Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 13:51, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – рассмотреть систему управления персоналом, методы управления персоналом и его планирование.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
определить основные аспекты системы управления персоналом в организации;
определить методы управления персоналом;
выявить факторы, влияющие на работу персонала в организации;
проанализировать планирование персонала на конкретном предприятии.
Введение
1. Основные аспекты системы управления персоналом в организации
1.1 Система управления персоналом: сущность, подходы, принципы
1.2 Персонал предприятия, как объект управления
1.3 Методы управления персоналом
1.4 Планирование персонала в организации
2. Особенности персонала как ресурса предприятия
2.1 Факторы, влияющие на работу персонала в организации
3.Режим работы и условий труда
4.Стиль руководства
5.Оценка и аттестация персонала
6.Карьера
Заключение
Список используемых источников
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Основные аспекты системы
управления персоналом в
1.1 Система управления персоналом: сущность, подходы, принципы
1.2 Персонал предприятия, как объект управления
1.3 Методы управления персоналом
1.4 Планирование персонала в организации
2. Особенности персонала как ресурса предприятия
2.1 Факторы, влияющие на работу персонала в организации
3.Режим работы и условий труда
4.Стиль руководства
5.Оценка и аттестация персонала
6.Карьера
Заключение
Список используемых источников
ВВЕДЕНИЕ
Управление персоналом и
организация его труда
Система управления персоналом обеспечивает непрерывное совершенствование процесса работы с персоналом, в котором немаловажную роль играет обеспечение организации персоналом, т.е. набор и отбор персонала.
Актуальность проблемы обостряется в большей мере в связи с развитием рыночной системы в России, в которой большую значимость приобретает рынок трудовых ресурсов. Поэтому политика предприятия по отбору и набору персонала является приоритетной для фирмы, поскольку она играет важную роль для достижения миссии и целей организации.
Цель данной курсовой работы
– рассмотреть систему
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
определить основные аспекты системы управления персоналом в организации;
определить методы управления персоналом;
выявить факторы, влияющие на работу персонала в организации;
проанализировать планирование персонала на конкретном предприятии.
Объектом управления в данной курсовой работе является ОАО «Автосалон Новый». Предметом исследования является деятельность данного предприятия.
1. Основные аспекты системы управления персоналом в организации
1.1 Система управления персоналом: сущность, подходы, принципы
Предприятие (организация, фирма),
будучи целостной производственно-
Так, одни авторы в качестве подсистем выделяют техническую, административную (управленческую) и человеческую, или личностно-культурную. Другие в управлении производством (предприятием) выделяют две части: управление деятельностью и управление людьми. Управление деятельностью складывается из планирования деятельности, постановки производственных задач, создания системы измерения производимой работы, контроля выполнения заданий. Управление людьми включает обеспечение сотрудничества между всеми членами трудового коллектива, кадровую политику, обучение, информирование, мотивацию работников и другие важные составные части работы руководителя.
Можно встретить в литературе
и другие варианты структурирования
производственно-хозяйственной
Производственная система,
ее вещественная и личностная составляющие
находятся под воздействием многих
факторов. Изменяются техника и технология,
которые определяют требования к
рабочей силе, направленность ее специальной
подготовки, уровень квалификации и
т.д. Состав рабочей силы изменяется
под действием как объективных,
так и субъективных факторов (например,
происходит смена состава работников
под влиянием текучести кадров, естественный
и непрерывный процесс
Специфический вид управленческой деятельности, объектом которой является коллектив работников - персонал, получил название управления персоналом (кадрами).
В научной литературе и
практике широко используются и другие
понятия: управление трудовыми ресурсами,
управление трудом, управление кадрами,
управление человеческими ресурсами,
управление человеческим фактором, кадровая
политика, кадровая работа и др., так
или иначе относящиеся к
Большой разнобой вносит и переводная литература с ее различной терминологией, свойственной различным школам управления. Наиболее часто встречаются такие термины, как: personnel administration - управление кадрами (набор, контроль, расстановка, подготовка, использование людских ресурсов предприятия), отношения между административным персоналом и подчиненными; "человеческие отношения" в промышленности; personnel management - руководство кадрами (включая подбор, подготовку, условия труда, оплату, вопросы техники безопасности); трудовые отношения; взаимоотношения администрации с индивидуальными работниками; personnel relations - управление кадрами и т.д.
Как часто бывает, при попытке дать определение и раскрыть содержание того или иного понятия авторы акцентируют внимание на наиболее важной, по их мнению, стороне, задачах, формах проявления и т.д. Так, говоря об управлении трудовыми ресурсами, имеют в виду часть населения, относящуюся к данной категории, которая подвергается планомерному воздействию и регулированию со стороны общества на стадии формирования, распределения и использования в территориальном разрезе. Понятие "управление трудом" относится чаще всего к определенной территории или предприятию и охватывает вопросы эффективного использования задействованной рабочей силы, т.е. мероприятия по повышению эффективности живого труда, связанные с техническим прогрессом, со сберегающей политикой (активное использование имеющихся резервов роста производительности труда, воздействие на те или иные факторы рационального использования рабочего времени, формирования и использования трудового потенциала и т.д.). Понятие "управление трудом" является составной частью более широкого понятия - "экономика труда".
Для нас интерес представляет
понятие "управление персоналом (кадрами)",
причем термины "кадры" и "персонал"
мы употребляем как синонимы, хотя
в ряде стран (например, во Франции)
к кадрам традиционно относят
инженерно-технический или
Понятие "управление персоналом (кадрами)" по смыслу близко к понятию "управление человеческими ресурсами". И в том и в другом случае объект управленческого воздействия один и тот же, разница в специфическом подходе к работнику, к его рабочей силе как ресурсу.
