Конституционное право в зарубежных странах, как отрасль национального права, наука и учебная дисциплина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 22:58, курсовая работа

Краткое описание

КП Зарубежной Страны – это основная отрасль её национальной системы права (часть публичного права) представляющая собой совокупность правовых норм, закрепляющих основы общественного и государственного строя, основы правового положения личности, основные принципы организации и деятельности системы государственных органов, избирательную систему и другие, признаваемые важнейшими в данном государстве правовые институты.

Вложенные файлы: 1 файл

КПЗС.docx

— 124.69 Кб (Скачать файл)

Способы принятие конституции:

  1. Принятие конституции учредительным собранием – учредительное собрание это выборный и как правило, однопалатный орган целевого назначения, который создаётся для принятие конституции а затем распускается (Италия, Португалия) либо преобразуется в парламент – Греция – США, Болгария.
  2. Принятие конституции парламентом- Украины – 1996, Грузии – 1995, Финляндия – 1999.
  3. Принятие референдумом – Франция 1958, Княжества Андорра 1993 , Испания
  4. Комбинированный способ – парламент и референдум – Польша
  5. Октроирование

Изменение конституции – пересмотры конституции могут быть полные и частичные.

Существует 2 категории ограничений для пересмотра конституции – абсолютное Франция ст. 89 и условное.

  1. Основные тенденции конституционных реформ в постсоциалистический странах Восточной Европы

Конст.были приняты в странах Восточной Европы :

  1. В 1991 г. В Румынии, Болгарии, Македонии, Словении
  2. В 1992 – Чехии , Словакии, Югославии
  3. В 1995 – В Боснии, Герцоговине
  4. В 1998 – Албании, Польше

В 1992 г. – был принят Конст.закон, кот. назывался о взаимоотношениях между зак. и исполнит. властью Республике Польше, а также территориальном самоуправлении ( Малая Конституция Республики Польша), в 1997 – Новая Конст.Республики Польши(действующая).

  1. В Сербии была принята Конст. в 1990 г. и новая Конст.независимого гос-ва в 2006 г.
  2. В Черногории 1992, новая- 2007г.
  3. В Венгрии – действовал Конст.1949г. с изм.и доп.1989г., новая – 2002г.

 

 

Основные тенденции Конституционного развития стран восточной Европы:

  1. Из текстов Конституций исключаются упоминания о социализме, коммунизме, марксизме-ленинизме, положения о руководящей роли коммунистической партии
  2. Из официальных названий государств исключаются слова «социалистическая», «народная».
  3. Изменились конст.хар-ки восточно-европейских гос-в, а именно гос-ва провозглашаются как демократическое, социальное, правовое
  4. Закрепляется принцип народовластия
  5. В Конст.введены положения о недопустимости узурпации власти
  6. Закрепляется принцип идеалистического и политического плюрализма ( Конст.Болгарии)
  7. Конституции закрепляют переход к рыночной экономике и фиксируют формы собственности.
  8. Конституции регламентируют вопрос о соотношении международного и внутри государственного права
  9. Касается конст.прав и свобод граждан. Здесь можно выд-ть несколько аспектов:
  • государство исходит из признания естественных и неотъемлемых основных прав человека, их приоритетности в жизни общества,
  • расширяется каталог личных и политических прав и свобод граждан, особенно личных и политических
  • укрепляются юр.гарантии прав и свобод, в том числе усиливается судебная защита прав и свобод, вводится институт омбудсманов (уполномоченных прав чел-ка)
  1. Признание и юридическое закрепление принципа разделения властей (ст.8 Конст.Болгарии 1991)
  1. изменился порядок форм-я представительных органов, произошел переход от мажоритарной к пропорциональной избирательной системы
  2. упразднение коллегиальных органов (типа президиума, гос.советов, действовавших в период между сессиями высших органов власти и восстановления или учреждения постов президентов Республик)
  3. Во всех гос-вах Восточной Европы появились органы конст.контроля (напр, Конст.суд Болгарии).

 

 

ТЕМА 3. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

  1. Понятия и виды политической партии в ЗС
  2. Конституционно правовой статус политических партий в зарубежных странах
  3. Понятия и виды партийных систем

 

  1. Понятия и виды политической партии в ЗС

Политическая партия – это добровольное, устойчивое, самоуправляющаяся организация граждан, принадлежащих к определенной группировке общества, созданная на основе общности политических убеждений и целей ее членов, имеющая своей главной задачей участие в формировании и выражении политической воли народа и в борьбе за гос.власть.

Классификация ПП:

    1. По социально экономическому критерию:
  1. Консервативные (Консервативная Партия Великобритании, Республиканская партия США)
  1. Либеральные партии (Итальянская либеральная партия)
  2. Реформистские партии, выступают за социальную справедливость (Партии БААС В арабских странах)
  3. Радикалистские партии – цель – коренное переустройство общества ( Фашистские, Коммунистические)
  4. Конфессиональные (Объединяют гр-н на базе общности веры). Особая подгруппа: клерикальные партии, которые стремятся подчинить государства влиянию определенной церкви, как например, Мусульманская лига в Пакистане)

 

    1. С точки зрения организационной структуры:
  1. Организационно оформленные. Признаки:
  • жесткая партийная дисциплина,
  • фиксированное членство,
  • обязательные членские взносы,
  • централизованное руководство партий).

Кокус – собрание партийных руководителей.

