Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 03:13, реферат
До 1 февраля 2002 года регулирование трудовых отношений между работодателями и работниками на предприятиях, в учреждениях и организациях (в дальнейшем организации) всех форм собственности (частной, государственной, муниципальной и собственности общественных организаций) осуществлялось на основе безнадежно устаревшего Кодекса законов о труде РФ (КЗоТ РФ), утвержденного Верховным Советом РСФСР 9 декабря 1971 года.
Введение. 3
I. Понятие и значение охраны труда. 5
II. Законодательство об охране труда. 15
III. Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства об охране труда. 28
3.1. правовая защита конституционных прав граждан на безопасные условия труда 41
IV. Особенности правового регулирования труда беременных женщин. 49
4.1. Особенности регулирования труда женщин, имеющих детей в возрасте до 3-х лет 59
4.2. Охрана труда молодежи. 63
V. Экономико-правовая концепция Трудового кодекса о регулировании труда женщин 70
Заключение. 80
Список использованной литературы 82
Федеральный закон «Об основах охраны труда в РФ» от 17 июля 1999 г. принят вместо Закона 1993 г. «Основы законодательства РФ об охране труда». Он значительно улучшил содержание Основ. Например, его ст. 1 содержит ряд впервые закрепленных в законе таких понятий, как: условия труда, вредный производственный фактор, опасный производственный фактор, безопасные условия труда, рабочее место, средства индивидуальной и коллективной защиты работников, сертификат безопасности и производственная деятельность.
В науке трудового права
Сертификат безопасности – документ, удостоверяющий соответствие работ в организации установленным государственным нормативным требованиям охраны труда. Новый Федеральный закон:
1) устанавливает гарантии
2) обеспечивает единый порядок
регулирования отношений
3) направлен на создание
Этот комплексный Закон об охране труда закрепил: основные направления государственной политики в данной области; право работника на охрану труда с его широким содержанием и гарантиями; правовой и экономический механизм обеспечения охраны труда; надзор и контроль за соблюдением законодательства об охране труда и ответственность за его нарушение. Закон состоит из 29 статей.
Охраной труда, согласно данному Закону (ст. 11), управляет государство непосредственно через Федеральное правительство или по его поручению, федеральные органы исполнительной власти. Закон закрепил единые принципы и нормы по охране труда для всех производств страны, и эта область остается под государственным надзором и контролем.
Нормативные правовые акты, содержащие единые государственные нормативные требования по охране труда, должны соблюдаться федеральными органами исполнительной власти и всеми организациями всех форм собственности при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, машин, механизмов, оборудования, технологических процессов, организации производства и труда.
Перечень видов этих актов и кем они утверждаются предусмотрены постановлением Правительства РФ от 23 мая 2000 года.[12] Так, государственные стандарты системы стандартов безопасности труда (ГОСТ ССБТ) утверждают Госстандарт России и Госстрой России, а отраслевые (ОСТ ССБТ) – федеральные органы исполнительной власти. На основе этих актов организации сами разрабатывают и утверждают стандарты предприятия и инструкции по охране труда для работников и на отдельные виды работ. Профсоюзы, их органы имеют право принимать участие в согласовании с ними нормативных правовых актов по охране труда.
Постановление Правительства РФ от 23 мая 2000 г. установило, что в РФ действует система нормативных правовых актов, содержащие государственные нормативные требования охраны труда. Она состоит из межотраслевых и отраслевых правил и типовых инструкций по охране труда, строительных и санитарных норм и правил и инструкций по безопасности, правил устройства и безопасной эксплуатации, свода правил по проектированию и строительству, гигиенических нормативов и государственных стандартов безопасности труда.
Государственные нормативные требования охраны труда утверждаются сроком на пять лет и могут быть продлены не более чем на два года. Это сделано для того, чтобы данные требования по охране труда не отставали от технологического прогресса. Пересмотр их осуществляется в том же порядке, который установлен для их принятия.
Правительство РФ постановлением «О мерах по улучшению условий и охраны труда» от 26 августа 1995 г. [13] возложило осуществление государственного управления охраной труда на Минтруд России, закрепило его функции в этом вопросе, обязало образовать Департамент охраны труда, предусмотрело образование Государственной академии охраны труда Министерства труда и социального развития Российской Федерации для проведения научно-исследовательских работ и координации деятельности научных центров страны в области охраны труда, а также образование общероссийского центра охраны труда Минтруда России для обобщения и распространения передового опыта в области условий и охраны труда, оказания методической помощи службам охраны труда организаций.
Закон Иркутской области от 4.12.2002
года № 63-03 [14] стал основным документом,
принятым в 2002 году. Данный закон дополнил
требования ФЗ «Об основах охраны
труда в РФ» в части
Настоящий Закон действует на всей территории области и распространяется: на работодателей, работников, состоящих с работодателями в трудовых отношениях; на членов кооперативов, участвующих в совместной производственной и иной хозяйственной деятельности, на студентов, проходящих производственную практику, на военнослужащих, направленных на работу в организации, на граждан, отбывающих наказание по приговору суда, в период их работы в организациях. Обеспечение разработки приоритетных направлений деятельности в сфере охраны труда, координация взаимодействия заинтересованных органов и организаций при реализации основных направлений государственной политики в сфере охраны труда осуществляются в рамках деятельности комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, совещательных органов. К ведению Законодательного собрания области в сфере охраны труда относится: принятие и толкование законов области, осуществление контроля за их исполнением; утверждение в составе областного бюджета расходов на охрану труда, областных программ по улучшению условий и охраны труда, осуществление контроля за целевым использованием средств областного бюджета, предоставление налоговых льгот. К ведению органов исполнительной власти области в сфере охраны труда относятся: реализация государственной политики на территории области, государственное управление, принятие нормативно-правовых актов и т.д.
