Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 15:50, реферат
Цель исследования состоит в том, чтобы изучить, обобщить, систематизировать законодательство, регулирующее Республикой Беларусь труд женщин, изложить его и внести предложения по его применению.
Задачи исследования предопределяются целью исследования и состоят в том, чтобы:
- изучить историю развития законодательства регулирующего труд женщин в Республике Беларусь;
- проанализировать действия национального законодательства Республики Беларусь регулирующее труд женщин;
- рассмотреть особые условия труда беременных женщин и женщин имеющих детей в возрасте до трех лет;
- охарактеризовать социальные льготы и компенсации, предоставляемые женщинам в связи с материнством.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДА ЖЕНЩИН И ЛИЦ, ИМЕЮЩИХ СЕМЕЙНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ
1.1 Развитие законодательства регулирующего труд женщин и лиц, имеющих семейные обязанности в Республике Беларусь
1.2 Действующее национальное законодательство Республики Беларусь регулирующее труд женщин и лиц имеющих семейные обязанности
ГЛАВА II. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОСОБОЙ ОХРАНЫ ТРУДА ЖЕНЩИН В СВЯЗИ С МЕТЕРИНСТВОМ
2.1 Общие гарантии, устанавливаемые женщинам, имеющим детей
2.2 Особенности регулирования труда беременных женщин и женщин имеющих детей в возрасте до трех лет
ГЛАВА III. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА ЖЕНЩИН И ЛИЦ С СЕМЕЙНЫМИ ОБЯЗАННОСТЯМИ ПО ДЕЙСТВУЮЩЕМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
3.1 Порядок и условия заключения трудового договора с женщинами. Работы, на которых запрещается применение труда женщин
3.2 Изменение трудового договора с отдельными категориями граждан. Гарантии, предоставляемые женщинам и работникам, имеющим семейные обязанности, в области трудовых правоотношений
3.3 Особенности прекращения трудовых отношений с женщинами и работниками, имеющими семейные обязанности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Постановление Совета Министров
СССР "О дополнительных мерах
по социальной защите семей с детьми
в связи с переходом к
1.2 Действующее национальное
законодательство Республики
Правовое регулирование
труда женщин в международно-правовых
актах о труде. Организация Объединенных
Наций (ООН) уже в первых своих
документах обратилась к правам человека,
в частности, в области труда
и социального обеспечения. Возможность
участия ООН в международном
регулировании труда и
Конкретизация этого осуществлена
во Всеобщей декларации прав человека,
одобренной Генеральной Ассамблеей
ООН 10 декабря 1948 г. Международная конвенция
о борьбе с торговлей совершеннолетними
женщинами, подписанная в Женеве
11 октября 1933 г., вступила в силу для
БССР 21 июля 1948 г. Данный документ предписывал
государствам наказывать лиц, занимающихся
торговлей совершеннолетними
Конвенция о политических правах женщин от 20 декабря 1952 г. вступила в силу для БССР 9 ноября 1954 г.; в ней закреплялось право женщины избирать, быть избранной и занимать должности на общественно-государственной службе. Конвенция о равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности (Конвенция 100) от 29 июня 1951 г. вступила в силу для БССР 21 августа 1957 г., определив средства и методы, используемые страной для достижения равенства в сфере оплаты труда. Конвенция о ежегодных оплачиваемых отпусках (Конвенция 52) от 24 июня 1936 г. вступила в силу для БССР 6 ноября 1957 г. и ввела право любого человека на ежегодный оплачиваемый отдых
Конвенция об охране материнства (Конвенция 103) от 28 июня 1952 г. вступила в силу для БССР 6 ноября 1957 г.
В ней предусматривались особые меры по охране материнства, предоставляющие определенные привилегии женщинам: право трудящейся женщины на обязательный и дополнительный отпуск после родов, на выплату денежного пособия в период отпуска, на сохранение работы во время отпуска по беременности. Конвенция о применении труда женщин на подземных работах в шахтах любого рода (Конвенция 45) от 21 июня 1935 г. вступила в силу для БССР 4 августа 1962 г. Конвенция запрещала применение труда женщин в шахтах, за исключением руководящей и обслуживающей работы.
