Способы принятие конституции:
- Принятие конституции учредительным
собранием – учредительное собрание это
выборный и как правило, однопалатный орган целевого назначения, который создаётся для принятие конституции а затем распускается (Италия, Португалия) либо преобразуется в парламент – Греция – США, Болгария.
- Принятие конституции парламентом- Украины – 1996, Грузии – 1995, Финляндия – 1999.
- Принятие референдумом – Франция
1958, Княжества Андорра 1993 , Испания
- Комбинированный способ – парламент
и референдум – Польша
- Октроирование
Изменение конституции – пересмотры
конституции могут быть полные и частичные.
Существует 2 категории ограничений
для пересмотра конституции – абсолютное
Франция ст. 89 и условное.
- Основные тенденции конституционных
реформ в постсоциалистический странах Восточной Европы
Конст.были приняты
в странах Восточной Европы :
- В 1991 г. В Румынии, Болгарии,
Македонии, Словении
- В 1992 – Чехии , Словакии, Югославии
- В 1995 – В Боснии, Герцоговине
- В 1998 – Албании, Польше
В 1992 г. – был принят Конст.закон,
кот. назывался о взаимоотношениях между
зак. и исполнит. властью Республике Польше,
а также территориальном самоуправлении
( Малая Конституция Республики Польша),
в 1997 – Новая Конст.Республики Польши(действующая).
- В Сербии была принята Конст. в 1990 г. и новая Конст.независимого гос-ва в 2006 г.
- В Черногории 1992, новая- 2007г.
- В Венгрии – действовал Конст.1949г.
с изм.и доп.1989г., новая – 2002г.
Основные тенденции
Конституционного развития стран восточной
Европы:
- Из текстов Конституций исключаются
упоминания о социализме, коммунизме,
марксизме-ленинизме, положения о руководящей
роли коммунистической партии
- Из официальных названий государств
исключаются слова «социалистическая»,
«народная».
- Изменились конст.хар-ки восточно-европейских гос-в, а именно гос-ва провозглашаются как демократическое, социальное, правовое
- Закрепляется принцип народовластия
- В Конст.введены положения о недопустимости узурпации власти
- Закрепляется принцип идеалистического
и политического плюрализма ( Конст.Болгарии)
- Конституции закрепляют переход
к рыночной экономике и фиксируют формы
собственности.
- Конституции регламентируют
вопрос о соотношении международного
и внутри государственного права
- Касается конст.прав и свобод граждан. Здесь можно выд-ть несколько аспектов:
- государство исходит из признания
естественных и неотъемлемых основных
прав человека, их приоритетности в жизни
общества,
- расширяется каталог личных
и политических прав и свобод граждан,
особенно личных и политических
- укрепляются юр.гарантии прав и свобод, в том числе усиливается судебная защита прав и свобод, вводится институт омбудсманов (уполномоченных прав чел-ка)
- Признание и юридическое закрепление
принципа разделения властей (ст.8 Конст.Болгарии 1991)
- изменился порядок форм-я представительных
органов, произошел переход от мажоритарной к пропорциональной избирательной системы
- упразднение коллегиальных
органов (типа президиума, гос.советов, действовавших в период между сессиями высших органов власти и восстановления или учреждения постов президентов Республик)
- Во всех гос-вах Восточной Европы
появились органы конст.контроля (напр, Конст.суд Болгарии).
ТЕМА 3. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ
ПАРТИЙ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ
- Понятия и виды политической
партии в ЗС
- Конституционно правовой статус
политических партий в зарубежных странах
- Понятия и виды партийных систем
- Понятия и виды политической партии в
ЗС
Политическая партия – это добровольное, устойчивое,
самоуправляющаяся организация граждан,
принадлежащих к определенной группировке
общества, созданная на основе общности
политических убеждений и целей ее членов,
имеющая своей главной задачей участие
в формировании и выражении политической
воли народа и в борьбе за гос.власть.
Классификация ПП:
- По социально
экономическому критерию:
- Консервативные (Консервативная Партия Великобритании, Республиканская партия США)
- Либеральные партии (Итальянская либеральная партия)
- Реформистские партии, выступают за социальную справедливость (Партии БААС В арабских странах)
- Радикалистские
партии – цель – коренное переустройство общества ( Фашистские, Коммунистические)
- Конфессиональные (Объединяют гр-н на базе общности веры). Особая подгруппа: клерикальные
партии, которые стремятся подчинить государства
влиянию определенной церкви, как например,
Мусульманская лига в Пакистане)
- С точки
зрения организационной структуры:
- Организационно
оформленные. Признаки:
- жесткая партийная дисциплина,
- фиксированное членство,
- обязательные членские взносы,
- централизованное руководство
партий).
Кокус – собрание партийных
руководителей.
Пример: Консервативная партия
Великобритании
- Организационно
неоформленные – это партии, которые не имеют вышеуказанных признаков. (Демократическая партия США)
- В зав-сти от того действует ли партия в масштабах гос-ва и пользуется ли влиянием об-ва:
- Национальные партии – это партия, которая действуюет на тер-ии всего государства, систематически получает на обще-национальных выборах установленный законом процент голосов.
