Дисциплинарная ответственность работников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2013 в 07:23, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность работы. При осуществлении своей деятельности субъекты трудовых отношений (работники и работодатели) обязаны соблюдать положения Конституции РФ, Трудового кодекса РФ, иных законов и нормативных правовых актов, коллективных договоров, соглашений, локальных нормативных актов, трудовых договоров. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязанностей нарушители привлекаются к ответственности, которая в сфере труда может быть как материальной, так и дисциплинарной. Такой институт трудового права, как ответственность в сфере труда, всегда занимал и сегодня занимает одно из видных мест в регулировании трудовых отношений.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3-4
Глава 1. ПОНЯТИЕ ДИСЦИПЛИНАРНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В РОССИЙСКОМ ТРУДОВОМ ПРАВЕ……………………..……………..5-15
1. Понятие, функции и условия возникновения дисциплинарной ответственности………………………………………………………………..5-9
2. Дисциплинарный проступок как основание дисциплинарной ответственности……………………………………………………………..10-15
Глава 2. АНАЛИЗ ВИДОВ ДИСЦИПЛИНАРНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ………………………………………………...…..16-30
1. Общая дисциплинарная ответственность: понятие, субъекты, виды взысканий…………………………………………………………….16-24
2. Специальная дисциплинарная ответственность: понятие, субъекты…………………………………………………………………….24-30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………31-32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………..33-35

Вложенные файлы: 1 файл

Дисциплинарная ответственность работников1.docx

— 91.48 Кб (Скачать файл)

Уставом о дисциплине работников рыбопромыслового флота Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 21 сентября 2000г.27 в качестве дисциплинарного взыскания предусмотрено изъятие дипломов у капитанов и лиц командного состава рыбопромыслового флота на срок до 3 лет с переводом с согласия работника на другую работу на тот же срок с учетом профессии (специальности) за нарушение трудовой дисциплины, создавшее угрозу безопасности мореплавания, жизни и здоровью людей на море, загрязнения окружающей среды, а также за грубое нарушение правил ведения промысла.

На основе специальных  положений дисциплинарную ответственность  несут также руководящие работники, избираемые, утверждаемые или назначаемые  на должности высшими органами государственной  власти и управления Российской Федерации.

Основанием применения дисциплинарной ответственности является дисциплинарный проступок, который рассматривается  в соответствии с ч. 1 ст. 57 Федерального закона «О государственной гражданской  службе Российской Федерации»28 как «неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него должностных обязанностей». В этом случае к государственному служащему могут быть применены следующие виды дисциплинарных взысканий: замечание; выговор; предупреждение о неполном должностном соответствии; освобождение от замещаемой должности гражданской службы; увольнение с гражданской службы по основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Перечень дисциплинарных взысканий, указанных в данном Законе, несколько отличается от того перечня, который представлен в Трудовом кодексе РФ. Так, например, в нем  нет такого вида взыскания, как предупреждение о неполном должностном соответствии.

Несмотря на то что такие  взыскания, как замечание и выговор, носят моральный характер, тем  не менее они являются дисциплинарными  взысканиями со всеми вытекающими  отсюда правовыми последствиями.

На основе специальных  положений дисциплинарную ответственность  несут также судьи, прокуроры, их заместители, помощники, следователи. Федеральный закон «О прокуратуре  Российской Федерации» предусматривает  такие меры специальной ответственности, как понижение в классном чине; предупреждение о неполном служебном соответствии; лишение нагрудного знака «Почетный работник прокуратуры Российской Федерации»; лишение нагрудного знака «За безупречную службу в прокуратуре Российской Федерации» (п. 1 ст. 41.7).

Дисциплинарное взыскание  может быть применено только за неисполнение или ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей, то есть обязанностей, обусловленных  существованием трудовых отношений  между работником и работодателем. Между тем, исключения из этого правила  возможны, и они предусмотрены  федеральными законами в отношении  отдельных категорий государственных  служащих. Например, в соответствии со статьей 41.7 закона РФ «О прокуратуре  Российской Федерации» основанием для  наложения дисциплинарных взысканий  на прокурорских работников является не только неисполнение или ненадлежащее исполнение ими своих служебных  обязанностей, но и совершение проступков, порочащих честь прокурорского  работника.

