Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2014 в 09:16, курсовая работа
Переход к рыночной экономике обусловливает необходимость изменения в методологии правового регулирования трудовых и непосредственно связанных с ними отношений, в которой происходит смещение акцентов в использовании средств прямого публично-государственного регулирования этих отношений и расширяется сфера применения частноправовых средств их регулирования и саморегулирования.
Введение 2
I. Понятие источников трудового права и их система. 3
II. Общая характеристика источников трудового права России. 7
III. Действие источников трудового права во времени, в пространстве и по категориям работников. 18
Заключение. 26
Список использованной литературы: 27
Наряду с ТК РФ, являющимся кодифицированным актом общего значения, среди источников трудового права получили распространение комплексные нормативные акты (федеральные законы), относящиеся к межотраслевому правовому регулированию в рамках отдельных институтов этой отрасли. К их числу логично отнести Законы о государственной службе, об основах охраны труда и др.
Следующим по юридической
иерархии источником трудового
права являются законы
В соответствии с
В случае отклонения
Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. Президент РФ в течение четырнадцати дней со дня поступления либо подписывает и обнародует закон, либо отклоняет его. При отклонении закона Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом РФ в течение семи дней и обнародованию.
Поскольку Конституция РФ 1993
г. относит трудовое
Среди законов субъектов
РФ в сфере труда также
Таким образом, законы как источники трудового права России по органам их принятия и юридической силе можно классифицировать по следующим трем группам: 1) федеральные конституционные законы; 2) федеральные законы; 3) законы субъектов Российской Федерации (конституционные и текущие).
В соответствии со ст. 104 Конституции РФ право законодательной инициативы (в том числе и по вопросам трудового права) принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному суду РФ, Верховному Суду РФ, Высшему Арбитражному суду по вопросам их ведения.
Среди подзаконных источников трудового права ведущую роль играют указы Президента РФ9. Деятельность Президента РФ определяется ст. 83-89 Конституцией РФ, однако основные направления такой деятельности установлены только самым общим образом, что позволяет толковать нормотворческую деятельность Главы государства достаточно широко. Представляется, что в соответствие с предоставленными Конституцией РФ полномочиями, он может оперативно (непосредственно до принятия закона) издавать необходимый нормативный указ по определенному кругу рассматриваемых отношений, что в свою очередь не является препятствием для принятия соответствующего вопросу закона. При этом содержание закона не может быть ограничено содержанием соответствующего акта Президента. Необходимо иметь в виду, что не все акты президента следует рассматривать в качестве источников права (в том числе источников трудового права). Такое значение имеют только указы нормативного характера, т.е. те из них, которые содержат правовые нормы общеобязательные правила поведения. Указы, не содержащие нормативных положений, обычно носят персонифицированный характер и источниками права не являются. К их числу можно отнести, например, указы о награждении работников орденами, о присвоении работникам классных чинов, почетных званий и т.п.
Постановления Правительства РФ как источники трудового права издаются во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ. Они представляют собой акты исполнительной власти РФ, носящие подзаконный характер. В юридической иерархии источников права постановления Правительства стоят вслед за законами РФ и указами президента нормативного значения.
В отличие от указов
Постановления Правительства Российской Федерации обязательны для исполнения на всей территории России всеми ее гражданами. В случае их противоречия Конституции РФ федеральным законам и указам Президента РФ они, как указывалось выше, могут быть отменены Президентом РФ.
В системе источников трудового права постановления Правительства РФ занимают весьма заметное место. Они, по существу, охватывают весь круг общественных отношений, составляющих предмет трудового права. Обычно постановления Правительства издаются для решения вопросов, отнесенных к компетенции исполнительной власти РФ, в том числе и для реализации законодательных положений.
Постановления Правительства
подписываются Председателем
Постановления, инструкции и разъяснения Минздравсоцразвития РФ относятся к специфической разновидности источников трудового права, поскольку исходят от компетентного органа государственного управления, наделенного полномочиями издавать акты по применению и разъяснению законов РФ о труде и соответствующих указов Президента и постановлений Правительства РФ10. Постановления, инструкции и разъяснения Минтруда РФ издаются в целях обеспечения правильного и единообразного толкования и применения законов о труде и актов вышестоящих органов государственного управления, регулирующих общественные отношения в сфере труда. Они касаются вопросов нормирования и оплаты труда в различных государственных отраслях народного хозяйства, утверждения квалификационных характеристик рабочих и служащих, порядка предоставления льгот и преимуществ отдельным категориям работников, режима труда и отдыха на отдельных предприятиях и производствах.
Особая роль в регулировании
трудовых и непосредственно
Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти подписываются соответствующим руководителем и публикуются Бюллетене нормативных актов министерств и ведомств РФ.
Нормативные правовые акты
федеральных органов
Наряду с рассмотренными
выше федеральными
Органы местного
Характер и объем
Локальные нормативно-
Локальные нормативно-
Особенности принятия
Во-вторых, в случаях, предусмотренных
ТК РФ, другими ФЗ и иными
нормативными правовыми актами
РФ, коллективным договором, соглашениями,
работодатель при принятии
В-третьих, нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного ст. 372 ТК РФ порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения.
В-четвертых, коллективные договоры,
соглашения, трудовые договоры не
могут содержать условий, ограничивающих
права или снижающих уровень
гарантий работников по
Действующее трудовое
Соглашения о труде - новый
источник трудового права, появившийся
в последние годы. В отличие
от других источников, исходящих
от государственных органов, соглашения
о труде являются актами