Требования безопасности к автомобильному транспорту
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2014 в 17:32, курсовая работа
Краткое описание
Автомобильный транспорт развивается качественно и количественно бурными темпами. В настоящее время ежегодный прирост мирового парка автомобилей равен 10-12 млн. единиц, а его численность - более 400 млн. единиц. Каждые четыре из пяти автомобилей общего мирового парка - легковые и на их долю приходится более 60% пассажиров, перевозимых всеми видами транспорта. Помимо тех неоспоримых удобств, которые легковой автомобиль создает в жизни человека, очевидно общественное значение массового пользования личными автомобилями: увеличивается скорость сообщения при поездках; сокращается число штатных водителей; облегчается доставка городского населения в места массового отдыха, на работу и т. д.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3 1 Понятие безопасности в автотранспортных средствах……………………...4 2 Общие требования безопасности в сфере автомобильного транспорта……9 2.1 Требования безопасности при проектировании автотранспортных средств……………………………………………………………………………10 2.2 Требования безопасности при производстве автотранспортных средств……………………………………………………………………………11 2.3 Требования безопасности при транспортировке и хранении автотранспортных средств………………………………………………………11 2.4 Требования безопасности при эксплуатации автомобилей……….12 2.5 Требования безопасности при утилизации и уничтожении автотранспортных средств………………………………………………………16 3 Требования безопасности к конструкции автомобиля………………...…...17 Заключение…………
1 Понятие безопасности в автотранспортных
средствах……………………...4
2 Общие требования безопасности
в сфере автомобильного транспорта……9
2.1 Требования безопасности
при проектировании автотранспортных
средств……………………………………………………………………………10
2.2 Требования безопасности
при производстве автотранспортных
средств……………………………………………………………………………11
2.3 Требования безопасности
при транспортировке и хранении автотранспортных
средств………………………………………………………11
2.4 Требования безопасности
при эксплуатации автомобилей……….12
2.5 Требования безопасности
при утилизации и уничтожении автотранспортных
средств………………………………………………………16
3 Требования безопасности
к конструкции автомобиля………………...…...17
Заключение…………………………………………………………………...…..23
Приложение
Введение
Население
Земли увеличивается на 80 млн. человек
ежегодно. В 2011 году оно достигло 7 млрд.
человек. Для этого громадного количества
людей требуется еда, одежда, жилье, медикаменты,
реализация права на образование, труд
и отдых. Наша планета предоставляет все
необходимые материалы для разнообразной
деятельности человека. Транспорт связывает
все области деятельности человека.
Автомобильный транспорт развивается
качественно и количественно бурными
темпами. В настоящее время ежегодный
прирост мирового парка автомобилей равен
10-12 млн. единиц, а его численность - более
400 млн. единиц. Каждые четыре из пяти автомобилей
общего мирового парка - легковые и на
их долю приходится более 60% пассажиров,
перевозимых всеми видами транспорта.
Помимо тех неоспоримых
удобств, которые легковой автомобиль
создает в жизни человека, очевидно
общественное значение массового
пользования личными автомобилями:
увеличивается скорость сообщения
при поездках; сокращается число
штатных водителей; облегчается
доставка городского населения
в места массового отдыха, на
работу и т. д.
Однако процесс автомобилизации
не ограничивается только увеличением
парка автомобилей. Быстрые темпы развития
автотранспорта обусловили определенные
проблемы, для решения которых требуется
научный подход и значительные материальные
затраты. Основными из них являются: увеличение
пропускной способности улиц, строительство
дорог и их благоустройство, организация
стоянок и гаражей, обеспечение безопасности
движения и охраны окружающей среды, строительство
станций технического обслуживания автомобилей,
складов, автозаправочных станций и других
предприятий.
1 Понятие безопасности в автотранспортных
средствах
Автотранспортное средство
является объектом повышенной опасности.
В настоящее время действует более 50 нормативно-технических
документов по конструктивной безопасности
автотранспортных средств, которая разделяется
на 4 вида: активная, пассивная, послеаварийная
и экологическая. При оценке автотранспортных
средств необходимо учитывать состояние
конструктивной безопасности, так как
при недостаточном ее уровне потери (в
том числе и финансовые) для владельца
(покупателя) автотранспортного средства
могут значительно превосходить стоимость
объекта оценки. При оценке автотранспортного
средства необходимо оценить все 4 вида
конструктивной безопасности.