Не случайно концепция
управления персоналом несколько лет
назад стала логически
Ориентация на управление
человеческими ресурсами меняет
задачи управления, функции и структуру
соответствующих служб на предприятии.
Так, одной из важнейших функций
управления персоналом в связи с
возросшей ролью человеческого
фактора в современном
Задача развития персонала, необходимость оценки целесообразности инвестиций предприятия в собственную рабочую силу требуют, естественно, иного подхода к принятию управленческих решений. Это стало аргументом для некоторых ученых при выделении управления человеческими ресурсами в особое направление менеджмента, когда акцентируется внимание на стратегических аспектах решения проблемы трудообеспеченности предприятия, на социальном развитии кадров, в то время как "управление персоналом" рассматривается ими как текущая оперативная работа с кадрами.
В этом отношении к понятию "управление персоналом (кадрами)" приближается понятие "управление человеческим фактором", означающее целенаправленное воздействие на человека как носителя способности к труду с целью получения большего результата от его деятельности, большей гуманизации осуществляемых на предприятии мероприятий технического прогресса, как условия лучшего использования техники, ориентации организации производства и труда на возможности человека, его интересы.
Практика показывает, что в управлении кадрами как составной части менеджмента на предприятии имеются два крайних подхода - технократический и гуманистический.
При технократическом подходе
управленческие решения подчинены,
прежде всего, интересам производства
(максимизация выпуска продукции, выполнение
плана и т.п.): численность и
состав работников определяются исходя
из применяемой техники, технологического
и операционного разделения труда,
заданного ритма производства, внутрипроизводственной
кооперации труда и т.д. Таким
образом, управление кадрами как
бы поглощается процессом
Гуманистический подход к
управлению кадрами подразумевает
создание таких условий труда
и такое его содержание, которые
позволили бы снизить степень
отчуждения работника от его трудовой
деятельности и от других работников.
Поэтому, согласно данной концепции, функционирование
производства, а главное - его результативность
(эффективность) во многом зависят уже
не только от соответствия численности
и профессионально-
При таком подходе "управление персоналом" трактуется более широко. Управленческие решения выходят за пределы чисто экономических положений и базируются на положениях социологии, физиологии и психологии труда.
Развитие концепции управления
персоналом шло по пути преодоления
технократического подхода к
человеку как к машине, подключения
его мотивационных ресурсов, социально-психологических
факторов роста производительности
труда и эффективности
Управление персоналом переняло основополагающие принципы теории научного управления, такие как использование научного анализа, для определения способов выполнения задач, отбор работников, лучше подходящих для выполнения работы, обеспечение соответствующего обучения работников, систематическое и правильное использование материального стимулирования и др. Особенно большой вклад внесла школа "человеческих отношений", становление которой связано с теорией мотивации Э.Мэйо. Разработанные ею принципы управления людьми провозглашали учет желаний и ожиданий людей, межличностных отношений. На сочетании рациональности организации с удовлетворенностью работника своей деятельностью делали акцент и более поздние школы научного управления. Эти требования нашли свое воплощение в поведенческой концепции управления, ориентированной на использование различных методов мотивации: управление по целям, обогащение труда, участие работников в управлении.
Все большая ориентация управления на социальную сторону, на интересы работника меняла задачи и приоритеты в управлении кадрами предприятия, требуя увязки принимаемых решений не только с интересами производства, но и с интересами его социальной составляющей - коллектива предприятия.
На смену широко распространенной
практике работы с кадрами, ориентированной
на потребление рабочей силы в
условиях стабильной занятости, а также
жестких организационных
создание условий для расширения знаний, повышения квалификации, непрерывного самосовершенствования;
использование "пакетов" мотивационных программ при расширении полномочий работников в принятии хозяйственных решений;
формирование новых моральных ценностей, разделяемых всем персоналом фирмы;
гибкое и адаптивное использование "человеческих ресурсов", повышение творческой и организаторской активности персонала, формирование гуманизированной организационной культуры.
Таким образом, новая идеология управления кадрами во многом базируется на мотивации работника. Отношение работника к труду формируется под влиянием устремлений, жизненных целей, возможности самовыражения и самореализации, содержания труда. Отсюда основными факторами мотивации к труду являются:
признание в труде;
достижения в труде;
содержание труда;
ответственность и самостоятельность;
возможность профессионального продвижения;
возможность развития личности работника.
Большое значение имеют гарантия занятости, условия труда, уровень оплаты, характер межличностных отношений в коллективе работников и т.п. Поэтому принципиально новые подходы к управлению кадрами в значительной степени связаны с концепцией качества трудовой жизни.
Эта концепция логически вытекает из трудовых теорий: человеческих отношений, человеческого капитала, гуманизации труда, производственной демократии и др. Концепция получила распространение, в практике ведущих капиталистических государств начиная с 70-х годов. Отметим ее основополагающие принципы: надлежащее справедливое вознаграждение за труд; безопасные и здоровые условия труда; непосредственная возможность для работника использовать и развивать свои способности, удовлетворять потребности в самореализации и самовыражении; возможность профессионального роста и уверенность в будущем; хорошие взаимоотношения в трудовом коллективе на предприятии, правовая защищенность работника на предприятии; достойное место работы в жизни человека; общественная полезность работы. Рассматривая свою работу с позиций перечисленных составляющих качества трудовой жизни, работник оценивает имеющиеся у него возможности раскрыть свой потенциал как всю совокупность имеющихся у него знаний, опыта, интеллектуальных, творческих и организаторских способностей. При положительном результате такой оценки формируется мотивационный настрой на высокопроизводительный труд и стабильную работу на предприятии.
Информация о работе Особенности персонала как ресурса предприятия