Особенности регулирирования труда женчщин

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 15:50, реферат

Краткое описание

Цель исследования состоит в том, чтобы изучить, обобщить, систематизировать законодательство, регулирующее Республикой Беларусь труд женщин, изложить его и внести предложения по его применению.
Задачи исследования предопределяются целью исследования и состоят в том, чтобы:
- изучить историю развития законодательства регулирующего труд женщин в Республике Беларусь;
- проанализировать действия национального законодательства Республики Беларусь регулирующее труд женщин;
- рассмотреть особые условия труда беременных женщин и женщин имеющих детей в возрасте до трех лет;
- охарактеризовать социальные льготы и компенсации, предоставляемые женщинам в связи с материнством.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДА ЖЕНЩИН И ЛИЦ, ИМЕЮЩИХ СЕМЕЙНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ
1.1 Развитие законодательства регулирующего труд женщин и лиц, имеющих семейные обязанности в Республике Беларусь
1.2 Действующее национальное законодательство Республики Беларусь регулирующее труд женщин и лиц имеющих семейные обязанности
ГЛАВА II. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОСОБОЙ ОХРАНЫ ТРУДА ЖЕНЩИН В СВЯЗИ С МЕТЕРИНСТВОМ
2.1 Общие гарантии, устанавливаемые женщинам, имеющим детей
2.2 Особенности регулирования труда беременных женщин и женщин имеющих детей в возрасте до трех лет
ГЛАВА III. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА ЖЕНЩИН И ЛИЦ С СЕМЕЙНЫМИ ОБЯЗАННОСТЯМИ ПО ДЕЙСТВУЮЩЕМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
3.1 Порядок и условия заключения трудового договора с женщинами. Работы, на которых запрещается применение труда женщин
3.2 Изменение трудового договора с отдельными категориями граждан. Гарантии, предоставляемые женщинам и работникам, имеющим семейные обязанности, в области трудовых правоотношений
3.3 Особенности прекращения трудовых отношений с женщинами и работниками, имеющими семейные обязанности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Вложенные файлы: 1 файл

особенности регулирования труда женщин 2.docx

— 61.47 Кб (Скачать файл)

В литературе советского периода  писалось:

«Большая часть женщин занята именно в отдельных отраслях народного хозяйства. Концентрация женщин в сфере образования, культуры, в отдельных отраслях промышленности не может рассматриваться как  положительный фактор, ибо нарушаются необходимые пропорции в рациональной занятости населения, создаются  дополнительные трудности для отраслей промышленности, где большинство  работающих - женщины. Если же взглянуть  глубже, становится очевидным, что вызвано  все это отнюдь не только приверженностью  женщин именно к таким видам труда, но и политикой заработной платы. В тех отраслях промышленности, где  в основном трудятся женщины, уровень  оплаты труда на 25-30 % был ниже среднего. Что же касается учреждений здравоохранения  и культуры, то положение дел с  оплатой труда в этих областях всем хорошо известно.

Также существовало немало публикаций, суть которых сводится к тому, что  ослабление семейных уз, снижение рождаемости, ухудшение здоровья женщин и детей  связываются лишь с широким вовлечением  женщин в трудовую и общественную деятельность. Радикальный выход  из создавшегося положения авторы видели в том, чтобы вернуть женщине  ее «истинное» предназначение - быть хранительницей домашнего очага, вести хозяйство  и воспитывать детей. Но это лишь слова, которые невозможно было внедрить в жизнь: «…сейчас, когда бушует повальная безработица, выплату заработной платы задерживают на несколько месяцев, а в отдельных случаях, на несколько лет, мужчина в одиночку просто не в состоянии содержать семью, тем более что трудно предвидеть какие изменения ждут страну завтра» [21. с. 154].

Достаточно подробно в  советской науке трудового права  рассматривается вопрос женского труда  как воплощение принципа равноправия  женщин в труде. При этом под основанием труда могли пониматься физиологические  особенности женского организма, связанные  с его материнской функцией; состояние  активного материнства трудящихся женщин (беременность, роды, вскармливание  грудью ребенка); социальная роль женщин-матерей  по воспитанию детей; семейное положение. Справедливые возражения вызвало в 1968 г. утверждение В. Н. Толкуновой о  том, что в основе общих норм трудового  права применительно к женщинам лежит учет физиологических особенностей женского организма, связанных, с материнской  функцией, данной женщине от природы, и обусловленная этими особенностями  социальная функция женщин по уходу  за малолетними детьми [12. с. 110].

Но как справедливо  отмечает Э. А. Правдина, «при выявлении  признаков, основанных на различиях  в способности к труду, важно  уяснить, что таковыми являются не только физиологические особенности организма  работника, но и другие объективно существующие факторы, в частности различные  явления общественных отношений, происхождение  которых обусловлено социально» [22. с. 95].

Основанием дифференциации правового регулирования труда  женщин являются лишь физиологические  особенности ее организма, Э. А. Правдина предлагает рассматривать в качестве основания признак пола, под которым  понимаются «социально обусловленные  различия в применении общеустановленных  норм трудового законодательства о  труде женщин с учетом физиологических  особенностей женского организма и  специфики содержания, социальных прав и обязанностей женщин перед обществом» [22. с. 98].