Сегодня судья может быть привлечен к дисциплинарной ответственности  в соответствии со ст. 12.1 Закона Российской Федерации «О статусе судей в  Российской Федерации». За совершение дисциплинарного проступка (нарушение  норм вышеуказанного Закона, а также  положений кодекса судейской  этики, утверждаемого Всероссийским  съездом судей) на судью, за исключением  судей Конституционного Суда РФ, может  быть наложено дисциплинарное взыскание  в виде предупреждения или досрочного прекращения полномочий. Под дисциплинарным проступком понимается противоправное виновное невыполнение или ненадлежащее выполнение обязанностей. Для судей  снованием дисциплинарной ответственности  может являться поступок, не соответствующий  нормам морали. В прошлом к служителям правосудия могли применяться следующие  меры дисциплинарной ответственности: замечание, выговор, строгий выговор, перевод на другое место службы, штраф, краткосрочный арест, увольнение.

Необходимо отметить преобладание в прошлом дисциплинарной ответственности  судьи, включающего в себя отставку, штраф или краткосрочный арест.

Дисциплинарная ответственность  некоторых категорий государственных  служащих либо вообще не предусмотрена  или декларативна, либо не имеет  реальных механизмов осуществления. Явка на заседания для депутатов ГД является их должностной обязанностью: «Депутат государственной Думы обязан присутствовать на заседаниях». Однако не являются редкостью случаи срывов заседания ГД из-за отсутствия кворума. Между тем какая-либо ответственность  за отсутствие на заседаниях депутатов  без уважительных причин действующим  законодательством не предусмотрена. Правда в 2005 году из-за ситуации, произошедшей на пленарном заседании, Комитету по Регламенту и организации работы Госдумы предложено внести на рассмотрение палаты предложения по усилению дисциплинарной ответственности депутатов за регулярные отсутствия на пленарных заседаниях, заведомо ложные, некорректные высказывания и оскорбительные действия, предусмотрев в качестве наказания удаление из зала пленарных заседаний и наложение  денежного штрафа. Думается, что  за нарушение трудовой дисциплины Регламента ГД должны быть предусмотрены меры дисциплинарного воздействия, применяемые  к депутатам ГД.29

Основание и порядок привлечения  к дисциплинарной ответственности  руководителя организации, руководителя структурного подразделения организации, их заместителей по требованию представительного  органа работников прописаны в ст. 195 ТК РФ.

Работодатель обязан рассмотреть  заявление представительного органа работников о нарушении руководителем  организации, руководителем структурного подразделения организации, их заместителями  трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового  права, условий коллективного договора, соглашения и сообщить о результатах его рассмотрения в представительный орган работников. Если факт нарушения подтвердился, работодатель обязан применить к руководителю организации, руководителю структурного подразделения организации, их заместителям дисциплинарное взыскание вплоть до увольнения.30

Федеральным законом «О государственной  гражданской службе Российской Федерации»31 определен порядок наложения дисциплинарного взыскания и его снятия. Так, за каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание (ст. 57). До его применения представитель нанимателя должен затребовать от гражданского служащего объяснение в письменной форме. В случае отказа гражданского служащего дать такое объяснение составляется соответствующий акт. Следует отметить, что отказ гражданского служащего от дачи объяснения в письменной форме не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания.

Перед применением дисциплинарного  взыскания должна проводиться служебная  проверка с целью установления всех обстоятельств совершения правонарушения, что является непременным условием для принятия представителем нанимателя объективного и справедливого решения.

Такая проверка осуществляется либо по решению представителя нанимателя, либо по письменному заявлению гражданского служащего. Служебная проверка является важным процедурным моментом, так  как на основании ее результатов  будет принято соответствующее  решение. Закон гласит, что при  ее проведении должны быть полностью, объективно и всесторонне установлены  факт совершения дисциплинарного проступка, вина гражданского служащего, причины  и условия, способствовавшие его  совершению, а также характер и  размер вреда, причиненного гражданским  служащим в результате дисциплинарного проступка.32

По результатам служебной  проверки составляется письменное заключение, на основании которого представителем нанимателя выносится решение о  наложении дисциплинарного взыскания.