Конвенция о дискриминации в области труда и занятий (Конвенция 111) от 25 июня 1958 г. вступила в силу для БССР 4 августа 1962 г. Конвенция определяла понятие "дискриминации", обязывала государства проводить политику равенства возможностей и обращения в отношении труда.
Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г. вступил в силу для БССР 3 января 1976 г. В ст. 7 Пакта гарантировались права женщин на труд "не хуже тех, которыми пользуются мужчины"; ст. 9 посвящена мерам по охране и поддержке материнства и детства. Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин от 18 декабря 1979 г. вступила в силу для БССР 3 сентября 1981 г. В ней закреплялась необходимость введения равноправия во всех сферах жизни - политической, социально-экономической, сфере образования и уголовного права.
Конвенция № 26 о создании процедуры установления минимальной заработной платы от 30 мая 1928 г. вступила в силу для Республики Беларусь 15 сентября 1994 г.
Республика Беларусь присоединилась
к выполнению обязательств, направленных
на улучшение положения женщин, закрепленных
в Пекинской платформе
Во время беременности
и, по крайней мере, в течение 3 месяцев
после родов (а в случае кормления
грудью и в течение более
Женщина, обычно занятая на работе, признаваемой компетентными государственными властями вредной для здоровья, имеет право на перевод на другую работу без уменьшения заработной платы. В отдельных случаях это право должно предоставляться каждой беременной женщине по предъявлении медицинской справки, удостоверяющей, что перемена работы необходима в интересах здоровья женщины или ее будущего ребенка.
Конвенция Международной организации труда № 105 об упразднении принудительного труда от 5 июня 1957 г. вступила в силу для Республики Беларусь 25 сентября 1996 г. Конвенция запрещает все практики по применению долговой кабалы и крепостной зависимости и иные виды принудительного труда.
Данные Конвенции
Европейская социальная хартия также обращается к проблемам лиц с семейными обязанностями. Статья 27 хартии обязывает страны - члены Совета Европы для обеспечения реализации права на равенство и на равное обращение работников - мужчин и женщин с семейными обязанностями и всех остальных работников принять соответствующие меры, с тем чтобы:
а) предоставить работникам
с семейными обязанностями
б) учитывать их нужды при
определении условий труда и
в области социального
в) развивать государственные и частные социальные службы, поощрять их деятельность, в частности детские сады и другие подобные учреждения, берущие на себя заботу о детях.
Можно сказать, что правовое регулирование труда лиц с семейными обязанностями на международном уровне прошло три этапа:
1. с первых дней создания МОТ (1919 г.) до 1965 г, когда из всех лиц с семейными обязанностями под защитой международных норм были только беременные женщины и женщины с грудными детьми (кормящие матери);
2. с 1965 по 1981 г. В 1965 г. Рекомендация № 123 «О труде женщин с семейными обязанностями» распространила свое действие на женщин с детьми вообще (т. е. и более старшего возраста), а также с больными членами семьи;
3. с 1981 г. в соответствии с Конвенцией № 156 лицами с семейными обязанностями признаются трудящиеся мужчины и женщины с находящимися на их иждивении детьми либо с нуждающимися в уходе другими ближайшими родственниками.
Исходя из международных трудовых норм, можно выделить следующие категории лиц с семейными обязанностями:
- беременные женщины;
- кормящие матери (с грудными детьми);
- трудящиеся, на иждивении
которых находятся
- трудящиеся, имеющие обязанности в отношении других ближайших родственников, нуждающихся в уходе или помощи.
