Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июля 2013 в 17:38, курсовая работа
Актуальность темы данной курсовой работы обусловлена тем, что в период общей модернизации российского законодательства, который происходит на наших глазах, законодатель особое внимание уделяет сфере образования. Образовательная политика является приоритетной в Российской Федерации. В реализации этого направления особую роль играет педагогический работник. В связи с этим особенности регулирования труда педагогических работников стала темой моей курсовой работы.Целью данной работы является рассмотрение и изучение особенностей труда педагогических работников через призму трудового законодательства РФ. Для достижения цели работы поставлен ряд задач:
- рассмотреть особенности заключения трудовых договоров с педагогическими работниками;
- раскрыть вопрос продолжительности рабочего время и время отдыха педагогических работников;
- изучить процесс аттестации педагогических работников;
Введение
Глава 1 Заключение трудового договора с педагогическими работниками
1.1Рабочее время педагогических работников
1.2Время отдыха педагогических работников
1.3Аттестация педагогических работников
Глава 2 Оплата труда педагогических работников
1.1Прекращение трудового договора с педагогическими работниками
1.2Источники трудового регулирования педагогических работников
1.3 Право на занятие педаогической деятельности
Заключение
Список используемой литературы
Глава 2 Оплата труда педагогических работников
Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующей у работодателя системой оплаты труда (ст.135 ТК РФ). Системы оплаты труда (размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного и стимулирующего характера, системы премирования) устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права.Согласно подпункту 10 п.2 ст.32 Закона РФ от 10.07.1992 N3266-1 "Об образовании" заработную плату работников образовательного учреждения, в том числе надбавки и доплаты к должностным окладам, порядок и размеры премирования устанавливает непосредственно образовательное учреждение. Применительно к государственным и муниципальным образовательным учреждениям указанная норма реализуется с учетом специфики установления систем оплаты труда работников таких учреждений. Это означает, что системы оплаты устанавливаются:а) в федеральных образовательных государственных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ;б) в государственных образовательных учреждениях субъектов РФ - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ;в) в муниципальных образовательных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.Постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 N583 "О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений" с 1 декабря 2008 г. для работников федеральных бюджетных учреждений, в том числе образовательных, введены новые системы оплаты труда. Переход на новые системы оплаты труда подразумевает:1) отказ от Единой тарифной сетки;2) дифференциацию оплаты труда работников бюджетных учреждений с учетом:специфики трудовых функций в зависимости от сферы деятельности, должности (профессии);уровня квалификации и профессиональной компетенции;качества, эффективности и результативности труда конкретных работников : расширение полномочий бюджетных учреждений в вопросах распределения фонда оплаты труда.Согласно пункту 1 Положения N583 система оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений, в том числе образовательных, включает:1) оклады (должностные оклады), ставки заработной платы;2) компенсационные выплаты;3) стимулирующие выплаты.Должностные оклады и ставки заработной платы выплачиваются за выполнение обязанностей, определяемых трудовыми договорами, должностными инструкциями, квалификационными характеристиками и иными документами. Размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы устанавливаются руководителем образовательного учреждения. При этом учитываются сложность и объем выполняемой работы. В состав заработной платы педагогических работников входят также компенсационные и стимулирующие выплаты.К выплатам компенсационного характера в соответствии с Перечнем видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития РФ от 29.12.2007 N822, относятся:выплаты работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда;выплаты за работу в местностях с особыми климатическими условиями;выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных);надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, их засекречиванием и рассекречиванием, а также за работу с шифрами.