Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 23:35, курсовая работа
Целью работы является изучение понятия и видов источников российского права.
При написании работы мною были поставлены следующие задачи:
Определение понятия и сущности источников права, рассмотреть их виды.
Изучение нормативно правовых актов как источников права.
Анализ классификации нормативно правовых актов.
Введение…………………………………………………………………………...3
1.Понятие источника права……………………………………………………....5
2. Источники российского права………………………………………………....8
2.1 Нормативно правовые акты как источники права……………………….....8
2.1.1 Характерные черты нормативно-правовых актов…………………….....10
2.1.2 Классификация нормативно-правовых актов………………………........13
2.2 Иные источники российского права…………………………………….....17
2.2.1 Юридический прецедент……………………………………………….....17
2.2.2 Правовой обычай…………………………………………………………..19
2.2.3 Нормативный договор……………………………………………………..20
2.2.4. Международный договор…………………………………………………22
Заключение……………………………………………………………………….24
Список использованных источников и литературы…………………………...26
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.Понятие источника права……………
2. Источники российского права………………………………………………....8
2.1 Нормативно правовые акты как источники права……………………….....8
2.1.1 Характерные черты
нормативно-правовых актов……………
2.1.2 Классификация нормативно-
2.2 Иные источники российского права…………………………………….....17
2.2.1 Юридический прецедент………………………………………………...
2.2.2 Правовой обычай…………………………………………………………..
2.2.3 Нормативный договор……………………………………………………..
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников и литературы…………………………...26
Введение
На мой взгляд, данная тема является актуальной по следующим причинам:
Во-первых, развитие теории государства и права в нашей стране требует критического переосмысления ряда ее фундаментальных категорий, выхода на новый уровень исследований, призванный соединить достижения правовой науки и смежных отраслей знания, К числу категорий, требующих углубленной разработки, относится категория "источники права".
Во-вторых, наше законодательство страдает множеством недостатков технического порядка, особенно тех законов и иных правовых актов, которые приняты в последнее десятилетие. И вполне оправдано предположение о том, что это обстоятельство (в числе иных) стало одной из причин несовершенства действующего законодательства, сложившегося в массовом сознании впечатления о необязательности исполнения закона, о возможности безнаказанного его нарушения, о допустимости «борьбы законов» и использовании «телефонного права».
В-третьих, формы (источники.) права имеют исключительно большое значение для укрепления законности в правовом государстве. Совершенство названных форм (источников) напрямую зависит от уровня теоретических представлений о них и от качества по существу всех видов юридической практики. Юридическая наука призвана своевременно готовить пригодные рекомендации по улучшение форм права, а практика должна умело реализовать предложения ученых в целях создания гибкой, динамичной и эффективно функционирующей системы источников права. От качества этой системы права зависит прочность законности в государстве.
Объектом исследования являются общественные отношения, регулируемые нормами права.
Предметом исследования данной работе является источники права - различные формы (способы) выражения, объективизации правовых норм, формы выражения, объективизации нормативно государственной воли.
Целью работы является изучение понятия и видов источников российского права.
При написании работы мною были поставлены следующие задачи:
Понятие "источник права"
существует много веков. Столетиями
его толкуют и применяют
Форма права показывает, как содержание права организовано и выражено во вне (то есть определенные способы внешнего выражения права как одного из компонентов юридической формы, иными словами, как более узкого самостоятельного явления), а источник права – истоки формирования права, систему факторов, предопределяющих его содержание и формы выражения. Под источником также следует понимать три фактора: в материальном смысле (материальные условия жизни общества, формы собственности, интересы и потребности людей и т.п.), в идеологическом смысле (различные правовые учения и доктрины, правосознание и т.д.), в формально-юридическом смысле - это и есть форма права.
Отсюда и существующие разногласия по поводу употребления терминов форма или источник права. Но в современной теории права особых проблем с этим понятием уже не возникает. Учитывая предыдущие разработки, в том числе в дореволюционной литературе, наиболее распространенным является вывод, что понятие источник права – это синоним понятия формы права. Поэтому в учебных курсах по теории права можно встретить такое обозначение темы «формы (источники) права». В этом контексте говорится и о видах источников права. При этом имеется в виду разновидность формы права (акты государственных органов, прецедентные решения судов и т.д.). В настоящей работе форма права будет рассматриваться как синоним источника права, т.к. мы не будем придавать принципиального значения тем незначительным по своему характеру смысловым нюансам, оттенкам и различиям, которые имеют термины форма и источник права. Именно в этом, «юридическом смысле» форма права и источник права широко применяются отечественными и зарубежными правоведами как тождественные понятия во всех тех случаях, когда они рассматриваются в виде «способа установления правовых велений» или «способа, которым правилу поведения придается государственной властью общеобязательная сила»1.
В научных и учебных изданиях форму (источник) права как способ закрепления правовых велений или способ выражения «возведенной в закон воли господствующего класса» иногда рассматривают в виде внешней формы права. Наряду с ней выделяют также и внутреннюю форму. Последняя рассматривается как система или структура, внутреннее строение права, как «распределение правовых норм по отраслям и институтам соответственно характеру регулируемых ими отношений и отчасти методу правового регулирования»2.
