Источники трудового права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2014 в 09:16, курсовая работа

Краткое описание

Переход к рыночной экономике обусловливает необходимость изменения в методологии правового регулирования трудовых и непосредственно связанных с ними отношений, в которой происходит смещение акцентов в использовании средств прямого публично-государственного регулирования этих отношений и расширяется сфера применения частноправовых средств их регулирования и саморегулирования.

Содержание

Введение 2
I. Понятие источников трудового права и их система. 3
II. Общая характеристика источников трудового права России. 7
III. Действие источников трудового права во времени, в пространстве и по категориям работников. 18
Заключение. 26
Список использованной литературы: 27

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая трудовое.doc

— 142.00 Кб (Скачать файл)

 Наряду с ТК РФ, являющимся  кодифицированным актом общего  значения, среди источников трудового права получили распространение комплексные нормативные акты (федеральные законы), относящиеся к межотраслевому правовому регулированию в рамках отдельных институтов этой отрасли. К их числу логично отнести Законы о государственной службе, об основах охраны труда и др.

 Следующим по юридической  иерархии источником трудового  права являются законы Российской  Федерации.

 В соответствии с Конституцией  РФ федеральные законы принимаются  Государственной Думой большинством  голосов от общего числа депутатов и в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины из числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации.

 В случае отклонения федерального  закона Советом Федерации палаты  могут создать согласительную  комиссию для преодоления возникших  разногласий, после чего федеральный  закон подлежит повторному рассмотрению  Государственной Думой. При несогласии Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.

 Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. Президент РФ в течение четырнадцати дней со дня поступления либо подписывает и обнародует закон, либо отклоняет его. При отклонении закона Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом РФ в течение семи дней и обнародованию.

 Поскольку Конституция РФ 1993 г. относит трудовое законодательство  к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов8, следует различать среди источников трудового права наряду с федеральными законами законы субъектов Российской Федерации. Более того, вне пределов ведения Российской Федерации, а также совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов последние (т.е. республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа) осуществляют собственное правовое регулирование общественных отношений по труду, включая принятие законов. При этом законы субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между Федеральным Законом и законом субъектов РФ действует федеральный закон.

 Среди законов субъектов  РФ в сфере труда также следует  различать конституционные и  обычные (текущие) законы. Все они  принимаются соответствующими органами  государственной власти - законодательными собраниями (думами) республик, областными, краевыми, городскими думами и другими местными органами государственной власти, распространяя свое действие на соответствующие регионы.

 Таким образом, законы как  источники трудового права России по органам их принятия и юридической силе можно классифицировать по следующим трем группам: 1) федеральные конституционные законы; 2) федеральные законы; 3) законы субъектов Российской Федерации (конституционные и текущие).

 В соответствии со ст. 104 Конституции РФ право законодательной инициативы (в том числе и по вопросам трудового права) принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному суду РФ, Верховному Суду РФ, Высшему Арбитражному суду по вопросам их ведения.

 Среди подзаконных источников  трудового права ведущую роль  играют указы Президента РФ9. Деятельность Президента РФ определяется ст. 83-89 Конституцией РФ, однако основные направления такой деятельности установлены только самым общим образом, что позволяет толковать нормотворческую деятельность Главы государства достаточно широко. Представляется, что в соответствие с предоставленными Конституцией РФ полномочиями, он может оперативно (непосредственно до принятия закона) издавать необходимый нормативный указ по определенному кругу рассматриваемых отношений, что в свою очередь не является препятствием для принятия соответствующего вопросу закона. При этом содержание закона не может быть ограничено содержанием соответствующего акта Президента. Необходимо иметь в виду, что не все акты президента следует рассматривать в качестве источников права (в том числе источников трудового права). Такое значение имеют только указы нормативного характера, т.е. те из них, которые содержат правовые нормы общеобязательные правила поведения. Указы, не содержащие нормативных положений, обычно носят персонифицированный характер и источниками права не являются. К их числу можно отнести, например, указы о награждении работников орденами, о присвоении работникам классных чинов, почетных званий и т.п.

 Постановления Правительства  РФ как источники трудового права издаются во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ. Они представляют собой акты исполнительной власти РФ, носящие подзаконный характер. В юридической иерархии источников права постановления Правительства стоят вслед за законами РФ и указами президента нормативного значения.

 В отличие от указов Президента  РФ как источников права, принимаемых  единолично, постановления Правительства  Указы Президента РФ - акты коллегиального  органа, поскольку правительство состоит из Председателя Правительства, его заместителей и федеральных министров. Процедура коллективного принятия постановлений Правительства, как и порядок его деятельности вообще, определяется конституционным законом.

 Постановления Правительства  Российской Федерации обязательны для исполнения на всей территории России всеми ее гражданами. В случае их противоречия Конституции РФ федеральным законам и указам Президента РФ они, как указывалось выше, могут быть отменены Президентом РФ.

 В системе источников трудового права постановления Правительства РФ занимают весьма заметное место. Они, по существу, охватывают весь круг общественных отношений, составляющих предмет трудового права. Обычно постановления Правительства издаются для решения вопросов, отнесенных к компетенции исполнительной власти РФ, в том числе и для реализации законодательных положений.

 Постановления Правительства  подписываются Председателем Правительства  РФ и публикуются в Собрании  законодательства Российской Федерации.