Активная безопасность - это
комплекс конструктивных качеств автотранспортного
средства, позволяющих водителю предотвратить
дорожно-транспортное происшествие в
начальной его фазе. К ним относятся: высокие
динамические качества автомобиля, эффективное,
стабильное замедление, хорошую управляемость
и устойчивость, в том числе при торможении
и разгоне, устойчивость автомобиля против
заноса и опрокидывания. Основными элементами
конструкции автотранспортного средства,
обеспечивающими активную безопасность,
являются двигатель, антиблокировочная
система тормозов, шины, фары, световые
и звуковые устройства сигнализации, а
также надежность и долговечность узлов
и деталей автомобиля, исключающие поломки
ответственных деталей и отказ в работе
узлов, приводящих к дорожно-транспортному
происшествию.
Обеспечение комфортных условий
в салоне снижает утомление водителя и
повышает надежность управления. В связи
с этим в эту же группу эксплуатационных
свойств входят эргономические качества
рабочего места водителя и мест пассажиров,
хорошая обзорность с места водителя (вперед,
вбок, назад), эффективная вентиляция кузова,
низкий уровень вибрации и шума в пассажирском
помещении, предотвращение попадания
в салон автомобиля выхлопных газов и
паров топлива.
Пассивная безопасность - это
комплекс эксплуатационных свойств автомобиля,
обеспечивающих при возникновении ДТП
исключение или хотя бы снижение тяжести
травм водителя и пассажиров. К характеристикам
и средствам пассивной безопасности относятся
ударно-прочностные свойства кузова и
кабины, подушки безопасности, травмобезопасная
рулевая колонка, ремни безопасности,
петли дверей, сиденья и их крепления,
элементы интерьера, подголовники, стекла
кузова и кабины, бамперы.
Пассивная безопасность - конструктивные
мероприятия, направленные на сведение
к минимуму вероятности ранений человека
при ДТП. Она подразделяется на внешнюю
и внутреннюю.
Внешняя достигается исключением
на внешней поверхности кузова острых
углов, выступающих ручек и т.д.
Для повышения уровня внутренней
безопасности используются следующие
конструктивные решения:
конструкция кузова, обеспечивающая
приемлемые нагрузки на тело человека
от резкого замедления при ДТП и сохранение
пространства пассажирского салона после
деформации кузова;
ремни безопасности, без использования
которых смертельные исходы в результате
аварии возможны уже при скорости 20 км/ч.
Применение ремней повышает этот порог
до 95 км/ч;
надувные подушки безопасности - аэрбеки. Они размещаются не только перед водителем, но и перед передним пассажиром, а также с боков (в дверях, стойках кузова и т.д.). Некоторые модели автомобилей имеют их принудительное отключение из-за того, что люди с больным сердцем и дети могут не выдержать их ложного срабатывания;
сиденья с активными подголовниками,
выбирающими "зазор" между головой
человека и подголовником, если автомобиль
получил удар сзади;
передний бампер, поглощающий
часть кинетической энергии при столкновении;
травмобезопасные детали внутреннего интерьера пассажирского салона.
Послеаварийная безопасность
характеризуется особенностями конструкции
транспортного средства, обеспечивающими
немедленный выход людей из кузова или
кабины после аварии, особенно в случаях,
сопровождающихся пожаром, погружением
в водоемы и т.д. Согласование эксплуатационных
свойств автомобиля с требованиями послеаварийной
безопасности достигается, в первую очередь,
обеспечением возможности быстрого выхода
или эвакуации людей из аварийного автомобиля,
пожарной безопасности автомобиля за
счет правильного размещения и надежной
герметизации топливных баков и топливных
коммуникаций.
Послеаварийная безопасность
автомобиля в значительной степени зависит
также от степени возгораемости внутренней
отделки салона и от содержания токсичных
веществ в продуктах ее горения.
Процесс эксплуатации автотранспортных
средств характеризуется высоким уровнем
аварийности, что вызывает необходимость
в большом объеме работ по оценке стоимости
повреждений, полученных в дорожно-транспортных
происшествиях. Оценка стоимости повреждений
необходима для предъявления иска виновной
стороне или для получения страхового
возмещения.
Кроме того, в соответствии
с постановлением Правительства Российской
Федерации от 29 июня 1995 г. N647 предприятия
и организации любых организационно-правовых
форм и форм собственности, осуществляющие
перевозки грузов и пассажиров, должны
вести учет дорожно-транспортных происшествий.