К числу компенсационных выплат на практике также относятся доплаты и надбавки за классное руководство, заведование кабинетом, проверку тетрадей и другие. Размеры и условия осуществления компенсационных выплат в конкретном образовательном учреждении устанавливаются коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, а также перечнем видов выплат компенсационного характера, если он принят учредителем.К выплатам стимулирующего характера относятся:выплаты за интенсивность и высокие результаты работы;выплаты за качество выполняемых работ;выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет;премиальные выплаты по итогам работы.Отличительной особенностью таких выплат является то, что они производятся не за выполнение должностных обязанностей, а за результативность и эффективность работы. Как следствие, эти выплаты не гарантированы всем работникам, право на их получение имеют те, кто достиг в работе показателей и результатов, выходящих за рамки стандартных.Учебная нагрузка (педагогическая работа), объем которой больше или меньше нормы часов за ставку заработной платы, устанавливается только с письменного согласия работника.Согласно пункту 2 Постановления Правительства РФ от 03.04.2003 N191 "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников", учителям общеобразовательных учреждений и преподавателям педагогических училищ и педагогических колледжей, учебная нагрузка которых, по не зависящим от них причинам, уменьшается в течение учебного года по сравнению с установленной, выплачивается:заработная плата за фактическое число часов, если оставшаяся нагрузка выше установленной нормы за ставку;заработная плата в размере ставки, если оставшаяся нагрузка ниже установленной нормы за ставку и если их невозможно догрузить другой педагогической работой;заработная плата, установленная до снижения учебной нагрузки, если она ниже нормы за ставку и если работников невозможно догрузить другой педагогической работой.Преподавателям учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования, учебная нагрузка которых по не зависящим от них причинам уменьшается в течение учебного года по сравнению с установленной, выплачивается заработная плата в размере, установленном при тарификации в начале учебного года. Соответственно, в последних двух случаях изменение учебной нагрузки не влечет за собой изменения условий оплаты труда.Преподавательская работа сверх установленной нормы часов за ставку заработной платы, выполняемая пед.работниками с их согласия, не является сверхурочной. Она оплачивается дополнительно соответственно получаемой ставке заработной платы в одинарном размере.
1.1Прекращение трудового договора с педагогическими работниками
Общие основания прекращения
1.2Источники трудового регулирования педагогических работников
Конституция РФ в соответствии с нормами международного права запрещает принудительный труд, закрепляет свободу труда, право каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (ст. 37 Конституции РФ). Эти положения распространяются и на педагогических работников. Как и другие граждане, они свободны в выборе учебного заведения путем вступления в трудовой коллектив на основе добровольного волеизъявления, направленного на выполнение трудовой функции.Для целей настоящего Федерального закона под педагогическими работниками понимаются физические лица, состоящие в трудовых отношениях с образовательными организациями и выполняющие на профессиональной основе трудовые обязанности по обучению, воспитанию и (или) организации образовательного процесса.В организациях, осуществляющих обучение, к педагогическим работникам относятся работники, непосредственно занятые обучением, воспитанием обучающихся и (или) организацией образовательного процесса в специализированных структурных образовательных подразделениях таких организаций.( ФЗ об образовании работников).Однако осуществление педагогического труда коллективами преподавателей вузов, сузов, лицеев, школ, особенности и своеобразие педагогической работы, являющейся основой их правовой характеристики, породили необходимость в дифференциации законодательства о труде этих работников. В этой связи в сфере регулирования труда преподавателей функционирует большое количество специальных правовых норм, устанавливающих особый порядок возникновения и существования данных трудовых правоотношений. Поэтому в основе правового регулирования труда этих работников лежит сочетание общего трудового законодательства и специальных правовых норм. Основным источником регулировании труда и трудовых отношений в РФ является Трудовой кодекс Российской Федерации – основной систематизированный законодательный акт, регулирующий трудовые отношения в РФ. Подписан Президентом РФ 30 декабря 2001 г. (№ 197-ФЗ), с 1 февраля 2002 г. вступил в силу. 6 октября 2006 г. введен в действие ФЗ от 30 июля 2006 г. № 90-ФЗ, которым в ТК РФ внесен ряд существенных изменений, действующий ТК РФ состоит из 6 частей, 14 разделов, 62 глав, 438 статей.