Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 04:47, лекция
Теория механизмов и машин есть наука, изучающая строение, кинематику и динамику механизмов в связи с их анализом и синтезом. Первая группа проблем теории механизмов посвящена исследованию структурных, кинематических и динамических свойств машин, т.е. анализу. Движение механизмов зависит от их строения и сил, действующих на них. Поэтому удобно проблемы анализа разбить на три составные части: структурный, кинематический и динамический. Классификация механизмов по их структуре является одни из основных разделов курса «Теория механизмов и машин». Это позволяет создать единый метод кинематического и кинетостатического исследования механизмов.
Различают следующие кинематические цепи (Рис.4.)
Рис 4 .
замкнутая (Рис.4в, д) – кинематическая цепь, звенья которой образуют один или несколько замкнутых контуров;
открытая (незамкнутая) (Рис.4.а, б, г) – кинематическая цепь, в которой имеются звенья, входящие в одну кинематическую пару (такие кинематические цепи применяют в механизмах роботов, манипуляторов, приборов и землеройных устройств);
простая – кинематическая цепь, в которой каждое звено входит не более чем в две кинематические пары (Рис4.а, в);
сложная – кинематическая цепь, в которой имеется хотя бы одно звено, входящее более чем в две кинематические пары (Рис.4.б, г, д);
плоская – кинематическая цепь, в которой при закреплении одного из звеньев, все другое совершат плоское движение, параллельное одной и той же неподвижной плоскости;
пространственная – кинематическая цепь, в которой точки звеньев перемещаются по плоским траекториям, лежащим в пересекающихся плоскостях.
Замкнутые, неизменяемой конфигурации контуры кинематической цепи, которые входят в одно звено, на структурных схемах заштриховываются.
Звенья, входящие только в одну кинематическую пару называются поводками.
Элементы кинематических пар (кинематические пары) звеньев, которыми они впоследствии присоединяются к другим кинематическим цепям или звеньям, называются внешними .
Механизм, звенья которого входят только в низшие кинематические пары - вращательные, поступательные, цилиндрические или сферические – называется рычажным.
Механизм, звенья которого образуют только вращательные пары, называется шарнирным.
Шарнирный четырёхзвенник, в состав которого входят кривошип и коромысло, называется кривошипно-коромысловым.
Частными случаями этого механизма является двухкоромысловый и двухкривошипный механизмы, в состав которых соответственно входят либо два коромысла, либо два кривошипа.
Рычажный четырехзвенный механизм, в состав которого входят кривошип и ползун, называется кривошипно-ползунным.
Рычажный четырехзвенный механизм, в состав которого входят коромысло и ползун, называется коромыслово-ползунным.
Рычажный четырёхзвенный механизм, в состав которого входит кулиса, называется кулисным.
Механизм, звенья которого образуют только поступательные пары, называется клиновым.
Механизм, в состав которого входит кулачок, называется кулачковым.
1.6 Структурная и кинематическая схема механизма
Для проведения структурного анализа механизма составляется его структурная схема. Схемы являются одним из видов конструкторской документации и выполняются с помощью специальных условных графических обозначений, позволяющих показать необходимые элементы и связи между ними.
Структурная схема – графическое изображение механизма, выполненное с использованием условных обозначений рекомендованных ГОСТ или принятых в специальной литературе, содержащее информацию о числе и расположении элементов (звеньев, групп), а также о виде и классе кинематических пар, соединяющих эти элементы. В отличие от кинематической схемы механизма, структурная схема не содержит информации о размерах звеньев и вычерчивается без соблюдения масштабов. Может изображаться графически, либо буквенно-цифровой записью. Она значительно упрощает понимание исследуемого механизма.
Структурная схема механизма, выполненная в определённом масштабе с указанием размеров звеньев, необходимых для кинематического анализа механизма, называется кинематической схемой.
В теории механизмов и машин принято пользоваться понятием масштабного коэффициента.
Масштабным коэффициентом называется отношение численного значения физической величины в свойственных ей единицах системы СИ к длине отрезка в мм, изображающего эту величину на чертеже. Масштабный коэффициент длины:
μl = lAВ / АВ (1)
где lАВ – длина кривошипа в метрах;
АВ – отрезок, изображающий кривошип на чертеже, в миллиметрах.
1.7 Степень подвижности
Составив кинематическую схему механизма и определив число подвижных звеньев, число и типы кинематических пар, необходимо определить степень подвижности механизма.
Подвижность кинематической цепи – это определенность движения звеньев по отношению к одному из них – неподвижному звену, именуемому стойкой. Определенность движения звеньев предполагает строгую повторяемость их траекторий движения и является обязательным свойством кинематической цепи любого реального устройства, так как в противном случае управление устройством невозможно.
За обобщенную координату в плоских механизмах, как правило, принимают угол поворота входного звена φ и следовательно, если задавать ее изменение во времени, то можно получить вполне определенное движение звеньев такой кинематической цепи, называемой механизмом. Таким образом, количество входных звеньев определяется степенью подвижности механизма.
Понятие о степенях подвижности относится не к реальным механизмам, а к их идеализированным моделям. Идеализация состоит в том, что звенья механизма, являющиеся твёрдыми телами, считают абсолютно твёрдыми, жидкие звенья – несжимаемыми, гибкие – нерастяжимыми. Соединения звеньев (кинематические пары) также принимают идеальными (отсутствие зазоров в шарнирах, качение без скольжения во фрикционных передачах и т.п.). Для такого идеального механизма понятие «степень подвижности» равносильно принятому в теоретической механике понятию «число степеней свободы». (Числом степеней свободы является число независимых параметров, однозначно определяющих положение всех звеньев механизма в пространстве либо на плоскости).
