Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 12:50, реферат
Необходимость обеспечения безопасности персональных данных в наше время объективная реальность. Информация о человеке всегда имела большую ценность, но сегодня она превратилась в самый дорогой товар. Информация в руках мошенника превращается в орудие преступления, в руках уволенного сотрудника – в средство мщения, в руках инсайдера – товар для продажи конкуренту… Именно поэтому персональные данные нуждаются в самой серьезной защите. Необходимость принятия мер по защите персональных данных (далее ПДн) вызвана также возросшими техническими возможностями по копированию и распространению информации. Уровень информационных технологий достиг того предела, когда самозащита информационных прав уже не является эффективным средством против посягательств на частную жизнь.
Введение
Законодательство
Персональные данные
Состав и содержание персональных данных
Категории персональных данных
Оператор персональных данных
Обязанности оператора ПДн
Обработка персональных данных
Жизненный цикл персональных данных
Неавтоматизированная обработка ПДн
Автоматизированная обработка ПДн
Обеспечение безопасности персональных данных
Обеспечение безопасности ПДн, обрабатываемых в информационных системах персональных данных
Защита ПДн при неавтоматизированной обработке
Защита биометрических ПДн
Защита ПДн при трансграничной передаче
Специфика защиты ПДн для различных вертикальных рынков
Контроль и надзор за выполнением требований законодательства
Роскомнадзор
Выводы
Совместный приказ ФСТЭК, ФСБ и Министерства информационных технологий и связи РФ от 13 февраля 2008 года N 55/86/20 «Об утверждении Порядка проведения классификации информационных систем персональных данных» определяет следующие категории персональных данных, которые обрабатываются в ИСПДн:
Категория 1 – персональные данные, касающиеся
расовой, национальной принадлежности,
политических взглядов, религиозных и
философских убеждений, состояния здоровья,
интимной жизни.
Категория 2 – персональные данные, позволяющие
идентифицировать субъекта ПДн и получить
о нем дополнительную информацию, за исключением
персональных данных, относящихся к категории
1.
Категория 3 – персональные данные, позволяющие
идентифицировать субъекта ПДн.
Категория 4 – обезличенные и (или) общедоступные
персональные данные.
Категорирование персональных данных при обработке в ИСПДн может также проводиться по параметру «объем обрабатываемых персональных данных». Под этим подразумевается количество субъектов, данные которых обрабатываются в информационной системе. Этот параметр может принимать следующие значения:
Такое категорирование персональных данных необходимо для определения класса ИСПДн, от которого зависят меры по обеспечению безопасности ПДн при обработке в информационных системах.
Биометрические персональные данные – это сведения, которые характеризуют физиологические особенности человека и на основе которых можно установить его личность. Биометрические персональные данные обрабатываются в соответствии со статьей 11 Федерального закона Российской Федерации от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных». Они могут обрабатываться только при наличии согласия в письменной форме субъекта ПДн. Обработка биометрических персональных данных без согласия субъекта ПДн может осуществляться в связи с осуществлением правосудия, а также в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о безопасности, об оперативно-розыскной деятельности, о государственной службе, о порядке выезда из РФ и въезда в Российскую Федерацию, уголовно-исполнительным законодательством.
Исходя из определения биометрических ПДн, к ним относятся фотографии и видеизображения субъектов ПДн. Это подтверждают и представители регуляторов, в частности Федеральной службы по техническому и экспортному контролю. Фотографии субъектов ПДн могут обрабатываться в пропускных системах и системах контроля доступа, видеоизображения – в системах видеонаблюдения и т.п.
Согласно Закону №152-ФЗ операторами персональных
данных являются государственный орган,
муниципальный орган, юридическое или
физическое лицо, организующие и (или)
осуществляющие обработку персональных
данных, а также определяющие цели и содержание
обработки персональных данных.
Под обработкой ПДн понимаются действия
(операции) с персональными данными, включая
сбор, систематизацию, накопление, хранение,
уточнение (обновление, изменение), использование,
распространение (в том числе передачу),
обезличивание, блокирование, уничтожение
ПДн.
