Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2014 в 06:36, контрольная работа
Охрана труда – это создание безопасных и здоровых условий труда различными средствами. Понятие охраны труда различают в широком и в узком смысле слова.
В широком смысле термин «охрана труда» применяется для обозначения всей совокупности норм трудового права, направленных на всестороннюю охрану всех трудовых прав, то есть права на труд и его оплату, на отдых и так далее.
Любое виновное нарушение трудовых прав и обязанностей должно влечь за собой юридическую ответственность. В особое положение здесь поставлены должностные лица: имея больший объем прав, будучи ответственными, за организацию трудового процесса, они должны обеспечить нормальные и безопасные условия труда и в случае нарушений отвечать не в меньшей степени, а в большей степени, чем другие работники. Ст. 250 КЗоТ предусматривает ответственность должностных лиц, виновных в нарушении законодательства о труде и правил по охране труда, в невыполнении обязательств по коллективным договорам и соглашениям или в воспрепятствовании деятельности профессиональных союзов. Эта ответственность может быть дисциплинарной, административной и уголовной. Это не означает, что за нарушение наступает ответственность всех трех видов одновременно.
Трудовая дисциплина, как известно, может быть объектом различных правонарушений. Но это не означает, будто объект всех этих правонарушений одинаков. Признание одного и того же объекта для многих правонарушений стирало бы грань между ними. Законодатель выделяет особо важные стороны отношений в частности в сфере труда, ставя их под защиту уголовного права, учитывая при этом характер, мотивы, способы совершения правонарушения, степень тяжести его последствий и другие моменты.
Уголовная ответственность также установлена за нарушение правил безопасности горных, строительных работ, на взрывоопасных предприятиях или во взрывоопасных цехах. Эта ответственность наступает, если нарушения повлекли или могли повлечь за собой тяжкие последствия. За нарушения санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил и норм могут применяться административно-правовые санкции (ст. 42 Кодекс об административных правонарушениях). Кроме того, нарушение должностными лицами законодательства о труде и правил по охране труда, нарушение санитарных норм, правил и гигиенических нормативов на транспорте
Должностные лица, представляющие работодателя и уклоняющиеся от участия в переговорах по коллективному договору или виновные в нарушении и невыполнении обязательств по коллективному договору или соглашению, также несут административную ответственность.
Лица, виновные в непредставлении информации, необходимой для коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора или соглашений, несут либо административную, либо дисциплинарную ответственность. За нарушение норм трудового законодательства, и в частности норм об охране труда, возможна и дисциплинарная ответственность, которая проявляется в применении дисциплинарных санкций вплоть до увольнения. Увольнение возможно при систематическом нарушении должностным лицом своих обязанностей, а также и в случае однократного, но грубого нарушения, допущенного руководителем предприятия, учреждения, организации или его заместителем. Если в результате допущенного правонарушения причиняется еще и материальный ущерб, виновная сторона привлекается и к материальной ответственности. Вид ее и пределы определяются общими нормами трудового законодательства о материальной ответственности
2.1 Охрана труда женщин
В соответствии со ст. 19 Конституции России мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации. Однако физиологические особенности женщины, ее детородная функция не могут не наложить отпечаток на объем ее прав в процессе осуществления трудовой деятельности.
Ограничения при выполнении тяжелых работ, подъеме тяжестей предоставление перерывов для кормления грудного ребенка дополнительный отпуск по уходу за ним и другие льготы предоставляемые нашим трудовым и социальным законодательством, направлены на то, чтобы действительно обеспечить мужчине и женщине равные возможности в обществе.
Все эти нормы для облегчения их усвоения следует классифицировать на две группы:
1) распространяющиеся на всех женщин;
2) распространяющиеся на беременных женщин и матерей имеющих малолетних детей.
К первой группе относятся нормы, запрещающие применение труда женщин на тяжелых и подземных работах, на работах с вредными условиями труда согласно специальному перечню.
На подземных работах в горнодобывающей промышленности и строительстве подземных сооружений женщины могут выполнять только нефизическую работу и работу по санитарному и бытовому обслуживанию.
Установлены предельные нормы переноски и передвижения тяжестей для женщин. В случае подъема и перемещения тяжестей при чередовании с другой работой (до 2 раз в час) – 10 кг.
Если подъем и перемещение тяжестей осуществляется постоянно в течение рабочей смены – 7 кг. В массу поднимаемого и перемещаемого груза включается и вес тары и упаковки.
Специальные правила охраны труда установлены для женщин трактористок и шоферов на грузовых автомашинах
На промышленных предприятиях, широко применяющих женский труд, должны быть созданы условия для санитарно-бытового обслуживания женщин (комнаты личной гигиены, душевые и т.д.)
Труд женщин ограничен в ночное время. Только в тех отраслях, где это вызывается особой необходимостью, он может быть разрешен в качестве временной меры.
Женщинам, работающим в сельской местности, предоставляется по их желанию один дополнительный выходной день в месяц без сохранения зарплаты (ст. 163 КЗоТ).
