Устройство, техническое обслуживание и ремонт кривошипно-шатунного механизма двигателя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2014 в 13:06, реферат

Краткое описание

Двигатель — это агрегат, преобразующий какой-либо вид энергии в механическую работу. На отечественных легковых автомобилях устанавливаются поршневые двигатели внутреннего сгорания, в которых тепловая энергия, получаемая при сгорании топлива внутри цилиндров двигателя, преобразуется в механическую работу, используемую для передвижения автомобиля. Для обеспечения нормальной работы двигатель внутреннего сгорания имеет следующие механизмы и системы:
- кривошипно-шатунный механизм;

Содержание

1.Введение
2.Устройство КШМ
3. Неисправности КШМ и способы их устранения
4. Инструменты применяемые при выполнении технического обслуживания и ремонта КШМ.
5 .Техническое обслуживание и ремонт КШМ.
6. Техника Безопасности при ремонте

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 939.28 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

На тему: «Устройство, техническое обслуживание и ремонт кривошипно-шатунного механизма двигателя»

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил обучающийся гр. 326

Макаров Е.С.

Проверил преподаватель

Попов С.С.

 

Содержание

1.Введение

2.Устройство КШМ

3. Неисправности  КШМ и способы их устранения

4. Инструменты применяемые при выполнении технического обслуживания и ремонта КШМ.

5 .Техническое обслуживание и ремонт КШМ.

6. Техника Безопасности  при ремонте

 

 

  1. Введение

Двигатель — это агрегат, преобразующий какой-либо вид энергии в механическую работу. На отечественных легковых автомобилях устанавливаются поршневые двигатели внутреннего сгорания, в которых тепловая энергия, получаемая при сгорании топлива внутри цилиндров двигателя, преобразуется в механическую работу, используемую для передвижения автомобиля. Для обеспечения нормальной работы двигатель внутреннего сгорания имеет следующие механизмы и системы:

- кривошипно-шатунный механизм;

- газораспределительный  механизм;

- систему охлаждения;

- систему смазки;

- систему питания;

- систему зажигания.

На легковых автомобилях отечественного производства применяются четырехтактные двигатели, а на мотоциклах и моторных лодках — двухтактные

Кривошипно-шатунный механизм преобразует прямолинейное возвратно-поступательное движение поршней, воспринимающих силу давления газов, во вращательное движение коленчатого вала.

Условно элементы КШМ (кривошипно-шатунного механизма) можно разделить на две группы: неподвижные и подвижные.

К неподвижным элементам относятся блок цилиндров, головка блока цилиндров, картер с подшипниками коленчатого вала и поддоном, соединяющие их детали. Все это образует остов двигателя.

Подвижными элементами механизма являются поршень, поршневые кольца, поршневой палец, шатун с подшипниками, коленчатый вал с маховиком, соединяющие их детали.

Поршни, поршневые кольца и поршневые пальцы в сборе образуют поршневую группу.

 

 

2. Устройство КШМ.

Схема КШМ:

1.Вкладыш  (подшипник скольжения). 
2.Втулка верхней головки шатуна. 
3.Поршневые кольца. 
4.Поршень. 
5.Поршневой палец. 
6.Стопорное кольцо. 
7.Шатун. 
8.Коленчатый вал. 
9.Крышка шатунного подшипника  (крышка вкладыша)

 

 

 

Поршень.

          Поршень имеет вид цилиндра, изготовленного из сплавов алюминия. Основная функция этой детали заключается в превращении в механическую работу изменение давления газа, или на оборот,- нагнетание давления за счет возвратно-поступательного движения.

          Поршень представляет собой сложенные воедино днище, головку и юбку, которые выполняют совершенно разные функции. Днище поршня плоской, вогнутой или выпуклой формы содержит в себе камеру сгорания.        Головка имеет нарезанные канавки,где размещаются поршневе кольца (компресионные и маслосъемные ). Компрессионные кольца исключают прорыв газов в картер двигателя, а поршневые маслосъемные кольца способствуют удале нию излишков масла на внутренних стенках цилиндра. В юбке расположены две бобышки, обеспечивающие размещение соединяющего поршень с шатуном поршневого пальца.

 

 

 

 

 

 

 

Шатун.

         Изготовленный штамповкой или кованый стальной  ( реже  – итановый) шатун имеет шарнирные соединения . Основная роль шатуна состоит в передаче поршневого усилия к коленчатому валу. Конструкция шатуна предполагает наличие верхней и нижней головки, а также стержня с двутавровым сечением. В верхней головке и бобышках находится вращающийся ( «плавающий» ) поршневой палец ,а нижняя головка – разборная, позволяющая, тем самым, обеспечить тесное соединение с шейкой вала. Современная технология контролируемого раскалывания нижней головки позволяет обеспечить высокую точность соединения ее частей.

