Контрольная работа по предмету «Трудовое право»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 13:16, контрольная работа

Краткое описание

Среди основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними, отношений новый Трудовой кодекс РФ называет обеспечение права представителей профессиональных союзов осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением трудового за

Содержание

1.Общественный контроль профсоюзов за соблюдением трудового законодательства и охраной труда.
2.Ответственность за нарушение прав профессиональных союзов.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (5).docx

— 59.57 Кб (Скачать файл)

В случаях, предусмотренных коллективным договором, работодатель отчисляет  денежные средства первичной профсоюзной  организации на культурно-массовую и физкультурно-оздоровительную  работу.

При наличии письменных заявлений  работников, являющихся членами профессионального  союза, работодатель ежемесячно бесплатно  перечисляет на счет профсоюзной  организации членские профсоюзные  взносы из заработной платы работников. Порядок их перечисления определяется коллективным договором. Работодатель не имеет права задерживать перечисление указанных средств.

Трудовым кодексом воспроизводится  норма ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»  о том, что работодатели по письменному  заявлению работников, не являющихся членами профсоюза, ежемесячно перечисляют  на счета профсоюзов денежные средства из заработной платы указанных работников на условиях и в порядке, установленных  коллективными договорами, отраслевыми (межотраслевыми) тарифными соглашениями. В случае если в организации действует  несколько профсоюзов, участвовавших  в подписании коллективного договора или отраслевого (межотраслевого) тарифного  соглашения, денежные средства перечисляются  на счета этих профсоюзов пропорционально  числу их членов.

Статья 378 Трудового кодекса РФ предусматривает, что лица, нарушающие права и гарантии деятельности профессиональных союзов, несут ответственность в  соответствии с федеральным законом. Кодекс имеет в виду ст. 29 и 30 ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», который гарантирует судебную защиту прав профсоюзов.

Ответственность за нарушения прав и гарантий деятельности профессиональных союзов могут нести должностные  лица государственных органов, органов  местного самоуправления, работодатели и их объединения, их представители  и иные должностные лица.

Дела о нарушениях прав профсоюзов рассматриваются судом по заявлению  прокурора либо по исковому заявлению  или жалобе соответствующего органа профсоюза, первичной профсоюзной  организации.

 

3. Защита профсоюзами интересов  работников в части исполнения  обязательств по Коллективному  договору со стороны работодателя.

Статья 13 Федерального закона от 12 января 1996 г. №10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» закрепляет право профсоюзов, первичных профсоюзных организаций на ведение коллективных переговоров, заключение соглашений, коллективных договоров и контроль за их выполнением

Профсоюзы, их объединения (ассоциации), первичные профсоюзные организации  и их органы имеют право на ведение  коллективных переговоров, заключение соглашений и коллективных договоров  от имени работников в соответствии с федеральным законом.

Представительство профсоюзов, их объединений (ассоциаций) на ведение коллективных переговоров, заключение соглашений от имени работников на федеральном, отраслевом или территориальном уровнях  определяется с учетом количества объединяемых ими членов профсоюза.

В случае, если в организации действует несколько первичных профсоюзных организаций разных профсоюзов, их представительство в коллективных переговорах, заключении коллективных договоров определяется с учетом количества представляемых членов профсоюза.

Запрещается ведение переговоров  и заключение соглашений и коллективных договоров от имени работников лицами, представляющими работодателя.

Работодатели, их объединения (союзы, ассоциации), органы исполнительной власти и органы местного самоуправления обязаны  вести коллективные переговоры с  первичными профсоюзными организациями, профсоюзами, их объединениями (ассоциациями) по социально-трудовым вопросам, а также  по вопросам заключения коллективных договоров, соглашений, если первичные  профсоюзные организации, профсоюзы, их объединения (ассоциации) выступают  инициаторами таких переговоров, и  заключать коллективные договоры, соглашения на согласованных сторонами условиях.

Первичные профсоюзные организации, профсоюзы, их объединения (ассоциации) вправе осуществлять профсоюзный контроль за выполнением коллективных договоров, соглашений.

В случае нарушения работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями), органами исполнительной власти и органами местного самоуправления условий коллективного  договора, соглашения первичные профсоюзные организации, профсоюзы, объединения (ассоциации) профсоюзов и их органы вправе направлять им представление об устранении этих нарушений, которое рассматривается в недельный срок. В случае отказа устранить эти нарушения или недостижения соглашения в указанный срок разногласия рассматриваются в соответствии с федеральным законом.

Цель коллективного договора - наиболее полное регулирование социально-трудовых отношений на уровне организации, обеспечение  сочетания нормативного и договорного  регулирования данных отношений  с тем, чтобы правовые нормы, закрепленные в законодательстве, могли быть реализованы  наиболее эффективно, с учетом интересов  работников и развития производства.

Традиционно в содержании коллективного  договора выделяются нормативная часть, содержащая нормы права, необходимость  включения которых в коллективный договор вытекает из норм Трудового  кодекса (например, уровень доплат за работу в ночное время), и договорная часть, содержащая конкретные обязательства  работодателя и работников. При этом основная часть договорных обязательств лежит на работодателе. Работники, как  правило, берут на себя обязательство  не объявлять забастовку в случае выполнения работодателем всех условий  коллективного договора и пр.

Довольно значимой новеллой, вносимой Трудовым кодексом РФ, является то, что  в организации может быть заключен только один, удовлетворяющий всех работников коллективный договор, а  не несколько, что было возможным  в соответствии с ранее действовавшим  законодательством. Данное положение  представляется очень важным, так  как содействует сплоченности работников, выявлению у них общих интересов, обеспечивает реальное равенство всех работающих в организации. Такое  положение важно и для представителей работников - профессиональных союзов, которые также должны теперь находить общие проблемы и избирать общие  методы их решения, объединяться в целях  представительства и защиты интересов  работников, а не конфликтовать, как  это имело место ранее.