Ведь «известно, что выполнять  хозяйственную работу по дому, присматривать  за ребенком и осуществлять его воспитание объективно способны и женщина, и  мужчина в равной степени. Об этих видах обязанностей ни в коей мере нельзя говорить как о физиологически обусловленных правах и обязанностях» [22. с. 99].

М. А. Покровская, соглашаясь в целом с В. Н. Толкуновой о  необходимости регулирования труда  рабочих и служащих по признаку физиологических  особенностей организма, так же как  и Э. А. Правдина, не считает, что этот признак является исчерпывающим  при определении различий, характеризующих  «реальные личности» [13. с. 115].

По ее мнению, в основе регулирования труда женщин лежат  различия по признаку пола, и эти  различия выделили женщин в одну большую  группу с едиными в основном льготами по охране труда, по беременности и  родам. При этом она не исключает  возможности учета государством и других обстоятельств для законодательства о труде применительно к женщинам.

В дальнейшем, по ее мнению, возможно регулирование рабочего времени, времени  отдыха и других вопросов в зависимости  от таких факторов, как семейное положение, количество детей, их возраст.

Социальную функцию по воспитанию детей можно рассматривать  в двух аспектах: первый - когда речь идет о женщине-матери (например, когда  женщине, имеющей ребенка, предоставляется  право работать неполный рабочей день или неполную рабочую неделю; работать по скользящему графику); второй - когда имеются в виду другие лица, выполняющие функцию воспитания детей (например, в случае предоставления отпуска по уходу за ребенком отцу, бабушке, дедушке или другим родственникам, осуществляющим уход за ребенком). Поэтому данные основания, по ее мнению, можно отнести как к общему основанию и (второй аспект), так и к специальному, когда речь идет о социальной роли женщины-матери по воспитанию детей.

Специальные основания, то есть относящиеся исключительно к  женщинам, необходимо ограничить только теми, которые действительно объективно могут выполняться только женщиной в силу ее физиологических особенностей, а именно: ограничить их льготами в  связи с беременностью, родами и  кормлением грудью. Остальные же льготы следует пре доставлять одному из родителей (по их усмотрению) либо другому  взрослому члену семьи.

Именно это, привело к  соответствующему отношению к семейным обязанностям, которое прослеживается во многих работах, посвященных проблемам  женщин. Семейные (в частности, родительские) обязанности порой рассматривались  как некая обуза, не позволяющая  женщине в полной мере посвятить  себя работе. Считалось естественным желание женщины оставить ребенка  на воспитание государству и уехать на далекую стройку. Забота о детях  должна быть не тяжким грузом, который  желательно бы передать государству, а  человеческая потребность, приносящая радость и необходимая как  ребенку, так и самим родителям [10. с. 76].

Только семья может  по-настоящему дать ребенку чувство  защищенности от невзгод жизни, направить  его развитие и становление личности, воспитать гармоничного и достойного человека. Нет нужды говорить, что  любовь в семье, взаимоуважение, забота со стороны родителей - лучшая атмосфера  и залог психологического здоровья ребенка. Поэтому как хорошо бы ни была развита система общественного  воспитания детей, роль семейного воспитания не утратит своего значения, как  для детей, так и для их родителей.

Только при таком отношении  к семейным обязанностям приведение нашего законодательства в соответствие с Конвенцией МОТ № 156 не будет  сведено, к уравнению женщин с  мужчинами во вне семейных сферах наемного труда, а фактически - к  уравниванию женщин и мужчин в  их обоюдном бегстве от семьи. Наше законодательство должно способствовать тому, чтобы лица с семейными обязанностями, которые выполняют или желают выполнять оплачиваемую работу, могли  осуществить свое право на это, не подвергаясь дискриминации, и, насколько  это, возможно, гармонично сочетать профессиональные и семейные обязанности, находясь под  защитой государства.

По мнению В. Н. Толкуновой, разгрузка трудящейся женщины в  быту должна идти в первую очередь  по линии расширения сферы обслуживания и по линии все большего развития общественного воспитания детей  в детских учреждениях и «лишь  во вторую очередь по линии перераспределения  всех домашних обязанностей равномерно между всеми членами семьи  мужского и женского пола», то теперь, необходимо поменять приоритеты. Тем  более, в нынешней ситуации в стране, когда государственная инфраструктура детских учреждений практически  разрушена, из-за финансового положения  ухудшаются условия пребывания в  них, что привело к тому, что  часть детей сегодня находятся  вне сферы заботы государства. А  ведь не то что на развитие, но и на восстановление потребуется немало времени [9. с. 132]. Дело в том, что наше законодательство исходит из принципа предоставления льгот и преимуществ  главным образом женщинам, т. е. делает акцент на особой защите женщин от дискриминации  путем предоставления ей социальных льгот, причем даже в тех случаях, когда это вовсе не обусловлено  физиологическим или психическим состоянием женского организма или обстоятельствами, связанными с необходимостью ухода за детьми.