Указанный учет ведется по форме,
которая утверждена приказом Министра
транспорта Российской Федерации от 02.04.1996
г. № 22 "Об утверждении Формы учета дорожно-транспортных
происшествий владельцами транспортных
средств".
Данной формой установлено,
что в состав сведений внутреннего характера,
подлежащих выяснению в процессе проведения
служебного расследования входит величина
материального ущерба от повреждения
транспортного средства.
Ежегодно в дорожно-транспортных
происшествиях получают повреждения до
6-8% парка автотранспортных средств. В
странах с высоким уровнем автомобилизации
этот показатель еще выше.
Экологическая безопасность
определяется загрязнением атмосферы
выхлопными газами двигателей и шумом
от автотранспортных средств. При оценке
необходимо учитывать стоимость нейтрализаторов
выхлопных газов, так как она существенно
влияет на стоимость автомобиля.
Оптимальность эксплуатационных
свойств в значительной степени определяется
также воздействиями автомобиля на окружающую
среду и других участников движения. В
связи с этим в числе регламентируемых
эксплуатационных свойств имеются свойства,
направленные на предупреждение опасных
воздействий автомобиля на окружающую
среду и других участников движения, оговоренные
требованиями в отношении безопасности
внешней формы автомобиля, токсичности
выхлопных (отработавших) газов и выделения
в атмосферу других токсичных веществ,
а также создаваемого автомобилем внешнего
шума.
Необходимость обеспечения
определенных свойств автомобиля в отношении
безопасности в различных конкретных
условиях движения, создало предпосылки
для создания методик проверки этих свойств
и явилось причиной разработки и введения
специальных требований безопасности,
при соответствии которым данный конкретный
автомобиль будет иметь установленный
из условий и характера движения, экономических
и технологических соображений сегодняшнего
дня минимально допустимый уровень безопасности.
Значительное число таких требований
уже введено и реализовано в России и во
многих других странах.
2 Общие требования безопасности в сфере
автомобильного транспорта
Объектами технического регулирования
в сфере автомобильного транспорта являются:
автомобильный транспорт, включающий
в себя:
1) автобусы;
2) микроавтобусы;
3) легковые автомобили;
4) грузовые автомобили;
5) автомобильные прицепы;
6) полуприцепы к седельным тягачам;
7) специализированные автомобили
(предназначенные для перевозки определенных
видов грузов);
8) специальные автомобили (предназначенные
для выполнения различных преимущественно
нетранспортных работ);
9) проектирование автомобильного
транспорта;
10) производство (ремонт) автомобильного
транспорта;
11) транспортировку и хранение
автомобильного транспорта;
12) утилизацию и уничтожение
автомобильного транспорта.
Автотранспортные средства
не должны реализовываться на рынке и
использоваться, если они могут причинить
вред жизни и здоровью человека и окружающей
среде или ввести в заблуждение потребителей
относительно их безопасности и функционального
назначения при условии их надлежащей
установки, обслуживания и эксплуатации.
Лицо, размещающее автомобильный
транспорт на рынке, подлежащий подтверждению
соответствия, обязано принять меры для
подтверждения соответствия требованиям
настоящего Закона и технических регламентов.
Лицо, размещающее автомобильный
транспорт на рынке, обязано:
предоставить эксплуатационную
документацию и другую информацию на государственном
и русском языках, необходимую для оценки потребителем возможных рисков
и принятия им соответствующих мер безопасности;
при продаже автомобильного
транспорта проводить выборочный контроль,
проверять жалобы потребителей;
при наличии риска причинения
вреда жизни и здоровью человека автомобильным
транспортом обеспечить возможность своевременного
и эффективного предупреждения пользователя,
а также проведения необходимых мероприятий
вплоть до возврата автомобильного транспорта;
безотлагательно информировать
соответствующие органы государственного
контроля о нарушениях требований безопасности
уже распространенного автомобильного
транспорта и принятых им мерах по устранению
таких нарушений;
не реализовывать автомобильный транспорт, если имеется информация от изготовителя, уполномоченного представителя, импортера, пользователя или органов государственного контроля о его несоответствии установленным требованиям настоящего Закона и технических регламентов.
Автомобильный транспорт должен
иметь необходимые предупреждающие надписи
или знаки об опасностях и условиях безопасной
эксплуатации.
Требования безопасности, содержащиеся
в эксплуатационной документации, не должны
быть ниже требований, установленных настоящим
Законом и техническими регламентами.
2.1 Требования безопасности
при проектировании автотранспортных
средств