Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 19:38, курс лекций
Тема 1 Предмет, метод функции и система трудового права
Тема 2 Источники трудового права
Тема 3 Принципы правового регулирования труда
Тема 4 Субъекты трудового права
Тема 5 Правоотношения в сфере трудового права
Тема 6 Социальное партнерство в сфере труда
Тема 7 Правовое регулирование занятости и трудоустройства
Тема 8 Трудовой договор
– по руководству обучением на производстве. У них разные субъекты, содержание, основания возникновения и прекращения.
§ 6. Правоотношение по надзору и контролю за охраной труда и соблюдению трудового законодательства
Данное правоотношение является правоохранительным.
Субъектами данного правоотношения являются, с одной стороны, соответствующие органы надзора и контроля в лице их представителей (Гострудинспекция при Минтруда РФ, специализированные различные государственные инспекции: Госгор-промтехнадзора, Госсанэпидемнадзора при Минздраве РФ и другие, а также профсоюзные инспекции), а с другой – работодатели, должностные лица их администрации.
Данные правоотношения по отношению к трудовым – длящиеся все время их существования, и для конкретного работника основанием их возникновения является также его трудовой договор. С его заключением возникает не только трудовое, но и все сопутствующие ему организационно-управленческие правоотношения и охранительное правоотношение для данного работника. Прекращаются эти непосредственно связанные с трудовым правоотношения для данного работника с прекращением его трудового правоотношения, но они продолжают существовать по отношению к другим работникам данного производства до тех пор, пока существует это производство, поскольку с его образованием и ликвидацией связана и сфера действия на это производство указанных органов по надзору и контролю за трудовым законодательством и охраной труда.
Содержанием правоотношения являются права и обязанности его субъектов. Правоохранительный орган обязан осуществлять согласно Положению о нем надзор и контроль за охраной труда и соблюдением трудового законодательства. А работодатель, его администрация обязаны обеспечить возможность осуществления этого надзора и контроля (допуск на производство, дача объяснений, представление документов и т. д.) и нести соответствующую ответственность перед этим органом за нарушение охраны труда, трудового законодательства.
§ 7. Правоотношение по материальной ответственности сторон трудового договора за вред, ущерб, причиненный другой стороне
Данное правоотношение может быть двух видов в зависимости от того, какая сторона нанесла вред:
– за вред, причиненный работнику;
– за ущерб, причиненный работником имуществу производства.
Субъекты данных правоотношений – стороны трудового отношения: работник и работодатель.
Данные правоотношения возникают только в том случае, если есть действительный вред (ущерб) от действий (бездействия) другого субъекта, что является основанием (юридическим фактом) их возникновения. Поэтому у абсолютного большинства работников таких правоотношений не бывает. Прекращаются эти правоотношения с прекращением выплаты соответствующих сумм в возмещение вреда.
Содержанием этих правоотношений является обязанность виновного субъекта возместить причиненный им вред другому субъекту.
§ 8. Правоотношения по разрешению трудовых споров
Данные правоотношения могут быть, а могут и не быть у работников. У большинства работников трудовых споров не бывает, поэтому и процедурных и процессуальных правоотношений по ним не возникает.
Субъектами указанных правоотношений являются органы по рассмотрению споров (юрисдикционные органы), с одной стороны, и каждый участник трудового спора – с другой.
Основанием возникновения данных правоотношений является подача-прием заявления по трудовому спору в юрисдикцион-ный орган. Прекращаются они вынесением данным органом решения по спору.
Содержанием их является юридическая процессуальная связь субъектов по процессу разрешения индивидуального или коллективного трудового спора, которая определяется законодательством. И в зависимости от того, нормами какой отрасли права регулируется соответствующий порядок, различают три вида процессуальных правоотношений по рассмотрению трудовых споров:
– трудовые процессуальные правоотношения (в комиссии по трудовым спорам, примирительной комиссии, посредником, трудовом арбитраже);
– гражданские процессуальные правоотношения (в суде);
– административно-процессуальные правоотношения (в вышестоящем органе).
