Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 22:06, курсовая работа
Целью данной работы является изучение механизма международно-правового регулирования труда. Для достижения указанной цели необходимо будет решить следующие задачи: рассмотреть основные положения о международно-правовом регулировании трудовых правоотношений и проанализировать способы обеспечения, надзора и контроля за соблюдением международных стандартов.
Введение………………………………………………………………………….1
Глава 1. Международные нормативные акты в области трудовых отношений
1.1 Роль международных нормативных актов в области трудовых отношений в РФ……………………………………………………………………………..3
1.2 Международные договоры……………………………………………….5
1.3 Основные положения ключевых международных актов
в сфере труда……………………………………………………………………6
1.4 Конвенции Международной организации труда(МОТ)………………15
Глава 2. . Системы обеспечения реализации, надзор и контроль за соблюдением международных стандартов труда.
2.1 Системы обеспечения реализации международных стандартов труда ...25
2.2 Надзор и контроль за соблюдением международных стандартов труда ..27
Заключение……………………………………………………………………..31
Список литературы…………
a) право каждого человека создавать для осуществления и защиты своих экономических и социальных интересов профессиональные союзы и вступать в таковые по своему выбору при единственном условии соблюдения правил соответствующей организации
б) право на забастовки при условии его осуществления в соответствии с законами страны.5
Настоящий Пакт был ратифицирован Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18.09.1973 N 4812-VIII и, следовательно, является обязательным и для Российской Федерации. Все, что предусматривает Пакт в области трудовых прав и свобод человека, так или иначе отражено в российском законодательстве, однако это нисколько не умаляет важности его положений, на которые (так же, как и на Всеобщую декларацию прав человека) можно ссылаться при отстаивании своих прав, в том числе на уровне Европейского суда по правам человека.
3. Международный
пакт о гражданских и
Статья 8. Международного пакта о гражданских и политических правах (извлечение)
2.Никто не должен содержаться в подневольном состоянии.
3. a) Никто не должен принуждаться к принудительному или обязательному труду;
b) в тех странах, где в виде наказания за преступление может назначаться лишение свободы, сопряженное с каторжными работами, пункт 3 "a" не считается препятствием для выполнения каторжных работ по приговору компетентного суда, назначившего такое наказание;
c) термином "принудительный или обязательный труд" в настоящем пункте не охватываются:
i) какая бы то ни была не упоминаемая в подпункте "b" работа или служба, которую, как правило, должно выполнять лицо, находящееся в заключении на основании законного распоряжения суда, или лицо, условно освобожденное от такого заключения;
ii) какая бы то ни была служба военного характера, а в тех странах, в которых признается отказ от военной службы по политическим или религиозно-этическим мотивам, какая бы то ни была служба, предусматриваемая законом для лиц, отказывающихся от военной службы по таким мотивам;
iii) какая бы то ни была служба, обязательная в случаях чрезвычайного положения или бедствия, угрожающих жизни или благополучию населения;
iv) какая бы то ни была работа или служба, которая входит в обыкновенные гражданские обязанности" 6
Отметим, что схожие
положения о запрете рабства
и принудительного труда
В Российской Федерации принудительный труд запрещен ст. 4 ТК РФ. Причем положения данной статьи максимально приближены к тому, что содержится в ст. 8 указанного Пакта. Это стало возможным благодаря тому, что Пакт был ратифицирован Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18.09.1973 N 4812-VIII, после чего наша страна взяла на себя обязательство по его исполнению. Напомним, что сегодня в России к принудительному труду относится даже та работа, которую работник вынужден выполнять под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), в то время как он имеет право отказаться от нее, в том числе в связи с нарушением установленных сроков выплаты заработной платы или выплатой ее не в полном размере либо нарушением требований охраны труда (ст. 4 ТК РФ).
4. Конвенция о правах
ребенка. Данный документ
«1. Государства-участники признают право ребенка на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья или служить препятствием в получении им образования, либо наносить ущерб его здоровью и физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию.
2.государства-участники, в частности:
a) устанавливают минимальный возраст или минимальные возрасты для приема на работу;
b) определяют необходимые требования о продолжительности рабочего дня и условиях труда;
c) предусматривают соответствующие виды наказания или другие санкции для обеспечения эффективного осуществления настоящей статьи»7
Конвенция была подписана СССР 26.01.1990 и ратифицирована Верховным Советом СССР 13.06.1990. Кроме того, для обеспечения ее всесторонней реализации Правительством Российской Федерации было принято Постановление от 23.08.1993 N 848 "О реализации Конвенции ООН о правах ребенка и Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей".
Исходя из указанных положений Конвенции, Трудовым кодексом РФ установлен общий минимальный возраст для приема на работу - 16 лет. Хотя в отдельных случаях ТК РФ все же допускает заключение трудового договора с ребенком более младшего возраста, но лишь при условии согласия на то родителей (законных представителей) ребенка и органов опеки и попечительства, а также если работа не будет мешать обучению несовершеннолетнего и оказывать негативное влияние на его здоровье (ст. 63 ТК РФ). Помимо этого, во исполнение п. "b" п. 2 ст. 32 Конвенции, ТК РФ содержит специальную главу (гл. 42 ТК РФ), предусматривающую особенности регулирования труда работников в возрасте до 18 лет.
