Источники трудового права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2014 в 09:16, курсовая работа

Краткое описание

Переход к рыночной экономике обусловливает необходимость изменения в методологии правового регулирования трудовых и непосредственно связанных с ними отношений, в которой происходит смещение акцентов в использовании средств прямого публично-государственного регулирования этих отношений и расширяется сфера применения частноправовых средств их регулирования и саморегулирования.

Содержание

Введение 2
I. Понятие источников трудового права и их система. 3
II. Общая характеристика источников трудового права России. 7
III. Действие источников трудового права во времени, в пространстве и по категориям работников. 18
Заключение. 26
Список использованной литературы: 27

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая трудовое.doc

— 142.00 Кб (Скачать файл)

 Содержание соглашений определяется  сторонами, что позволяет в равной мере учитывать интересы друг друга.

 Акты высших судебных органов - Конституционного Суда РФ и  Верховного Суда РФ не могут  быть отнесены к источникам  трудового права, так как их  деятельность не является правотворческой. Они лишь толкуют нормативные  акты с точки зрения их конституционности и дают руководящие указания судам о применении действующего законодательства о труде.

 В случае если Конституционный  Суд РФ или Верховный Суд  РФ придут к выводу о несовершенстве  законодательства, они в порядке  законодательной инициативы (ст. 104 Конституции РФ) могут обратиться в Государственную Думу о его изменении и дополнении. Поэтому так важно понять соотношение между законодательством о труде и судебной практикой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III. Действие источников трудового права во времени, в пространстве и по категориям работников.

 

 Действие нормативных актов  во времени. Для нормативных актов, являющихся источниками трудового  права, важное практическое значение  имеет установление времени начала  и окончания их действия. Такое установление осуществляется, как правило, актами высших органов государственной власти и государственного управления13.

 В соответствии с ФЗ от 14 июня 1994 г. "О порядке опубликования  и вступления в силу федеральных  конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания", если в федеральном законе не предупрежден срок введения его в действие, он вступает в силу на всей территории РФ одновременно по истечении 10 дней со дня его опубликования. Опубликование этих законов производится в информационном бюллетене "Собрание Законодательства Российской Федерации". Кроме того, федеральные законы публикуются в "Российской газете" и передаются для внесения в эталонный банк правовой информации научно-технического центра правовой информации "Система". Опубликования в указанных изданиях являются официальными. Акты Президента Российской Федерации, Правительства РФ в соответствии с Указом от 23 мая 1996 г. "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти", если они имеют нормативный характер, вступают в силу на всей территории России одновременно по истечении 7 дней после их опубликования в официальных изданиях. Указанные сроки вступления нормативных актов в силу не применяются в тех случаях, когда при принятии установлен другой срок введения их в действие. Вышеназванным Указом Президента установлено, что акты Правительства РФ вступают в силу со дня их подписания Председателем Правительства РФ.

 Особый порядок вступления  в силу установлен для нормативных  актов центральных органов государственного  управления Российской Федерации. Он во многом зависит от  соблюдения таких условий, как  государственная регистрация в  Минюсте РФ, официальное опубликование. Согласно Указу Президента РФ от 23 мая 1996 г. вышеназванные акты, затрагивающие права, свободы и законные интересы граждан или носящие межведомственный характер и прошедшие государственную регистрацию в Минюсте РФ, подлежат официальному опубликованию. Официальное опубликование актов осуществляется не позднее 10 дней после их государственной регистрации. Акты, не прошедшие государственную регистрацию, а так же зарегистрированные, но неопубликованные в установленном порядке, не влекут за собой правовых последствий как не вступившие в силу и не могут служить законным основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения каких бы то ни было санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. Кроме того, на указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.

 Коллективные договоры и  соглашения заключаются на срок  не более трех лет и вступают  в силу со дня подписания  их сторонами либо со дня, установленного  в них. Стороны имеют право  продлить их действие на срок не более трех лет14.

