Роль железнодорожного транспорта в поддержании равновесия и эффективного состояния национальной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 21:04, курсовая работа

Краткое описание

Причиной этому явилось развитие промышленности, прежде всего металлургической и горнодобывающей. Заметно стала возрастать потребность в массовых перевозках железной руды, угля, лесных и строительных материалов. Одновременно шли позитивные процессы разделения труда и специализации отдельных территориально удаленных экономических зон страны сельскохозяйственного и ремесленного производств, что заметно ускорило развитие торговли, активизировало деловое общение населения. Серьезным препятствием для дальнейшего роста промышленности и сельского хозяйства, а также развития товарообмена в России было неудовлетворительное состояние транспорта.

Содержание

1. Вступление стр.3

2. Из истории развития железнодорожного транспорта России стр.4-8

3. Роль железнодорожного транспорта в стр.9-12
национальной экономике стран

4. Основные проблемы железнодорожного стр.13-17
транспорта и пути их решения


5. Заключение стр.18-1

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая экон.doc

— 341.00 Кб (Скачать файл)

      В предвоенный  период произошло улучшение экономической  деятельности железных дорог и особенно – в планировании перевозок. Активно велась работа по внедрению хозяйственного расчета на железнодорожном транспорте. Этому способствовал введенный еще в 1936 г. порядок финансирования железных дорог.

 

 

К началу Великой Отечественной войны железные дороги страны по-

прежнему оставались основным видом транспорта. В общем  грузообороте их

доля в 1940 г. достигла 85,1%.9

      В годы  Великой Отечественной Войны  было завершено строительство отдельных участков Большой московской окружной дороги; быстрыми темпами велись работы на линиях Котлас–Воркута, Кизляр–Астрахань; введена в эксплуатацию Северо-Печорская железная дорога, а также линия Ахтуба–Паромная. Особое значение приобрело сооружение дороги Гурьев–Кандагач (517 км) в 1942 г., позволившее кратчайшим путем с перевалкой через Каспийское море перевозить грузы с Урала и Сибири на Кавказ и обратно.

     В 1942 г. было закончено сооружение под Ленинградом небольшого, но

важного звена Дороги жизни: Войвокало–Кобона–Коса. Железнодорожная линия Шлиссербург–Поляны длиной 33 км вошла в летопись Великой Отечественной войны как Дорога Победы. Эта линия позволила восстановить транспортную связь Ленинграда со страной через Волховстрой, Тихвин и Вологду. Всего за период с 1941 по 1943 гг. было проложено более 9 тыс. км новых железных дорог; в 1945 г. по сравнению с 1940 г. эксплуатационная длина сети увеличилась на 6,8 тыс. км10

      На развитие  и восстановление железных дорог  в послевоенное время было  выделено 16% всех капиталовложений  в народное хозяйство страны.

      1955–1977 характеризуются активным внедрением  новых типов локомотивов: тепловозов  и электровозов, начало 80-х гг. характеризуется  развитием технологии пропуска  поездов повышенного веса и  длины. 

      Проводимая  в 2000 ые годы реформа управления железнодорожным

транспортом и внедрение  элементов рыночного хозяйствования в различных

сферах деятельности в определенной степени улучшили ситуацию на транс-

порте и позволили  сдерживать уровень тарифов.

      Исторический  и практический опыт организации работы российских железных дорог показывает, что эффективное управление этим специфическим транспортным комплексом в нашей стране возможно только при соответствующей централизации управления перевозочным процессом и при сохранении значительной доли государственной собственности на средства транспорта. В этой связи экономическая политика в области транспорта должна быть направлена на поиск оптимального сочетания централизации и децентрализации, рыночных отношений и регулирующей роли государства.

   

 

 

 

 

 

 

  1. Роль железнодорожного транспорта в национальной экономике страны.

  

      Ведущим транспортом в транспортной системе России является железнодорожный транспорт, т.к он имеет технико-экономические преимущества над другими видами транспорта, а так же пропускной, проводной способностью железной дороги. Так же географическими особенностями нашей страны. Протяженность железных дорог в России (87 тыс. км.) меньше чем в США и Канаде, но работа, выполняемая ими, больше, нежели в других странах мира, поэтому необходимо уделять особое внимание состоянию и качеству железнодорожных линий. Главная задача железных дорог России – обеспечить надежную транспортную связь европейской части страны с её восточными районами. Нужно отметить, что важнейшие транспортные линии перегружены. Средняя скорость движение на железных дорогах около 30 км/ч и постоянно снижается. Наиболее густая и разветвленная сеть железных дорог расположена в европейской части Российской Федерации.

