Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2012 в 19:40, курсовая работа
Тяговой характеристикой автомобиля называется графическая зависимость удельной силы тяги от скорости движения автомобиля на каждой передаче.
Задаваемыми параметрами обычно являются: тип автомобиля; грузоподъемность или максимальное число пассажиров; максимальная скорость движения, по шоссе с заданным коэффициентом дорожного сопротивления, максимальное дорожное сопротивление на низшей передаче трансмиссии. Указывается также тип двигателя (карбюраторный, дизельный).
Введение……………………………………………………………… 3
1. Построение внешней скоростной характеристики автомобильного двигателя………………………………………………
2. Тяговый баланс автомобиля……………………………………….
3. Динамический фактор автомобиля……………………………….
4. Характеристика ускорений автомобиля………………………....
5. Характеристика времени и пути разгона автомобиля………….
6. Мощностной баланс автомобиля…………………………………
7. Топливно-экономическая характеристика автомобиля………..
Заключение……………………………………………………………
Список использованной литературы………………………………..
3
- минимальному удельному расходу топлива ng , [об/мин].
При наличии на двигателе ограничителя или регулятора частоты вращения коленчатого вала, графики внешней скоростной характеристики: строят с учетом их работы. Для построения линий, иллюстрирующих работу ограничителя (регулятора) – следует учитывать, что он срабатывает не мгновенно, а линейно, до увеличения частоты вращения коленчатого вала двигателя на 5% от ее номинального значения nN .
В дальнейшем, регуляторная ветвь изображается также на графиках тягового и мощностного балансов, графиках динамического фактора и ускорений.
Рис 1 Внешняя скоростная харакеристика
2. Тяговый баланс автомобиля
Тяговый баланс автомобиля - это совокупность графиков зависимостей силы тяги на ведущих колесах Fк, [Н] (на различных передачах), а также суммы сил сопротивления качению Ff, [Н] и воздуха Fw, [Н], от скорости движения автомобиля Va, [км/ ч].
Графики сил тяги на колесах автомобиля - Fк i = f (Va) строят для всех ступеней - i в основной коробке передач. Для автомобилей, имеющих раздаточную коробку, строят также дополнительный график для случая одновременного включения первой передачи (i = 1) в основной коробке передач и низшей - в раздаточной. При наличии делителя, кривые Fк i строят для всех возможных передаточных чисел в КПП, раздаточной коробке и делителе.
Расчет сил тяги на колесах для каждой передачи – Fк i произведем по формуле:
, [Н] (2.1)
где: ТР - коэффициент полезного действия трансмиссии;
UТР - передаточное число трансмиссии;
rк - радиус качения колеса, [м].
Передаточное число трансмиссии автомобиля определим как произведение:
UТР = UКПП UРК UГП (2.2)
где : UКПП - передаточное число коробки перемены передач;
UРК - передаточное число раздаточной коробки или делителя;
UГП - передаточное число главной передачи.
При расчетах радиусов качения колес, в качестве исходных данных, используют статический радиус - rстат,. При этом следует учитывать, что радиус качения rк обычно несколько больше статического и определяется индивидуально для диагональных и радиальных шин.
Радиус качения колеса с диагональной шиной: rк = 1,02 rстат, [м];
Радиус качения колеса с радиальной шиной: rк = 1,04 rстат, [м].
КПД трансмиссии автомобиля определяется на основании потерь мощности на трение:
,
Часть мощности при этом затрачивается на преодоление сил трения в зацеплениях зубчатых шестерен коробки передач, главных передачах ведущих мостов, в карданных шарнирах и шлицах, подшипниках и сальниках, расходуется на взбалтывание масла и на его разбрызгивание. Поэтому мощность Nк - подводимая к ведущим колесам автомобиля, меньше мощности развиваемой двигателем - Ne’ на величину вышеперечисленных потерь - NТP. Таким образом, величина NТP - учитывает два вида потерь мощности: потери, вызванные наличием трения в зубчатых зацеплениях, шарнирах, подшипниках, а также гидравлические потери. Причем, потери мощности на преодоление трения в зубчатых зацеплениях, шарнирах и подшипниках пропорциональны моменту, передаваемому трансмиссией.