 Постановления, инструкции и разъяснения Минздравсоцразвития РФ относятся к специфической разновидности источников трудового права, поскольку исходят от компетентного органа государственного управления, наделенного полномочиями издавать акты по применению и разъяснению законов РФ о труде и соответствующих указов Президента и постановлений Правительства РФ10. Постановления, инструкции и разъяснения Минтруда РФ издаются в целях обеспечения правильного и единообразного толкования и применения законов о труде и актов вышестоящих органов государственного управления, регулирующих общественные отношения в сфере труда. Они касаются вопросов нормирования и оплаты труда в различных государственных отраслях народного хозяйства, утверждения квалификационных характеристик рабочих и служащих, порядка предоставления льгот и преимуществ отдельным категориям работников, режима труда и отдыха на отдельных предприятиях и производствах.

 Особая роль в регулировании  трудовых и непосредственно связанных  с ними отношений отводится  Минздравсоцразвития РФ, правовые акты этого федерального органа исполнительной власти как источники трудового права по юридической силе относятся к подзаконным актам органов государственного управления и стоят вслед за актами Правительства РФ. Они, следовательно, не должны противоречить законам РФ и постановлениям Правительства РФ. Если такие противоречия все же имеются, Правительство РФ вправе отменить или изменить их. Учитывая, что указанные акты РФ касаются регулирования труда различных категорий наемных работников, занятых в организациях различных министерств и ведомств, их следует рассматривать как межведомственные источники трудового права. Такой межведомственный характер могут носить и акты некоторых других министерств и ведомств в случае если они получили на то поручение Правительства РФ или принятие таких актов предусмотрено в положениях о соответствующих министерствах.

 Нормативные акты федеральных  органов исполнительной власти  подписываются соответствующим  руководителем и публикуются  Бюллетене нормативных актов  министерств и ведомств РФ.

 Нормативные правовые акты  федеральных органов исполнительной  власти содержащие сведения, составляющие  государственную тайну, или сведения конфиденциального характера и не подлежащие в связи с этим официальному опубликованию, прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции РФ, вступают в силу со дня государственной регистрации и присвоения номера, если самими актами не установлен более поздний срок их вступления в силу.

 Наряду с рассмотренными  выше федеральными нормативными  актами органов государственной  власти и государственного управления  к числу источников трудового  права относятся и акты органов  власти и управления субъектов РФ11. Указанные акты имеют ограниченную сферу действия (рамками региона субъекта РФ) и не должны противоречить соответствующим федеральным нормативным актам. Их действие базируется на конституциях республик и уставах других субъектов Российской Федерации, которые имеют высшую юридическую силу на их территории.

 Органы местного самоуправления  имеют право принимать нормативные  правовые акты, содержащие нормы  трудового права, в пределах своей  компетенции в соответствии с  ТК РФ, другими ФЗ и иными  НПА РФ, законами и иными НПА субъектов РФ. Акты органов местного самоуправления определяют режим организаций, находящихся на территории соответствующего органа местного самоуправления, или регулируют иные вопросы в сфере труда: трудоустройство граждан, занятость населения, дополнительную социальную защиту многодетных семей инвалидов и др.

 Характер и объем деятельности  местного самоуправления в обобщенном  виде определены ст. 130 Конституции  РФ, Законом о местном самоуправлении, а также в конституциях и  уставах субъектов РФ.

 Локальные нормативно-правовые  акты, как разновидность источников  трудового права связаны, как  правило, с социально-партнерской  нормотворческой деятельностью, осуществляемой  непосредственно в организациях  между работодателем (администрацией  предприятия, предпринимателем) и наемными работниками12. С переходом на рыночные экономические отношения коллективный договор, соглашения по охране труда и другие акты совместного нормотворчества постепенно приобретают ведущее значение в количественном и качественном (содержательном) отношениях. К локальным нормативным актам относятся также приказы администрации организаций, принятые в пределах ее компетенции.

 Локальные нормативно-правовые  акты относятся к категории  подзаконных источников права, стоящих  на низшем уровне юридической иерархии и имеют свои особенности.

 Особенности принятия локальных  нормативных актов. Во-первых, работодатели, за исключением работодателей - физических  лиц, не являющихся индивидуальными  предпринимателями, принимают локальные  нормативные акты, содержащие нормы трудового права (далее - локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.

 Во-вторых, в случаях, предусмотренных  ТК РФ, другими ФЗ и иными  нормативными правовыми актами  РФ, коллективным договором, соглашениями, работодатель при принятии локальных  нормативных актов учитывает  мнение представительного органа  работников (при наличии такого представительного органа). Вместе с тем, коллективным договором, соглашениями может быть предусмотрено принятие локальных нормативных актов, не с учетом мнения, а по согласованию с представительным органом работников.

 В-третьих, нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного ст. 372 ТК РФ порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения.

 В-четвертых, коллективные договоры, соглашения, трудовые договоры не  могут содержать условий, ограничивающих  права или снижающих уровень  гарантий работников по сравнению  с установленными трудовым законодательством  и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если такие условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, то они не подлежат применению.

 Действующее трудовое законодательство  детально регламентирует порядок разработки и принятия коллективных договоров, которые становятся своеобразными кодексами в рамках конкретных организаций. По мере сужения централизованного регулирования труда и расширения права организаций, роль локальных источников трудового права возрастает.

 Соглашения о труде - новый  источник трудового права, появившийся  в последние годы. В отличие  от других источников, исходящих  от государственных органов, соглашения  о труде являются актами социального  партнерства. Ранее законодательной  основой для соглашений о труде являются Закон о коллективных договорах и соглашениях, в настоящее время нормы ст. 23-51 ТК РФ. Соглашения - правовые акты, устанавливающие общие принципы регулирования социально-трудовых отношений, связанных с ними экономических отношений, заключаемые между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях в пределах их компетенции.

Информация о работе Источники трудового права