Контрольная работа по предмету «Трудовое право»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 13:16, контрольная работа

Краткое описание

Среди основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними, отношений новый Трудовой кодекс РФ называет обеспечение права представителей профессиональных союзов осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением трудового за

Содержание

1.Общественный контроль профсоюзов за соблюдением трудового законодательства и охраной труда.
2.Ответственность за нарушение прав профессиональных союзов.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (5).docx

— 59.57 Кб (Скачать файл)

МИНОБРНАУКИ  РОССИИ

Филиал 

федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

в г. Железнодорожном Московской области

(Филиал РГГУ в г. Железнодорожном)

 

 

 

 

 

 

 

 

Шитикова Елена Сергеевна

КОНТРОЛЬНАЯ  РАБОТА

 

 по  предмету «Трудовое право» студента

направления менеджмент

группы  М 2

 

 

 

 

 

 

 

 

Руководитель

Кандидат юридических наук, доцент Белова Т.В.

 

                                  


 

 

 

 

 

 

 

Железнодорожный  2013

Содержание

1.Общественный  контроль профсоюзов за соблюдением  трудового законодательства и  охраной труда.

2.Ответственность  за нарушение прав профессиональных  союзов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Профсоюзный контроль соблюдения законодательства о труде

 

Содержание ответа

1. Защита  профсоюзами интересов работников  в сфере охраны труда

2. Защита  профсоюзами интересов работников  в сфере правоотношений с работодателем,  вытекающих из трудового договора

3. Защита  профсоюзами интересов работников  в части исполнения обязательств  по Коллективному договору со  стороны работодателя

 

 

1. Защита профсоюзами интересов  работников в сфере охраны  труда

Среди основных принципов правового  регулирования трудовых отношений  и иных, непосредственно связанных  с ними, отношений новый Трудовой кодекс РФ называет обеспечение права  представителей профессиональных союзов осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права (ст. 2 ТК).

Основные формы реализации профессиональными  союзами защитных функций по отношению  к работникам закреплены в ст. 370 ТК.

Профессиональные союзы имеют  право на осуществление контроля за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права.

Работодатели обязаны в недельный  срок с момента получения требования об устранении выявленных нарушений  сообщить соответствующему органу профсоюзной  организации о результатах рассмотрения данного требования и принятых мерах.

Для осуществления контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, общероссийские профессиональные союзы и их объединения могут создавать правовые и технические инспекции труда профсоюзов, которые наделяются полномочиями, предусмотренными положениями, утверждаемыми общероссийскими профессиональными союзами и их объединениями.

Трудовой кодекс предусматривает, что межрегиональное, а также  территориальное объединение (ассоциация) организаций профессиональных союзов, действующие на территории субъекта Российской Федерации, могут создавать  правовые и технические инспекции  труда профессиональных союзов, которые  действуют на основании принимаемых  ими положений в соответствии с типовым положением соответствующего общероссийского объединения профессиональных союзов.

Профсоюзные инспектора труда в  установленном порядке имеют  право беспрепятственно посещать организации  независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, в которых  работают члены данного профессионального  союза или профсоюзов, входящих в  объединение, для проведения проверок соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о профессиональных союзах, а также для выполнения условий коллективного договора, соглашения.

Профсоюзные инспектора труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют право:

осуществлять контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения  безопасности работников организации;

принимать участие в расследовании  несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

получать информацию от руководителей  и иных должностных лиц организаций  о состоянии условий и охраны труда, а также обо всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях;

защищать права и интересы членов профессионального союза по вопросам возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве (работе);

предъявлять работодателям требования о приостановке работ в случаях  непосредственной угрозы жизни и  здоровью работников;

направлять работодателям представления  об устранении выявленных нарушений  законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового  права, обязательные для рассмотрения;

осуществлять проверку состояния  условий и охраны труда, выполнения обязательств работодателей, предусмотренных  коллективными договорами и соглашениями;

принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приему в эксплуатацию производственных объектов и средств производства в качестве независимых экспертов;

принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением законодательства об охране труда, обязательств, предусмотренных коллективными  договорами и соглашениями, а также  с изменениями условий труда;

принимать участие в разработке законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового  права;

принимать участие в разработке проектов подзаконных нормативных  правовых актов об охране труда, а  также согласовывать их в порядке, установленном Правительством РФ;

обращаться в соответствующие  органы с требованием о привлечении  к ответственности лиц, виновных в нарушении законов и иных актов, содержащих нормы трудового  права, в сокрытии фактов несчастных случаев на производстве.

Профессиональные союзы, их инспекции  труда при осуществлении указанных  полномочий взаимодействуют с государственными органами надзора и контроля за соблюдением законов и иных актов, содержащих нормы трудового права.

Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют право беспрепятственно проверять  в организациях соблюдение требований охраны труда и вносить обязательные для рассмотрения должностными лицами предложения об устранении выявленных нарушений требований охраны труда.

 

2. Защита профсоюзами интересов  работников в сфере правоотношений  с работодателем, вытекающих из  трудового договора.

Федеральным законом от 12 января 1996 г. «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» также закреплено право профсоюзов на осуществление профсоюзного контроля за соблюдением работодателями, должностными лицами законодательства о труде.

Профсоюзный контроль - часть общественного  контроля, который наряду с профсоюзами  осуществляют иные представители, избираемые работниками (ст. 29 Трудового кодекса РФ).