Для упрощения расчетов определим КПД трансмиссии с учетом потерь на трение:
тр = 0,98К 0,97L 0,99M
где: K - число пар цилиндрических шестерен в трансмиссии автомобиля, через которые передается крутящий момент на i-той передаче;
L - число пар конических или гипоидных шестерен;
M - число карданных шарниров.
Следует помнить, что КПД трансмиссии - тр следует определять для каждой i - той передачи коробки перемены передач, а также раздаточной коробки или делителя.
Таблица 3
Определение КПД трансмиссии
|
|
|
|
|
|
|
| передача | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Число пар цилиндрических шестерен, через которые передается момент | K | 2 | 2 | 2 | 2 | 0 |
Число пар конических шестерен, через которые передается момент | L | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Число карданных шарниров, через которые передается момент | M | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
КПД трансмиссии | KPD | 0,913 | 0,913 | 0,913 | 0,913 | 0,951 |
Данные для определения передаточного числа трансмиссии |
|
|
|
|
|
|
Передаточное число коробки | Uкп | 7,44 | 4,1 | 2,29 | 1,47 | 1 |
Передаточное число раздаточной коробки | Uрк |
|
|
|
|
|
Передаточное число главной передачи | Uгп | 7,68 | 7,68 | 7,68 | 7,68 | 7,68 |
Передаточное число трансмиссии | Uтр | 57,139 | 31,488 | 17,587 | 11,290 | 7,680 |
Расчеты зависимостей силы тяги на колесах автомобиля, от его скорости Fк i = f(Va), выполняют с использованием выражения (2.1). Рассчитаем скорость движения автомобиля на всех передачах по формуле:
, [км/ ч] (2.5)
Значения силы тяги на колесах и скорости автомобиля, рассчитанные для каждой передачи заносем в таблицу 5 .
Таблица 4
Определение радиуса качения колеса
статический радиус, м | rстат | 0,5 |
радиус качения, м | rк | 0,520 |
Таблица 5
Определение силы тяги на ведущих колесах по передачам
| 1 передача |
|
|
|
|
|
|
|
скорость движения, км/ч | va | 1,37 | 3,43 | 5,15 | 6,86 | 8,58 | 10,29 | 13,04 |
сила тяги, Н | Fк | 32884,6 | 38905,7 | 43537,3 | 48168,9 | 52800,6 | 57432,2 | 64842,8 |
| 2 передача |
|
|
|
|
|
|
|
скорость движения, км/ч | va | 2,49 | 6,23 | 9,34 | 12,45 | 15,56 | 18,68 | 23,66 |
сила тяги, Н | Fк | 18121,9 | 21440,0 | 23992,3 | 26544,7 | 29097,1 | 31649,5 | 35733,3 |
| 3 передача |
|
|
|
|
|
|
|
скорость движения, км/ч | va | 4,46 | 11,15 | 16,72 | 22,29 | 27,87 | 33,44 | 42,36 |
сила тяги, Н | Fк | 10121,7 | 11975,0 | 13400,6 | 14826,2 | 16251,8 | 17677,4 | 19958,3 |
| 4 передача |
|
|
|
|
|
|
|
скорость движения, км/ч | va | 6,95 | 17,36 | 26,05 | 34,73 | 43,41 | 52,09 | 65,99 |
сила тяги, Н | Fк | 6497,4 | 7687,0 | 8602,1 | 9517,2 | 10432,4 | 11347,5 | 12811,7 |
| 5 передача |
|
|
|
|
|
|
|
скорость движения, км/ч | va | 10,21 | 25,53 | 38,29 | 51,05 | 63,82 | 76,58 | 97,00 |
сила тяги, Н | Fк | 4602,2 | 5444,9 | 6093,1 | 6741,3 | 7389,5 | 8037,7 | 9074,8 |
Далее определяют силы сопротивления качению колес автомобиля по дорожному покрытию используя выражение:
, [Н]
где: ma - для условий данной курсовой работы, это масса полностью загруженного автомобиля, [кг] (выбирается в соответствии с выданным заданием из таблицы 8.4);
g = 9,81 - ускорение свободного падения, [м/с2];
f - коэффициент сопротивления качению автомобильного колеса.