 Регламентация времени вступления  в силу нормативных актов в  сфере труда имеет существенное  значение, ибо с этого момента  они подлежат обязательному исполнению.

 Закон или иной нормативный  правовой акт, содержащий нормы трудового права, прекращает свое действие в связи с: 1) истечением срока его действия; 2) вступлением в силу другого акта равной или высшей юридической силы; 3) отменой (признанием утратившим силу) данного акта актом равной или высшей юридической силы.

 Закон или иной нормативный  правовой акт, содержащий нормы  трудового права, не имеет обратной  силы и применяется к отношениям, возникающим после введения его  в действие.

 Действие закона или иного  нормативного правового акта, содержащего  нормы трудового права, распространяется на отношения, возникающие до введения его в действие, лишь в случаях, прямо предусмотренных этим актом.

 В отношениях, возникающих до  введения в действие закона  или иного нормативного правового  акта, содержащего нормы трудового  права, указанный закон или акт применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие15.

 Действие коллективного договора, соглашения во времени определяется  их сторонами в соответствии  с ТК РФ.

 Локальный нормативный акт  вступает в силу со дня его принятия работодателем либо со дня, указанного в этом локальном нормативном акте, и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие. В отношениях, возникших до введения в действие локального нормативного акта, указанный акт применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.

 Локальный нормативный акт  либо отдельные его положения  прекращают свое действие в  связи с:

1) истечением срока действия;

2) отменой (признанием утратившими  силу) данного локального нормативного акта либо отдельных его положений другим локальным нормативным актом;

3) вступлением в силу закона  или иного нормативного правового  акта,

4) содержащего нормы трудового  права, коллективного договора, соглашения (в случае, когда указанные акты устанавливают более высокий уровень гарантий работникам по сравнению с установленным локальным нормативным актом).

 Принимаемые работодателем  локальные нормативные акты действуют  в отношении работников данного  работодателя независимо от места  выполнения ими работы.

 Действие нормативных актов  в пространстве. Правовое пространство  для действия источников трудового  права России тесно связано  с понятием "территория": Российской  Федерации, территория субъектов  Федерации, территория конкретной  организации. В соответствии с этим "свое" правовое пространство имеют федеральные нормативные акты о труде, акты субъектов РФ и локальные нормативные акты16.

 Федеральные законы и другие  нормативные акты о труде имеют  одинаковую силу на территории  всех субъектов РФ. Законы о труде и иные нормативные акты субъектов РФ действуют лишь на их территории (республики, края, области и т.п.). При расхождении закона субъекта РФ с федеральным законом действует закон РФ. Таким же образом должен решаться вопрос в случаях коллизии иных одновидовых нормативных актов.

 Отдельные федеральные нормативные  акты и нормативные акты субъектов  РФ распространяются на определенные  местности, составляющие часть их  территории, не всегда совпадающей  с территорией субъектов РФ. К  ним, например, относятся нормативные акты о труде для работников Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, для работников пустынных, полупустынных и высокогорных районов и т.п.

 Нормативные правовые акты  органов местного самоуправления  действуют на соответствующей  территории.

 Характерной особенностью локальных  нормативных актов о труде  является то, что они распространяются  в пределах конкретной организации.

 Пространственно действие нормативных  актов о труде заключается  в том, что они распространяются  в пределах конкретной организации.

 Говоря о пространственном  действии нормативных актов РФ  о труде, следует иметь в виду, что они распространяются также  на территории посольств, представительств, торговых судов под флагом  России и другие территориальные  образования РФ за рубежом, ибо понятие "территория Российской Федерации" не исчерпывается только земельно-территориальными, морскими и воздушными границами, а определяется также и международно-правовыми актами. Далее необходимо отметить, что некоторые нормативные акты о труде РФ могут распространяться на граждан, работающих в других странах, если это, например, предусмотрено международными соглашениями в области внешней трудовой миграции.

