Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 20:20, курсовая работа
Сцепление Т-150, как впрочем, и любое другое, это специальный механизм, который служит для передачи вращения трансмиссии от силового агрегата (двигателя) транспортного средства. Сцепление можно плавно включать и выключать, тем самым обеспечивая плавное начало движения автомобиля илитрактора с места и делая переключение передач бесшумным. Сцепление является обязательным элементом транспортного средства, оснащенного двигателем внутреннего сгорания, и предназначается для его соединения с коробкой передач.
1.Введение
2. Устройство муфты сцепления трактора Т-150
2.1 Назначение
2.2 Устройтсво
3. Техническое обслуживание
4. Регулировка муфты сцепления и тормозка
5. Возможные неисправности
5.1 Ремонт
3. Пробуксовывание дисков (машина плохо «тянет» при нормальной работе двигателя), часто сопровождаемое запахом горящих фрикционных накладок, может быть вызвано нарушением регулировки, замасливанием и изнашиванием дисков, потерей упругости и поломкой пружин. Если пробуксовывание не удается устранить регулировкой, то диски промывают, пользуясь указаниями завода-изготовителя. Когда промывка не помогает, сцепление ремонтируют.
4. Чрезмерно большое усилие,
необходимое для выключения
Техническое обслуживание сцепления заключается в периодической смазке, проверке и подтяжке резьбовых соединений и проведении регулировок.
При ТО-1 (125 моточасов) нужно смазывать . выжимной подшипник смазкой "ЛитОЛ-24", "Солидол С" или "Солидол Ж" через масленку, которая находится или на кожухе сцепления и связана гибким шлангом с подшипником, или на корпусе отводки.
При ТО-2 (240 для старых моделей и моточасов работы для новый моделей) производятся следующие работы по проверке и регулировке сцепления.
В тракторах Т-150 проверяют свободный ход педали - это основной показатель правильности регулировки сцепления и тормозка. (Свободный ход педали сцепления должен быть 30-40 мм, что соответствует зазору 3 мм между выжимным подшипником и отжимными рычагами. Зазор между подшипником и головкой каждого отжимного рычага не должен отличаться один от другого более чем на 0,3 мм.
Управление сцеплением и тормозком сблокировано. Для их регулировки отсоединяют тягу тормозка от рычага . Освобождают педаль от воздействия пружины сервоустройства, для чего ввертывают болт до упора в кронштейн и ослабляют болты для возможности перемещения кронштейна .
Изменяя длину тяги , устанавливают свободный ход педали 30-40 мм. Придают кронштейну крайнее верхнее положение, поворачивая его вокруг оси до упора в болт, и затягивают болты крепления кронштейна. Вывертывая болт, возвращают педаль в исходное положение до упора в ролик. Если педаль переместить на величину свободного хода, пружина должна возвратить ее в первоначальное положение.
Для регулировки тормозка отсоединяют тягу от рычага и поворачивают его против часовой стрелки до упора. В этом положении соединяют временно тягу с рычагом, а затем укорачивают длину тяги на мм. Вновь соединяют тягу с рычагом, зашплинтовывают палец, надежно затягивают контргайки.
Если сцепление подвергалось разборке, то положение отжимных рычагов нарушается. Поэтому их необходимо отрегулировать при помощи регулировочных винтов так, чтобы расстояние от места контакта рычагов с подшипником отводки до торца ступицы опорного диска составляло 12±0,5 мм. Разность этого размера для отдельных рычагов не должна превышать 0,3 мм. После регулировки винты стопорят контргайками.
4. Регулировка муфты сцепления и тормозка
На тракторах
устанавливается муфта
ная, однодисковая, постоянно замкнутая.
Ведущая часть муфты сцепления – нажимной диск 20 (см. рисунок
59) с кожухом устанавливается на маховик 22 двигателя и крепится к
нему болтами.
Ведомая часть – диск ведомый 21 с демпфером 23 пружинно-фрик-
ционного типа с упругим креплением одной из фрикционных накладок.
Устанавливается между маховиком 22 и нажимным диском 20.
Механизм выключения муфты сцепления состоит из муфты 19 вы-
ключения сцепления, вилки выключения 3, валиков 18, 25 и тяги 24, со-
единяющей оба валика.
В муфте сцепления применен механизм выключения с оригинальной
конструкцией запорного устройства, особенности которого необходимо
учитывать при установке и снятии муфты с двигателя. Порядок установки и снятия муфты сцепления с двигателя описан в прилагаемом к трактору
руководстве по эксплуатации двигателя.