После развала СССР, Республика
Беларусь приобрела независимость
и стала самостоятельным
Верховным Советом Республики Беларусь в 1991 г. были приняты постановление "О дополнительных мерах по улучшению охраны материнства и детства в Республике Беларусь", а также две государственные программы: "Национальная программа профилактики генетических последствий, обусловленных катастрофой на ЧАЭС" и комплексная целевая программа "Охрана материнства и детства в условиях воздействия последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на 1991-1995 гг.". Программы позволили осуществлять дородовую диагностику врожденных пороков плода и ряда наследственных заболеваний.
Закон Республики Беларусь от
130.101992 года "О государственных
пособиях семьям, воспитывающим детей",
устанавливал, кроме всех ранее существовавших,
поощрительное пособие в
С 1 января 1993г. вводится в
действие Закон Республики Беларусь
«О пенсионном обеспечении». В соответствии
со статьей 12 указанного закона пенсии
за работу с особыми условиями
труда назначаются женщинам, работающим
доярками (операторами машинного
доения), операторами животноводческих
комплексов и механизированных ферм,
животноводами, занятыми в профилакториях
по уходу за телятами молочного периода
в возрасте до 4-6 месяцев и на обслуживании
коров-кормилиц с телятами (весь комплекс
работ по кормлению, поению и уходу
за скотом), операторами свиноводческих
комплексов и механизированных ферм
и свиноводами (кормление, поение, удаление
навоза, уборка помещений и другие
работы) по обслуживанию подсосных
свиноматок с приплодом, холостых и
супоросных свиноматок, поросят - отъемышей
в возрасте до 4 месяцев, ремонтного
молодняка, хряков-производителей и
свиней на откорме в колхозах, совхозах
и других предприятиях сельского
хозяйства при условии
Нормы обслуживания для назначения
пенсий за работу с особыми условиями
труда утверждены постановлением Государственного
комитета Республики Беларусь по труду
и социальной защите населения, Министерства
социального обеспечения и
С 1995г. Республика Беларусь присоединилась
к реализации обязательств, направленных
на улучшение положения женщин, закрепленных
в Пекинской платформе
Указом Президента Республики
Беларусь от 21 января 1998 г. утверждены
Основные направления государственной
семейной политики, предусмотрены определенные
меры, направленные на повышение экономической
самостоятельности семьи и
В Трудовом кодексе 2000г., ст. 271 закреплены дополнительные гарантии отцам, опекунам, другим родственникам ребенка, в том числе отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
Участие женщин в процессе труда все время возрастает. Однако женщины сталкиваются с многочисленными проблемами при реализации своего права на труд: неравенство в условиях и оплате труда, при найме, при увольнении. В Конституции Республики Беларусь закреплены эгалитарные принципы в отношении мужчин и женщин.
Статья 22 Конституции закрепляет
равенство граждан перед
Однако сам по себе такой
подход к "женскому вопросу" не гарантирует
отсутствие дискриминационных практик.
Как отмечает в своей статье Т.
Журженко, "процессы демократизации
в переходных обществах не являются
автоматическим приращением прав всех
без исключения граждан", они, скорее,
ставят во главе общедемократические
принципы, выделяя женщин как "меньшинство".
Основной же идеей гендерного подхода
к правам женщин является не закрепление
за ними особых прав и привилегий, а
привнесение действительно
Редакция Основ
Это реальная предпосылка для закрепления принципа равных возможностей мужчин и женщин в трудовой сфере. Однако следует обратить внимание на другие статьи, связанные с функцией деторождения. Существует ст. 264 Трудового кодекса Республики Беларусь о переводе на более легкую работу беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до полутора лет. На мой взгляд, первая часть статьи не носит дискриминационный характер, т. к. связана с заботой о физическом здоровье беременной женщины. Однако во второй части статьи, где идет речь о переводе для женщин, имеющих детей до полутора лет, нужно было бы, следуя принципу равных возможностей, также и мужчине предоставить право перевода на более легкую работу в том случае, если преимущественно он занимается воспитанием ребенка соответствующего возраста.
Информация о работе Особенности регулирирования труда женчщин