ТК РФ содержит нормы, цель которых - создать благоприятные условия труда, обеспечить защиту прав и интересов работников и работодателей, а также необходимую правовую базу для изменения правового характера трудовых отношений. В нем впервые закреплена недопустимость, какой бы то ни было дискриминации в трудовых отношениях. Введен запрет на принудительный труд. ТК РФ установил ответственность работодателя за задержку заработной платы. Такая задержка отнесена к категории принудительного труда. Помимо уголовной и административной ответственности введена материальная ответственность.Наряду с ТК РФ с ним тесно переплетается федеральный «закон об образовании» В нем происходит отражение правового регулирования труда педагогических работников. Иными словами он отражает содержание трудового кодекса, но и включает в себя должностные обязанности педагогических организаций. Правовым актом, регулирующим должностные обязанности и требования к определенной квалификации работников данной категории, является Единый квалификационный справочник принятый в соответствии с пунктом 5.2.52 Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 321 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 28, ст. 2898; 2005, № 2, ст. 162; 2006, № 19, ст. 2080; 2008, № 11 (1 ч.), ст. 1036; № 15, ст.1555; № 23, ст. 2713; № 42, ст. 4825; № 46, ст. 5337; № 48, ст. 5618; 2009, № 2, ст. 244; № 3, ст. 378; № 6, ст. 738; № 12, ст. 1427, 1434), от 14 августа 2009 года.Квалификационная характеристика каждой должности имеет три раздела: «Должностные обязанности», «Должен знать» и «Требования к квалификации». В разделе «Должностные обязанности» содержится перечень основных трудовых функций, которые могут быть полностью или частично поручены работнику, занимающему данную должность, с учетом технологической однородности и взаимосвязанности работ, позволяющих обеспечить оптимальную специализацию по должностям служащих. В разделе «Должен знать» содержатся основные требования, предъявляемые к работнику в отношении специальных знаний, а также знаний законодательных и иных нормативных правовых актов, положений, инструкций и других документов, методов и средств, которые работник должен применять при выполнении должностных обязанностей. В разделе «Требования к квалификации» определены необходимые для выполнения должностных обязанностей уровень профессиональной подготовки работника, удостоверяемый документами об образовании, а также требования к стажу работы. Например: должностные обязанности социального педагога - осуществляет комплекс мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности в учреждениях, организациях и по месту жительства обучающихся (воспитанников, детей)... Должен знать: приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность; Конвенцию о правах ребенка; основы социальной политики, права и государственного строительства, трудового и семейного законодательства; общую и социальную педагогику... Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлениям подготовки «Образование и педагогика», «Социальная педагогика» без предъявления требований к стажу работы. Не зависимо от этого, Безусловный приоритет в ТК РФ отдается бессрочному трудовому договору. В соответствии со статьей 56 ТК РФ под трудовым договором понимается правовой акт - "соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым, работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующего у данного работодателя". В трудовом договоре указываются все условия определяющие права и обязанности сторон. На трудовой договор, заключенный между работодателем, которым согласно ст. 20 ТК РФ могут быть любые физические и юридические лица, и педагогическим работником распространяются как общие требования, указанные в нормах ст. 57 ТК РФ, так и специальные, предусмотренные в иных статьях трудового законодательства. Рассмотрим их.
1.3Право на занятие педагогической деятельностью
Дифференциация
трудового законодательства предполагает
установление специальных норм для
регулирования труда некоторых
категорий работников. К таким специальным
нормам относятся ст. 331-336 ТК, закрепляющие
особенности правового регулирования
труда педагогических работников.Труд
преподавателя представляет собой сознательную
целенаправленную деятельность по обучению,
воспитанию и развитию студентов и учащихся.