- Местные партии, которые действую в отдельных регионах или субъектах федерации. Много в унитарных гос-вах, Шотландии,
Индии.
- В зав-сти от того, имеет ли партия большинство мест в парламенте:
- правящая (ст.15 Конст.Бутан)
- оппозиционная
и др. классификация
2.Конституционно правовой статус
политических партий в зарубежных
странах
Можно выделить 4
подхода к прав.закреплению статуса ПП:
- В конституциях стран англо-саксонской
системы права (США) нет упоминания о политических
партиях, а также специальных законов комплексно регулирующих статус ПП.
- В конституциях стран романо-германской
системы права содержатся положения о
роли партий, закрепляются отдельные принципы
их орг-ии и дея-ти, которые детализируются в специальных законах о политических партиях (Конст.РФ)
- В отдельных Конст. допускается дея-ть определенного кол-ва ПП (Нигерии 1989 – 2 партии, Заир- 1 партия)
- Присущ странам персидского залива. Конст.запрещают дея-ть ПП. В Саудовской Аравии за это убивают.
Регистрация политических
партий в ЗС осуществляется следующими
органами:
- Министерство Юстиции. (РФ)
- Министерство Внутренних Дел.
(Франция, Австрия)
- Судебные органы. (Польша, США)
- Городской суд столицы Польши
- Высшая суд.инстанция
- Избирательные органы. (Мексика – Федеральная Избирательная комиссия, Бутан. В Мексике возможна условная
и окончательная регистрация партии)
(3)
Партийная система - это система
взимоотношений политических партий между
собой, с государством, дургми эелемнтаит
политической системы граждан.
Партийная система - это совокупность
политических партий, которые реально
влияют на государственную власть
Как известно, выделяют следующие
виды партийных систем:
1. Многопартийные системы:
- с доминирующей партией (Япония,
РФ)
- без доминирующей партии (Итальяская
Республика)
- Блоковая (Украина, Франция)
2. Однопартийные системы
(существовала в Заире по К.
1970 г. - все граждане страны объявлены
членами одной политической партии)
3. Двухпартийные системы
(США)
В конституциях отдельных социалистических
стран (КНР) закрепляется руководящая
роль одной партии - КПК, однако, помимо
неё действуют ещё 24 политические партии.
Это, так называемая, квазимногопартийность.(Туркменистан)
Есть государства без партий:
Саудовская Арави, Ватикан
Тема. Институт гражданства
(подданства) в зарубежных странах
(1) Понятие, основные характеристики
и принципы гражданства.
(2) Способы приобретения
и прекращения гражданства в
зарубежных странах.
(1)
На основе анализа зарубежного
законодательства можно выделить 3 подхода
к определению гражданства:
1- гражданство - это правовая
связь лица с государством (РФ,
Черногория)
2- гражданство - это политико-правовая
связь с государством (Болгария)
3- гражданство - это принадлежность
лица к государству (Туркменистан)
В отдельных монархических
государствах используется термин "подданство",
который означает личную связь человека
с монархом (Бутан, Бахрейн, Кувейт)
Основные характеристика
гражданства:
- это правовое состояние,
выражающееся, с одной стороны, в
его общем правовом нормировании,
с другой - в индивидуальном, документальном,
юридическом оформлении гражданства
каждого человека (РБел)
- устойчивый характер
отношений гражданства
- двустороння связь человека
с государством, выражающая в
совокуности прав, обязанностей и ответственности
- распространение на гражданина
суверенной власти государства
как внутри страны, так и за
её пределами
Иногда, для обозначения гражданства
используется 2 термина:
Например в Великобритании
термином "национальность"
обозначается устойчивая правовая связь
лица с Британским Содружеством, а термином
"гражданство"
- связь с Соединённым Королевством.
В К. отдельных государств (Испания,
ФРГ, Швейцария) используется вместо понятия
"граждане" название этнической группы
вокруг которой сформировалось государство
Правовая
база :
- К. государства (Ирак, Королевство
Бутан), отдельные К. не содержат таких
положений (Италия, Франция)
- Законы : - кодифицированные акты (Кодексы о гражданстве - Марокко 1958г.)
- текущие обычные
законы (Законы о гражданстве
РФ 2002 г., О Черногорском гражданстве
2008 г., О гражданстве Монако 1992 г.
в ред. 2003 г.)
- Подзаконные акты (Положение
о гражданстве Италии 1983 года
Принципы
гражданства:
- принцип единого гражданства
- принцип равного гражданства
- принцип свободного гражданства
- предполагает относительную простоту
приобретения, изменения и прекращения
гражданства
- запрет на лишение гражданства
(Ст. 35 К. Восточного Тимора)
- принцип неотъемлемости гражданства
выражается в сохранении за гражданами,
проживающими за пределами государства,
гражданства данного государства, а также
при заключении брака (Ст.4 К. Филиппин)
- принцип защиты и покровительства
граждан за пределами государства
- принцип признания/непризнания
множественного (двойного) гражданства
Признание двойного гражданства
возможно в К. и в соответствии с международным
договором.