Конституция РФ и федеральные законы в сфере труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 17:45, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы курсовой работы определяется тем, что с принятием Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ) завершился важный этап реформы трудового законодательства. В новом ТК РФ получили разрешение такие вопросы как:
- разграничение полномочий Российской Федерации и ее субъектов в регулировании трудовых отношений;
- определение сферы действия трудового права и его отграничение от гражданского права;
- новые положения об отпусках
- установление механизма ответственности работодателя за несвоевременную выплату заработной платы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
Глава 1. ОСНОВЫ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА…………………5
Развитие трудового законодательства в России…………………….5
Действующее трудовое законодательство…………………………15
Глава 2. КОНСТИТУЦИЯ РФ И ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ЗАКОНЫ В СФЕРЕ ТРУДА……………………………………………………………………………18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………………...31

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая Источники трудового права.doc

— 189.00 Кб (Скачать файл)

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

Глава 1.    ОСНОВЫ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА…………………5

    1. Развитие трудового законодательства в России…………………….5
    2. Действующее трудовое законодательство…………………………15

Глава 2.   КОНСТИТУЦИЯ РФ И ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ЗАКОНЫ В СФЕРЕ ТРУДА……………………………………………………………………………18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….28

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………………...31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Трудовое законодательство – единственная отрасль законодательства, которая способна непосредственно воздействовать как на основную производственную силу – людей, так и защитить их в процессе трудовой деятельности.

Актуальность  темы курсовой работы определяется тем, что с принятием Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ) завершился важный этап реформы трудового законодательства. В новом ТК РФ получили разрешение такие вопросы как:

- разграничение полномочий Российской Федерации и ее субъектов в регулировании трудовых отношений;

- определение сферы действия трудового права и его отграничение от гражданского права;

- новые положения об отпусках

- установление механизма ответственности работодателя за несвоевременную выплату заработной платы.

Вместе с  тем время, прошедшее со дня вступления в действие ТК РФ, отчетливо показало, что необходимо продолжать работу по совершенствованию трудового законодательства.

Переход к рыночной экономике в России обострил многие проблемы в области труда, унаследованные от советского периода и породили другие, ранее неизвестные. Трудовое право может стать действенным средством решения возникающих проблем труда. В связи с этим представляет интерес сопоставление актуальных и острых проблем в этой сфере и содержания проектов Трудового кодекса РФ, находящихся на рассмотрении в Государственной Думе РФ.

Острейшей проблемой в сфере труда, принявшей хронический и злокачественный характер в России, является невыплата заработной платы.

Проблема нынешней возрастной дискриминации не была острой и актуальной в условиях фактической «пожизненной занятости» на госпредприятиях. А в последние годы многие люди зрелого возраста вдруг ощутили свою ущербность в мире труда, столкнулись с предубеждениями и предрассудками.

    В проектах Трудового кодекса РФ отсутствуют какие-либо правовые нормы, учитывающие интересы работников старшего трудоспособного возраста. Отсутствуют они в Разделе Х «Безопасность, гигиена и охрана труда», и в Разделе ХII «Особенности регулирования труда отдельных категорий работников» правительственного варианта проекта Трудового кодекса и проекта, подготовленного группой депутатов Государственной Думы.

   Возможности трудового права в решении проблем труда достаточно широки, но во многих проектах Трудового кодекса РФ многие из них не нашли адекватного отражения и надлежащего правового регулирования.

Целью настоящей работы является комплексное исследование источников трудового права.

Для достижения поставленной цели в работе поставлены следующие задачи:

- рассмотреть понятие источников трудового права;

- исследовать  развитие трудового законодательства в истории России;

- изучить действующее  трудовое законодательство Российской  Федерации;

- проанализировать существующие виды источников трудового права и рассмотреть каждый из них в отдельности;

 

 

 

 

Глава 1. ОСНОВЫ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

    1. Развитие трудового законодательства в России

 

  Изначально государство практически не вмешивалось в регулирование такого вида человеческой деятельности, как труд. Свободные граждане пользовались своими способностями к труду как им заблагорассудится (или не пользовались ими вовсе), труд же "несвободных" (рабов, крестьян, находящихся в феодальной зависимости и т.п.) не нуждался в специальном регулировании, так как сами эти "несвободные" граждане приравнивались к вещам и рассматривались лишь как орудия труда (instrumentum vocale - "говорящее орудие").

