Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2012 в 07:17, реферат
По данным Всемирной Организации Здравоохранения, смертность от несчастных случаев в наше время занимает третье место после сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний. Однако если от этих заболеваний умирают, главным образом, люди старшего возраста, то от несчастных случаев гибнут преимущественно трудоспособные люди молодого и среднего возраста. Так, статистика показывает, что у мужчин в возрасте от 15 до 36 лет наиболее распространенной причиной смерти является несчастный случай. Можно с уверенностью утверждать, что проблема снижения травматизма разного рода у нас в стране, как, впрочем, и во всем мире, чрезвычайно актуальна и заслуживает самого большого внимания.
1. Введение 1 стр
2. Опасные действия работников в процессе труда 5 стр
3. Причины опасных действий 7 стр
4. Психологические методы обеспечения безопасного труда 11 стр
5. Формирование безопасного поведения в процессе трудовой
деятельности 13 стр
6. Заключение 18 стр
7. Литература 20 стр
Таблица 3 Причины опасных действий рабочих
Классы причин | Непосредственные причины | Причины более высоких уровней (организационные причины) |
А. Не умеет | Не владеет
необходимыми (для данной профессии,
работы)
Не владеет специальными методами, приемами, навыками профессиональными знаниями Не способен к обучению, самообучению, запоминанию |
Неэффективная
система обучения, инструктажа, тренировок,
контроля знаний и умений Неэффективная
система профессионального
|
Б. Не хочет | Негативная
установка на выполнение требований
безопасности
Недобросовестность Безответственность Недисциплинированность Пассивность Предрасположенность к риску Мотивация, побуждающая к нарушениям требований безопасности |
Неэффективная
система профессионального Неэффективная система стимулирования Неэффективная система пропаганды, воспитания Ненормальный психологический климат в коллективе (в семье) Неэффективная (по критериям безопасности) система организации и оплаты труда Низкая культура производства |
В. Не может | Временное или
хроническое недомогание, усталость,
нервный срыв и т.п.
Эмоциональная неустойчивость Импульсивность Боязнь Растренированность Рассеянность Алкогольное (наркотическое) опьянение Физическая слабость Замедленность психомоторных реакций Недостатки зрения Неразвитый глазомер Дальтонизм Тугоухость Не способен дифференцировать звуки Слабая память Слабое оперативное мышление |
Неэффективная
система профессионального Неэффективная
система Ненормальный психологический климат в коллективе (в семье) |
Г. Не обеспечен | Необеспеченность
инструментами, материалами и др.
средствами
Несоответствие
условий на рабочем месте санитарно- Необеспечение информацией об обстановке на рабочем месте, об опасностях предстоящей работы и т.п. |
Неудовлетворительная
организация труда
Неэффективная система обеспечения и контроля за состоянием рабочих мест Неэффективная
система обеспечения |
Таблица 4 Причины опасных действий специалистов
Классы причин | Непосредственные причины | Причины более высоких уровней (организационные причины) |
А. Не умеет | Недостаточные
профессиональные знания
Не владеет специальными методами, приемами, навыками Не способен к обучению, самообучению Некачественное профессиональное образование |
Неэффективная
система профессионального образования
Неэффективная система повышения квалификации Неэффективная
система профессионального |
Б. Не хочет | Негативная
психологическая установка
Недостаточная мотивация Недобросовестность Безответственность Недисциплинированность Пассивность Предрасположенность к риску Мотивация, побуждающая к нарушениям требований безопасности |
Неэффективная
система стимулирования
Неэффективная система пропаганды, воспитания Неэффективная
система профессионального Неэффективная (по критериям безопасности) система организации и оплаты труда |
В. Не может | Временное или
хроническое недомогание, усталость,
нервный срыв и т.п.
Эмоциональная неустойчивость Импульсивность Нерешительность, боязнь, безволие Алкогольное (наркотическое) опьянение |
Неэффективная
система профессионального Неэффективная
система лечебно- Ненормальный психологический климат в коллективе (в семье) |
Г. Не обеспечен | Необеспечен необходимой
информацией, нормативными или технологическими
документами
Необеспечен оргсредствами и средствами коммуникации Недостаток времени Несоответствие
условий труда санитарно- |
Неудовлетворительная организация труда
специалистов
Неэффективная система управления производством, в частности, не определены (или неправильно определены) обязанности, права и ответственность Неэффективная система обеспечения и контроля за состоянием рабочих мест |
3. Психологические методы обеспечения безопасного труда
Первоначально
рассмотрим, что понимать под термином
“безопасный труд”. Не является ли
это понятие синонимом понятия
“безопасные условия труда”? Выше
приведено определение: “Безопасные
условия труда - условия труда, при
которых воздействие на работающих
вредных и (или) опасных производственных
факторов исключено, либо уровни их воздействия
не превышают установленных
Достаточно ли подобных условий, чтобы предупредить несчастный случай (аварию)? Нет.
