Охрана труда жэенщин и молодежи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 03:13, реферат

Краткое описание

До 1 февраля 2002 года регулирование трудовых отношений между работодателями и работниками на предприятиях, в учреждениях и организациях (в дальнейшем организации) всех форм собственности (частной, государственной, муниципальной и собственности общественных организаций) осуществлялось на основе безнадежно устаревшего Кодекса законов о труде РФ (КЗоТ РФ), утвержденного Верховным Советом РСФСР 9 декабря 1971 года.

Содержание

Введение. 3
I. Понятие и значение охраны труда. 5
II. Законодательство об охране труда. 15
III. Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства об охране труда. 28
3.1. правовая защита конституционных прав граждан на безопасные условия труда 41
IV. Особенности правового регулирования труда беременных женщин. 49
4.1. Особенности регулирования труда женщин, имеющих детей в возрасте до 3-х лет 59
4.2. Охрана труда молодежи. 63
V. Экономико-правовая концепция Трудового кодекса о регулировании труда женщин 70
Заключение. 80
Список использованной литературы 82

Вложенные файлы: 1 файл

Охрана труда женщин и молодежи.doc

— 337.50 Кб (Скачать файл)

 

Трудовой договор и расторгается при однократном грубом нарушении  работником трудовых обязанностей, например, при прогуле (отсутствии на рабочем месте без уважительных причин более 4-х часов подряд в течение рабочего дня), при появлении на рабочем месте в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения. И еще в ряде случаев, связанных как с разглашением охраняемой законом тайны (государственной, коммерческой, служебной), так и с совершением по месту работы хищения чужого имущества, в том числе и мелкого.

 

Совершение работником, выполняющим  воспитательные функции, аморального поступка, также несовместимо с продолжением данной работы.

 

Как видим, даже у этого неполного  перечня оснований для увольнений законодатель предоставил работодателю более чем достаточно. А увольнение женщин, имеющих детей, расчистил дорогу для избавления изношенной неэффективной работы женщин. И Вместе с тем работодатель получил механизм выжимания и присвоения прибавочного продукта из наемных работниц, имеющих детей.

 

Нормы права ст. 170 КЗоТа РСФСР  запрещало снимать заработную плату работникам по мотивам, связанным с наличием детей, а женщинам также – по причине беременности. Новый Трудовой кодекс уже не содержит таких гарантий для беременных женщин и матерей.

 

Если во время действия правового  режима, регулируемого КЗоТом РСФСР, женщина по причине беременности или наличия у нее детей не выполнила нормы труда и объемы работ, то это не вело к снижению з/п, потому что запрещалось законом. Тем самым государство брало под свою защиту материнство, детство и семью. Новый Трудовой кодекс не содержит таких гарантий, напротив, идет вразрез с требованиями ч. 1 ст. 38 Конституции РФ.

 

Еще раз заметим, что экономико-правовая концепция нового Трудового кодекса  направлена на выжимание и присвоение работодателями результатов прибавочного труда с целью увеличения прибыли за счет увеличения рабочего времени женщин за его нормальным пределом, а также за счет привлечения дополнительной женской рабочей силы на рынок труда. Это общее экономическое положение нашло юридическое воплощение в нормах права ст. 97, 98, 99, 259 нового Трудового кодекса, которые допускают женский наемный труд за пределами нормальной продолжительности рабочего времени по соглашению сторон трудового договора. Такая норма в законе предусмотрена в интересах исключительно работодателя. С юридической точки зрения указанные нормы статей, разрешающие работу за пределами нормативов продолжительности рабочего времени, противоречат требованиям ч. 5 ст. 37 Конституции РФ и ст. 91 Трудового кодекса РФ, где установлена юридическая гарантия нормальной продолжительности рабочего времени, которая не может превышать 40 часов в неделю.