  Нормы гражданского права, достаточно подробно регулировавшего вопросы собственности, являлись вполне достаточными и для регулирования взаимоотношений хозяина и его "несвободного" работника-орудия, который являлся не субъектом, а объектом правового регулирования.1

          Начало отделения личного найма на работу от найма имущественного и обособление первого в самостоятельный договорный тип было положено в Римском праве.2 Это явилось значительным шагом на пути к появлению через много столетий трудового права как самостоятельной отрасли права.3

          Приблизительно с XIII века найм труда приобретает черты определенного договорного типа. Характерным способом заключения договора найма работника в этот период является акт коммендации, заключавшийся в том, что в торжественной обстановке лицо, нанимающееся на работу и поэтому поступавшееся своей независимостью, вкладывало свои руки в руки господина, который в виде возмездия передавал ему какую-либо реальную или символическую вещь. Такой обряд означал переход обязанности по защите нанявшегося работника к господину. Акт коммендации свидетельствовал о неограниченной власти господина не только над результатами труда, но и над личностью нанявшегося работника.4

          Первая дореволюционная инкорпорация законодательства о труде связана с разработкой в 1913 г. Устава о промышленном труде, который был включен в Свод законов Российской империи. В нем были обобщены действовавшие на тот момент разрозненные акты о трудовом найме работников. Е.Б. Хохлов делает вывод, что "Устав о промышленном труде не является результатом кодификации, поскольку его содержание составили нормы, уже действовавшие в рамках других нормативных актов и не подвергавшиеся каким-либо изменениям и согласованию при включении в новый Устав". Одновременно указывается, что его создание явилось большим шагом на пути упорядочения и систематизации уже сложившегося и действующего трудового законодательства и появление данного акта стало предпосылкой для следующего шага - кодификации законодательства о труде.5 В юридической литературе принято рассматривать Устав о промышленном труде как прообраз будущих российских кодексов законов о труде.6

          Первым нормативным актом, регулирующим отношения в сфере труда на территории России, является Положение 1835 года "Об отношениях между хозяевами фабричных заведений и рабочими людьми, поступающими по найму". Данное Положение состояло из 10 статей и обязывало работодателя издать правила внутреннего трудового распорядка. Однако в Положении не было никаких указаний по поводу содержания таких правил (в нем содержалось важнейшее социальное установление - вступление в трудовые отношения должно быть основано на добровольности. Однако на этом свобода договора заканчивалась. До истечения срока договора стороны не могли его расторгнуть, за исключением случаев неисполнения работником обязанностей или "дурного поведения", дающих хозяину право уволить работника. В Положении было предусмотрено также издание правил внутреннего распорядка, обязательного для исполнения работниками.). Поэтому их содержание определял работодатель без вмешательства с чьей-либо стороны. В связи с чем рассматриваемое Положение не повлияло на регулирование трудовых отношений.7 Роль этого закона была крайне незначительной. Фактически, он просто признавал, что между работником и нанимателем существуют договорные отношения, предполагающие определенную ответственность сторон, и больше ничего определенного он не говорил.8

         Основным нормативным актом, регулирующим трудовые отношения в дореволюционной России, стал Закон от 3 июня 1886 года "О найме рабочих и правилах надзора за фабричными заведениями". Данный Закон сохранил свою актуальность и в настоящее время. Им установлено правило, согласно которому "хозяин с нанявшимися должен обходиться справедливо и кротко, требовать от них токмо работы, условленной по договору или той, для которой наем учинен, платить им точно и содержать исправно".

         В соответствии со ст. 9 Закона от 3 июня 1886 года наем рабочих производился: а) на определенный срок; б) на неопределенный срок; в) на время исполнения какой-либо работы, с окончанием которой прекращался сам наем. Договор найма заключался путем выдачи работнику расчетной книжки, в которой отражались основные условия найма рабочей силы. С момента поступления на работу работнику запрещалось без ведома хозяина брать другую работу.

         В соответствии со ст. 18 Закона от 3 июня 1886 года хозяин разрабатывал правила внутреннего трудового распорядка организации, которые утверждались фабричной инспекцией труда и выставлялись во всех мастерских. Утвержденные таким образом правила становились обязательными для исполнения.

         Введение в действие Закона от 3 июня 1886 года означало возникновение новой отрасли права - трудового права.9

          Фабрично-трудовое законодательство  сформировалось в России в  весьма короткие сроки. В течение  21 года (с 1882-го по 1903 г.) было последовательно  принято девять главных законов,  составивших костяк промышленного (рабочего) права. Перечисленные законы - главные акты фабричного законодательства Российской империи. В период с 1903 г. по февраль 1917 г. указанные акты в определенной мере корректировались, но новые крупные законы не принимались, за исключением Временных правил о профессиональных обществах от 4 марта 1906 г., которые легализовали профессиональные союзы.