Органы местного самоуправления обеспечивают реализацию основных направлений государственной политики в сфере охраны труда в пределах своих полномочий, а также полномочий, переданных им органами государственной власти области в установленном порядке. Например, приложения 1 и 2.
Приложение 1
Утверждено решением районной Думы
№ от _
ПЕРЕЧЕНЬ МЕРОПРИЯТИЙ
Программы улучшения условий и охраны труда в муниципальном образовании «Заларинский район» на 2003-2005 гг.
Мероприятия
исполнители
сроки
Стоимость по годам в тыс.руб.
Источники финанси-рования
Всего
2003
2004
2005
1
2
3
4
5
6
7
8
1.Нормативно-правовое
1.1. Разрабатывать
нормативно-правовые документы
Специалист по охране труда
2003-2005
1.2. Разработать
программу улучшения условий
и охраны труда в
Специалист по охране труда, МВК
2005
1.3. Разрабатывать материалы и выносить на рассмотрение административного совета актуальные вопросы улучшения условий и охраны труда
Специалист по охране труда
2003-2005
2. Совершенствование
работы государственной
2.1. Проводить экспертизу на соответствие требованиям безопасности при лицензировании отдельных видов деятельности
Специалист по охране труда
Средства организаций
2.2. Разработать планы по улучшению условий труда женщин в организациях муниципального образования и проводить работу по их реализации: по введению норм предельно допустимых нагрузок при подъеме и перемещении тяжести, по высвобождению женщин с тяжелых работ и работ с вредными условиями труда
Организации района
Средства организаций
Приложение 2
РФ – РОССИЯ
ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ
ЗАЛАРИНСКИЙ РАЙОН
Мэр Заларинского района
РАСПОРЯЖЕНИЕ
От № _
« О мероприятиях по охране труда».
В соответствии с Федеральным законом № 181-Ф3 «Об основах охраны труда в Российской Федерации», на основании предложений районной межведомственной комиссии по охране труда в целях организации необходимой работы по обеспечению безопасных условий и охране труда на объектах муниципальной собственности.
1. Комитету по экономике (Гнетов В.М.), комитету по управлению муниципальным имуществом (Китаев А.А.), юридическому отделу (Минеева М.А.) при разработке трудовых договоров и должностных инструкций руководителей муниципальных предприятий и учреждений предусмотреть, в соответствии с трудовым Кодексом Российской Федерации, раздел по обеспечению безопасных условий и охране труда.
2. Комитету по строительству, архитектуре и теплоэнергетике (Марков Б.А.), руководителям муниципальных предприятий и учреждений при заключении договоров подряда на производство работ по муниципальному заказу считать обязательным условием наличие в подрядной организации службы охраны труда, для частных предпринимателей документа о проверке знаний по охране труда.
3. Комитету по управлению
Мэр Заларинского района П.Г. МАРЧУК Законом области, соглашением, коллективным договором, трудовым договором могут быть установлены компенсации работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда.
Уровень смертельного травмирования в Иркутской области снизился в сравнении с предыдущим периодом на 17,28 % и составил по итогам 2002 года 0,164 случаев на 1000 занятых в экономике, или 87 случаев в целом по области (104 в 2001 году). По данным Государственной инспекции труда в Иркутской области в 2002 году произошло 119 смертельных, 339 тяжелых и 39 групповых несчастных случаев на производстве.
III. Государственный надзор и
контроль за соблюдением
Хорошо известно, что мало провозгласить какие-либо права, главное – претворять их в жизнь. Не секрет, что Россия в настоящее время находится далеко не на первом месте по уровню жизни и ряд социально-экономических прав человека государство практически не может обеспечить.
Запомнилась такая шутка, появившаяся в одной из газет. Разговор между работником и работодателем: «Я имею право? – Имеете – А я могу? – Нет, не можете». Этот журналистский каламбур отражает, к сожалению, реальную ситуацию.
На взгляд С.Колобовой [15], главное в проблеме прав человека сегодня – не теоретическая разработка и дать не их законодательное закрепление, а создание необходимых условий, гарантий, предпосылок, механизмов реализации прав человека, прежде всего социально-экономических. Важно устранить прямые нарушения прав, причины их порождающие, поставить заслоны на пути злоупотреблений и произвола в отношении прав граждан, упрочить их охрану и защиту со стороны власти.
Причин нарушений прав в сфере труда немало. Одна из них – отсутствие строгой системы процедур и механизмов защиты.
Термин «зашита права» принимается в различных смыслах как в законодательстве, так и в научной литературе. В законодательстве понятие «защита права» чаще всего носит абстрактный характер и означает возможность государства, его органов защитить те или иные права, не конкретизируя, идет ли речь о защите нарушенных прав или о гарантиях, формах реализации каких-либо еще не нарушенных прав. Так, Закон «Об основах государственной службы РФ» одним из принципов государственной службы называет защиту прав и свобод человека и гражданина.
Отдельные законодательные акты констатируют, какие конкретные права они защищают. Например, профсоюзы должны защищать социально-трудовые права и интересы работников .[16]
В юридической литературе различаются защита и охрана субъективного права. Некоторые авторы считают, что ни в трудовом законодательстве, ни в науке проблема защиты трудовых прав не разработана вовсе. Однако это не означает их отсутствия. Так, к способам защиты трудовых прав можно отнести восстановление на работе, объявление забастовки и др.
Говоря о возможности
В сложившейся экономической