Нормы международного права в сфере трудовых отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 22:06, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение механизма международно-правового регулирования труда. Для достижения указанной цели необходимо будет решить следующие задачи: рассмотреть основные положения о международно-правовом регулировании трудовых правоотношений и проанализировать способы обеспечения, надзора и контроля за соблюдением международных стандартов.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….1
Глава 1. Международные нормативные акты в области трудовых отношений
1.1 Роль международных нормативных актов в области трудовых отношений в РФ……………………………………………………………………………..3
1.2 Международные договоры……………………………………………….5
1.3 Основные положения ключевых международных актов
в сфере труда……………………………………………………………………6
1.4 Конвенции Международной организации труда(МОТ)………………15
Глава 2. . Системы обеспечения реализации, надзор и контроль за соблюдением международных стандартов труда.
2.1 Системы обеспечения реализации международных стандартов труда ...25
2.2 Надзор и контроль за соблюдением международных стандартов труда ..27
Заключение……………………………………………………………………..31
Список литературы…………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 64.49 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Системы обеспечения реализации, надзор и контроль за соблюдением международных стандартов труда

2.1 Системы обеспечения реализации  международных стандартов труда 

2.1 Системы обеспечения реализации  международных стандартов труда

Невозможно переоценить важность средств обеспечения реализации нормы, так как при их отсутствии любое правовое предписание остается лишь на бумаге и нормотворческая работа теряет всякий смысл. Международно-правовое регулирование трудовых правоотношений так же немыслимо без системы реализации международных стандартов10.

Как отмечает Черняева Д.В, средства реализации норм международного трудового права  можно подразделить на внутригосударственные  и международные1. Далее, на мой взгляд, целесообразно будет рассмотреть каждый из них.

На внутригосударственном уровне принятие мер по реализации международных  стандартов возлагается на орган  власти конкретного государства  как субъекта международно-правовых отношений, как правило, это административные и судебные органы, наделенные полномочиями налагать меры ответственности на нарушителей  тех или иных норм о труде, в  том числе и признанных международных  трудовых стандартов. Не могу не согласиться, что более эффективным является то, когда в отдельных странах  нормы внутригосударственного законодательства содержат определенные инструменты  обеспечения реализации международных  трудовых норм, например предоставление определенных льгот112. Таким образом государство дополнительно способствует воплощению международных трудовых стандартов на своей территории.

Межгосударственный уровень обеспечения  реализации

международных трудовых стандартов преимущественно  осуществляется либо в рамках деятельности международных межгосударственных сообществ с помощью специальных  процедур, предусмотренных уставными  и иными документами таких  сообществ, либо непосредственно самими государствами на основании соответствующих  положений двусторонних или многосторонних международных межгосударственных договоров1.

Одним из интересных случаев межгосударственной системы обеспечения реализации трудовых стандартов является система  с использованием принудительных механизмов Всемирной торговой организации.

Так с включением основополагающих международных трудовых стандартов в торговые соглашения ответственность  за их нарушения должна стать весьма ощутимой. Нарушителю придется либо менять свою практику или даже законодательство в соответствии с требованиями таких  стандартов, либо терпеть серьезные  убытки от введенных против него торговых санкций и штрафных выплат.

Трудовые стандарты во всем мире естественным путем1. Хотя существует и другая точка зрения. В 1999 г. в своем обращении к участникам Конференции Международной конфедерации свободных профсоюзов генеральный директор ВТО Майк  Мур отметил, что не принудительные механизмы, а именно экономическое положение отдельных стран является главным фактором недостаточно высоких условий труда, поэтому ограничения, реализуемые через международные торговые институты, способны только ухудшить положение2.

Так или иначе, но одно можно сказать  точно, существующие системы реализации международных стандартов труда  требуют еще большего совершенствования  и развития за счет создания новых  механизмов регулирования трудовых правоотношений. Такая необходимость  обусловлена, прежде всего, глобализация социальной жизни и мировой экономики, что в свою очередь повышает роль международных стандартов труда.

 

2.2 Надзор и контроль за соблюдением международных стандартов труда

 

Как уже не раз отмечалось, Российская Федерация является членом ряда международных  организаций. Это обстоятельство делает обязательным для исполнения нашей  страной определенный круг документов. В свою очередь, указанные организации, будучи заинтересованными в реализации установленных ими стандартов, разрабатывают  комплекс мер по контролю и надзору  за соблюдением норм международно-правовых актов.