Им, как правило, предшествуют правоотношения указанных субъектов по процедуре приема заявления о споре и подготовки дела к рассмотрению.
ТЕМА 6 СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО В СФЕРЕ ТРУДА
План
1. Общие понятия социального партнерства и общая характеристика законодательства о нем.
2. Стороны, органы, система и формы социального партнерства.
3. Коллективные переговоры.
4. Принципы социального партнерства.
5. Коллективный договор.
6. Социально-партнерские соглашения.
§ 1. Общие понятия социального партнерства и общая характеристика законодательства о нем
Понятие социального партнерства, данное в ст. 23 Кодекса, свидетельствует, что оно является в трудовом праве России новым методом правового регулирования труда, служащим для урегулирования противоречий интересов работников и работодателей, а также органов государства. Оно призвано налаживать взаимоотношения работников и работодателей согласно формам и принципам, предусмотренным Кодексом и иными федеральными законами.
Законодательство России признало практику заключения коллективных договоров в первом КЗоТ 1918 г. и в «Положении о порядке утверждения коллективных договоров (тарифов), устанавливающих ставки заработной платы и условия труда» от 2 июля 1918 г. (Собрание узаконений и распоряжений Правительства, 1918, №48).
Конвенция МОТ № 98 (1949 г.) предусматривает право на организацию и ведение коллективных переговоров по регулированию условий труда, заключение коллективных договоров и соглашений. Но советское трудовое законодательство, регулируя коллективные договоры, никак не закрепляло коллективные переговоры и ничего не говорило о социально-партнерских соглашениях выше уровня предприятия. Впервые их оговорил Указ Президента РФ от 15 ноября 1991 г. «О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров» (Ведомости РСФСР. 1991. №47. Ст. 1611), а впервые урегулировал коллективные переговоры и социально-партнерские соглашения Закон РФ от 11 марта 1992 г. «О коллективных договорах и соглашениях». Этот Закон по-новому урегулировал и коллективный договор. И ныне он, дополненный и измененный Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. (СЗ РФ. 1995. №48. Ст. 4558), является основным после Кодекса нормативным актом по данной проблеме. Значение этого Закона в том, что он впервые в трудовом законодательстве России признал и урегулировал социальное партнерство работников и работодателей в сфере труда. Разными нашими учеными и законодательством некоторых субъектов РФ социальное партнерство рассматривалось по-разному: как метод трудового права (М. В. Лушникова, А. А. Крыжановская), как элемент отрасли (Э. Н. Бондаренко) или как принцип трудового права (Н. И. Гонцов); еще несколько его определений подробно указаны С. Ю. Чуча в работе «Становление и перспективы развития социального партнерства в Российской Федерации» (М.: Вердикт, 2001. С. 7–12 и 27). Но хотя о социальном партнерстве был принят указанный Закон, он не содержит его легального определения. Впервые понятие легального (в законе) социального партнерства дал Трудовой кодекс 2001 г. в ст. 23. Он усовершенствовал также основные положения Федерального закона «О коллективных договорах и соглашениях» 1996 г. Поэтому, думается, указанный Закон, как воплощенный в Кодексе, будет отменен. Кодекс в ст. 23 указывает: «Социальное партнерство – система взаимоотношений между работниками (их представителями), работодателями (их представителями), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей». К этому еще надо добавить: «с интересами всего общества, государства» – и тогда будет правильное его легальное определение.
Кодекс лучше, чем указанный Закон, установил правовые основы и принципы коллективных переговоров, разработки, заключения и действия коллективных договоров и социально-партнерских соглашений, закрепил в национальном законодательстве ряд положений международных актов, в том числе и Конвенции МОТ. Коллективные переговоры дают возможность работникам и работодателям как социальным партнерам выявить свои интересы, их согласовать и закрепить в договоре, соглашении итог их согласования.
Кодекс еще более расширил коллективно-договорное установление условий труда на различных уровнях; четче закрепил понятие коллективного договора и соглашения, виды соглашений, их стороны и содержание, а также понятие представителей сторон; расширил сферу заключения коллективных договоров, распространил их на организации и учреждения и предоставил право трудовым коллективам самим решать, заключать ли коллективный договор.