Конвенция также может использоваться несовершеннолетними работниками (их законными представителями) наряду с законодательными актами Российской Федерации при защите трудовых прав в судебном или административном порядке.
5. Филадельфийская
декларация. Данная декларация вошла
в качестве приложения в Устав
МОТ и поныне является хартией
целей и задач Международной
организации труда. Декларация
открывается подтверждением
- труд не является товаром;
- свобода слова
и свобода объединения
- нищета в любом месте является угрозой для общего благосостояния;
- все люди, независимо
от расы, веры или пола, имеют
право на материальное
Декларация предвосхитила Устав Организации Объединенных Наций и Всеобщую декларацию прав человека.
6. Декларация об основополагающих принципах и правах в сфере труда. Данный документ имеет важное значение в регулировании трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений. Несмотря на то что он в меньшей степени, чем все вышерассмотренные, служит источником непосредственных прав граждан в сфере труда, его международное значение остается весомым, поскольку Декларация обязывает все государства мира, вступившие в Международную организацию труда, прилагать все усилия для соблюдения основных принципов, изложенных в Конвенциях МОТ, независимо от того, ратифицировали ли данные государства эти Конвенции или нет.
2. Международная
конференция труда заявляет, что
все государства-члены, даже
a) свободу объединения и действенное признание права на ведение коллективных переговоров;
b) упразднение всех форм принудительного или обязательного труда;
c) действенное запрещение детского труда;
d) недопущение дискриминации в области труда и занятий".8
В силу того, что Декларация порождает обязательства для всех государств - участников МОТ (среди которых находится и Российская Федерация), ссылаться на ее положения необходимо в первую очередь тогда, когда речь идет о любой форме неисполнения государством требований Конвенций МОТ, касающихся прав человека в сфере труда.
. Любой гражданин
Российской Федерации вправе
оспорить в суде федеральный
закон или иной нормативно-
1.4 Конвенции Международной организации труда(МОТ).
Конвенции МОТ относятся к основным актам в сфере труда, принятым Международной организацией труда, и определяют содержание всех правовых институтов трудового законодательства. Они затрагивают широкий круг проблем в области труда, в частности: право на свободу объединения, на коллективные переговоры и договоры, право на отдых, упразднение принудительного труда, ликвидацию дискриминации в области найма, кроме того, ими охвачены вопросы, связанные с трудовыми отношениями, политикой в области занятости, социальным обеспечением, условиями и охраной труда, трудом женщин, несовершеннолетних и т.д. Совокупность конвенций и рекомендаций, принятых МОТ, характеризуется в зарубежной литературе и официальных изданиях Международного бюро труда как Международный трудовой кодекс. По мере появления нового нормативного материала он дополняется и пересматривается. Международный трудовой кодекс является тематическим систематизированным сводом трудовых норм по вопросам, входящим в компетенцию МОТ.
В целях более
объемного понимания того, что
представляет собой Международная
организация труда и как
Особо необходимо упомянуть о так называемых основополагающих конвенциях, касающихся прав человека в сфере труда, применение которых стало обязательным на территориях стран - членов МОТ в силу самого их членства в этой организации. Обязательность такого применения связана с соответствующими положениями ст. 1 Устава МОТ и такой его важной составной частью, как Филадельфийская декларация 1944 г., а также в силу принятой в 1998 г. Женевской декларации МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда. В силу упомянутой ст. 2 данной Декларации Россия, как член МОТ, обязана соблюдать, содействовать применению и претворять в жизнь принципы и права, которые получили свое выражение и развитие в форме конкретных прав и обязательств в Конвенциях МОТ. Кроме того, в данном случае необходимо принимать во внимание и Трехстороннюю декларацию принципов, касающихся многонациональных корпораций и социальной политики, принятую в Женеве 16.11.1977 (с последующими изменениями в марте 1986 г., ноябре 1987 г., марте 2000 г. и ноябре 2000 г.).
Исходя из положений
названных документов, следует сделать
вывод, что в данном случае речь идет
не о непосредственном применении и
обязанности ратификации
Основное отличие Конвенций от иных международных документов в сфере труда заключается в том, что каждая из них посвящена отдельным аспектам в сфере трудовых отношений, в связи с чем их значимость в правоприменительной практике только возрастает.
Приведен перечень Конвенций МОТ, ратифицированных СССР и Российской Федерацией, действующих на сегодняшний день.