      Железные  дороги РФ, располагая 11–12% общей  протяженности железных дорог  мира, выполняют более 50% грузооборота  железных дорог. «Железные дороги  обслуживают 1,2 млн. работников, магистральные пути составляют 87 тыс. км (из 158 тыс. км) – 19 региональных железных дорог, которые относятся к федеральной собственности. Железные дороги перевозят ежегодно около 1 млрд. т груза и 120 тыс. контейнеров, что составляет 30%1 грузооборота страны.11

      Одним из преимуществ железнодорожного транспорта является возможность его ритмичного использования в любое время суток и в любое время года в отличии от речного и авиационного видов транспорта. Основными конкурентами железнодорожного транспорта на рынке пассажирских перевозок в дальнем сообщении являются авиакомпании и автоперевозчики. Их доля на рынке составляет соответственно 53% и 4,8% от общего объема отправления пассажиров. Доля железнодорожного транспорта составляет 42%. 12 

      Эффективность использования железнодорожного транспорта выражается в его высоких скоростях подвижного вагонопотока, универсальности, мобильности.

      В экономике  России железнодорожный транспорт  играет одну из важных ролей, т.к доля железнодорожных перевозок в общем грузообороте превышает 80%. Для большинства отправителей значимых и массовых грузов, таких как нефть, лес, уголь, руда и тд. перевозка по железной дороге является единственной альтернативой.

                                                          

Вид транспорта

2009

2010

%

Доля видов  транспорта в общем грузообороте

2009, %

2010, %

Грузооборот транспорта

4 444,8

4 752,5

+6,9

100,0

100,0

в том числе:

  • железнодорожного*

1 865,3

2 011,3

+7,8

42,0

42,3

  • автомобильного

180,1

199,2

+10,6

4,0

4,2

  • морского

98,4

101,0

+2,6

2,2

2,1

  • внутреннего водного

52,7

54,3

+3,1

1,2

1,2

  • воздушного (транспортная авиация)

3,6

4,7

+32,0

0,1

0,1




                                                               

 

Грузооборот по видам  транспорта13

 

 

Вклад грузооборота видов транспорта в общий прирост грузооборота транспортной системы страны, 2010 г. 14

 Железные дороги, по сравнению с другими видами транспорта в меньшей степени воздействуют на окружающую среду и имеют меньшую энергоемкость перевозочной работы. Общепризнанными преимуществами железных дорог перед другими видами транспорта являются экономичность (сравнительно низкая стоимость перевозок), ресурсосберегаемость, экологическая предпочтительность (с точки зрения шума и сохранности окружающей среды), безопасность движения.

Технико-экономические  особенности и преимущества железнодорожного транспорта заключаются в следующем:

возможность сооружения на любой сухопутной территории, с помощью мостов, тоннелей и паромов - осуществления железнодорожной  связи и с разделенными, в том числе островными, территориями (как, например, между материком и островом Сахалин);

массовость  перевозок и высокая провозная  способность железных дорог;

универсальность использования для перевозок  различных грузов и возможность  массовых перевозок грузов и пассажиров с большой скоростью;

регулярность  перевозок независимо от времени  года, времени суток и погоды;

возможность создания прямой связи между крупными предприятиями по подъездным путям  и обеспечение доставки грузов по схеме «от двери до двери» без дорогостоящих перевалок;

по сравнению  с водным транспортом, как правило, более короткий путь перевозки грузов;

сравнительно  невысокая себестоимость перевозок  по сравнению с другими видами транспорта, кроме трубопроводного.

Финансовые показатели РЖД по МСФО в 2005—2010 годах

Показатели

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Выручка

749 млрд руб

877,9 млрд руб

1,016 трлн руб

1,203 трлн руб

1,126 трлн руб

1,334 трлн руб

Операционные  расходы

   

684,7 млрд руб

821,5 млрд руб

1,089 трлн руб

1,013 млрд руб

1,135 млрд руб

Операционная  прибыль

   

194,7 млрд руб

194,6 млрд руб

113,9 млрд руб

113,3 млрд руб

198,9 млрд руб

EBITDA

       

267,5 млрд руб

           

Чистая прибыль

114 млрд руб

139,8 млрд руб

144,9 млрд руб

76,4 млрд руб

121,3 млрд руб

208,3 млрд руб


 

  1. Основные проблемы железнодорожного транспорта и пути их решения.