 Действие нормативных актов  о труде по категориям работников. Трудовое законодательство России, как известно, характеризует принцип единства и дифференциации, из которого следует, что правовые нормы в сфере труда делятся на две большие группы: а) общие нормы, распространяющиеся на всех работников наемного труда; б) специальные нормы, которые распространяются на отдельные категории работников (женщин; подростков; лиц, занятых в отдельных отраслях народного хозяйства; работников бюджетной сферы; лиц, работающих на тяжелых и вредных работах; временных и сезонных работников и т.п.).

 Ст. 11 ТК РФ посвящена сфере действия норм трудового права. В ней сформулировано важное положение, применяемое как к работникам, так и к работодателям: независимо от организационно-правовой формы работодателя трудовое законодательство распространяется на всех работников и на все организации, если между ними был заключен трудовой договор.

 Это означает, что ТК РФ, иные  нормативные правовые акты о  труде регулируют трудовые отношения  не только лиц наемного труда, но и работников, являющихся участниками  товариществ, акционерами.

 Вопросы, относящиеся к трудовым  отношениям, не должны регулироваться  гражданским законодательством.

 Последовательное применение  данного правила исключает произвольное  толкование вопроса о юридической  природе договоров, регулирующих  трудовые отношения.

 Иностранные граждане, лица  без гражданства пользуются правами  и несут обязанности в трудовых  отношениях наравне с гражданами  России. Так, например, согласно ст. 2 Закона об иностранцах, под трудовой  деятельностью иностранного гражданина  понимается работа иностранного гражданина в РФ на основании заключенного ими трудового договора.

 Общие нормы не применяются  только в том случае, если особенности  труда отдельных категорий работников  требуют дифференцированного правового  регулирования. Эта дифференциация осуществляется ТК РФ и другими федеральными законами. Так на государственных гражданских и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права распространяется с учетом особенностей, предусмотренных о государственной гражданской и муниципальной службе

 Нормы, регулирующие особенности  труда отдельных категорий работников  выделены в отдельную часть  ТК РФ - четвертую часть, которая  включает 16 гл. (гл. 40-55): гл. 40 - "Общие  положения"; гл. 41 -"Особенности регулирования труда женщин, лиц с семейными обязанностями"; гл. 42 - "Особенности регулирования труда работников в возрасте до восемнадцати лет"; гл. 43 - "Особенности регулирования труда руководителя организации и членов коллегиального исполнительного органа организация"; гл. 44 - "Особенности регулирования труда лиц, работающих по совместительству"; гл. 45 - "Особенности регулирования труда работников, заключивших трудовой договор на срок до двух месяцев"; гл. 46 - "Особенности регулирования труда работников, занятых на сезонных работах"; гл. 47 - "Особенности регулирования труда работников, работающих вахтовым методом"; гл. 48 - "Особенности регулирования труда работников, работающих у работодателей - физических лиц"; гл. 49 - "Особенности регулирования труда надомников"; гл. 50 - "Труд лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях"; гл. 51 - "Особенности регулирования труда работников транспорта"; гл. 52 - "Особенности регулирования труда педагогических работников"; гл. 53 - "Особенности регулирования труда работников, направляемых на работу в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, а также в представительства федеральных органов исполнительной власти и государственных учреждений Российской Федерации за границей"; гл. 54 - "Особенности регулирования труда работников религиозных организаций"; гл. 55 - "Особенности регулирования труда других категорий работников".

 Особенности отдельных категорий  труда отдельных категорий работников  содержатся также в федеральных законах.

 Так, Закон об акционерных  обществах представляет право  совету директоров (наблюдательному  совету) акционерного общества, если  исполнительные органы образуются  общим собранием акционеров, принять  решение о приостановлении полномочий единоличного исполнительного органа, общества (директора, генерального директора).

Информация о работе Источники трудового права