Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 15:08, курсовая работа
Коллективный договор является важнейшим элементом правовой организации трудовых отношений, это правовая форма согласования интересов работодателя и работников. В этом и состоит суть договора, цель его заключения - согласовать интересы работодателя и работника и содействовать договорному регулированию социально - трудовых отношений.
ВСТУПЛЕНИЕ_________ 3
КОЛЛЕКТИВНЫЙ ДОГОВОР КАК
РАЗНОВИДНОСТЬ КОЛЛЕКТИВНО – ДОГОВОРНОГО
АКТА, ЕГО ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ. 6
ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ
И ФУНКЦИИ КОЛЛЕКТИВНОГО ДОГОВОРА.__________ 7
СТОРОНЫ КОЛЛЕКТИВНОГО ДОГОВОРА 9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ КОЛЛЕКТИВНОГО ДОГОВОРА_________ 11
ПОРЯДОК ВЕДЕНИЯ ПЕРЕГОВОРОВ___ 12
СОДЕРЖАНИЕ КОЛЛЕКТИВНОГО ДОГОВОРА______ 16
ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
КОЛЛЕКТИВНОГО ДОГОВОРА_____ 18
КОНТРОЛЬ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
СТОРОН КОЛЛЕКТИВНОГО ДОГОВОРА_________ 20
ЛИТЕРАТУРА ________ 22
НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ_________ 22
ЗАДАЧА__ 23
Существуют два вида
Коллективный договор регулирует общественные отношения, входящие в предмет трудового права, а так же иные, связанные с осуществлением социальной поддержки работников отношения (предоставление жилья, выплата дополнительных пособий, оказание материальной помощи и т.д.).
По юридической силе
Таким образом, коллективный договор – это как бы Трудовой кодекс для данной конкретной организации, в котором концентрируются условия труда, условия оплаты труда и т.д. для этой организации.[6]
Значение коллективного договора достаточно велико. Государственное регулирование (как законодательное, так и надзорное) выступает в качестве базового минимума трудовых прав граждан. При заключении же коллективного договора работники и работодатели могут конкретизировать законодательство; восполнять пробелы в праве (в пределах своей компетенции); повышать гарантии трудовых прав работников; вводить дополнительные по сравнению с законодательством льготы и преимущества и т.д.[7]
ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ КОЛЛЕКТИВНОГО ДОГОВОРА.
Коллективный
договор - правовой акт, регулирующий социально-трудовые
отношения в организации или у индивидуального
предпринимателя и заключаемый работниками
и работодателем в лице их представителей.1
Принципиальным отличием Коллективного договора от Соглашения, как указано в статье 2 Закона, является то, что коллективный договор заключается между работниками и работодателем на уровне организации, филиала, представительства, а соглашение – на уровне Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, территории, отрасли, профессии.
Коллективный договор как вид правового акта выполняет следующие функции:
-
организация трудовых
- обеспечение стабильности трудовых отношений;
-
обеспечение и защита
-
приспособление трудовых
Интересы работодателя защищаются тем, что коллективный договор определяет организацию трудовых отношений, уровень притязаний работников, обоснованность их требований.
Интересы работника защищаются тем, что в договоре они приобретают правовую форму, их можно защитить с помощью государственного регулирования.
Согласно Рекомендации № 91, принятой Международной организацией труда в 1951 г., коллективный договор - это всякое письменное соглашение относительно условий труда и найма, заключаемое, с одной стороны, между предпринимателем, группой предпринимателей или одной или несколькими представительными организациями трудящихся или, при отсутствии таких организаций, - представителями самих трудящихся, надлежащим образом избранных и уполномоченных согласно законодательству страны[8].
В то же время инициатором разработки, заключения, изменения и прекращения договора может выступать любая из сторон - как работники, так и работодатель.
Заключение коллективного договора основывается на следующих принципах (статья 4 Закона “О коллективных договорах и соглашениях”):
1) соблюдение норм законодательства – это принцип законности, присущий всем отраслям права. Он означает, что всеми участниками переговоров, коллективных договоров и соглашений должен выполняться Закон о них, а также ст. 5 КЗоТ РФ, предусматривающая, что условия этих договоров и соглашений, ухудшающие положения работников по сравнению с действующим трудовым законодательством, являются недействительными. Следовательно условия коллективных договоров и соглашений могут лишь повысить, а не снизить те социальные гарантии, которые установлены законодательством;
2) полномочность представителей сторон. Этот принцип означает, что все представители должны иметь письменные документы, подтверждающие, что они уполномочены соответствующими сторонами вести коллективные переговоры и подписывать соглашения. Не допускается ведение переговоров от имени работников органами или организациями, созданными или финансируемыми работодателями, органами исполнительной власти и управления;
3) равноправие сторон. Это значит, что любая из сторон может равно проявить инициативу по ведению коллективных переговоров и заключению соглашений. При этом представители сторон имеют равноправное положение как в ходе переговоров, так и при принятии решения по коллективному договору или соглашению. Такие решения принимаются именно по соглашению представителей сторон, и каждая сторона имеет равное количество голосов при этом;
4) свобода выбора и обсуждения вопросов, составляющих содержание коллективных договоров, соглашений. Это значит, что содержание коллективных договоров и соглашений определяют сами стороны. При этом любая из сторон, либо их представители, могут ставить вопрос о включении в коллективный договор или соглашение условий, и последние должны быть свободно обсуждены всеми сторонами (их представителями), приняты или отвергнуты. Закон запрещает всякое вмешательство, способное ограничить права работников и представителей или воспрепятствовать их осуществлению со стороны органов власти и управления;
5) добровольность принятия обязательств. Это значит, что каждая сторона добровольно, а не под каким-либо давлением извне принимает на себя обязательства по коллективному договору или соглашению, т.е. договариваются путем консенсуса о принятии обязательств;
6) реальность обеспечения принимаемых обязательств. Этот принцип сегодня играет большую роль в эффективности действия коллективных договоров и соглашений. Невыполнение, например, обязательства работодателей или правительства по социально-партнерскому соглашению в связи с тем, что беря его не учли обстановку в народном хозяйстве или ее отрасли, чревато социальной напряженностью, что противоречит целям коллективных договоров и соглашений, т.к. они направлены на обеспечение социального мира на производстве. Поэтому принятые по договору или соглашению обязательства не должны быть пустыми обещаниями, а должно реально обеспечиваться их выполнение;
7) систематичность контроля и неотвратимость ответственности сторон договора за неисполнение обязательств. Соблюдение данного принципа является в то же время охранительной гарантией выполнения коллективных договоров и соглашений.