Рисунок 58 – Привод управления и муфта сцепления трактора Т-150-05-09
1 – педаль; 2 – пол кабины; 3 – вилка выключения сцепления; 4 – пятачок;
5, 11, 13 – контргайки; 6 – пневмокамера; 7 – шток; 8 – рычаг педали; 9 – пружина
оттяжная; 10, 16 – вилка; 12, 24 – тяга; 14 – сервомеханизм; 15 – рычаг; 17 – крыш-
ка люка; 18, 25 – валики; 19 – муфта выключения сцепления; 20 – диск нажимной;
21 – диск ведомый; 22 – маховик; 23 – демпфер; 26 – гайка регулировочная тор-
мозка; А – размер (свободный ход педали – 35 – 40 мм); Б – размер (18 – 19мм);
В– зазор (3,6 – 4 мм)
Привод управления муфтой сцепления – дистанционный с пневмати-
ческим усилителем и состоит на тракторе ХТЗ-150-05-09 из педали 1, тяги
12 с вилкой 10, сервомеханизма 14, пневмокамеры 6 и оттяжной пружины
9, на тракторе ХТЗ-181 из педали 9 (см. рисунок 59), троса дистанционно-
го управления 4 с вилками 3 и 12, кронштейна 15, рычага 24, тяги 21 с
вилкой 23, сервомеханизма 16, пневмокамеры 17 и двух оттяжных пру-
жин 1 и 10.
Во время работы двигателя не держите ногу на педали привода
управления муфтой сцепления, так как это приводит преждевременному
износу фрикционных накладок ведомого диска, выходу из строя выжим-
ного подшипника и кольца отжимных рычагов.
Правильно отрегулированная муфта сцепления во включенном состо-
янии не должна пробуксовывать и при нажатии на педаль должна полно-
стью выключаться
Рисунок 59 – Привод управления муфтой сцепления трактора ХТЗ-181
1, 10 – пружины; 2 – зацеп пружины; 3, 6, 12, 23 – вилки; 4 – трос дистанционного
управления; 5, 18, 22 – контргайки; 7 – рычаг валика механизма блокировки пере-
ключения диапазонов; 8 – риска; 9 – педаль; 11 – упор педали; 13,19 – гайки;
14 – пол кабины; 15 – кронштейн; 16 – сервомеханизм; 17 – пневмокамера; 20 – тя-
га механизма блокировки переключения диапазонов; 21 – тяга привода управления
муфтой сцеплением; 24 – рычаг привода управления муфтой сцеплением;
Для нормальной работы муфты сцепления при ее включенном поло-
жении зазор В (см. рисунок 59) между вилкой 3 выключения сцепления и
муфтой 19 выключения сцепления должен быть в пределах 3,6-4 мм. По
мере износа фрикционных накладок ведомого диска 21 зазор В уменьша-
ется или совсем исчезает, в результате чего муфта сцепления пробуксо-
вывает и происходит интенсивный износ фрикционных накладок, а также
выход из строя выжимного подшипника.
При слишком большом зазоре (более 5 мм) муфта сцепления выклю-
чается не полностью, что также приводит к быстрому износу фрикцион-
ных накладок ведомого диска и накладки колодки тормозка и затрудне-
нию переключения диапазонов коробки передач, в особенности при тро-
гании трактора с места.
Регулировку и работу привода управления муфтой сцепления прове-
ряйте при давлении воздуха в пневматической системе трактора не менее
0,5 МПа (5 кгс/см2
). Лампа контроля давления сжатого воздуха в пневмо-
системе на панели приборов водителя не должна гореть.
Величину зазора В регулируйте изменением длины тяги 12, в следу-
ющей последовательности:
- снимите крышку 17 люка корпуса муфты сцепления;
- отпустите контргайки 11 и 13 тяги 12;
- для увеличения зазора вворачивайте тягу 12, или выворачивайте ее
для уменьшения зазора;
- выжмите и
отпустите педаль привода
- проверьте зазор В щупом;
-затяните контргайки 11 и 13, снова проверьте зазор В щупом.
