6. Выработке эффективной стратегии
реформирования должна предшествовать
всесторонняя оценку текущего
состояния реформируемых объектов
и возможных последствий принимаемых
решений. При этом каждому последующему
этапу реформы должен предшествовать
тщательный анализ предшествующего
этапа.
7. С учетом высокого уровня
неопределенности результатов, который
характеризуют всякие радикальные
реформы, представляется весьма
полезным использовать такую
форму апробации новых методов
управления и хозяйствования
как эксперимент. Примером здесь
может послужить опыт Франции,
где новые формы взаимоотношений
в треугольнике «государство – железные
дороги (SNCF) – региональные власти» в части
финансирования региональных перевозок
сначала апробировались в отдельных регионах
страны.
8. Уровень платежеспособности населения
объективно ограничивает возможности
рыночных преобразований в отрасли,
диктует необходимость четкого
тарифного регулирования. Задача
железнодорожного транспорта в
наших условиях не может сводиться
только к удовлетворению платежеспособного
спроса, он должен обеспечить
удовлетворение растущих потребностей
в перевозках.
9. Чрезвычайно важно сохранить
положительный потенциал естественных
монополий, который позволяет
рассматривать их в качестве
локомотивов, способных вытащить
экономику страны из кризиса.
Данный подход предполагает развитие
рыночных, конкурентных отношений
в контексте более общих задач переходной
экономики – стабилизации
финансового и экономического положения
страны и на этой основе формирования
устойчивой базы роста промышленного
и сельскохозяйственного производства.
10. Следует учесть и растущую
критику в мире политики экономического
либерализма в духе Вашингтонского
консенсуса и растущее
проявление тенденций к усилению роли
государственного регулирования экономики,
что не может не отразиться и на выборе
стратегии реформирования естественных
монополий.