Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 01:39, реферат
Транспортный комплекс Республики Беларусь занимает исключительно важное место в жизнеобеспечении ее многоотраслевой экономики и реализации социальной политики государства. Устойчивое и эффективное его функционирование является необходимым условием стабилизации, подъема и структурной перестройки всей экономики республики, обеспечения национальной безопасности, улучшения условий и повышения уровня жизни населения.
На предприятиях транспортного комплекса занято около 5% от общей численности работающих в республике. Он объединяет около 17% производственных фондов и ежегодно на его развитие отчисляется свыше 11% всех капитальных вложений республики. Кроме того, он является крупным потребителем топливно-энергетических ресурсов. Ежегодно от общего объема потребления в республике им используется около 5% электроэнергии, 75% бензина и 54% дизельного топлива. Его удельный вес в валовом внутреннем продукте составляет более 8%.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
БЕЛОРУССКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Географический факультет
Кафедра
экономической географии
Специальность
«География»
Транспортный
комплекс Республики
Беларусь
студентка
4 курса 3 группы
Минск
2012
Транспортный
комплекс Республики
Беларусь
Транспортный
комплекс Республики Беларусь занимает
исключительно важное место в
жизнеобеспечении ее многоотраслевой
экономики и реализации социальной
политики государства. Устойчивое и
эффективное его
На предприятиях транспортного комплекса занято около 5% от общей численности работающих в республике. Он объединяет около 17% производственных фондов и ежегодно на его развитие отчисляется свыше 11% всех капитальных вложений республики. Кроме того, он является крупным потребителем топливно-энергетических ресурсов. Ежегодно от общего объема потребления в республике им используется около 5% электроэнергии, 75% бензина и 54% дизельного топлива. Его удельный вес в валовом внутреннем продукте составляет более 8%.
В Республике Беларусь перевозки грузов и пассажиров осуществляются шестью видами транспорта: автомобильным, железнодорожным, воздушным, водным, городским электрическим (троллейбусы, трамваи, метро) и трубопроводным. Действует 381 транспортное предприятие.
В 2000 г. удельный вес автомобильного транспорта в общем объеме перевезенных грузов составил 76,0%; железнодорожного - 23,3%; речного и воздушного - 0,7%, а грузооборот соответственно 22,6%; 77,1% и 0,3%.
Удельный вес автомобильного транспорта в общей численности перевозимых пассажиров составил 33,6 %; железнодорожного - 64,5 %; воздушного и водного - около 2 %.
Парк грузовых автомобилей в республике составляет около 220,0 тыс. единиц, из них автобусов - более 36,0 тыс., легковых автомобилей - более 1,2 млн.
В Беларуси, так же, как и в зарубежных странах, перевозка пассажиров осуществляется транспортом общего и индивидуального пользования.
Пассажирский транспорт общего пользования для республики имеет исключительно важное социальное значение. Он перевозит 76% пассажиров (ежегодно более 2,5 млрд. человек).
Для перевозки пассажиров на автотранспорте общего пользования организовано 732 городских регулярных автобусных маршрута, 2585 регулярных пригородных маршрутов, 500 регулярных маршрутов в междугородном и 82 - в международном сообщении.
Городскому электрическому транспорту уделяется приоритетное внимание. Широкое внедрение этого вида транспорта позволит значительно улучшить экологическое состояние в 17 самых крупных городах, где проживает более 5 млн. жителей и свыше 70% городского населения республики, а также уменьшить финансовую нагрузку на местные бюджеты за счет более низкой себестоимости перевозки пассажиров по сравнению с автобусами.
В
1999 г. парк подвижного состава городского
электротранспорта составлял 1776 троллейбусов
и 357 трамвайных вагонов. Общая протяженность
эксплуатационной одиночной троллейбусной
линии в республике составляет более
900 км. В Минске работает метро, строительство
которого продолжается. Транспортный
комплекс Республики Беларусь занимает
исключительно важное место в
жизнеобеспечении ее многоотраслевой
экономики и реализации социальной
политики государства. Устойчивое и
эффективное его
На предприятиях транспортного комплекса занято около 5% от общей численности работающих в республике. Он объединяет около 17% производственных фондов и ежегодно на его развитие отчисляется свыше 11% всех капитальных вложений республики. Кроме того, он является крупным потребителем топливно-энергетических ресурсов. Ежегодно от общего объема потребления в республике им используется около 5% электроэнергии, 75% бензина и 54% дизельного топлива. Его удельный вес в валовом внутреннем продукте составляет более 8%.
В Республике Беларусь перевозки грузов и пассажиров осуществляются шестью видами транспорта: автомобильным, железнодорожным, воздушным, водным, городским электрическим (троллейбусы, трамваи, метро) и трубопроводным. Действует 381 транспортное предприятие.
В 2000 г. удельный вес автомобильного транспорта в общем объеме перевезенных грузов составил 76,0%; железнодорожного - 23,3%; речного и воздушного - 0,7%, а грузооборот соответственно 22,6%; 77,1% и 0,3%.
Удельный вес автомобильного транспорта в общей численности перевозимых пассажиров составил 33,6 %; железнодорожного - 64,5 %; воздушного и водного - около 2 %.
Парк грузовых автомобилей в республике составляет около 220,0 тыс. единиц, из них автобусов - более 36,0 тыс., легковых автомобилей - более 1,2 млн.
В Беларуси, так же, как и в зарубежных странах, перевозка пассажиров осуществляется транспортом общего и индивидуального пользования.
Пассажирский транспорт общего пользования для республики имеет исключительно важное социальное значение. Он перевозит 76% пассажиров (ежегодно более 2,5 млрд. человек).