Одним из самых значимых субъектов  международного нормотворчества в  сфере трудовых правоотношений, безусловно, является Международная организация  труда.

В соответствии со ст. 22 Устава Международной  организации труда, каждое государство  — член Международной организации  труда обязано представлять периодические  Доклады Международному бюро труда  относительно принятых им мер для применения конвенций, к которым оно присоединилось. Эти доклады должны представляться в такой форме и содержать такие сведения, как того потребует Административный совет1. Как указывается в ч. 2 ст. 23, па2 Устава, Генеральный директор Международного бюро труда представляет на ближайшей сессии Конференции резюме присланных ему отчетов и докладов2. При этом, на мой взгляд, важно то, что подробного отражения в отчете требуют все решения судебных и административных органов, существенные для применения положений данной конвенции в данной стране, а также общее описание прикладных способов их применения, включая число нарушений, извлечения из отчетности государственных контрольно-надзорных органов. Таким образом создается четкая картина реального воплощения тех или иных положений международно-правового акта.

В рамках Международной организации  труда действует несколько органов, осуществляющих рассмотрение жалоб  и заявлений в отношении исполнения государствами актов МОТ..Согласно ст.33 Устава Международной организации  труда Административный Совет может  предложить Mеждународная конференция труда предпринять меры, которые он сочтет целесообразными в случае, если член Международной организации труда не выполнит в установленный срок рекомендации, которые могут содержаться в докладе контрольных органов Международной организации труда 4.

Существуют также специальные контрольные процедуры в рамках Международной организации труда. Так, в соответствии со ст. 24 и 25 Устава, организации работников и работодателей могут подавать представления Международному бюро труда о том, что государство не исполняет должным образом ратифицированную конвенцию5. Представления могут подаваться как национальными, гак и международными объединениями работников и работодателей, причем в отношении как собственного, так и иностранного государства. В случае получения такого представления Административный Совет может организовать трехсторонний комитет по расследованию в отношении данного дела. Орган по рассмотрению назначается из состава членов Административного Совета. В том случае, если государство не реагирует на запрос по сделанным в его отношении представлениям. Административный Совет может опубликовать представление и свои ответы в связи со сделанным представлением.

Помимо представления, в соответствии со ст. 26 Устава Международной организации  труда, возможна также подача жалобы на государство в связи с несоблюдением ратифицированной им конвенции6. В таком случае создается специальная Комиссия по расследованию жалобы, которая готовит доклад с заключениями и рекомендациями о мерах по удовлетворению жалобы.

Помимо указанных механизмов, существуют специальные процедуры, касающиеся соблюдения государствами — участниками  Международной организации труда Трехсторонней декларации принципов, касающихся многонациональных корпораций и социальной политики 1977 г., а также Декларации Международной организации труда об основополагающих принципах и правах в сфере труда 1998г. Обе Декларации носят рекомендательный характер, но МОТ, тем не менее, осуществляет наблюдение за соблюдением изложенных в них принципов государствами — членами Международной организации труда на добровольной основе.

Помимо актов Международной  организации труда, как уже отмечалось выше, Российская Федерация, будучи членом Совета Европы, ратифицировала в 2009 г. Европейскую социальную хартию (пересмотренную), в отношении которой предусматривается  специальный порядок контроля за исполнением. Контрольный механизм Европейской социальной хартии включает регулярные доклады стран-участниц Генеральному секретарю Совета Европы относительно принятых и непринятых положений. Также как и в случае с конвенциями Международной организации труда, с содержанием докладов должны быть ознакомлены представительные организации работников и работодателей7.

Процедура рассмотрения жалоб о  применении Хартии предусматривается  специальным Дополнительным протоколом к Хартии, вступившим в силу в 1998 г. Жалобы могут подаваться международными и национальными организациями  работников и работодателей, а также  неправительственными организациями. Этот протокол не ратифицирован Россией, поэтому такие жалобы в отношении  России официально рассматриваться  не будут.