§ 2. Стороны, органы, система и формы социального партнерства, представители работников и работодателей
ТК четко указал разницу между сторонами, участниками, формами и органами социального партнерства, определил его формы и понятия представителей работников и представителей работодателей, закрепил принципы социального партнерства (ст. 25-35).
Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице их представителей. Стороной его может быть орган государственной власти или орган местного самоуправления, если он является работодателем.
В отличие от сторон социального партнерства его участниками являются соответствующие органы государственной власти или органы местного самоуправления (трипартизм). Когда такой орган, как ранее указывалось, сам является работодателем, то он также выступает и как сторона социального партнерства. Например, профсоюз шахтеров и Правительство РФ заключали в 1989 г. при забастовках шахтеров соглашения (двупартизм).
Но так как законодатель значительно снизил роль трудовых коллективов, то ныне лишь на 30% всех организаций заключены коллективные договоры, чем снижено и значение коллективно-договорного регулирования условий труда.
Есть определенное несоответствие между ст. 35 и ст. 25 Кодекса. Если последняя сторонами социального партнерства указала лишь работников и работодателей, то в ст. 35 стороной считается и соответствующий исполнительный орган власти. Поэтому ранее мы его назвали участником социального партнерства. Он выполняет как бы посредническую функцию во взаимоотношениях работников и работодателей и в то же время защищает интересы государства, общества.
Органами (а не сторонами) социального партнерства являются комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Социально-трудовые отношения – понятие более широкое, чем трудовые отношения. Они включают в себя трудовые отношения, отношения по социальному обеспечению и бытовому обслуживанию, т. е. все отношения социальной сферы. Указанные комиссии создаются для ведения коллективных переговоров и подготовки проектов коллективных договоров, соглашений, для их заключения и контроля их выполнения на различных уровнях. Трехсторонние комиссии создаются на паритетной основе по решению сторон и из их представителей.
Для решения споров на федеральном уровне образуется постоянно действующая трехсторонняя комиссия, работающая на основании Федерального закона от 1 мая 1999 г. «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» (СЗ РФ. 1999. № 18. Ст. 2219). Это постоянный орган системы социального партнерства, образованный тремя социальными партнерами федерального уровня. Задачи Комиссии – выработка общих принципов согласованного проведения социально-экономической политики, развитие системы социального партнерства, ведение коллективных переговоров, подготовка и заключение генерального соглашения. Членами ее являются представители общероссийских объединений профсоюзов, объединений работодателей и Правительства РФ. На региональном и территориальном уровне могут образовываться такие комиссии, действующие на основе закона субъекта Федерации или положений, разработанных представительными органами местного самоуправления.
Отраслевые трехсторонние комиссии могут образовываться как на федеральном, так и на региональном уровне.
На уровне организации комиссия образовывается для ведения коллективных переговоров, подготовки проекта коллективного договора и его заключения (ст. 35 ТК).
Система социального партнерства включает пять уровней (ст. 26 ТК):
федеральный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в Российской Федерации;
региональный уровень, устанавливающий такие основы регулирования в субъекте Федерации;
отраслевой уровень, устанавливающий такие основы регулирования в отрасли (отраслях);
территориальный уровень, устанавливающий такие основы в муниципальном образовании;
уровень организации, устанавливающий конкретные взаимные обязательства в сфере труда между работниками и работодателями, например коллективным договором.
Представителями работников в социальном партнерстве являются профессиональные союзы и их объединения или иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных Кодексом.
Интересы работников при ведении коллективных переговоров, заключении коллективных договоров, соглашений, контроле за их выполнением, при реализации права на участие в управлении организацией и при рассмотрении трудовых споров представляют первичная профсоюзная организация, ее орган (профком) или иные представители, избираемые работниками, а при формировании трехсторонних комиссий, проведении коллективных переговоров, заключении коллективных договоров, соглашений – соответствующие объединения профсоюзов на различных уровнях социального партнерства и их представители (ст. 29 ТК).