна, руководитель круиза с участием помощника капитана, директора ресторана, судового медика проводят беседу с туристами о целях и условиях поездки, правилах поведения на судне, на берегу во время экскурсий и купаний и т.д. На борту теплохода туристам предоставляются различные виды услуг.
Бесплатными услугами обычно бывают: пользование музыкальными, читальными салонами; кинозалом для проведения собраний и концертов; телевизором в салоне для просмотра транслируемых телепрограмм; шезлонгами и лежаками; солярий; оказание первой медицинской помощи.
Дополнительные услуги с оплатой за наличный расчет:
Питание туристов производится в судовых ресторанах согласно заявке. Туристическая бригада на речных круизах питается с туристами, и заказ питания включается в общую заявку.
Древний тезис "хлеба и зрелищ", который, присутствовал еще и в дохристианские времена, во второй своей части наиболее ярко проявляется в круизном туре. Нахождение несколько дней и более на пространстве, ограниченном габаритами судна, большого количества туристов, которое доступно для них лишь в незначительной части судовых помещений (каюты, салоны отдыха, прогулочные палубы, рестораны), в состоянии безделья и при отсутствии телевизора, пробуждает практически у всех туристов потребности интенсивного развлечения и общения.
Экскурсионные программы лишь частично поглощают время и энергию, созерцание в бинокль медленно проплывающих мимо берегов достаточно быстро надоедает. К услугам туристов библиотека, постоянные развлекательные программы, лекции по истории и иной тематике в зависимости от характера преобладающей группы туристов (национальность и язык, уровень образования, возраст, интересы), палубы для отдыха. Постоянно организуются праздники с участием артистов и всех туристов, например "праздник Нептуна", игры, танцы, кино, выдумки и "развлекаловки" аниматоров и др. Предусматриваются зеленые стоянки с непременным пикником на природе и шашлыком. Возможности для организации активных видов отдыха на самих речных судах, по сравнению с морскими гигантскими круизными лайнерами, на которых есть даже поля для мини-гольфа, значительно ограничены. Тем не менее, изобретательность организаторов речных круизов доставляет туристам массу удовольствия и развлечений.4
Итак, речные круизы – это довольно сложно организованный отдых на воде. Организация отдыха на реках России во многом отличается от Европы, но их роль в общем объеме туристского потока растет, что заставляет туроператоров тянуться к европейскому уровню. Речным круизам присущи: уникальные свойства туристского продукта, которые позволяют в сжатые сроки ознакомиться с неповторимыми природными и историческими местами. Именно поэтому круизы становятся все более популярными среди туристов.
ГЛАВА II: РЕЧНОЙ ТУРИЗМ В РОССИИ
Россия обладает уникальными возможностями для речных путешествий. Реки, озера и каналы в Европейской части России позволили соединить Балтийское, Белое, Азовское, Черное и Каспийское моря, а Москва стала портом пяти морей. Кроме того, для туристских путешествий используются каналы: Беломоро-Балтийский (227 км); Волго-Балтийский (361 км); Волго-Донской (101 км). Практически 80% круизного речного флота сконцентрировано на маршрутах между Москвой и Санкт-Петербургом.5
2.1 Речные круизы в России
В 1959 г. Центральный совет по туризму и экскурсиям ВЦСПС организовал первый речной маршрут. За ту навигацию 10 судов перевезли 12 тыс. путешественников. К сегодняшнему дню эта цифра составляет более 1 млн. человек. Почти 150 тыс. км голубых дорог страны освоено ныне туристами. На них работает 700 гидротехнических сооружений, в том числе 122 шлюза. На российском рынке речных судов известны фирмы: "Паллада" - круизы по Волге и Волго-Балтийскому каналу, "Сварог" и некоторые другие. Формы сообщений.
Пассажирские перевозки по рекам России осуществляют 20 пароходств, подведомственных Министерству речного флота России: Волжское объединенное, Московское, Камское, Северо-западное, Западно-Сибирское, Восточно-Сибирское, Волго-Донское, Верхне- Иртышское, Иртышское, Енисейское, Северное, Амурское, Бельское, Донское, Кубанское, Западное, Сухонское, Вятское, Печорское, Беломоро-Онежское. Кроме того, перевозки туристов осуществляют пароходства Министерств речного флота других сопредельных государств (Украины, Молдавии, Казахстана), с которыми работают туроператоры России.
Водные маршруты активно используются для пассажирских перевозок и туристских целей. Водный речной транспорт в России выполняет объем пассажирских перевозок 21 млн. чел. в год. Водные виды отдыха весьма популярны. Широко используются возможности для индивидуальных путешествий и туризма, в том числе на различного рода лодках, яхтах, речных круизных и экскурсионных судах. Плавание по каналам и водным системам позволяет получить туристам спокойный отдых, преодоление шлюзов вносит разнообразие и всегда привлекает внимание туристов, провинциальная жизнь в городах и селениях развлекает, имеются широкие экскурсионные возможности посещения объектов туристского интереса в прибрежных территориях – природных, исторических достопримечательностей, социокультурных объектов.