Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 23:35, курсовая работа
Целью работы является изучение понятия и видов источников российского права.
При написании работы мною были поставлены следующие задачи:
Определение понятия и сущности источников права, рассмотреть их виды.
Изучение нормативно правовых актов как источников права.
Анализ классификации нормативно правовых актов.
Введение…………………………………………………………………………...3
1.Понятие источника права……………………………………………………....5
2. Источники российского права………………………………………………....8
2.1 Нормативно правовые акты как источники права……………………….....8
2.1.1 Характерные черты нормативно-правовых актов…………………….....10
2.1.2 Классификация нормативно-правовых актов………………………........13
2.2 Иные источники российского права…………………………………….....17
2.2.1 Юридический прецедент……………………………………………….....17
2.2.2 Правовой обычай…………………………………………………………..19
2.2.3 Нормативный договор……………………………………………………..20
2.2.4. Международный договор…………………………………………………22
Заключение……………………………………………………………………….24
Список использованных источников и литературы…………………………...26
Приведем пример - действие такого индивидуального акта (акта применения), как приговор суда по конкретному уголовному делу, прекращается по мере приведения его в исполнение (окончание срока исправительных работ, тюремного заключения и т.п.). Однако это вовсе не означает прекращения действия закона, предусматривающего ту или иную меру уголовного наказания за совершение подобного преступления.
Нам необходимо сказать о том, что одни и те же государственные органы могут издавать по одним и тем же или по разным вопросам как нормативно-правовые, так и индивидуальные акты. Например, согласно Конституции РФ «Федеральное собрание принимает не только законы - нормативные акты, но и постановления, имеющие зачастую индивидуальный характер». 10 Конституции предусматривают, что Совет Федерации - верхняя палата российского парламента и Государственная Дума - его нижняя палата принимают постановления, каждая в отдельности по вопросам, отнесенным к их ведению действующей Конституцией.
Нормативно-правовые акты следует отличать также от актов разъяснения или толкования правовых норм. Основное отличие их заключается в характере, содержании и целях издания. Если нормативно правовые акты имеют своей целью установление или изменение содержания правовых норм, то акты разъяснения или толкования преследуют, как это свидетельствует уже их название, совсем другие цели. А именно: они направлены прежде всего на разъяснение смысла содержания нормативно-правовых актов, а также - пределов действия ранее установленных норм.
Подводя итоги по всему вышесказанному о нормативно правовых актах как источниках права мы можем с уверенностью утверждать, что они обладают следующими признаками:
Волевое содержание, официальный характер, входит в единую систему, нормативность, принимается по специальной процедуре, издается компетентными органами и лицами, регулирует общественные отношения, издается управомоченными органами и лицами, гарантируется принудительной силой государства, имеет форму и структуру, установленные законом.
Т.е. нормативно-правовой акт
является одним из основных источников
права современного государства. В
нем выражается большинство правовых
норм, которые регулируют наиболее
важные с точки зрения личности,
ее интересов и потребностей общественные
отношения. Другие источники права
(правовые обычаи, судебные и административные
прецеденты) общерегулятивной значимостью
не обладают. Они играют частичную,
вспомогательную или
2.1.2 Классификация нормативно-правовых актов
Сейчас мы переходим к
рассмотрению такого вопроса как
классификация нормативно правовых
актов. И в самую первую очередь
считаем целесообразным ознакомиться
с их группированием в зависимости
от юридической силы. По юридической
силе все нормативно-правовые акты
подразделяются на две большие группы
- законы и подзаконные акты. Мы придерживаемся
взгляда о том, что юридическая
сила нормативно правовых актов является
наиболее существенным признаком их
классификации. Так как она определяет
их место и значимость в общей
системе государственного нормативного
регулирования. В соответствии с
теорией и практикой
Итак, закон - это главный и преимущественный нормативно правовой акт современного государства. Он содержит правовые нормы, которые регламентируют наиболее важные стороны общественной и государственной жизни. Определение закона можно сформулировать следующим образом: «это нормативный акт, принятый высшим представительным (законодательным) органом государственной власти либо населением на референдуме в особом законодательном порядке, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения с точки зрения интересов и потребностей населения страны».11
Шершеневич еще в начале
нашего столетия отмечал, что формою
права, преобладающею в настоящее
время у всех цивилизованных народов,
является закон, который совершенно
отодвинул на задний план все иные
формы. Возможность для
Мы выделяем следующие виды законов:
1) Конституция (закон законов)
- основополагающий
2) федеральные конституционные
законы - принимаются по вопросам,
предусмотренным и органически
связанным с Конституцией РФ (например,
федеральные конституционные
3) федеральные законы - это
акты текущего
4) законы субъектов Федерации
- издаются их представительными
органами и действие их
Также классификация законов может проводиться по другим основаниям:
- по сроку действия (постоянные законы и временные);
- по характеру (текущие и чрезвычайные);
- по содержанию (экономические, бюджетные, социальные, политические и т.п.);
- по объему регулирования (общие и специальные) и т.д.
Ознакомившись с видами и возможными классификациями законов мы начинаем рассматривать подзаконные нормативные правовые акты.
