Транспортная инфраструктура города

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2015 в 20:13, курсовая работа

Краткое описание

Целью нашей работы является рассмотреть транспортную инфраструктуру на примере Белгородской области.
В соответствие с целью выделяются следующие задачи:
1. Изучить понятие транспортной инфраструктуры
2. Рассмотреть нормативно-правовую базу системы регулирования транспортной инфраструктуры
3. Выделить проблемы управления транспортной инфраструктурой
4. Охарактеризовать транспортную инфраструктуру Белгородской области
5. Выделить проблемы транспортной инфраструктуры и пути их решения на примере Белгородской области

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОБОСНОВАНИЯ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФКАСТРУКТУРЫ 5
1.1 Понятие транспортной инфраструктуры 5
1.2 Организация транспорта, правовые основы управления и регулирования в области транспорта 7
1.3 Проблемы управления транспортной инфраструктурой. Пути их решения 11
Выводы 14
РАЗДЕЛ 2. АНАЛИЗ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ 16
2.1 Характеристика транспортной инфраструктуры 16
2.2 Автомобильный транспорт 18
2.3 Пригородное троллейбусное сообщение 18
2.4 Железнодорожный транспорт 19
2.5 Воздушный транспорт 20
Выводы 21
РАЗДЕЛ 3. РАЗВИТИЕ ТРАНСПОРТНОЙ СЕТИ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
ЛИТЕРАТУРА 34

ВВЕДЕНИЕ

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСАЧ ТГУ.doc

— 220.50 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность проблемы исследования. Переход экономики страны к рынку и формированию рыночных отношений требует динамичного и сбалансированного развития всех звеньев национальной экономики, включая транспортную инфраструктуру. В настоящее время транспортная инфраструктура выдвинулась и заняла одно из приоритетных мест среди основных факторов, определяющих эффективное функционирование экономики страны, стала важнейшим условием ее дальнейшего развития и вхождения регионов в мировое хозяйство. Вместе с тем характерной особенностью транспортной инфраструктуры в течение последних лет стал ее экономический кризис из-за транспортной зависимости страны, физического и морального износа материально-технической базы, диспропорций и неравномерностей размещения и развития ограниченности выделяемых инвестиций, отсутствия рыночного механизма функционирования и управления. Транспортная инфраструктура, являясь важным фактором вывода экономики страны из экономического кризиса, из-за недостаточного уровня развития и размещения стала фактически сдерживающим фактором развития экономики. Транспортная инфраструктура в рамках любого региона должна гарантировать необходимые условия для функционирования и развития основных отраслей производства и обеспечивать максимально эффективное использование экономического и производственного потенциала. Каждая страна или регион должен иметь такую транспортную инфраструктуру, которая полностью удовлетворяла бы спрос данной территории в транспортных услугах.

Целью нашей работы является рассмотреть транспортную инфраструктуру на примере Белгородской области.

В соответствие с целью выделяются следующие задачи:

1. Изучить понятие транспортной  инфраструктуры

2. Рассмотреть нормативно-правовую  базу системы регулирования транспортной  инфраструктуры

3. Выделить проблемы  управления транспортной инфраструктурой

4. Охарактеризовать транспортную инфраструктуру Белгородской области

5. Выделить проблемы  транспортной инфраструктуры и  пути их решения на примере  Белгородской области

Объектом данной работы является Белгородская область, а предметом транспортная инфраструктура.

 

РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОБОСНОВАНИЯ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФКАСТРУКТУРЫ

1.1 Понятие транспортной  инфраструктуры

Городские транспортные сети в своей совокупности образуют городскую транспортную инфраструктуру. Транспортная инфраструктура в планировочной структуре современного города является основой, вокруг которой образуются и развиваются элементы городской среды: микрорайоны, жилые районы, общегородские и районные центры, зоны, в которых размещаются производственные предприятия, объекты здравоохранения, спортивные комплексы, рекреационные объекты и т. д.

Городская транспортная инфраструктура неразрывно связана с внешними (междугородными) транспортными коммуникациями, являясь их логическим продолжением в планировочной структуре города, и наоборот. Как правило, узлы внешних транспортных коммуникаций в структуре современного города (вокзалы, станции, водные и воздушные порты) одновременно являются и узлами городского транспорта.

Транспортная инфраструктура современного города как единая система состоит из элементов внешнего и внутригородского транспорта, взаимодействующих между собой и обеспечивающих бесперебойное функционирование городских структур1. Элементы транспортной инфраструктуры включают в себя: улично-дорожную сеть; внеуличную транспортную сеть (наземную, надземную и подземную); сети внешнего (междугородного) транспорта, проложенные через городские планировочные структуры; сооружения по обслуживанию транспортного хозяйства (парки и депо для стоянки, ремонта и обслуживания подвижного состава, грузовые терминалы или станции, энергетическое хозяйство, вокзалы).