Гражданский служащий вправе обжаловать дисциплинарное взыскание  в письменной форме в комиссию по служебным спорам государственного органа или в суд. Если в течение  одного года со дня применения дисциплинарного  взыскания гражданский служащий не был подвергнут новому дисциплинарному  взысканию, он считается не имеющим  дисциплинарного взыскания. Представитель  нанимателя вправе снять с него это  взыскание до истечения одного года со дня применения дисциплинарного  взыскания по собственной инициативе, по письменному заявлению гражданского служащего или по ходатайству  его непосредственного руководителя.

Итак, специальную дисциплинарную ответственность несут работники, на которых распространяются уставы и положения о дисциплине. Положения  и уставы о дисциплине обязательны  для всех работников, которые попадают под их действие.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Дисциплинарная ответственность  представляет собой обязанность  работника претерпеть неблагоприятные  последствия, предусмотренные нормами  трудового права, за виновное, противоправное неисполнение или ненадлежащее исполнение своих трудовых обязанностей. К дисциплинарной ответственности могут привлекаться работники, совершившие дисциплинарный проступок. Следовательно, основанием дисциплинарной ответственности всегда служит дисциплинарный проступок, совершенный  конкретным работником.

Применение к работнику  дисциплинарного взыскания за совершенный  им дисциплинарный проступок составляет содержание понятия дисциплинарной ответственности.

Дисциплинарная ответственность  принято подразделять на общую и  специальную.

Общая дисциплинарная ответственность  регулируется ТК Российской Федерации  и распространяется на всех работников. Специальная дисциплинарная ответственность  предусмотрена федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине для узкого круга работников: судей, прокуроров, следователей, государственных  служащих, работников ряда отраслей попадающих под действие уставов и положений  о дисциплине.

В настоящее время нарушения  законодательства о дисциплинарной ответственности носят массовый характер. Об их масштабах свидетельствуют, в частности, данные анализа результатов  тематических и целевых проверок, проведенных госинспекторами труда  по вопросам соблюдения законодательства о трудовой дисциплине, судебной практики рассмотрения дел о восстановлении на работе, об оспаривании дисциплинарных взысканий, а также конкретных приказов о наложении дисциплинарных взысканий, письменных объяснений, истребованных  от нарушителей в отдельных организациях.

Исследования показывают, что на практике имеют место случаи незаконного привлечения работников к дисциплинарной ответственности  за деяния, не являющиеся дисциплинарными  проступками, примерно в 40% дисциплинарных дел вина нарушителей непосредственно  не выявлена.

Все это не может не наводить на мысль о необходимости анализа  сущности дисциплинарного проступка  как основания дисциплинарной ответственности, имея в виду его состав именно как  состав правонарушения.

Наше законодательство не знает деления дисциплинарных проступков на различные виды по степени их тяжести и вредным последствиям так же, как не устанавливает, за редким исключением, отдельных их составов. Это снижает эффективность борьбы с различными по своему вредному значению и последствиям нарушениями трудовой дисциплины. Нельзя ставить в один ряд неисполнение работником своей  трудовой функции, нарушение режима работы, оказывающие влияние на ход  производства, и иные нарушения правил поведения в процессе труда.

Для более успешной борьбы с нарушениями трудовой дисциплины и воспитания сознательного отношения  к труду, учитывая действующее законодательство и сложившуюся практику, нужно, по нашему мнению, закрепить в правовых нормах следующие виды проступков: 1) невыполнение или ненадлежащее выполнение своей трудовой функции; 2) производственные упущения, оказывающие влияние на ход производства; 3) мелкие нарушения  внутреннего трудового распорядка, не влияющие на ход производства. Полезным было бы также установление в действующем  законодательстве перечня наиболее тяжких и грубых нарушений трудовой дисциплины, дающих право администрации  применять к нарушителям наиболее строгие меры дисциплинарного воздействия.