Во-первых, как отмечено, в силу ряда причин, сам работник может совершить опасное действие, в результате которого последует несчастный случай или авария.
Во-вторых,
потенциальная опасность
Наконец, возможны ситуации, когда тяжелые последствия наступают не из-за воздействия опасного фактора, не из-за опрометчивого поведения работника, а в связи с его состоянием. Представим, что на идеальном (по критерию безопасности) рабочем месте, у работника из-за сильных переживаний (которые имели место до начала рабочего дня) произошел сердечный приступ, он потерял сознание, упал и получил черепно-мозговую травму.
Таким образом, следует признать, что безопасные условия труда являются необходимыми, но недостаточными для безопасного труда. Многое зависит от работника: от его квалификации, поведения, физического и психического состояния.
Основываясь
на приведенных выше суждениях, дадим
определение понятию “
Безопасный
труд - это деятельность, при которой
обеспечиваются безопасные условия
труда; работник целесообразно и
безопасно действует как при
выполнении рабочих операций, так
и при возникновении опасных
ситуаций; физическое и психическое
состояние работника
Выше рассмотрены четыре группы причин опасных действий работников: 1) не умеет; 2) не хочет; 3) не может; 4) не обеспечен.
Очевидно, что для безопасного труда эти причины должны быть устранены.
Тогда
формулу необходимых и
Безопасный труд работника = 1. Умеет + 2. Хочет + 3. Может + 4. Обеспечен
В свою очередь:
1. Умеет:
а) обладает профессиональными знаниями + б) владеет соответствующими профессии (должности, выполняемой работе) навыками, методами, приемами, способами.
2. Хочет:
а) выработана психологическая установка на выполнение требований безопасности + б) сформирована положительная мотивация.
3. Может:
а) способен физически + б) в состоянии психически.
4. Обеспечен:
санитарно-гигиенические
и материально-технические
Первые три элемента в своем единстве – то, что называют “человеческий фактор” - формируют безопасное поведение (действия, деятельность) работника.
Четвертый
элемент формулы (“обеспечен”) относится
к области организации и
Психологические методы состоят в психологическом воздействии на работника, которое осуществляется системно, непрерывно, целесообразно через различные формы работы с персоналом.
Система работы с персоналом с целью обеспечения безопасного труда включает несколько подсистем. Каждая из них состоит из ряда элементов, которые в своем единстве формируют то, что обозначено как “умеет”, “хочет” и “может” (рис. 1).
Система
работы с персоналом
1. подсистема “профессиональный отбор” 2. подсистема “обучение, проверка знаний” 3. подсистема “пропаганда и воспитание” 4. подсистема “стимулирование” 5. подсистема
“лечебно-профилактические и | ||
•
профотбор
• обучение • инструктажи • стажировки • тренировки • проверки знаний • повышение квалификации |
• профотбор
• пропаганда • воспитание • стимулирование • психологический климат в коллективе |
• профотбор
• мед-и профосвидетельствования •лечебно- профилактические и реабилитационные мероприятия |
УМЕЕТ | ХОЧЕТ | МОЖЕТ |
Рис.1.
Система работы с персоналом
4. Формирование безопасного поведения в процессе трудовой деятельности
Если для оценки квалификации работника и его состояния имеются четкие показатели, то по каким критериям можно оценить (с позиций безопасности) поведение работника?
Практика
показывает, что поведение (действия)
работника можно
1)
работу (задания, операции) выполняет
согласно технологическому
2)
при опасных ситуациях (
3) как на рабочем месте, так и вне его соблюдает трудовую дисциплину, правила внутреннего трудового распорядка.
Психологические установки – это готовность, предрасположенность к определенным действиям.
В трудовой деятельности у работника может преобладать одна из следующих установок:
-
установка выгоды –
-
установка на безопасность. Работник
уверен, что сохранение своей
жизни и здоровья превыше
-
установка на экономию сил,
удобство: работник выбирает более
легкий способ выполнения
-
установка на получение
-
установка действовать так,
В реальности названные установки могут присутствовать у работника в любом сочетании, и при определенных обстоятельствах конфликтовать между собою, порождая сомнения, неуверенность, напряженность.
- Наиболее драматичен конфликт между установками на выгоду и на безопасность, что характерно при сдельной оплате труда.