От преподавателя, его профессионального
мастерства, эрудиции, культуры во многом
зависит успешное решение задач обучения
и воспитания молодежи, определенных Национальной
доктриной образования в Российской Федерации,
принятой постановлением Правительства
РФ от 04.10.2000 N 751 (465). В связи с этим важное
место в Национальной доктрине образования
уделяется педагогическим кадрам и педагогической
деятельности.Комментируемая статья устанавливает
требование определенного образовательного
ценза для лиц, допускаемых к педагогической
деятельности. Требуемый образовательный
ценз определен типовыми положениями
об образовательных учреждениях соответствующих
типов и видов. Так, Типовым положением
об общеобразовательном учреждении, утвержденным
постановлением Правительства РФ от 19.03.2001
N 196 (в ред. от 10.03.2009)*(466), установлено, что
на педагогическую работу в общеобразовательных
учреждениях принимаются лица, имеющие
необходимую профессионально-педагогическую
квалификацию, соответствующую требованиям
тарифно-квалификационной характеристики
по должности и полученной специальности,
подтвержденную документами государственного
образца об уровне образования и (или)
квалификации (п. 62). Такого же рода требования
установлены п. 42 Типового положения о
дошкольном образовательном учреждении,
утвержденного постановлением Правительства
РФ от 12.09.2008 N 666*(467), п. 46 Типового положения
об образовательном учреждении начального
профессионального образования, утвержденного
постановлением Правительства РФ от 14.07.2008
N 521, п. 40 Типового положения об образовательном
учреждении для детей дошкольного и младшего
школьного возраста, утвержденного постановлением
Правительства РФ от 19.09.1997 N 1204 (в ред. от
10.03.2009)*(468), и др. Следовательно, наличие
определенного образовательного ценза
является общим и непременным условием
реализации права на занятие педагогической
деятельностью. Наряду с общими требованиями
могут устанавливаться особые или специальные
требования, которые обусловлены спецификой
педагогической деятельности в соответствующих
типах образовательных учреждений. Например,
п. 29 Типового положения о специальном
(коррекционном) образовательном учреждении
для обучающихся, воспитанников с отклонениями
в развитии, утвержденного постановлением
Правительства РФ от 12.03.1997 N 288 (в ред. от
10.03.2009)*(469), требует наличия подготовки
в области коррекционной педагогики, либо
соответствующей переподготовки по профилю
коррекционного образовательного учреждения.
Следует отметить, что Закон РФ "Об образовании"
отнес установление образовательного
ценза педагогических работников к исключительной
компетенции Российской Федерации, а не
ее субъектов, равно как и регулирование
трудовых отношений, установление норм
труда и федеральных нормативов его оплаты
в образовательных учреждениях (ст. 28).Общие
и специальные требования к профессионально-педагогической
квалификации для занятия педагогической
деятельностью определяются в соответствии
с тарифно-квалификационными характеристиками
по должностям работников учреждений
образования. Наличие соответствующего
образования устанавливается на основании
дипломов, аттестатов и других документов
об образовании, а также документов о повышении
специальной или психолого-педагогической
квалификации.Требования об образовательном
цензе в действующих типовых положениях
об образовательных учреждениях разных
типов в настоящее время предусматривают,
что к педагогической деятельности допускаются
лица, имеющие высшее профессиональное
образование, которое подтверждается
документами государственного образца
о соответствующем уровне образования
и (или) квалификации (например, п. 46 Типового
положения об образовательном учреждении
начального профессионального образования,
утвержденного постановлением Правительства
РФ от 14.07.2008 N 521; п. 49 Типового положения
об образовательном учреждении среднего
профессионального образования (среднем
специальном учебном заведении), утвержденного
постановлением Правительства РФ от 18.07.2008
N 543; п. 88 Типового положения об образовательном
учреждении высшего профессионального
образования (высшем учебном заведении),
утвержденного постановлением Правительства
РФ от 14.02.2008 N 71). При замещении ряда педагогических
должностей помимо соответствующего высшего
или среднего профессионального образования
могут предъявляться специальные требования
к соответствию специальности профилю
педагогической деятельности. Так, например,
учителя-логопеды, учителя-дефектологи,
как правило, должны иметь высшее дефектологическое
образование; педагоги-психологи - среднее
или высшее психологическое образование
или педагогическое образование с дополнительной
специальностью "психология". Для
занятия должностей, отнесенных к руководящему
составу вузов и их структурных подразделений,
а также должностей профессорско-
Заключение
Трудовой кодекс, вступивший в силу
с 2002 года, внес значительные изменения
в регулирование трудовых отношений
с отдельными категориями работников.
Изменения коснулись и
Список используемой литературы
1.Конституция Российской
2.Хартия основных прав
3.Трудовой кодекс РФ 2001 г.
4.Гражданский кодекс РФ. Часть первая. М., 1994.
5.Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О применении судами РФ Трудового кодекса РФ».от 17 марта 2004г. №2
6.Закон об образовании от 10.02.1992 №3266-1 (ред. От 28.02. 2012)
7.Трудовое право: Гейхман В.Л., Дмитриева И.К. Учебник для вузов. М., 2010.
Информация о работе Особенности регулирования труда педагогических работников