Степень подвижности плоских механизмов определяется по формуле П.Л. Чебышева:
W = 3·n – 2·p5 – p4 (2)
где: W – степень подвижности механизма;
n – число подвижных звеньев механизма;
Р5 – число кинематических пар пятого класса;
Р4 – число кинематических пар четвёртого класса.
В кривошипно-ползунном механизме (Рис. 5) три подвижных звена: кривошип – 2, шатун – 3, ползун – 4 и три кинематические пары пятого класса: вращательные – О(1-2), А(2-3), В(3-4), и поступательная пара В*(4-1) т.е.n=3;Р5=4;Р4=0.
Рис.5 Схема кривошипно-ползунного механизма.
По формуле (1) получаем: W=l. В данном механизме одно входное звено.
1.8 Структурная классификация механизмов
Структурной классификацией механизмов называется разделение их на группы и классы по общности структуры.
Впервые научно обоснованная, рациональная классификация плоских механизмов была предложена в 1914 году русским учёным Л.В. Ассуром. Дальнейшее развитие структурная классификация плоских механизмов получила в работах И.И. Артоболевского.
Классификация механизмов по Ассуру-Артоболевскому позволяет для механизмов, отнесённых к одному и тому же классу, применять методику кинематического и силового анализа, разработанную специально для этого класса механизмов.
Согласно этой классификации, механизм может быть образован путём присоединения к начальному звену (или начальным звеньям) и стойке некоторых кинематических цепей.
Каждое начальное звено, входящее в кинематическую пару со стойкой (вращательную или поступательную) условно называют начальным механизмом. Начальный механизм принято считать механизмом первого класса и первого порядка.
Примерами начальных механизмов являются механизмы электродвигателей и генераторов, центробежных насосов, вентиляторов молотов, гидро – и пневмоцилиндров.
Кинематические цепи, обладающие нулевой подвижностью относительно внешних кинематических пар и не распадающиеся на более простые цепи, удовлетворяющие этому условию, называются структурными группами Ассура.
Структурные группы Ассура не влияют на подвижность механизма, они изменяют его структуру и законы движения звеньев.
В группы Ассура входят только низшие кинематические пары, поэтому степень подвижности группы определится по формуле:
W = 3·n - 2·р5 = 0. (3)
Отсюда следует, что зависимость числа кинематических пар Р5 от числа звеньев n имеет вид:
(4)
Чтобы из механизма выделить структурные группы, необходимо помнить их основные признаки, вытекающие из определения:
а) число звеньев в группе Ассура должно быть чётным, а число кинематических пар кратно трём, (Табл.3)
Таблица 3. Соотношение
числа звеньев и числа
n |
2 |
4 |
6 |
… |
р5 |
3 |
6 |
9 |
... |
б) степень подвижности группы всегда равна нулю;
в) степень подвижности оставшейся части механизма при отсоединении групп Ассура не должна изменяться.
Группы Ассура подразделяются на классы, порядки и виды.
Простейшая структурная группа Ассура, состоящая из двух звеньев и трёх кинематических пар называется группой II класса второго порядка, двухповодковой группой или диадой. Поводком называется звено, входящее в группе в две кинематические пары, одна из которых свободная и служит для присоединения к одному из подвижных звеньев механизма или к стойке.
Порядок структурных групп определяется числом поводков. Все группы II класса 2 порядка делятся на пять видов (модификаций) в зависимости от сочетания и взаимного расположения вращательных и поступательных кинематических пар в группах. Примеры группы II класса 2 порядка всех модификаций приведены в таблице 4.
Таблица 4. Классификация двухповодковых групп Ассура
Класс |
Схемы структурных групп Ассура |
Порядок | ||||
Виды (модификации) групп Ассура | ||||||
II |
при АВ=0 |
при АВ=0 |
при АВ=ВС=0 |
2 | ||
1 ВВВ |
2 ВВП |
3 ВПВ |
4 ПВП |
5 ВПП |
Более сложные группы Ассура получают методом развития поводка, который заключается в том, что один из поводков, например ВС, заменяется базисным звеном (BCD) рис.6, а затем к свободным шарнирам С и D присоединяются два поводка. Такая группа называется трёхповодковой или группой III класса 3 порядка.
Рис. 6
По классификации И.И. Артоболевского класс группы Ассура выше второго определяется числом кинематических пар, образующих наиболее сложный замкнутый контур (таблица 5).
Таблица 5. Классификация сложных групп Ассура
Класс |
Схемы структурных групп Ассура |
Порядок | |
III |
3 | ||
4 | |||
IV |
2 | ||
|
3 | ||
V |
|
3 | |
|
4 |
Продолжение таблицы 5
Класс |
Схемы структурных групп Ассура |
Порядок |
III |
5 | |
IV |
4 | |
V |
4 | |
V |
3 | |
VI |
4 | |
VII |
5 |
Класс механизма определяется наивысшим классом группы Ассура, которая входит в его состав.
Произвести структурный анализ - это значит установить, из каких начальных механизмов и групп Ассура состоит данный механизм, в какой последовательности эти группы звеньев присоединены друг к другу, определить класс и порядок механизма. Результаты структурного анализа механизма зависят в общем случае от того, какое из звеньев исследуемого механизма принято в качестве входного.