Профсоюзы вправе осуществлять контроль за состоянием охраны труда и окружающей природной среды через свои органы, уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда, а также через собственные инспекции по охране труда, действующие на основании положений, утверждаемых профсоюзами. В этих целях они имеют право беспрепятственно посещать организации независимо от форм собственности и подчиненности, их структурные подразделения, рабочие места, где работают члены данного профсоюза, участвовать в расследовании несчастных случаев на производстве (работе), защищать права и интересы членов профсоюза по вопросам условий труда и безопасности на производстве (работе), возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве (работе), а также по другим вопросам охраны труда и окружающей природной среды в соответствии с федеральным законодательством.

Работодатели, должностные лица, в  свою очередь, обязаны в недельный  срок с момента получения требования об устранении выявленных нарушений  сообщить профсоюзу о результатах  его рассмотрения и принятых мерах (п. 1 ст. 19 Закона о профессиональных союзах).

В настоящее время в ТК определен  круг вопросов, для принятия решений  по которым работодатель учитывает  мнение профсоюзного органа.

Обращает на себя внимание то обстоятельство, что Трудовым кодексом РФ предусматривается  возможность принятия работодателем  решения как с учетом мнения соответствующего представительного органа работников (ст. 136, 144, 147, 154, 162, 190, 196), так и с учетом мнения соответствующего профсоюзного органа (ст. 73, 99, 113, 123, 135, 159, 180, 212, 299, 301).

При применении данных норм на практике может возникнуть вопрос о том, требуется  ли учет мнения соответствующего выборного  профсоюзного органа в том случае, если закон предусматривает принятие решения с учетом мнения представительного  органа работников, и наоборот.

В соответствии со ст. 29 Трудового кодекса РФ представителями работников являются: профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских профсоюзов, или иные представители, избираемые работниками.

Работники, не являющиеся членами  профсоюза, имеют право уполномочить орган первичной профсоюзной  организации представлять их интересы во взаимоотношениях с работодателем (ст. 30 Трудового кодекса РФ).

При отсутствии в организации первичной  профсоюзной организации, а также  при наличии профсоюзной организации, объединяющей менее половины работников, на общем собрании (конференции) работники  могут поручить представление своих  интересов указанной профсоюзной  организации либо иному представителю (ст. 31 Трудового кодекса РФ).

Согласно ч. 2 ст. 8 Трудового кодекса РФ, в случаях, предусмотренных Кодексом, законами и иными нормативными актами, коллективным договором, работодатель при принятии локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, учитывает мнение представительного органа работников. Следовательно, консультации (учет мнения) проводятся с любым представителем, уполномоченным работниками, - профессиональным союзом или иным органом, избранным работниками (советом трудового коллектива). Было бы ошибочно полагать, что если в конкретном случае в статье Трудового кодекса РФ назван представительный орган работников, то не следует и спрашивать мнение соответствующего профсоюзного органа, и наоборот. Более того, наличие иного представителя не может являться препятствием для осуществления профсоюзной организацией своих полномочий (ст. 31 Трудового кодекса РФ).

Важно отметить, что, согласно ст. 8 Трудового кодекса РФ, коллективным договором, соглашениями может быть предусмотрено принятие локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, по согласованию с представительным органом работников.

Это означает, что могут быть установлены  случаи, когда требуется не учет мнения, а согласие профсоюза на принятие того или иного локального нормативного акта, затрагивающего существенные права и интересы работников. Отсутствие такого согласования влечет недействительность принятия акта.

Статья 372 Трудового кодекса РФ регулирует порядок учета мнения выборного профсоюзного органа, представляющего  интересы работников.

Прежде всего, в законе предусмотрено, что далеко не каждое решение, принимаемое  работодателем, должно обсуждаться  с профсоюзами или иными представительными  органами работников, а только то, которое  прямо названо в законе или  коллективном договоре.

Работодатель, в предусмотренных  Трудовым кодексом России случаях, перед  принятием решения направляет проект локального нормативного акта, содержащего  нормы трудового права, и обоснование  по нему в выборный профсоюзный орган, представляющий интересы всех или большинства  работников данной организации.

Выборный профсоюзный орган  не позднее пяти рабочих дней с  момента получения проекта указанного локального нормативного акта направляет работодателю мотивированное мнение по проекту в письменной форме.

В случае если мотивированное мнение выборного профсоюзного органа не содержит согласия с проектом локального нормативного акта либо содержит предложения по его совершенствованию, работодатель может согласиться с ним либо обязан в течение трех дней после получения мотивированного мнения провести дополнительные консультации с выборным профсоюзным органом работников в целях достижения взаимоприемлемого решения.

При недостижении согласия возникшие разногласия оформляются протоколом, после чего работодатель вправе принять локальный нормативный акт, содержащий нормы трудового права, который может быть обжалован в соответствующую государственную инспекцию труда или в суд, а выборный профсоюзный орган работников имеет право начать процедуру коллективного трудового спора в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

Государственная инспекция труда  при получении жалобы (заявления) выборного профсоюзного органа обязана  в течение одного месяца со дня  получения жалобы (заявления) провести проверку и в случае выявления  нарушения выдать работодателю предписание  об отмене указанного локального нормативного акта, обязательное для исполнения.

Информация о работе Контрольная работа по предмету «Трудовое право»