1 |
Конвенция N 11 "Относительно
прав на ассоциацию и |
10.08.1956 |
2 |
Конвенция N 13 "Об
использовании свинцовых белил
в |
10.10.1991 |
3 |
Конвенция N 14 "О
еженедельном отдыхе на промышленных |
22.09.1967 |
4 |
Конвенция N 16 "Относительно
обязательного медицинского |
10.08.1956 |
5 |
Конвенция N 23 "О репатриации моряков" (1926 г.) |
04.11.1969 |
6 |
Конвенция N 27 "Об
указании веса тяжелых грузов, |
04.11.1969 |
7 |
Конвенция N 29 "Относительно
принудительного или |
23.06.1956 |
8 |
Конвенция N 45 "Относительно
применения труда женщин на |
04.05.1961 |
9 |
Конвенция N 47 "О
сокращении рабочего времени до сорока |
23.06.1956 |
10 |
Конвенция N 52 "Относительно
ежегодных оплачиваемых |
10.08.1956 |
11 |
Конвенция N 69 "О
выдаче судовым поварам свидетельств
о |
04.11.1969 |
12 |
Конвенция N 73 "О
медицинском |
04.11.1969 |
13 |
Конвенция N 77 "Относительно
медицинского |
10.08.1956 |
14 |
Конвенция N 78 "Относительно
медицинского |
10.08.1956 |
15 |
Конвенция N 79 "Об
ограничении ночного труда |
10.08.1956 |
16 |
Конвенция N 81 "Об
инспекции труда в |
02.07.1998 |
17 |
Конвенция N 87 "Относительно
свободы ассоциаций и защиты |
10.08.1956 |
18 |
Конвенция N 90 "Относительно
ночного труда подростков в |
10.08.1956 |
19 |
Конвенция N 92 "О
помещениях для экипажа на борту
судов |
04.11.1969 |
20 |
Конвенция N 95 "Относительно
защиты заработной платы" |
04.05.1961 |
21 |
Конвенция N 98 "Относительно
применения принципов права |
10.08.1956 |
22 |
Конвенция N 100 "Относительно
равного вознаграждения |
30.04.1956 |
23 |
Конвенция N 103 "Относительно
охраны материнства |
10.08.1956 |
24 |
Конвенция N 105 "Об
упразднении принудительного |
02.07.1998 |
25 |
Конвенция N 106 "О
еженедельном отдыхе в торговле и |
22.09.1967 |
26 |
Конвенция N 108 "О
национальных удостоверениях личности |
04.11.1969 |
27 |
Конвенция N 111 "Относительно
дискриминации в области |
04.05.1961 |
28 |
Конвенция N 113 "О
медицинском осмотре моряков" |
04.11.1969 |
29 |
Конвенция N 115 "О
защите трудящихся от ионизирующей |
22.09.1967 |
30 |
Конвенция N 116 "О
частичном пересмотре конвенций, |
04.11.1969 |
31 |
Конвенция N 119 "О
снабжении машин защитными |
04.11.1969 |
32 |
Конвенция N 120 "О
гигиене труда в торговле и |
22.09.1967 |
33 |
Конвенция N 122 "О
политике в области занятости" |
22.09.1967 |
34 |
Конвенция N 124 "О
медицинском |
04.11.1969 |
35 |
Конвенция N 126 "О
помещениях для экипажа на борту |
04.11.1969 |
36 |
Конвенция N 133 "О
помещениях для экипажа на борту |
27.08.1990 |
37 |
Конвенция N 134 "О
предупреждении производственных |
05.10.1987 |
38 |
Конвенция N 137 "О
социальных последствиях новых методов |
14.07.2004 |
39 |
Конвенция N 138 "О
минимальном возрасте для приема |
03.05.1979 |
40 |
Конвенция N 142 "О
профессиональной ориентации |
03.05.1979 |
41 |
Конвенция N 147 "О
минимальных нормах на торговых судах" |
07.05.1991 |
42 |
Конвенция N 148 "О
защите трудящихся от |
03.06.1988 |
43 |
Конвенция N 149 "О
занятости и условиях труда и
жизни |
03.05.1979 |
44 |
Конвенция N 150 "О
регулировании вопросов труда: роль, |
02.07.1998 |
45 |
Конвенция N 152 "О
технике безопасности и гигиене
труда |
14.07.2004 |
46 |
Конвенция N 155 "О
безопасности и гигиене труда |
02.07.1998 |
47 |
Конвенция N 156 "О
равном обращении и равных |
13.02.1998 |
48 |
Конвенция N 159 "О
профессиональной реабилитации |
03.06.1988 |
49 |
Конвенция N 160 "О статистике труда" (1985 г.) |
27.08.1990 |
50 |
Конвенция N 162 "Об
охране труда при использовании |
04.09.2000 |
51 |
Конвенция N 163 "О
социально-бытовом |
18.10.2006 |
52 |
Конвенция N 179 "О
найме и трудоустройстве |
27.08.2001 |
53 |
Конвенция N 182 "О
запрещении и немедленных мерах
по |
25.03.2003 |
Информация о работе Нормы международного права в сфере трудовых отношений