Коленчатый вал. 

             Изготовлен из стали или чугуна высокой прочности. Коленчатый вал состоит из шатунных и коренных шеек, соединенных щеками и вращающихся в подшипниках скольжения. Щеки создают противовес шатунным шейкам. Основная функция коленчатого вала состоит в восприятии усилия от шатуна для преобразования его в крутящий момент. Внутри щек и шеек вала предусмотрены отверстия для подачи под давлением масла системой смазки двигателя. 
                            

Маховик устанавливается на конце коленчатого вала. На сегодняшний день находят широкое применение двухмассовые маховики, имеющие вид, упруго  соединенных между собой дисков. Зубчатый венец маховика принимает непосредственное участие в запуске двигателя через стартер.

Блок и головка блока цилиндров.

             Блок цилиндров и головка блока цилиндра отливается из чугуна ( реже – сплавов алюминия). В блоке цилиндров предусмотрены рубашки охлаждения, постели для подшипников коленчатого и распределительного валов, а также точки крепления приборов и узлов. Сам цилиндр выполняет функцию направляющей для поршней. Головка блока цилиндра располагает в себе камеру сгорания, впускные - выпускные каналы, специальные резьбовые отверстия для свечей системы зажигания, втулки и запрессованные седла. Герметичность соединения блока цилиндров с головкой обеспечены прокладкой. Кроме того, головка цилиндра закрыта штампованное крышкой, а между ними, как правило, устанавливается прокладка из маслостойкой резины.

 

 

 

 

 

3. Неисправности  КШМ и способы их устранения.

 

Неисправность

Способ устранения

 
     
 

Неисправность ступицы шкива коленчатого вала 
Ослаблено крепление гидротрансформатора 
Ослаблены или пережаты приводные 
ремни 
Неисправна система выпуска отработавших газов 
Трещина в маховике 
Увеличен зазор в коренном подшипнике 
Увеличен зазор в шатунном подшипнике

Заменить шкив коленчатого вала 
Затянуть болты крепления гидротрансформатора 
Заменить или натянуть приводные ремни согласно нормам 
Проверить и при необходимости отремонтировать систему выпуска 
отработавших газов 
Осмотреть и при необходимости заменить маховик 
Заменить коренной подшипник 
Заменить шатунный ПОДШИПНИК

Легкий стук прогретого 
двигателя

Детонация двигателя 
Ослаблено крепление гидротрансформатора 
Утечка выхлопных газов в системе выпуска отработавших газов 
Увеличенный зазор в подшипника шатуна

Проверить качество топлива 
Проверить и установить необходимый угол опережения зажигания 
Затянуть болты крепления гидротрансформатора 
Проверить и затянуть болты крепления, при необходимости заменить прокладку 
Заменить подшипник шатуна

Стук при запуске, который 
длится несколько секунд

Моторное масло низкого качества или не соответствует климатическим условиям эксплуатации неисправен регулировочный механизм зазора в приводе клапана (гидротолкатель) 
Увеличенное осевое перемещение коленчатого вала

Увеличенный зазор в переднем коренном подшипнике

Проверить масло, при необходимости заменить новым, соответствующим климатическим условиям 
Прочистить, проверить и в случае необходимости заменить гидротолкатель 
Заменить упорный подшипник коленчатого вала

Заменить передний коренной подшипник

Стук прогретого двигателя в 
режиме холостого хода

Ослаблены или изношены приводные ремни 
Неисправен генератор или компрессор системы кондиционирования воздуха 
Моторное масло не соответствует климатическим условиям эксплуатации 
Увеличенный зазор в соединении поршень -поршневой палец 
Увеличен зазор между цилиндром и поршнем

Натянуть, при необходимости заменить приводные ремни 
Осмотреть, при необходимости заменить (отремонтировать) генератор или компрессор 
Проверить масло, при необходимости заменить новым, соответствующим климатическим условиям 
эксплуатации 
Заменить поршень и (или) поршневой палец 
Заменить поршень, при необходимости расточить цилиндр и хонинговать


 

 

 

4.Инструменты применяемые при выполнении технического обслуживания и ремонта КШМ.

Техническое состояние кривошипно-шатунных и газораспределительных механизмов можно определить по шумам и стукам с помощью стетоскопов (рисунок а,б). По характеру стука и шума и месту его возникновения находят неисправности двигателя. Зоны прослушивания работы двигателя располагаются на его внешних поверхностях (рисунок в). При углубленном диагностировании технического состояния двигателя, в частности кривошипно-шатунного и газораспределительного механизмов, определяют расход газов, прорывающихся в картер двигателя, давление в конце такта сжатия, утечку сжатого воздуха через не плотности камеры сгорания, зазоры в сопряжениях поршень — поршневой палец — верхняя головка шатуна — вкладыш шатунного подшипника — шатунная шейка коленчатого вала. Для этого применяется следующее оборудование.