 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.), (с поправками от 30 декабря 2008 г.) // «Российская газета» от 25 декабря 1993 г. N 237. Изм. Закон РФ от 30 декабря 2008 г. N 6-ФКЗ и от 30 декабря 2008 г. N 7-ФКЗ // «Российская газета» от 21 января 2009 г. N 7.
  2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 7 января 2002 г. N 1 (часть I) ст. 3. Изм. Федеральный закон от 23 апреля 2012г. N 35-ФЗ // «Российская газета» от 26 апреля 2012 г. N 92.
  3. Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации» от 26 июня 1992 г. № 3132-1 (в ред. от 8 декабря 2011 г. N 422-ФЗ) // «Российская газета» от 29 июля 1992 г.
  4. Закон РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» от 27 апреля 1993 № 4866-1 (ред. от 9 февраля 2009 г. N 4-ФЗ) // Сборник законодательных актов Российской Федерации, выпуск VIII, 1993 г., ст. 117.
  5. Федеральный закон «О государственной гражданской службе» от 27 июля 2004 г № 79-ФЗ (в ред. от 6 декабря 2011 г. N 395-ФЗ) // «Российской газете» от 31 июля 2004 г. N 162.
  6. Федеральный закон «О прокуратуре» от 17 января 1992 г. № 2202-1 (в ред. от 21 ноября 2011 г. N 329-ФЗ) // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 20 февраля 1992 г., N 8, ст. 366.
  7. Дисциплинарный устав военизированных горноспасательных подразделений в транспортном строительстве (утвержден постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 № 879) // СПС «Гарант».
  8. Устав о дисциплине работников рыбопромыслового флота Российской Федерации (утвержден постановлением Правительства РФ от 21.09.2000 № 70) // СПС «Гарант».
  9. О некоторых вопросах применения судами Российской Федерации законодательства при разрешении трудовых споров: постановление Пленума Верховного Суда РФ от 22.12.1992 № 16 (с изм. на 21.11.2000) // Сборник постановлений Пленумов Верховного Суда Российской Федерации. - М., 2000.
  10. Постановление Пленума ВС Российской Федерации от 17 марта 2004 г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» (в ред. Постановлений Пленума Верховного Суда РФ от 28.12.2006 N 63, от 28.09.2010 N 22) «Бюллетень Верховного Суда РФ», N 3, март, 2007.
  11. Постановление Пленума ВС Российской Федерации от 17 марта 2004 г № 2 п.19 // СПС «Гарант».
  12. Васин В.Н., Казанцев В.И. Трудовое право: учебник. - М., 2007.
  13. Трудовое право. // Под ред. Смирнова О.В., Снигиревой И.О. - М., 2007
  14. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации. // Под ред. Орловского Ю.П.- М., 2008.
  15. Практикум по трудовому праву. // Под ред. Гусова К.Н. – М., 2001.
  16. Орловский Ю.П. Законы и трудовая дисциплина. – М., 1986.
  17. Туболев Д. Дисциплинарная ответственность // Бизнес-адвокат, N 20, 2005.
  18. Липинский Д.А. Проблемы юридической ответственности.- СПб., 2003.
  19. Михайлов Ф.Н. Трудовое право: курс лекций.- М., 2002.
  20. Габричидзе Б.Н. Чернявский А.Г. Юридическая ответственность.- М., 2005.
  21. Трудовое право: курс лекций. // Под ред. Цветкова С.Б. - М., 2006.
  22. Трудовое право Росиии. / Под ред. Ю.П. Орловского и А.Ф. Нуртдинова .- М.,2008.
  23. Селянин А.В. Дисциплина труда, трудовой распорядок. - М., 2005.
  24. Трудовое право // Под ред. Ф.Г. Мышко, - М., 2008.
  25. Барабаш А.Т. К вопросу о понятии дисциплинарного проступка рабочих и служащих// Правоведение. 1965. № 3
  26. Смоленский М. Б., Мажинская Н.Г. Трудовое право Российской Федерации. - М., 2006
  27. Труханович Л.В., Глушко В.И. Дисциплинарные взыскания. Отстранение от работы: практич. пос.- М., 2004.
  28. Бердычевский В.С., Акопов Д.Р. Дисциплинарная ответственность работников и ее виды. – М., 2005.
  29. Абрамова А.А. Проблема ответственности в трудовом праве // Вестник МГУ. - 1981. №4.
  30. Линьков А. Этика депутата. Наказывать будут рублем //Парламентская газета.-2005. №1739.
  31. Карпова Н.В. Чем грозят работодателю нарушения трудового законодательства? // Налоговая проверка. - 2008,- N 2
  32. Ломакина В.Ф., Хаманева Н.Ю. Юридическая ответственность государственных служащих: правовое регулирование дисциплинарной ответственности // Государство и право.-2008.- № 9.

Информация о работе Дисциплинарная ответственность работников