СТОРОНЫ КОЛЛЕКТИВНОГО ДОГОВОРА
Возможные представительные органы от каждой из сторон четко определены в законодательстве, что является основанием юридического признания их полномочного участия в коллективно-договорном процессе.
Согласно ст. 11 Закона сторонами договора являются работники организации в лице их представителей и работодатель, в необходимых случаях представляемый руководителем организации или другим полномочным лицом.
Работники выступают не как отдельные обособленные личности, а в качестве самостоятельного субъекта - трудового коллектива организации. При этом сами работники и трудовые коллективы непосредственно не участвуют в заключении коллективного договора, а действуют в лице представителей - органов профсоюзов или иных уполномоченных представительных органов. Таким образом различаются сторона коллективного договора - ею являются работники (трудовой коллектив) и участники коллективного договорного процесса - ими на стороне работников могут быть профсоюзные органы и органы общественной самодеятельности, образованные на общем собрании работников организации и уполномоченные им.
Представителями работников согласно ст. 2 Закона являются:
1)
органы профессиональных
2)
органы общественной
Если переговоры по заключению коллективного договора ведет орган профсоюза, то работники, не являющиеся членами профсоюза, могут уполномочить профсоюз представлять их интересы во время переговоров.
Полномочия представителей работников оформляются в письменной форме.
Поскольку в современных условиях в организации возможны случаи, когда одновременно несколько представительных органов будут претендовать на заключение договора, разрешение проблемы выбора полномочного органа должно быть отдано самим работникам. Если такой орган отсутствует, представители работников вправе самостоятельно вести переговоры и заключать коллективный договор.
Другой стороной коллективного договора является работодатель. Представителем работодателя обычно выступает руководитель организации. Но уполномоченным представителем работодателя могут быть и другие должностные лица из числа администрации организации, имеющие соответствующие полномочия.
Представитель работодателя, который ведет переговоры по заключению, изменению, прекращению коллективного договора, должен быть указан в уставе организации или в другом правовом акте (например, представительские правомочия указанных должностных лиц могут быть оформлены особым приказом работодателя).
Представителями работодателя являются согласно ст. 2 Закона руководители организаций или другие полномочные лица. Они могут быть названы в уставе организации или ином правовом акте, например в доверенности, приказе. Работодатели, органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, политические партии не могут создавать органы работников, которые будут представлять их при заключении договоров.
Лица, представляющие работодателей, не имеют право представлять работников.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ КОЛЛЕКТИВНОГО ДОГОВОРА
Заключению коллективного договора обязательно должна предшествовать процедура разработки такого договора. Начальной стадией этой процедуры являются коллективные переговоры.
Коллективные переговоры между социальными партнёрами появились уже в развитом капиталистическом обществе в целях сглаживания противоположных интересов труда и капитала, создания между ними социального мира. В этих переговорах, как правило, заинтересованы как работники, так и работодатели.
После
второй мировой войны в
В
1949 году была принята Конвенция №
98 Международной Организации
Для решения вопросов регулирования трудовых отношений государственных служащих, в том числе и по вопросам ведения переговоров об условиях их занятости, была принята Конвенция Международной Организации Труда № 151 “О защите права на организацию и процедурах определения условий занятости на государственной службе”[10]. Во вступлении к Конвенции № 151 говорилось, что принятие данного документа вызвано тем, что положения Конвенции 1948 года о свободе ассоциации и защите права на организацию, Конвенции 1949 года о праве на организацию и на ведение коллективных переговоров и Конвенции и Рекомендации 1971 года о представителях трудящихся не охватывают определенные категории государственных служащих, в то время как во многих странах деятельность государственной службы и необходимость наличия здоровых трудовых отношений между государственными органами власти и организациями государственных служащих значительно расширилась. В 1981 году МОТ приняла Конвенцию № 154 “О содействии коллективным переговорам”[11] и одноименную рекомендацию № 163, дополнившую указанную Конвенцию[12], которые не пересматривали ранее принятые Конвенции и рекомендации, а дополняли нормы этих документов соответствующими мерами, направленными на содействие свободным и добровольным коллективным переговорам.