В ряде случаев не всегда оправданно с точки зрения равенства  возможностей женщин и мужчин установление запретов на выполнение действий, связанных  с работой, что также рассматривается  как определенные льготы. В условиях превышения предложения рабочей  силы над спросом работодателю, безусловно, удобнее пригласить на работу мужчину, чем женщину с ее многочисленными  льготами. Нормативным документом в  советский период явился Кодекс законов  о труде РСФСР от 9 декабря 1971 года (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1971, №50) с изменениями и дополнениями. Советское законодательство о труде  регулировало трудовые отношения всех рабочих и служащих, содействуя росту  производительности труда, повышению  эффективности общественного производства и подъему на этой основе материального  и культурного уровня жизни трудящихся, укреплению трудовой дисциплины и постепенному превращению труда на благо общества в первую жизненную потребность  каждого трудоспособного человека.

По кодексу законов  о труде запрещалось применение труда женщин на тяжелых работах  и на работах с вредными условиями  труда, а также на подземных работах, кроме некоторых подземных работ (нефизических работ или работ  по санитарному и бытовому обслуживанию). Кодекс законов о труде от 23 июня 1972 года. Принят третьей сессией  Верховного Совета БССР восьмого созыва, введен в действие с 1 октября 1972 года.

Основы законодательства СССР и союзных республик о  труде 1970 г., ст. 71, а также КЗоТ БССР 1972 г., ст. 1721 распространяли льготы на отцов и опекунов по уходу за ребенком, если мать находилась в стационарном медицинском учреждении или умерла.

Основы законодательства СССР и союзных республик о  труде 1970 г., ст. 73, а также КЗоТ БССР 1972 г., ст. 170 запрещали отказывать женщине  в приеме на работу и снижать ей заработную плату по мотивам, связанным  с беременностью или наличием детей в возрасте до 14 лет.

КЗоТ БССР 1972 г. в ст. 160-163 вводил запрещение ночного, сверхурочного  труда и направления в командировки беременных женщин и женщин, имеющих  детей в возрасте до трех лет; ограничение  сверхурочных работ и направления  в командировки для женщин, имеющих  детей от 3 до 14 лет; закреплялись нормы  переноса и передвижения тяжестей женщинами; работающим женщинам, имеющим 3 или  более детей в возрасте до 12 лет, предоставлялось право на дополнительный однодневный оплачиваемый отпуск. По мере все большего вовлечения женщин в общественное производство, развития новых отраслей промышленности, связанных, в частности, с применением химических веществ (при общем отставании охраны труда и социальной сферы), стали  проявляться негативные тенденции  и противоречия [45. с. 119].

Список производств, профессий  и работ с тяжелыми и вредными условиями труда, на которых запрещалось  применение труда женщин, был утвержден  Постановлением Госкомтруда СССР и  ВЦСПС от 25 июля 1978 года. Нормы предельно  допустимых нагрузок для женщин при  подъеме и перемещении тяжестей вручную были установлены Постановлением госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС  от 27 января 1982 года (Бюллетень Госкомтруда  СССР, 1982, №4). Также КЗоТ регулировал  социальные и иные льготы предоставляемые  женщинам и лица имеющим семейные обязательства.

Госкомтруда СССР по труду  и социальным вопросам и Секретариат  ВЦСПС 29 сентября 1981 г. приняли Положение  об условиях труда надомников, в  котором преимущественное право  на заключение трудового договора о  работе на дому предоставлялось женщинам, имеющим детей до 15 лет. Это положение  также нашло отражение в ст. 167 КЗоТ БССР. Госкомтруда СССР и  Секретариат ВЦСПС 6 июля 1982 г. приняли  Положение "О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска  по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительного  отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет".

Согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР от 4 февраля 1988 г. и постановлению ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 февраля 1988 г. "Об обеспечении эффективной  занятости населения, совершенствовании  системы трудоустройства и усилении социальных гарантий для трудящихся", администрация предприятий получала право прекращать по своему усмотрению с согласия профсоюзного комитета трудовые отношения с работниками, достигшими пенсионного возраста, и, следовательно, увольнять женщин с работы, даже против их желания, на пять лет раньше, чем мужчин. Решением Совета Министров  СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 г. вводились  частично оплачиваемые отпуска по уходу  за ребенком в возрасте до полутора лет и неоплачиваемые отпуска  до достижения ребенком возраста трех лет.

Постановлением Верховного Совета СССР "О неотложных мерах  по улучшению положения женщин, охране материнства и детства, укреплению семьи" от 10 апреля 1990 г. продолжительность  отпуска по беременности и родам  составила 70 календарных дней до рождения ребенка и 56 после.

Новая редакция Основ законодательства СССР и союзных республик о  труде от 1990 г., а также изменения, внесенные в КЗоТ БССР 1972 г. определяли, что частично оплачиваемый отпуск и  дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком может быть использован полностью  или частично отцом, бабушкой, дедушкой или другим родственником, фактически осуществляющим уход за ребенком.

Информация о работе Особенности регулирирования труда женчщин