Для перевозки пассажиров на автотранспорте общего пользования организовано 732 городских регулярных автобусных маршрута, 2585 регулярных пригородных маршрутов, 500 регулярных маршрутов в междугородном и 82 - в международном сообщении.
Городскому электрическому транспорту уделяется приоритетное внимание. Широкое внедрение этого вида транспорта позволит значительно улучшить экологическое состояние в 17 самых крупных городах, где проживает более 5 млн. жителей и свыше 70% городского населения республики, а также уменьшить финансовую нагрузку на местные бюджеты за счет более низкой себестоимости перевозки пассажиров по сравнению с автобусами.
В 1999 г. парк подвижного состава городского электротранспорта составлял 1776 троллейбусов и 357 трамвайных вагонов. Общая протяженность эксплуатационной одиночной троллейбусной линии в республике составляет более 900 км. В Минске работает метро, строительство которого продолжается.
Транспортный комплекс республики включает в себя следующие виды транспорта:
• автомобильный,
• железнодорожный,
• водный,
• воздушный.
Сеть
автомобильных дорог имеет
в том числе 74 тыс. км – дороги с твердым покрытием.
Протяженность железнодорожных путей общего пользования составля- ет 5,5 тыс. км, в том числе электрифицированных – 897 км. Для выполнения погрузочно-разгрузочных работ на железнодорожном транспорте открыты 247 станций и 56 грузовых дворов. На Белорусской железной дороге имеется 16 контейнерных терминалов по переработке большегрузных 20-футовых контейнеров, из которых 7 имеют возможность перерабатывать 40-футовые контейнеры.
Водный
транспорт обеспечивает перевозки
грузов и пассажиров на внутренних
водных путях протяженностью около
2 тыс. км и переработку грузов в 10
речных портах, расположенных в бассейнах
судоходных рек республики. Система
«Буг – Днепро-Бугский канал –
Припять – Днепр» с выходом
в Черное море включена в состав
Европейских внутренних водных путей.
Портовое хозяйство оснащено плавучими
и портальными кранами, грузовыми
механизированными линиями
Через воздушное пространство республики проходят кратчайшие авиа- линии из Японии, Австралии, Сингапура в Европу, из Америки – на Ближний Восток, по которым каждые сутки обеспечивается безопасность до 700 полетов, выполняемых самолетами, принадлежащими более чем 920 авиакомпаниям из 96 стран.
В республике размещено 7 аэропортов. Из Беларуси осуществляются регулярные полеты самолетов по более чем 20 международным авиалиниям.
Национальный аэропорт «Минск» является «воздушными воротами» столицы республики. Его пропускная способность составляет 5,8 млн. пасса- жиров в год. Взлетно-посадочная полоса аэродрома имеет длину 3,6 км. В аэ- ропорту одновременно могут разместиться 34 воздушных судна. Грузовой комплекс общей площадью 2,8 тыс. кв. м позволяет обрабатывать свыше 400 тонн грузов в сутки.
Каждый из областных аэропортов – в городах Брест, Могилев, Гродно, Витебск и Гомель – имеет статус международного, располагает пограничны- ми, таможенными и другими службами, необходимыми для обеспечения ме- ждународных полетов.
В Республике Беларусь в 2009 году:
• всеми видами транспорта общего пользования (кроме трубопроводного) перевезено 245,3 млн. тонн грузов и 2198,8 млн. пассажиров;
•
автомобильным транспортом
• экспорт транспортных услуг автомобильного, железнодорожного и воздушного транспорта составил около 1,4 млрд. долларов США;
• через территорию республики перевезено транзитом около 151,5 млн. тонн грузов, в том числе железнодорожным транспортом - 43,4 млн. тонн, автомобильным – около 10,1 млн. тонн;
• выполнено 831,4 тыс. транзитных поездок на грузовых автомобилях и 16,4 тыс. поездок на автобусах, принадлежащих иностранным перевозчикам.
Через территорию Республики Беларусь проходят пути, соединяющие страны Евросоюза с Россией, Казахстаном и другими азиатскими странами.
Беларусь пересекают два трансъевропейских транспортных коридора, определенных по международной классификации под номером «II» («Запад– Восток») и под номером «IX» («Север–Юг») с ответвлением «IXВ». Благодаря этому имеются потенциальные возможности для стимулирования транзита пассажиров и грузов через республику.
Благодаря развитию транспортных коридоров, проходящих через Республику Беларусь, постоянно совершенствуются технологии перевозок грузов прямыми ускоренными поездами.
По Белорусской железной дороге курсируют следующие ускоренные контейнерные поезда:
• «Викинг» поезд комбинированного транспорта (Клайпеда – Минск – Одесса/Ильичевск);
• «Казахстанский вектор» (Брест – Минск – Актобе – Арысь);
• «Восточный ветер» (Берлин – Брест – Минск – Москва);
• «Монгольский вектор» (Брест – Минск – Улан-Удэ – Улан- Батор);
• «Фольксваген–РУСС» (Брест – Минск – Калуга (ст. Перспективная)).
Только в 2009 году всеми контейнерными поездами перевезено 126,4 тыс. контейнеров (в двадцатифутовом эквиваленте).
Таможенный союз республики Беларусь, Российской федерации и республики Казахстан
С 1 января 2010 года Беларусь вошла в единое таможенное пространство с Россией и Казахстаном. Общий рынок создан на территории более 20 млн. кв. км, с населением почти 170 млн. человек и совокупным товарооборотом около 900 млрд. долларов США.
Вкладывая свои капиталы в экономику Беларуси, потенциальный инвестор получит свободный доступ не только на белорусский рынок, но и на огромные рынки России и Казахстана.
Информация о работе Транспортный комплекс Республики Беларусь