Величина коэффициента сопротивления качению колеса – f, зависит от скорости автомобиля. Для его определения используют выражение, предложенное Б.С. Фалькевичем:
, (2.7)
где: f 0 = 0,018- коэффициент сопротивления качению колес автомобиля по асфальтобетону;
f 0 = 0,03 - коэффициент сопротивления качению колес автомобиля по грунтовой дороге.
Для расчета действующей на автомобиль силы сопротивления воздуха воспользуемся выражением вида:
, [Н]
где: Кв – коэффициент обтекаемости формы автомобиля,
Sx - площадь Миделя - площадь проекции автомобиля на плоскость перпендикулярную продольной оси, [м2].
При известном значении безразмерного коэффициента аэродинамического сопротивления Сх можно легко определить значение коэффициента обтекаемости Кв по выражению, предложенному академиком Е.А. Чудаковым:
Кв = 0,5 Сх в, [кг/м3]
где: в = 1,225 , [кг/м3] – плотность воздуха.
Для нахождения площади Миделя автомобиля Sx воспользуемся выражениями:
-для автобусов
где: Ва и Н - соответственно наибольшие ширина и высота автомобиля, [м];
В - колея передних колес автомобиля, [м] (выбирается в соответствии с выданным заданием из таблицы 8.4).
Графики суммарных сил сопротивления движению, строят для случаев разгона автомобиля с полной нагрузкой для 2-х типов дорог.
Рассчитанные значения сил сопротивления движению занесем в таблицу 7.
Таблица 6
Определение площади Миделя автомобиля
Коэфф. Аэродинамического сопротивления | Cx | 0,43 |
плотность воздуха, кг/м3 | pв | 1,225 |
ширина автомобиля, м | Ba | 2,45 |
высота автомобиля, м | H | 2,9 |
Коэфф. Обтекаемости формы | Кв | 0,263 |
полная масса автомобиля, кг | ma | 11425 |
площадь Миделя, м2 | Sx | 7,105 |
Таблица 7
Определение суммарной силы сопротивления движению
Скорость движения автомобиля, км/ч | va | 0 | 20 | 40 | 60 | 80 | 100 |
коэфф. Сопротивления качению на асфальте | fасф | 0,02 | 0,02 | 0,02 | 0,02 | 0,02 | 0,03 |
коэфф. Сопротивления качению на грунте | fгр | 0,03 | 0,03 | 0,03 | 0,04 | 0,04 | 0,05 |
Сила сопротивления качению на грунте, Н | Ffасф | 2017,4 | 2057,8 | 2178,8 | 2380,6 | 2663,0 | 3026,1 |
Сила сопротивления качению на асфальте, Н | Ffгр | 3362,4 | 3429,6 | 3631,4 | 3967,6 | 4438,3 | 5043,6 |
Сила аэродинамического сопротивления, Н | Fw | 0,0 | 57,8 | 231,0 | 519,8 | 924,1 | 1443,9 |
Суммарная сила сопротивления на асфальте, Н | Fw+Ffасф | 2017,4 | 2115,5 | 2409,8 | 2900,4 | 3587,1 | 4470,0 |
Суммарная сила сопротивления на грунте, Н | Fw+Ffгр | 3362,4 | 3487,4 | 3862,4 | 4487,4 | 5362,4 | 6487,5 |
Информация о работе Тяговый расчет автобуса ЛАЗ – 695Н «Львов»