Исходя из определения, можно сделать вывод о том, что все без исключения организации или компании независимо от форм собственности являются операторами персональных данных, поскольку они как минимум осуществляют сбор, систематизацию, хранение и уточнение сведений о своих сотрудниках в соответствии с российским законодательством (Трудовой Кодекс РФ). Помимо этого многие компании по роду своей деятельности обрабатывают сведения о своих клиентах, партнерах, поставщиках и субподрядчиках, которые им необходимы для выполнения функций в соответствии с их назначением.
При этом бытует ошибочное мнение о том, что в случае, если нет необходимости регистрироваться как оператор ПДн в Роскомнадзоре (а законом такие случаи предусмотрены), то компания не является оператором ПДн и на нее не распространяются обязанности, предусмотренные законодательством. Более того, таким образом компании пытаются оправдать свое бездействие в области обеспечения безопасности ПДн. Если компания не предпринимает никаких усилий по защите персональных данных, это однозначно расценивается как «невыполнение требований российского законодательства».
Российское законодательство возлагает на операторов ПДн определенные обязанности, основными из которых являются:
Законом предусмотрена гражданская, уголовная, административная, дисциплинарная и иная ответственность за нарушение его требований. Так, Кодекс об административных правонарушениях предусматривает максимальный штраф в 500000 рублей за невыполнение законного предписания Роскомнадзора (ст. 19.5 КоАП). Тот же Кодекс предусматривает приостановку деятельности организации на срок до 90 суток при осуществлении деятельности по защите персональных данных без лицензии (ст. 19.20 КоАП).
В уголовном кодексе говорится о штрафе в 300000 руб., обязательных работах на срок до 1-го года, аресте до 6-ти месяцев и лишении права занимать должность на срок до 5-ти лет в случае осуществления защиты персональных данных без лицензии в случаях, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам (ст. 171 УК).
При систематических и грубых нарушениях Роскомнадзор имеет право ходатайствовать об отзыве лицензий на основной вид деятельности.
В российском законодательстве определяются основные принципы обработки персональных данных4 . К ним, в частности, относятся:
Большое значение в Законе уделено условиям обработки персональных данных. Так, обработка персональных данных может осуществляться оператором только с письменного согласия субъектов ПДн.
Согласие субъекта ПДн не требуется в следующих случаях:
Существует два вида обработки персональных данных: автоматизированный и неавтоматизированный.
Обработка персональных данных требует создание специального режима, в котором четко определены технология их обработки, порядок и условия существования ПДн на каждом этапе их жизненного цикла. Это предусматривает разработку и внедрение процедур их сбора, приема, учета, регистрации, хранения, использования, уничтожения и т.п. Большое значение при этом имеет срок хранения ПДн, а также наличие системы контроля обработки ПДн на всех этапах их жизненного цикла.
Определение сроков обработки ПДн крайне важно потому, что Федеральный закон определяет, что «в случае достижения цели обработки персональных данных оператор обязан незамедлительно прекратить обработку персональных данных и уничтожить соответствующие персональные данные в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты достижения цели обработки».
В своих проектах по защите ПДн специалисты компаний большое внимание уделяют учету технологических процессов обработки персональных данных (жизненный цикл ПДн) и получению информации о существующих процедурах обработки ПДн. С этой целью ими проводятся следующие работы:
Сроки обработки также определяются на основании других нормативно-правовых актов. Так, требованиями трудового, гражданского, пенсионного законодательства, отраслевых нормативных актов устанавливаются определенные сроки обработки персональных данных. Например, для карточек Т-2 – это 75 лет6 (Постановление Госкомстата № 1), а для сведений о предоставленных абоненту услугах связи – 3 года (Постановление Правительства № 538).
Неавтоматизированная обработка персональных
данных осуществляется в соответствии
с Постановлением Правительства Российской
Федерации от 15 сентября 2008 г. N 687 г. «Об
утверждении Положения об особенностях
обработки персональных данных, осуществляемой
без использования средств автоматизации».
Согласно данному Постановлению, обработка
персональных данных считается осуществленной
без использования средств автоматизации
(неавтоматизированной), если такие действия
осуществляются при непосредственном
участии человека.