Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2012 в 16:27, доклад
Порядок разработки, утверждения и изменения государственных нормативных требований охраны труда устанавливается Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (ч. 3 ст. 211 ТК РФ). В соответствии с данной нормой принято Положение о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда (утв. Постановлением Правительства РФ от 27.12.2010 N 1160) (далее - Положение).
ОХРАНА ТРУДА. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА
В федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ и субъектов РФ устанавливаются правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности (ч. 1 ст. 211 ТК РФ).
Требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе (ч. 2 ст. 211 ТК РФ):
- при проектировании, строительстве
(реконструкции) и
- при конструировании машин, механизмов и другого оборудования;
- при разработке
- при организации производства и труда.
Порядок разработки, утверждения
и изменения государственных
нормативных требований охраны труда
устанавливается Правительством РФ
с учетом мнения Российской трехсторонней
комиссии по регулированию социально-
Государственные требования охраны труда содержатся в следующих нормативных правовых актах (п. 2 Положения):
- стандарты безопасности
труда. Они регламентируют
- правила и типовые инструкции по охране труда;
- государственные санитарно-
В частности, Минтруд России
уполномочен принимать
- типовой перечень мероприятий
по улучшению условий и охране
труда в организациях (п. 5.2.20 Положения
о Министерстве труда и
- порядок обучения работников организаций по охране труда (п. 5.2.23 Положения о Минтруде России);
- рекомендации по структуре
службы охраны труда в
- правила и типовые инструкции по охране труда (п. 5.2.28 Положения о Минтруде России).
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОХРАНОЙ ТРУДА
Государственное управление охраной труда осуществляется непосредственно Правительством РФ, а также по его поручению Минтрудом России (ч. 1 ст. 216 ТК РФ, Постановление Правительства РФ от 19.06.2012 N 610).
Федеральные органы исполнительной власти, которым предоставлено право осуществлять отдельные функции по нормативно-правовому регулированию, специальные разрешительные, надзорные и контрольные функции в области охраны труда, обязаны координировать свою деятельность и согласовывать принимаемые ими решения в области охраны труда с Минтрудом России (ч. 2 ст. 216 ТК РФ).
В целях государственного управления охраной труда Правительство РФ, уполномоченные федеральные органы исполнительной власти (ч. 4 ст. 216 ТК РФ):
- обеспечивают разработку
нормативных правовых актов,
- разрабатывают федеральные целевые программы улучшения условий и охраны труда и обеспечивают контроль за их выполнением;
- устанавливают порядок
организации и проведения
- устанавливают порядок
осуществления государственной
экспертизы условий труда,
- разрабатывают меры
- обеспечивают взаимодействие
федеральных органов
- координируют научно-
- организуют международное
сотрудничество в области
- исполняют иные полномочия
в сфере государственного
На территориях субъектов РФ государственное управление охраной труда осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ в пределах их полномочий. Эти полномочия перечислены в ч. 5 ст. 216 ТК РФ.
Органам местного самоуправления могут быть переданы отдельные полномочия по государственному управлению охраной труда в порядке и на условиях, которые определяются федеральными законами и законами субъектов РФ. На федеральном уровне передача отдельных полномочий по государственному управлению охраной труда органам местного самоуправления осуществляется в соответствии со ст. 132 Конституции РФ, ст. 19 и ст. 20 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКСПЕРТИЗА УСЛОВИЙ ТРУДА
Государственная экспертиза
условий труда (далее - государственная
экспертиза) - это оценка соответствия
объекта экспертизы государственным
нормативным требованиям охраны
труда (ч. 11 ст. 209 ТК РФ). Без заключений
государственной экспертизы запрещается
техническое переоснащение
Государственная экспертиза проводится следующими органами (ч. 1 ст. 216.1 ТК РФ):
- федеральной инспекцией
труда. Она осуществляет
- органами исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда.
Порядок проведения государственной экспертизы определен Положением о проведении государственной экспертизы условий труда в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 25.04.2003 N 244 "Об утверждении Положения о проведении государственной экспертизы условий труда в Российской Федерации".
Помимо указанного
Положения документом, регулирующим
вопросы государственной
Государственная экспертиза условий труда осуществляется в целях оценки (ч. 3 ст. 216.1 ТК РФ):
- качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда;
- правильности предоставления
работникам компенсаций за
- соответствия проектов
строительства, реконструкции,
- фактических условий
труда работников, в том числе
в период, непосредственно
Государственной экспертизе подлежат документация и материалы по условиям и охране труда (п. 2 Положения о государственной экспертизе). Перечень такой документации и материалов определяется Минтрудом России в зависимости от объекта экспертизы (п. 5.2.14 Положения о Минтруде России).
Согласно п. 4 Положения о государственной экспертизе в федеральную инспекцию труда направляются документация и материалы по проектам строительства и реконструкции производственных объектов федерального уровня.
В органы исполнительной власти
субъектов РФ, ведающие вопросами
охраны труда, представляются документация
и материалы по другим направлениям
государственной экспертизы условий
труда, включая проекты строительства
и реконструкции
Далее документация и материалы регистрируются и передаются на исполнение в соответствующее структурное подразделение органа исполнительной власти. Его руководитель (далее - руководитель экспертизы):
- формирует состав экспертов;
- организует проведение
государственной экспертизы
- организует подготовку
проекта экспертного
В случае если документация
и материалы, представленные на государственную
экспертизу, не соответствуют установленным
требованиям, орган исполнительной
власти в срок не более семи дней
со дня регистрации документации
и материалов уведомляет об этом заказчика.
Если заказчик не устраняет указанные
недостатки, орган исполнительной власти
по истечении одного месяца со дня
регистрации документации сообщает
заказчику о невозможности
В процессе проведения государственной экспертизы орган исполнительной власти имеет право запросить у ее заказчика дополнительную информацию, необходимую для оценки соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (п. 5 Положения о государственной экспертизе).
Иные права и обязанности лиц, осуществляющих государственную экспертизу, установлены в ч. 5 и ч. 6 ст. 216.1 ТК РФ.
Срок проведения государственной экспертизы условий труда зависит от трудоемкости экспертных работ и объема представленных на экспертизу документации и материалов, но не должен превышать одного месяца. В исключительных случаях он может быть продлен, но не более чем на один месяц (п. 8 Положения о государственной экспертизе).
По окончании государственной экспертизы составляется экспертное заключение, требования к которому определены п. 11 и п. 12 Положения о государственной экспертизе. Форма экспертного заключения приведена в Приложении N 1 к Рекомендациям.
Экспертное заключение должно
содержать обоснованные выводы о
соответствии (несоответствии) условий
труда государственным
Далее один экземпляр экспертного заключения вместе с документацией и материалами, прошедшими экспертизу, направляется заказчику, другой остается в органе исполнительной власти и хранится в течение пяти лет, если иной срок не определен законодательством РФ.
Если заказчик не согласен с экспертным заключением, он может обжаловать его в судебном порядке (п. 14 Положения о государственной экспертизе).
ОБЯЗАННОСТИ РАБОТОДАТЕЛЯ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА
Частями 1, 2 ст. 212 и ч. 2 ст. 22 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Обязанности работодателя подразделяются на несколько видов.
1. Обязанности
по обеспечению безопасных
- обеспечение безопасности
работников при эксплуатации
зданий, сооружений, оборудования, осуществлении
технологических процессов, а
также применяемых в
- применение средств