Пример: Консервативная партия Великобритании

  1. Организационно неоформленные – это партии, которые не имеют вышеуказанных признаков. (Демократическая партия США)

 

    1. В зав-сти от того действует ли партия в масштабах гос-ва и пользуется ли влиянием об-ва:
  1. Национальные партии – это партия, которая действуюет на тер-ии всего государства, систематически получает на обще-национальных выборах установленный законом процент голосов.
  1. Местные партии, которые действую в отдельных регионах или субъектах федерации. Много в унитарных гос-вах, Шотландии, Индии.

 

    1. В зав-сти от того, имеет ли партия большинство мест в парламенте:
  1. правящая (ст.15 Конст.Бутан)
  1. оппозиционная

и др. классификация

2.Конституционно правовой статус  политических партий в зарубежных  странах

Можно выделить 4 подхода к прав.закреплению статуса ПП:

  1. В конституциях стран англо-саксонской системы права (США) нет упоминания о политических партиях, а также специальных законов комплексно регулирующих статус ПП.
  2. В конституциях стран романо-германской системы права содержатся положения о роли партий, закрепляются отдельные принципы их орг-ии и дея-ти, которые детализируются в специальных законах о политических партиях (Конст.РФ)
  3. В отдельных Конст. допускается дея-ть определенного кол-ва ПП (Нигерии 1989 – 2 партии, Заир- 1 партия)
  4. Присущ странам персидского залива. Конст.запрещают дея-ть ПП. В Саудовской Аравии за это убивают.

Регистрация политических партий в ЗС осуществляется следующими органами:

  1. Министерство Юстиции. (РФ)
  2. Министерство Внутренних Дел. (Франция, Австрия)
  3. Судебные органы. (Польша, США)
    1. Городской суд столицы Польши
    2. Высшая суд.инстанция
  4. Избирательные органы. (Мексика – Федеральная Избирательная комиссия, Бутан. В Мексике возможна условная и окончательная регистрация партии)

 

(3)

Партийная система - это система взимоотношений политических партий между собой, с государством, дургми эелемнтаит политической системы граждан.

Партийная система - это совокупность политических партий, которые реально влияют на государственную власть

Как известно, выделяют следующие виды партийных систем:

1. Многопартийные системы: - с доминирующей партией (Япония, РФ)

                                                    - без доминирующей партии (Итальяская Республика)

                                                    - Блоковая (Украина, Франция)

2. Однопартийные системы (существовала в Заире по К. 1970 г. - все граждане страны объявлены  членами одной политической партии)

3. Двухпартийные системы (США)

В конституциях отдельных социалистических стран (КНР) закрепляется руководящая роль одной партии - КПК, однако, помимо неё действуют ещё 24 политические партии. Это, так называемая, квазимногопартийность.(Туркменистан)

Есть государства без партий: Саудовская Арави, Ватикан

 

 

Тема. Институт гражданства (подданства) в зарубежных странах

 

(1) Понятие, основные характеристики  и принципы гражданства.

(2) Способы приобретения  и прекращения гражданства в  зарубежных странах.

 

(1)

На основе анализа зарубежного законодательства можно выделить 3 подхода к определению гражданства:

1- гражданство - это правовая  связь лица с государством (РФ, Черногория)

2- гражданство - это политико-правовая  связь с государством (Болгария)

3- гражданство - это принадлежность  лица к государству (Туркменистан)

 

В отдельных монархических государствах используется термин "подданство", который означает личную связь человека с монархом (Бутан, Бахрейн, Кувейт)

 

Основные характеристика гражданства:

- это правовое состояние, выражающееся, с одной стороны, в  его общем правовом нормировании, с другой - в индивидуальном, документальном, юридическом оформлении гражданства  каждого человека (РБел)

- устойчивый характер  отношений гражданства

- двустороння связь человека  с государством, выражающая в  совокуности прав, обязанностей и ответственности

- распространение на гражданина  суверенной власти государства  как внутри страны, так и за  её пределами

 

Иногда, для обозначения гражданства используется 2 термина:

Например в Великобритании термином "национальность" обозначается устойчивая правовая связь лица с Британским Содружеством, а термином "гражданство" - связь с Соединённым Королевством.

 

В К. отдельных государств (Испания, ФРГ, Швейцария) используется вместо понятия "граждане" название этнической группы вокруг которой сформировалось государство

 

Правовая база :

  • К. государства (Ирак, Королевство Бутан), отдельные К. не содержат таких положений (Италия, Франция)
  • Законы : - кодифицированные акты (Кодексы о гражданстве - Марокко 1958г.)

   - текущие обычные  законы (Законы о гражданстве  РФ 2002 г., О Черногорском гражданстве 2008 г., О гражданстве Монако 1992 г. в ред. 2003 г.)

  •     Подзаконные акты (Положение о гражданстве Италии 1983 года

 

Принципы гражданства:

  1. принцип единого гражданства
  2. принцип равного гражданства
  3. принцип свободного гражданства - предполагает относительную простоту приобретения, изменения и прекращения гражданства
  4. запрет на лишение гражданства (Ст. 35 К. Восточного Тимора)
  5. принцип неотъемлемости гражданства выражается в сохранении за гражданами, проживающими за пределами государства, гражданства данного государства, а также при заключении брака (Ст.4 К. Филиппин)
  6. принцип защиты и покровительства граждан за пределами государства
  7. принцип признания/непризнания множественного (двойного) гражданства

 

Признание двойного гражданства возможно в К. и в соответствии с международным договором.

Информация о работе Конституционное право в зарубежных странах, как отрасль национального права, наука и учебная дисциплина