Подобное правило предполагает наличие у представителей работников достаточно серьезного и взвешенного  подхода к разработке проекта  коллективного договора или соглашения, поскольку в них должны быть максимально  учтены интересы всех работников независимо от их положения в организации  с учетом особенностей производства и специфики деятельности организации.

Наличие единого коллективного  договора позволяет равно учесть интересы работников, не являющихся членами  профсоюза, которые не имеют представительного  органа или интересы которых представляют непрофсоюзные представители.

Необходимо обратить внимание, что  в соответствии со статьей 40 Трудового  кодекса РФ стороны коллективных переговоров в обязательном порядке  должны подписать коллективный договор. Если согласие между сторонами по отдельным положениям проекта коллективного  договора не достигнуто, стороны в  трехмесячный срок со дня начала коллективных переговоров должны подписать договор  на согласованных условиях. Одновременно составляется протокол разногласий.

Максимальная продолжительность  коллективных переговоров составляет три месяца. После истечения данного  срока коллективный договор должен быть подписан. Введение подобной нормы  в Кодекс призвано установить обязанность  сторон заключить коллективный договор, не затягивая под любыми предлогами процесс коллективных переговоров.

Неурегулированные разногласия могут  быть предметом дальнейших переговоров (при уже действующем коллективном договоре) или разрешиться в порядке, предусмотренном для разрешения коллективных трудовых споров.

Важность подобной нормы видится  в том, что неурегулированные  разногласия не могут быть оставлены  без рассмотрения или существовать как дополнение к договору, они  должны быть надлежащим образом разрешены всеми предусмотренными законодательством способами.

Коллективный договор может  быть заключен как в организации  в целом, так и в ее филиалах, представительствах и обособленных подразделениях. Предоставление работникам филиалов, представительств или обособленных подразделений право заключать  самостоятельные коллективные договоры позволяет учесть специфику работы, удаленность филиала от головного  подразделения и пр.

 

 

Ответственность за нарушение  прав профессиональных союзов.

 

Содержание ответа

 

    1. Понятие профсоюзов. Их задачи и функции
    2. Основные права профсоюзов
    3. Гарантии прав профсоюзов
    4. Ответственность за нарушение прав профессиональных союзов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие профсоюзов. Их задачи и функции

 

Профсоюз  — добровольное общественное объединение  граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов. Все профсоюзы пользуются равными правами.

Каждый  человек, достигший 14-летнего возраста и осуществляющий трудовую (профессиональную) деятельность, имеет право по своему усмотрению создавать профсоюзы для защиты своих интересов, вступать в них, заниматься профсоюзной деятельностью и выходить из профсоюзов. В российских профсоюзах могут состоять не только граждане Российской Федерации, проживающие как на территории России, так и вне ее территории, но также иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации.

Профсоюзы могут создавать свои объединения (ассоциации) по отраслевому, территориальному или иному учитывающему профессиональную специфику признаку — общероссийские объединения (ассоциации) профсоюзов, межрегиональные и территориальные объединения (ассоциации) организаций профсоюзов (ст.2 Закона о профсоюзах).

Первичная профсоюзная организация объединяет членов профсоюзов, как правило, одного предприятия, организации независимо от форм собственности и подчиненности, действует на основании положения, принятого в соответствии с уставом, или на основании общего положения о первичной профсоюзной организации соответствующего профсоюза.

Профсоюзы независимы в своей деятельности от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателя, их объединений (союзов, ассоциаций), политических партий и других общественных объединений, им не подотчетны и не подконтрольны. Запрещается вмешательство органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц в деятельность профсоюзов, которое может повлечь за собой ограничение прав профсоюзов или воспрепятствовать законному осуществлению их уставной деятельности (ст.5 Закона о профсоюзах).

Профсоюзы, их объединения (ассоциации) самостоятельно разрабатывают и утверждают свои уставы, свою структуру, организуют свою деятельность. Эти акты регулируют отношения внутри самого профсоюза с его членами и профсоюзными органами. Они не являются источниками права, так как это акт общественности.

Правосубъектность профсоюза как юридического лица возникает с момента их государственной (уведомительной) регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации или его территориальном органе в субъекте Российской Федерации по месту нахождения соответствующего профсоюзного органа. Но профсоюзы вправе и не регистрироваться, тогда они не приобретают прав юридического лица (ст. 8 Закона о профсоюзах). Запрещается обусловливать прием на работу, продвижение по работе, а также увольнение лица принадлежностью или непринадлежностью его к профсоюзу.

Реорганизация или прекращение деятельности профсоюза  или первичной профсоюзной организации  может осуществляться только по решению их членов в порядке, определяемом уставом профсоюза, положением о первичной профсоюзной организации, а их ликвидация как юридического лица в соответствии с федеральным законом.

В случае, если деятельность профсоюза противоречит Конституции Российской Федерации, Конституциям (уставам) субъектов Федерации, федеральным законам, она может быть приостановлена на срок до шести месяцев или запрещена решением Верховного Суда Российской Федерации или соответствующего суда субъекта Федерации по заявлению Генерального прокурора Российской Федерации, прокурора соответствующего субъекта Федерации. Приостановка или запрещение деятельности профсоюза по решению каких-либо иных органов не допускается.

Таким образом, профсоюзы входят в политическую систему общества как специфическая  общественная организация со своими задачами и функциями, определяемыми  их уставами. Основные задачи профсоюзов связаны с осуществлением их функций  — защиты прав и интересов работников в сфере труда и иных непосредственно  связанных с ним отношений.

Информация о работе Контрольная работа по предмету «Трудовое право»