Из контрольных механизмов в  рамках СНГ следует отметить Комиссию по правам человека Содружества Независимых  Государств, расположенную в Минске, которая осуществляет контроль за соблюдением Конвенции СНГ о правах и основных свободах человека. Комиссия рассматривает индивидуальные и коллективные обращения любых лиц и12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение :

Таким образом, на основании всего  выше изложенного можно сделать  определенные выводы.

В настоящее время в условиях непрерывного процесса глобализации экономики, особенную актуальность и ценность представляет процесс международно-правового  регулирования труда, то есть регулирования  условий труда работников и защиты их прав посредством международно-правовых актов.

Членство Российской Федерации  в Международной организации  труда, вступление в Совет Европы предоставляет российским гражданам  новые дополнительные гарантии для  защиты своих прав и налагает тем  самым на государственные органы дополнительные обязанности по соблюдению трудовых прав и свобод. Следует  подчеркнуть, что сущность международно-правового  регулирования труда составляют, прежде всего, идеи правовой защиты высших ценностей общества и государства, а именно: прав и свобод человека, его чести и достоинства в  сфере труда.

Международные нормы о труде  содержатся в различных международных  многосторонних и двусторонних договорах, соглашениях, а также актах рекомендательного  характера. Результатом международно-правового  регулирования труда являются международные  трудовые стандарты, которые отвечают интересам трудящегося населения. Особое внимание всегда стоит уделять  принципам. Они выступают отправной  точкой при формировании и применении правовых норм, определяют содержание правового регулирования общественных отношений.

можно констатировать, что нормы  международного права как общепризнанные, так и содержащиеся в международных  договорах составляют в настоящее  время важную часть норм трудового  права Российской Федерации. Таким  образом, они должны быть востребованы судебными органами различного уровня в случаях, когда нормы национального законодательства не позволяют однозначно решить рассматриваемый вопрос. При этом необходимо иметь в виду, что если международным договором Российской Федерации, регулирующим трудовые отношения, установлены иные правила, чем предусмотренные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, то суд применяет правила международного договора.

И в заключении хотелось бы лишний раз подчеркнуть, что Российской Федерации необходимо заимствовать из международного трудового права  самые прогрессивные нормы, отвечающие интересам человека и позволяющие  обеспечивать реализацию основополагающих трудовых прав и свобод, закрепленных в Конституции РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

  1. Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12.12.1993, с учетом поправок, внесенных Федеральными конституционными законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ//СЗ РФ. 2009. №4. Ст.445;
  2. Устав Международной организации труда с изменениями и дополнениями 1972г.// www.avia3000.narod.org/ORG/MOT-ystav;
  3. Декларация МОТ относительно целей и задач Международной организации труда от 10 мая 1944г.//www.trudprava.ru/index.id=1445;
  4. Декларация МОТ от 18 июня 1998г. «Об основополагающих принципах и правах в сфере труда»// www.trudprava.ru/index.id=1445;
  5. Федеральный закон от 15.07.1995 №101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» с изменениями, внесенными Федеральным законом от 01.12.2007 №318-ФЗ//СЗ РФ. 1995. №29. Ст. 2752; 2007. №50. Ст.3247;
  6. Трудовой кодекс Российской Федерации с изменениями, внесенными Федеральным законом от 23.12.2010 №387-ФЗ//СЗ РФ. 2002. №1. Ч.1.
  7. Черняева Д.В. Международные стандарты труда – М. :КНОРУС, 2010;

1 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.12.2006 N 63 "О внесении изменений и дополнений в Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации

 

 

 

2 Подпункт "б" ст. 2 Федерального закона от 15.07.1995 N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации"

3 Письмо МИД России от 13.01.1992 N 11/Угп

4 Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах.Принят резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1966 года.

5 Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах.Принят резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1966 года.

6 Международный пакт о гражданских и политических правах.Принят резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1966 года

7 Конвенция о правах ребенка.Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года.Ст 32(извлечение)

8 Декларация МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда и механизм ее реализации.Принята Генеральной конференцией Международной организации труда на ее 86-й сессии, Женева, 18 июня 1998 года.Ст2.

9 http://www.oblprof.ru/dc_f/konven.htm

10 1 Черняева Д.В. Указ. Соч. С. 109;

Информация о работе Нормы международного права в сфере трудовых отношений