Если невозможно восстановить указанный зазор изменением длины
тяги 12 (вилка 3 упирается в муфту 19 выключения) отрегулируйте пер-
воначальное положение вилки 16 пневмокамеры 6. Для этого:
- отпустите контргайку 5 и выньте палец, соединяющий вилку 16 с
рычагом 15;
- убедитесь, что рычаг 15 занимает крайнее положение по направле-
нию к двигателю, при этом вилка 3 выключения будет упираться в пятач-
ки 4;
- вращением вилки 16 выставьте размер Б, равный 18-19 мм;
- вытяните шток 7 из пневмокамеры 6 и соедините вилку 16 и рычаг
15 пальцем;
-законтрите вилку 16 гайкой 5;
- выставьте зазор Ввращением тяги 12.
На тракторе Т-150-05-09 допускается регулировать зазор В по сво-
бодному ходу А педали, равному 35-40 мм, при отсутствии давления воз-
духа в пневмосистеме.
После регулировки зазора между вилкой 3 выключения и муфтой 19
выключения сцепления проверьте и, при необходимости, отрегулируйте
тормозок как указано ниже.
Для проверки и регулировки зазора между шкивом 3 (см. рисунок 60)
вала муфты
сцепления и фрикционной
полностью выключите муфту сцепления (нажмите на педаль), а затем
гайкой 2 болта тормозка отрегулируйте зазор А между торцами бонки
тормозной колодки 5 и гайки 2. Для этого отверните гайку 2 до полного
выхода ее выступа из паза бонки колодки тормозка (до прекращения
щелчков), а затем заверните ее на 2-3 щелчка.
Замену троса 4 (см. рисунок 59) дистанционного управления на трак-
торе ХТЗ-181 проводите
в следующей
- отверните гайки 13 и 19 крепления троса к полу 14 кабины и крон-
штейну 15;
- расшплинтуйте и выньте пальцы крепления троса к рычагу педали 9
и рычагу 24, снимите трос 4;
- подсоедините один конец троса 4 к рычагу 23, закрепив его вилку 3
с помощью пальца и шплинта;
-закрепите трос 4 на кронштейне 15 гайками 19;
- подсоедините трос 6 к рычагу педали 9, закрепив его вилку 12 с по-
мощью пальца и шплинта, при этом рычаг педали должен упираться сво-
им упором в верхнюю полку кронштейна кабины. Перед продеванием
троса через отверстие в полу кабины наверните на него одну гайку 13;
-закрепите трос на полу 14 кабины гайками 13;
- проверьте и,
при необходимости,
между вилкой 3 (см. рисунок 60) выключения сцепления и муфтой 19 вы-
ключения сцепления, регулировку тормозка и работу механизма блоки-
ровки переключения диапазонов коробки передач.
5. Возможные неисправности
Работоспособность сцепления определяется надежным и плавным соединением ведущей и ведомой частей при включении и полным разъединением при выключении.
При эксплуатации трактора и автомобиля в сцеплении могут возникнуть следующие неисправности: неполное включение (сцепление пробуксовывает), неполное выключение (сцепление «ведет») и сцепление сильно нагревается.
Следует правильно пользоваться сцеплением. Выключать его надо быстро, а включать — плавно и без задержки в полувыключенном положении. При остановке трактора или автомобиля с работающим двигателем нельзя долго держать сцепление выключенным во избежание быстрого изнашивания трущихся поверхностей дисков.
При ТО-2 проверяют работу
сцепления и при необходимости
регулируют его. Смазывают подшипники
через имеющиеся пресс-
Во время эксплуатации трактора и автомобиля накладки ведомых дисков изнашиваются. В связи с этим нарушается начальная регулировка сцепления. Это можно обнаружить по уменьшению свободного хода педали, который должен быть в определенных пределах. Определенному свободному ходу педали соответствует зазор между отжимными рычажками и выжимным подшипником. Необходимый зазор устанавливают по свободному ходу педали, изменяя длину тяг 8 (см. рис. 9, а) сцепления. Перед регулировкой сцепления предварительно снимают тягу 7 тормозка и освобождают педаль 1 от воздействия пружины сервоусилителя, ввернув до упора болт 9.
Отрегулировав сцепление, регулируют тормозок изменением длины тяги 7 или регулировочной гайкой 17. При правильной регулировке тормозок должен срабатывать после полного выключения сцепления. Неодинаковый зазор между всеми рычажками и выжимным подшипником может привести к перекосу нажимного диска и ненормальной работе сцепления (неполное выключение или включение рывками). Равномерность зазора регулируют отвертыванием или ввертыванием регулировочных винтов 2 при отпущенных контргайках.
5.1 Ремонт