 Одной  из важнейших составных частей  производственной инфраструктуры  Российского транспорта являются  железные дороги, в которой особо  выделяются ряд проблем и недостатков:

- недостаток  инвестирования железнодорожного  транспорта

- несвоевременное  замещение выбывающих и изношенных основных производственных фондов;( Состояние подвижного состава, практически не обновлявшегося все 1990-е годы, ставило под вопрос перспективы роста грузопотока: по данным ОАО «Российские железные дороги» за прошлый год, износ парка тепловозов составил 84,2%, грузовых вагонов — 85,9%15)

- низкое качество  транспортного обслуживания, неудовлетворительное  состояние сервисных услуг

- недостаточный уровень безопасности функционирования железнодорожного транспорта

- низкая конкурентноспособность  железнодорожного транспорта на  международном и внутреннем рынке  транспортных услуг

- низкий уровень  развития телекоммуникаций, информатизации  и связи для создания единого информационного пространства

- физическое  и моральное старение технических  средств. Средний износ основных  фондов магистрального железнодорожного  транспорта составляет 59%, а по  тепловозам и грузовым вагонам  – более 80%5.

- критический уровень заполнения пропускных способностей на ряде важнейших участков. Протяженность «узких мест» по пропускной способности уже составляет около 8 тыс. км, а это почти 30% основных грузонапряженных направлений сети железных дорог.

- существенное  отставание отечественной железнодорожной техники и технологий от уровня передовых стран мира из-за низкого уровня инвестиций в железнодорожный транспорт последние два десятка лет.

- отсутствует  необходимая комплексность в  координации развития с другими  видами транспорта.

- отсутствие  крупномасштабного железнодорожного  строительства в России.

 

      Однако, Российское правительство и совет директоров РЖД учитывая недостатки и проблемы работы железнодорожного транспорта стараются предпринимать меры и разрабатывают эффективные программы для развития железнодорожного транспорта.

- ОАО «РЖД» по-прежнему планирует производство новых высокоскоростных электропоездов на территории России в сотрудничестве с иностранными компаниями. Ведутся переговоры с мировыми лидерами в этой области.   .

(-подписание 7 летнего контракта с Канадской компанией Bombardier на разработку и поставку локомотивов на электрической тяге;

  -В мае  2006 года РЖД и немецкий концерн  подписали контракт стоимостью 276 млн евро на поставку высокоскоростных поездов Velaro RUS — модификация для российских железных дорог. Скоростные поезда Velaro RUS базируются на платформе Siemens для высокоскоростных поездов Velaro,Преимущество платформы Velaro в том, что все тяговое оборудование размещается в подвагонном пространстве поезда. Это позволяет на 20% увеличить количество сидячих мест для пассажиров.

  - между РЖД и французской компание Alstom было подписано соглашение о создании совместного предприятия по выпуску двухэтажных пассажирских вагонов. Доля российской компании в новой компании РЖД-Alstom DV составит 51%, оставшиеся 49% будут принадлежать Alstom Transport. Переговоры о закупке двухэтажных вагонов были начаты «Российскими железными дорогами» (РЖД) еще в 2007 году — их использование прописано в Концепции развития железнодорожного транспорта. В РЖД потребность в таких вагонах оценивают в 1210 штук до 2015 года. Ранее пассажирские вагоны данного типа в России не производились.Стоимость одного такого вагона оценивается примерно в 1,5–2 млн евро, в нем предусмотрены сидячие места на первом ярусе и спальные — на втором. Использование двухэтажных вагонов позволит увеличить населенность поездов на 40–60% при той же длине состава. Основное требование к ним — пригодность для эксплуатации на скорости 160–200 километров в час, то есть на обычных скоростных железнодорожных линиях16.                    )

  -К 2030 году железнодорожная сеть регионов центральной Сибири расширится на тысячи километровВ основе всего этого — реконструкция и обновление производственной базы Красноярской железной дороги Сейчас общее количество бесстыкового пути на Красноярской железной дороге превышает 1 тыс. км (это чуть меньше четверти развернутой длины). Простой вагонов при этом уменьшился за три года с 17 до 11 часов. Ожидается, что чистый доход дороги от эксплуатации новейших систем автоматизации технологических процессов на сортировочной станции к 2012 году достигнет 330 млн рублей.К 2015 году — началу активного освоения природно-сырьевой и промышленной базы Нижнего Приангарья — на КрасЖД ожидают увеличения грузопотока на направлении Решоты-Карабула, с 5 до 12 млн тонн ежегодно.В рамках проекта промышленного освоения Нижнего Приангарья на севере Красноярского края будет построена 40-километровая железнодорожная линия Карабула–Ярки, а затем и мостовой переход через Ангару. Также в границах КрасЖД планируется возведение двух крупных железнодорожных линий — Кызыл–Курагино (протяженность — более 450 км) и Северо-Сибирской железной дороги (протяженность — 2 тыс. км). Речь идет о грузообразующих линиях, необходимых для обеспечения новых месторождений полезных ископаемых и промышленных зон.17

Информация о работе Роль железнодорожного транспорта в поддержании равновесия и эффективного состояния национальной экономики