Итак, в истории правовой мысли и на современном этапе развития представлений о праве можно встретить разнообразные подходы к объяснению их сущности и природы. Так, по мнению А.М. Васильева «форма (источник) права обозначает форму реального выражения и объективизации государственной воли господствующего класса, выраженной в нормах права».3 В.С. Нерсесянц называет источниками права «как социальные факторы, определяющие содержание правовых норм, и государство как ту силу, которая творит право, так и источники информации о праве». 4А.Б. Венгеров представляет такое понимание источника права –
« как объективированного закрепления и проявления содержания права в определенных актах государственных органов, решениях судов, договорах, обычаях и других источниках».5
Словом, мы убедились в
том, что и здесь существуют разные
подходы к определению
2. Источники российского права
Все источники права могут быть классифицированы на две группы: нормативно-правовые акты (законы, указы, постановления, инструкции, договоры) и иные источники права ненормативного характера (правовые обычаи, судебные прецеденты и решения). В отдельные исторические периоды источниками права признавали правосознание, правовую идеологию, а также деятельность юристов.
Каждая национальная (национально-государственная)
система права, наряду с другими
особенностями, отличается и своеобразием
источников действующего (позитивного)
права. Вместе с тем различные
национальные системы права, входящие
в ту или иную правовую семью, имеют
и некоторые общие черты, которые
присущи и соответствующим
Определенную роль в качестве источников российского права играют также нормативно-правовой договор и обычное право (санкционированные государством обычаи). Рассмотрим более подробно основные источники российского права.
2.1 Нормативно-правовые акты как источники права
Нормативный правовой акт является одним из самых распространенных и основных источников права в различных правовых системах мира, в том числе и в Российской Федерации. Его определения за прошедшее столетие не претерпели принципиальных изменений. Мы рассмотрим несколько вариантов из их множества. Согласно юридическому энциклопедическому словарю нормативно правовой акт - «властное предписание государственных органов, которое устанавливает, изменяет или отменяет нормы права (закон, кодекс, постановление, инструкция и др.) Он является одним из основных источников права современного государства, преобладающей формой правового регулирования общественных отношений».6 Имеются не только научные, но и официальные определения нормативного правового акта. Пленум Верховного Суда РФ сформулировал следующее определение: «Под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт уполномоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом».7 Конечно, понятие нормативно правового акта во втором случае раскрыто более точно и подробно, нежели в первом, однако смысл в них заложен одинаковый, нет никаких существенных различий между формулировками.
Система нормативно-правовых актов в каждой стране определяется конституцией, а также изданными на ее основе специальными законами, положениями о тех или иных государственных органах, правительственными постановлениями. Законодательством определяется также порядок издания, изменения, отмены и дополнения нормативно-правовых актов; указывается, какой орган и в соответствии с какой процедурой издает тот или иной нормативный акт.
Так, согласно действующей Конституции России предусматривается, что высший представительный и законодательный орган Российской Федерации - Федеральное собрание (парламент) принимает законы и постановления. Президент как глава государства издает указы и распоряжения. Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения. Субъекты РФ принимают «законы и иные нормативные правовые акты».8
2.1.1 Характерные черты нормативно-правовых актов
Нормативно-правовые акты как
источники права имеют
Мы также должны упомянуть, что нормативно правовой акт входит в единую систему, осуществляя правовое регулирование в соответствии с общими целями и задачами общества и государства. Иерархическое построение выступает не столько признаком отдельного документа, сколько характеризует систему актов. Тем не менее, этот признак - один из основных, так как только в связи с ним нормативные правовые акты и могут выполнять стоящие перед ними задачи. Так, М.Н. Марченко полагает, что «сложившаяся и поддерживаемая в каждой стране иерархия нормативных правовых актов имеет важнейшее значение для упорядочения процесса правотворчества и правоприменения, для создания и поддержания режима законности и конституционности.»9 Нам следует отметить, что нормативно правовые акты как формы права значительно отличаются от актов, не имеющих нормативного характера. В их числе, прежде всего акты применения норм права или индивидуальные акты, как их зачастую называют. Проведем наглядно ряд сравнений нормативно правового акта с вышеперечисленными источниками права.
Нормативно-правовые и индивидуальные
акты являются юридическими по своему
характеру актами. Помимо всего прочего
это означает, что с теми и другими
связаны определенные юридические
последствия. Однако принципиальное отличие
их друг от друга заключается в
следующем. Первые содержат в себе общие
предписания в виде норм права
и рассчитаны на многократное применение,
тогда как вторые не содержат в
себе норм права, а содержат лишь предписания
индивидуального характера. Нормативно-правовые
акты адресованы широкому, точнее - неопределенному
кругу юридических и физических
лиц, в то время как индивидуальные
акты обращены к строго определенным
лицам или кругу лиц и издаются
по вполне определенному поводу (установление
мемориальной доски, прием на работу
и увольнение, уход на пенсию и т.д.).
И, наконец, нормативно-правовыми актами
охватывается весьма широкий круг общественных
отношений, а индивидуальные акты рассчитаны
лишь на строго определенный вид общественных
отношений. Действие индивидуального
акта завершается с прекращением
существования конкретных общественных
отношений (например, в связи с
выполнением условий