          История фабричного законодательства Российской империи не ограничивается XIX веком. Важнейшими законодательными актами периода 1901-1917 гг. являются «Правила о вознаграждении потерпевших вследствие несчастных случаев рабочих и служащих, а равно членов их семейств, в предприятиях фабрично-заводской, горной и горнозаводской промышленности» от 2 июня 1903 г. и комплекс из четырёх законов о страховании рабочих на случай болезни или несчастного случая, принятый 23 июня 1912 г.10

События 1917 года ознаменовали очередную реформу  трудового законодательства и придали  ускорение процессу "вызревания" трудового права. Временное правительство  поставило задачу развития и совершенствования законодательства о труде и даже успело разработать проект закона о трудовом договоре, который не был принят в связи с известными событиями октября 1917 года. Даже с позиций сегодняшнего дня законопроект оценивается как высочайшее достижение юридической мысли, отразившее передовые тенденции того времени. Впервые было предложено заменить "договор личного найма" на "трудовой договор" со всеми вытекающими отсюда последствиями в виде усиления социальной защиты работника. Наряду с уже известными к тому времени гарантиями в проекте предполагалось установить такие, которым и сегодня нет аналогов в трудовом праве России, например правило о предоставлении нанявшемуся времени для удовлетворения его религиозных и образовательных потребностей (ст. 46), правило о справедливом определении цены товаров, выдаваемых нанявшемуся в счет вознаграждения за труд, - по их действительной стоимости, но не выше рыночной цены (ст. 39), о сохранении права на вознаграждение и в том случае, если нанявшийся был готов и способен работать, но не работал по вине нанимателя (ст. 31).11

В первые месяцы существования советского государства  были приняты сразу несколько  нормативных актов, направленных на регламентацию общественных отношений, возникающих в сфере наемного труда, - Декрет Совета народных комиссаров о восьмичасовом рабочем дне от 29 октября 1917 года, Постановление Совета народных комиссаров от 14 июня 1918 года "Об отпусках", Декрет ВЦИК от 22 декабря 1917 года об отпусках по беременности и родам и др. Первым советским актом о коллективных договорах стало Положение о порядке утверждения коллективных договоров (тарифов), устанавливающих ставки заработной платы и условия труда, одобренное СНК 2 июля 1918 года.12

Как отрасль  права трудовое право появилось  в России практически после 1917 г. Одним из первых кодифицированных актов Советской Республики стал КЗоТ 1918 г.13

Разработанный и принятый в условиях продолжающейся после Октябрьской революции  классовой борьбы Кодекс в первом же разделе устанавливал для всех граждан РСФСР (кроме лиц, не достигших 16-летнего возраста, лиц старше 50 лет и лиц, утративших трудоспособность вследствие увечья или болезни) трудовую повинность. Привлечение трудящихся к работе осуществлялось через отделы распределения рабочей силы. Трудовой договор как основание возникновения трудовых отношений вообще был забыт на несколько лет.

Второй Кодекс законов о труде РСФСР был  принят 30 октября 1922 года14 в условиях новой экономической политики, признавшей право частной собственности и свободу предпринимательства. Кодекс коренным образом отличался от своего предшественника, прежде всего тем, что устанавливал добровольный порядок найма (ст. 5), допуская привлечение к трудовой повинности лишь в исключительных случаях - борьба со стихийными бедствиями, недостаток в рабочей силе для выполнения важнейших государственных заданий (ст. 11).

В предвоенные  годы трудовое законодательство вновь  претерпевает реформу, в очередной  раз вводится государственное (внеэкономическое) принуждение к труду, существенно  ограничивается увольнение по собственному желанию, ужесточается ответственность за самовольные уход с предприятия и переход с одного предприятия на другое (Указы Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня и от 19 октября 1940 года). В 1940 году была введена уголовная ответственность за прогул без уважительных причин, причем под прогулом понималось всякое опоздание на работу или преждевременный уход более чем на 20 минут. Апофеозом государственной политики по укреплению трудовой дисциплины стали новые Типовые правила внутреннего трудового распорядка, утвержденные Постановлением СНК СССР от 18 января 1941 года.

Информация о работе Конституция РФ и федеральные законы в сфере труда