Следует отметить, что транспортная инфраструктура представляет собой сложнейший организм, функционирующий в результате постоянного совершенствования управления со стороны муниципальных и государственных органов власти. Это очень важно, так как сети городского транспорта в эксплуатации составляют значительную часть в общей структуре городских бюджетных затрат, в том числе капитальных. Функционирование транспортной инфраструктуры города обеспечивают все виды внешнего (междугородного) транспорта: железнодорожный, автомобильный, водный (речной и морской), воздушный, трубопроводный, а также внутригородского транспорта, которые подразделяются на пассажирский, грузовой и специальный, а также на транспорт уличный и внеуличный.

К пассажирскому транспорту относятся: автомобильный (автобусы, микроавтобусы, индивидуальные автомобили); электрический рельсовый уличный и внеуличный (трамвай); электрический дорожный (троллейбусы); монорельсовый надземный; рельсовый подземный (метрополитен); рельсовый надземный (электропоезда на эстакаде); водный (речной и морской).

Внутригородской грузовой транспорт обычно использует: грузовые автомобили, троллейбусы, трамваи. Специальный транспорт подразделяется на: санитарно-технический, коммунальный, медицинский, противопожарный, аварийный технический и т. п.

Внутригородской транспорт также классифицируют по тоннажу, пассажировместимости, скоростному режиму движения, юридической принадлежности, принципам организации движения (маршрутный и немаршрутный).

Организация маршрутных перевозок, несмотря на произошедшие изменения в социально-экономическом устройстве Российской Федерации, является приоритетным направлением в проектировании городских транспортных систем. Маршрутной организации движения подлежат, прежде всего, все виды пассажирского, а также грузовой и специальный транспорт. Такой подход сокращает общие затраты на содержание городских транспортных сетей и оптимизирует транспортную нагрузку на улично-дорожную сеть города. В этом случае движение маршрутных транспортных средств предусматривается по определенным направлениям (маршрутам), пролегающим как в уличной сети, так и вне ее и оборудованным остановочными пунктами с соответствующими указателями для пассажиров и водителей транспортных средств (маршрутная ориентация).

Движение транспортных средств по установленным маршрутам организуется в пределах проезжей части улицы и в пределах ограничений, устанавливаемых дорожными знаками, разметкой дороги, светофорной сигнализацией. Маршрутная организация перевозок предназначается для обеспечения рациональных пассажиропотоков и грузопотоков и связывает элементы городской территории оптимальными направлениями.

1.2 Организация транспорта, правовые основы управления и  регулирования в области транспорта

В современный период в России сформирована организационная система административного управления и административно-правового регулирования, получившая наименование "Транспорт"2. Соответственно предметной основой указанной системы является транспорт как отрасль экономики.

В управленческую часть названной системы входят федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие административное управление в области транспорта, в том числе Министерство транспорта Российской Федерации и подведомственные ему федеральная служба и федеральные агентства:

1) Федеральная служба  по надзору в сфере транспорта;

2) Федеральное агентство  воздушного транспорта;

3) Федеральное дорожное  агентство;

4) Федеральное агентство  железнодорожного транспорта;

5) Федеральное агентство  морского и речного транспорта.

В системе административного управления областью транспорта организационно обособлены следующие отрасли:

1) воздушный;

2) автомобильный (вместе  с дорожным хозяйством);

3) железнодорожный (вместе  с метрополитеном);

4) водный;

5) городской наземный электротранспорт (находится в ведении муниципальных образований).

Транспорт - комплексная отрасль экономики, имеющая в своем составе автомобильный, водный, воздушный, железнодорожный и иные виды (отрасли) транспорта3. Транспорт относят к отраслям производственной инфраструктуры. Главным общественным назначением и основной деятельностью транспортной отрасли являются перевозки грузов, пассажиров и багажа в соответствии с нуждами, потребностями и интересами грузоотправителей и грузополучателей, пассажиров.

Основная деятельность этой отрасли экономики получила наименование транспортной деятельности. Она осуществляется на коммерческой и некоммерческой основе. Коммерческая транспортная деятельность является предпринимательской и связана с извлечением прибыли субъектами, производящими такую деятельность. Некоммерческая транспортная деятельность обычно направлена на обеспечение обороноспособности, безопасности, правопорядка, охраны здоровья, других общественных функций и финансируется из бюджетов (государственного федерального, государственного субъектов РФ, муниципальных).