Подзаконные нормативно правовые
акты -это правотворческие акты компетентных
органов, которые основаны на законе
и не противоречат ему. Подзаконные
акты обладают меньшей юридической
силой, чем законы, они базируются
на юридической силе законов и
не могут противостоять им. Эффективное
регулирование общественных отношений
имеет место тогда, когда общие
интересы согласуются с индивидуальными
интересами. И подзаконные акты как
раз и призваны конкретизировать
основные, принципиальные положения
законов применительно к
Существуют такие виды подзаконных актов:
1) указы Президента РФ - высшие по юридической силе подзаконные нормативные акты;
2) постановления Правительства
РФ - акты исполнительного органа
государства, наделенного
3) приказы, инструкции, положения
министерств, ведомств, государственных
комитетов регулируют, как правило,
общественные отношения,
4) решения и постановления
местных органов
5) решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления;
6) нормативные акты
7) локальные нормативные
акты - это нормативные предписания,
принятые на уровне
В зависимости от срока действия нормативные акты классифицируют на:
-нормативные акты
-временные нормативные акты.
Таким образом мы можем говорить о следующем: в зависимости от юридической силы все нормативные акты группируются в определенную систему, в которой каждый из актов занимает свое место и играет свою роль. Сложившаяся и поддерживаемая в каждой стране иерархия нормативно-правовых актов имеет важнейшее значение для упорядочения процесса правотворчества и правоприменения, для создания и поддержания режима законности и конституционности.
2.2 Иные источники российского права
2.2.1 Юридический прецедент
В те времена, когда еще
не было правильно организованной государственной,
а, следовательно, законодательной
власти, правовые нормы создавались
по поводу отдельных конкретных случаев,
т. е. путем прецедента, который затем
уже закреплялся обычаем. Исторически
множество важнейших норм права
создалось именно этим путем, так, например,
юридический прецедент как
Юридическая литература дает следующее определение прецеденту - это судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, которому государство придает общеобязательное значение.12 Прецедентом является не все судебное решение, а отдельное, вновь сформулированное правоположение общего характера, ранее не зафиксированное в каком-либо нормативном акте. Прецедент служит эталоном (моделью, критерием) при рассмотрении судами аналогичных дел. Другими словами, судебное или административное решение по конкретному делу становится обязательным образцом для разрешения аналогичных дел.
В современном мире юридический прецедент (судебный или административный) как источник права используется не во всех странах. Но, он является преобладающим источником права в странах с англосаксонской правовой системой (Англия, США, Канада, Австралия и другие). Во всех этих странах публикуются судебные отчеты (law reports), из которых можно получить информацию о прецедентах13.
В российской правовой системе, несмотря на безусловный приоритет нормативно-правового акта, прецедентное право также имеет место. Например, решения Конституционного Суда РФ содержат целый ряд правил-прецедентов. Так, известный прецедент из практики Верховного Суда РФ Высшего Арбитражного Суда РФ. В их совместном постановлении № 13/14 от 8 октября 1998 «О практике применения положений Гражданского кодекса РФ о процентах за пользование чужими денежными средствами» указано: «нельзя признать правомерным взыскание одновременно процентов за пользование чужими денежными средствами и пеней за просрочку платежа. Исходя из смысла Гражданского кодекса РФ, за одно и то же правонарушение не могут применяться две меры ответственности».
В Российской Федерации судебные прецеденты публикуются для всеобщего сведения в официальных изданиях высших судебных органов - в «Вестнике Конституционного Суда РФ», «Вестнике Высшего Арбитражного Суда РФ», «Бюллетене Верховного Суда РФ». Хотя российские судьи формально независимы и не обязаны следовать решениям (указаниям) вышестоящих судов, но на практике сформулированные высшими судебными инстанциями правила неукоснительно соблюдаются нижестоящими судами. Поэтому именно на такие правила ориентируются все остальные участники правоотношений. Это придает судебным прецедентам фактически общеобязательный характер.
2.2.2 Правовой обычай
Правовой обычай - это санкционированное государственной властью общеобязательное правило поведения, сложившееся на основе многократного применения в общественной практике и обеспечиваемое мерами государственного принуждения и защиты14. В сущности, обычай сводится к прецеденту: он есть не что иное, как множественный прецедент. Понятно, что все юридические нормы, относимые к обычаю, первоначально сложились не путем обычая, а путем прецедента: так называемые юридические обычаи возникали по поводу единичных случаев; возникшее таким образом правило, затем применялось к ряду однородных случаев и становилось обычаем. Обычай, таким образом, только скреплял правило, возникшее путем прецедента; иначе говоря, обычай есть многократно повторявшийся прецедент.
В правовой системе современной России нашлось место для правового обычая, хотя как способ регулирования общественных отношений он занимает незначительное место. Обычай в качестве источника права действует лишь в порядке исключения и только в тех случаях, когда возможность его применения оговаривается действующим законодательством. Так, ссылка на применение международного обычая имеется в Консульском уставе; Кодекс торгового мореплавания (на территории России действует Консульский устав СССР и КТМ СССР) предлагает руководствоваться портовыми обычаями для определения продолжительности погрузки и разгрузки судов и размера платы за их простой15. Или же в Земельном Кодексе РФ имеется ссылка на обычай, существующий в конкретной местности, которым можно руководствоваться при разделе колхозных (крестьянских) дворов16.