Для беременных женщин и матерей малолетних детей установлены дополнительные гарантии: в отношении приема на работу запрещено увольнение по инициативе администрации беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до 3 лет, а одиноких матерей – при наличии у них ребенка в возрасте до 14 лет или ребенка-инвалида в возрасте до 16 лет (ст. 170 КЗоТ); перевод беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до полутора лет, на более легкую работу (ст. 164 КЗоТ), льготы и гарантии в области рабочего времени и времени отдыха, в том числе право на дополнительные отпуска (ст. 49 161 – 163, 165 – 169 КЗоТ), а также в области социального страхования (ст. 165, 172, 240 КЗоТ).
2.2 Охрана труда несовершеннолетних
Лица, не достигшие 18 лет (несовершеннолетние), в трудовых правоотношениях приравниваются в правах к совершеннолетним вместе с тем в интересах охраны их здоровья, поскольку организм несовершеннолетнего еще не окреп, этим лицам устанавливаются дополнительные льготы.
Прежде всего, запрещено применение их труда на работах с тяжелыми, вредными или опасными условиями, а также на подземных работах, к сверхурочным и ночным работам
Кроме этого, лица моложе 18 лет не могут привлекаться к работам:
Несовершеннолетние принимаются на работу лишь после предварительного медицинского осмотра и в дальнейшем, до достижения 18 лет, ежегодно подлежат обязательному медицинскому смотру.
2.3 Охрана труда для лиц с пониженной трудоспособностью
Кодексом Законов о Труде запрещается дискриминация при приеме на работу и в трудовых отношениях в зависимости от недостатков физического или психического характера, не препятствующих выполнению соответствующих трудовых обязанностей.
Действующее законодательство допускает ограничения в трудовой деятельности для пенсионеров и инвалидов только в том случае, если состояние здоровья препятствует ей.
Более того, законодатель предусматривает для них льготы и дополнительные гарантии, которые можно классифицировать на две группы:
К льготам первой группы относятся:
Ко второй группе льгот относятся:
2.4 Расследование и учет несчастных случаев на производстве
Ответственность за своевременное и надлежащее расследование, оформление, регистрацию и учет несчастных случаев на производстве, а также реализацию мероприятий по устранению причин несчастных случаев на производстве возлагается на работодателя (его представителя).
Расследование несчастных случаев (в том числе групповых), в результате которых пострадавшие получили повреждения, отнесенные в соответствии с установленными квалифицирующими признаками к категории легких, проводится комиссией в течение 3 дней. Расследование несчастных случаев (в том числе групповых), в результате которых один или несколько пострадавших получили тяжелые повреждения здоровья, либо несчастных случаев (в том числе групповых) со смертельным исходом проводится комиссией в течение 15 дней.
Сроки расследования несчастных случаев исчисляются в календарных днях начиная со дня издания работодателем приказа об образовании комиссии по расследованию несчастного случая.
Установленные сроки расследования несчастного случая могут быть продлены председателем комиссии, но не более чем на 15 календарных дней.
Расследуются в установленном порядке, квалифицируются, учитываются и оформляются как связанные с производством несчастные случаи, происшедшие с работниками или другими лицами, участвовавшими в производственной деятельности работодателя (в том числе с лицами, подлежащими обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний), при исполнении ими трудовых обязанностей или выполнении какой-либо работы по поручению работодателя (его представителя), а также при осуществлении иных правомерных действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем либо совершаемых в его интересах.
Острые профессиональные заболевания (отравления), в отношении которых имеются основания предполагать, что их возникновение обусловлено воздействием вредных производственных факторов, подлежат расследованию в соответствии с Положением о расследовании и учете профессиональных заболеваний, утвержденным постановлением Правительства РФ от 15 декабря 2000 г. №967.
Расследование несчастных случаев проводится комиссиями по расследованию несчастных случаев, образуемыми и формируемыми в соответствии с ТК РФ, в зависимости от обстоятельств происшествия, количества пострадавших и характера полученных ими повреждений здоровья. Как правило, состав комиссии должен состоять из нечетного числа членов.
Тяжелые несчастные случаи и несчастные случаи со смертельным исходом, происшедшие с лицами, выполнявшими работу на основе договора гражданско-правового характера, расследуют государственные инспекторы труда на основании заявления пострадавшего, членов его семьи, а также иных лиц, уполномоченных пострадавшим (членами его семьи) представлять его интересы в ходе расследования несчастного случая.
В расследовании несчастного случая у работодателя – физического лица принимают участие указанный работодатель или его полномочный представитель, доверенное лицо пострадавшего, специалист по охране труда, который может привлекаться к расследованию несчастного случая и на договорной основе.
На основании собранных материалов расследования комиссия (в предусмотренных ТК РФ случаях госинспектор труда, самостоятельно проводящий расследование несчастного случая) устанавливает обстоятельства и причины несчастного случая, а также лиц, допустивших нарушения требований охраны труда; вырабатывает мероприятия по устранению причин и предупреждению аналогичных несчастных случаев, определяет, были ли действия (бездействие) пострадавшего в момент несчастного случая обусловлены трудовыми отношениями с работодателем либо участием его в производственной деятельности; в необходимых случаях решает вопрос о том, каким работодателем осуществляется учет несчастного случая, квалифицирует несчастный случай как несчастный случай на производстве или как несчастный случай, не связанный с производством.