 

Стетоскопы (а, б )

1.Стержень.

2.Мембрана.

3.Резиновые трубки.

4.Накнечники.

5.Пружинная пластина.

6.Телефон.

Зоны прослушивания стуков в двигателе ( в ):

7.Клапанов.

8.Поршневых колец, шатунных  подшипников.

9.Распределительных шестерен.

10. Коренных подшипников.

11.Подшипников распределительного  вала.

Обозначение

Наименование

А 96137

А 95615

А 94016/10

А 94016

А 86010

А 60325 

 

-

-

-

-

-

-

-

Кольцевой калибр для установки нутрометра

Для контроля надежности запрессовки поршневого пальца

Зенкер  для обработки гнезд заглушек коленчатого вала

Шпиндель зенкера для обработки гнезд заглушек

Оправка для запрессовки заглушек коленчатого вала

Приспособление для горячей запрессовки поршневого пальца в поршень и шатун

Ключи 8х10, 10х12, 14х17, 17х19, 20х22, 11х13

Молоток

Отвертка

Штангенциркуль

Микрометр

Нутрометр

Щуп


 

 

5.Техническое  обслуживание и ремонт КШМ.

Ежедневное техническое обслуживание. (ЕО).

Очистить двигатель от грязи и проверить его состояние. Двигатель очищают от грязи скребками, моют с помощью кисти смоченной в керосине, а затем вытирают насухо.

Состояние двигателя проверяют внешним осмотром и прослушивают его работы на разных режимах.

Первое техническое обслуживание. (ТО-1).

Проверить крепление опор двигателя.

Проверить герметичность соединений: головки цилиндров, рубашку охлаждения, поддона картера, сальник коленчатого вала.

Второе техническое обслуживание. (ТО-2).

Подтянуть гайки крепления головки цилиндров.

Затяжка гаек производится динометрическим или обычным ключом из комплекта шофера.

Сезонное техническое обслуживание. (СО).

Снять головку, удалить нагар и  проверить состояние цилиндров. Перед снятием головки цилиндров слить воду или тосол, отсоединить шланги.

Удаление нагара с днища поршней, производится скребками из мягкого металла, чтобы не нанести риска или царапин на днище поршня. 
Нагар в камере сгорания удаляют аналогичным способом.

При замене прокладки головки цилиндров тщательно очистить поверхность разъема, а прокладку натереть порошкообразным графитом.

Каждое техническое обслуживание обязательно включает все работы предыдущих видов обслуживания.

 

 

 

 

Замена переднего сальника коленчатого вала ВАЗ 2107

 

Сальник коленвала заменяем при обнаружении замасливания передней части двигателя автомобиля ваз 2107, вследствие разбрызгивания масла шкивом коленчатого вала.  
 
Снятие сальника коленвала  
1. Устанавливаем автомобиль ваз 2107 на смотровую яму или эстакаду и включаем I передачу.  
2. Снимаем грязезащитный щиток двигателя ваз   
3. Снимаем ремень привода генератора  
4. Специальным ключом на 38 мм отворачиваем гайку крепления шкива коленчатого вала

5. Снимаем  шкив коленвала. 

6. Отверткой  поддеваем сальник коленчатого  вала и извлекаем его из  крышки привода газораспределительного  механизма. 

 

Снятие заднего сальника коленвала с автомобиля ваз 2107 

1. Устанавливаем  автомобиль ваз 2107 на смотровую  яму или эстакаду  
2. Снимаем с автомобиля ваз 2107 маховик

3. Торцовым  или накидным ключом на 10 мм  отворачиваем две гайки крепления  щитка картера сцепления и  снимаем щиток.

4. Для замены  заднего сальника коленвала на  автомобиле ваз 2107 рекомендуется  снять держатель сальника во  избежание повреждения фланца  коленвала при запрессовке сальника.  
Торцовым ключом на 10 мм отворачиваем два болта крепления поддона картера двигателя к держателю и шесть болтов крепления держателя заднего сальника к блоку цилиндров. Болты А и Б ослабляем. 

5. Поддеваем  шлицевой отверткой держатель  заднего сальника и снимаем  его вместе с уплотнительной  прокладкой.

6. Устанавливаем  держатель в тиски и выколоткой  выбиваем сальник через вырез  в держателе. 

 

 

Установка заднего сальника коленвала на автомобиль ваз 2107 

1. Смазываем  рабочую кромку нового сальника  моторным маслом.  
2. Запрессовываем задний сальник коленвала в держатель через оправку (в качестве оправки можно использовать старый сальник или отрезок трубы подходящего диаметра). 

Информация о работе Устройство, техническое обслуживание и ремонт кривошипно-шатунного механизма двигателя