Для лучшего понимания особенностей административного управления и административно-правового регулирования в области транспорта в современных условиях необходимо обратить внимание на ряд ключевых категорий, которые дают более развернутое представление о составе транспортной отрасли. Такими категориями являются "транспортная система", "транспортный комплекс", "транспортная логистика", "транспортно-логистическая инфраструктура". Их дефиниции нашли закрепление в нормативных правовых актах по вопросам транспорта.

Транспортная система является технологически взаимосвязанным целостным образованием (системой) "транспортных средств, транспортных коммуникаций, транспортной инфраструктуры, независимо от формы собственности, системы регулирования их взаимодействия". Транспортный комплекс включает объекты и субъекты транспортной инфраструктуры, транспортные средства. Транспортная логистика - это современная система управления экономическими, в том числе транспортными, процессами как единым циклом товародвижения. Транспортно-логистическая инфраструктура представляет собой технологический комплекс, предназначенный для организации движения товаров и оказания траиспортно-логистических услуг. В его составе железнодорожные и внутренние водные пути, автомобильные дороги, тоннели, эстакады, мосты, складские и контейнерные терминалы, транспортно-логистические комплексы, а также здания, сооружения, устройства и оборудование. Постановлением Правительства РФ от 5 декабря 2001 г. № 848 утверждена Федеральная целевая программа "Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)".

Существуют различные классификации видов транспорта. Классификатор правовых актов называет следующие виды транспорта: железнодорожный; водный; воздушный; автомобильный; городской; трубопроводный; иные специализированные виды транспорта. Последнюю позицию Классификатор не детализирует. Федеральный закон "О транспортной безопасности" в целом придерживается той же позиции, но выделяет еще электрический городской наземный пассажирский транспорт.

Наиболее последовательной и логически выдержанной представляется классификация, в которой выделены следующие виды транспорта4:

1) водный (внутренний водный, называемый также речным, и морской);

2) воздушный (авиация, дирижабли, дельтапланы);

3) наземный или сухопутный (автомобильный, железнодорожный, монорельсовый, трубопроводный, городской электротранспорт, фуникулеры, воздушные канатные  дороги);

4) космический транспорт (космические транспортные корабли и орбитальные станции). Как можно заметить, в основу данной классификации видов транспорта положена природная среда, в которой осуществляются транспортные коммуникации, транспортная деятельность, эксплуатируются транспортные средства:

а) водная среда;

б) воздушное пространство;

в) земля и ее поверхность или суша;

г) космос (космическое пространство).

До середины прошлого века широкое распространение имел в стране гужевой транспорт, представленный повозками, транспортируемыми упряжными животными (лошадьми, волами, мулами). Коренные пароды Севера в качестве упряжных животных используют оленей, собак. В настоящее время осуществляется нормативное правовое регулирование участия гужевых транспортных средств в дорожном движении.

Правительство РФ как высший орган исполнительной власти общей компетенции активно участвует в управлении транспортной системой путем принятия многочисленных правовых актов по вопросам организации и функционирования указанной системы. Оно утверждает положения о федеральных органах исполнительной власти, осуществляющих управление транспортом. Им приняты правила перевозок грузов, пассажиров и багажа в отдельных транспортных отраслях.

1.3 Проблемы управления  транспортной инфраструктурой. Пути  их решения

Среди проблем транспортных систем городов одной из ключевых в настоящий момент для России является нормативно-правовая база, ибо грамотная и полноценная правовая база – это основа успеха транспортной политики.

Основные проблемы функционирования транспортных систем городов едины для всех. Их можно систематизировать и разделить на объективные и субъективные проблемы5.

Основные проблемы функционирования транспортных систем городов.

Объективные проблемы:

Рост уровня автомобилизации населения.

Увеличение интенсивности использования индивидуально транспорта.

Снижение эффективности городского пассажирского транспорта.

Увеличение потребности жителей города в перемещениях.

Диспропорция между уровнем автомобилизации и темпами дорожного строительства.

Градостроительно-планировочные проблемы развития городской территории.

Субъективные проблемы6:

Несовершенство системы организации и управления развитием дорожно-транспортного комплекса.

Недостаточная законодательная база на местном и региональном уровне в области управления транспортной системой города, региона.

Недостаточная информационная составляющая при принятии управленческих решений.

Недостатки финансирования развития дорожных сетей и транспортной инфраструктуры.

Нерешенность имущественных вопросов и вопросов разграничения прав собственности и управления объектами транспортной инфраструктуры.

Негативное влияние человеческого фактора.

Рис. 1. Факторы влияющие на эффективность функционирования транспортных систем городов

 

Информация о работе Транспортная инфраструктура города