 

В силу требований норм права ч. 2 и 3 ст. 55 Конституции РФ, закрепивших  положение о том, что в РФ не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина, указанные нормы нового кодекса, разрешающие женщинам работать за пределом нормальной продолжительности рабочего времени, должны быть признаны антиконституционными. Иначе государство не отражает интересы всего гражданского общества , а поддерживает узкой части населения России – работодателей.

 

Государство и работодатели в целях  увеличении прибыли, ликвидации инфляции разрешили женщинам, имеющим детей, продавать рабочую силу за пределами  нормальной продолжительности рабочего времени. Так, норма ст. 259 Трудового кодекса запрещает направлять в служебные командировки, привлекать к сверхурочным работам в ночное время, выходные и праздничные дни только беременных женщин. Тогда как в илу требований ст. 161, 162 КЗоТа РСФСР все женщины не допускались к работам в ночное время, за исключением тех отраслей народного хозяйства, где это вызывалось особой необходимостью. А женщины, имеющие детей в возрасте до 3-х лет не допускались не только к ночным сверхурочным работам, но и работам в выходные дни, а также им запрещалось ездит в командировки. Нормы права ст. 163 КЗоТа РСФСР не разрешали привлекать к сверхурочным работам и направлять в командировки женщин, имеющих детей в возрасте от 3 до 14 лет без их согласия. Ст. 259 нового Трудового кодекса допускает как направление в служебные командировки, так и привлечение к сверхурочной работе и в ночное время, в выходные и праздничные дни женщин, имеющих детей в возрасте до 3-х лет, с их письменного согласия и при наличии положительной медицинской рекомендации. В силу ст. 196 нового Трудового кодекса к работе в ночное время работодателю разрешено привлекать женщин, воспитывающих без супруга детей в возрасте до 5 лет, с их письменного согласия и при условии, если такая работа не запрещена им по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением.

 

Теперь нет жесткой границы  между рабочим временем и временем отдыха женщин. Такой подход законодателя повлечет жесткий режим в трудовых правоотношениях между работодателями и работницами, которые вынуждены будут превратить время отдыха в рабочее время, их семьи станут существовать для работы, для увеличения прибыли работодателя. Если женщина не согласиться с указанной экономико-правовой концепцией, то работодатель всегда найдет основания для ее увольнения ( ст. 81 ТК РФ).

 

Новый ТК установил авторитарный способ регулирования рабочего времени  женщин при установлении перерыва для  кормления ребенка, который теперь зависит только от воли работодателя, и произвол последнего не может быть ограничен решением профсоюзного органа, как было предусмотрено ст. 169 КЗоТа РСФСР. Таковы требования ст. 258.

 

Время отдыха женщины, по существу законодатель не изменил. Так нормы права ст. 255, 256, 257, 260, 262, 263 нового ТК РФ воспроизводят  требования ст. 163.1, 165, 166, 167, 168 КЗоТа РСФСР. Однако в новом кодексе право женщины на отдых связано с ее волеизъявлением, а с заявлением, которое может совпадать с желанием работницы. В судебной практике известна масса трудовых споров, когда женщины вынуждены писать заявления об увольнении «по собственному желанию», об уходе в отпуск без сохранения з/п не на основании добровольного волеизъявления, а по принуждению со стороны работодателя. Руководитель, обладая широким и сильным авторитетом, под давлением всегда может поставить работницу в условия, когда ей предстоит выбирать более лучшее положение среди худшего, т.е. кормиться крохами с барского стола. Такая конституция норм права, регулирующих отдых женщин, ставит и их в ущемленное положение по отношению к работодателю и не гарантирует им судебную защиту нарушенных трудовых прав на отдых. Суд уже не будет допрашивать свидетелей, исследовать иные доказательства для установления подлинного волеизъявления женщины и обстоятельств написания заявления, а ограничиться ее письменным заявлением. Так, допустим, право женщин на отпуск по беременности и родам, на отпуск по уходу за ребенком, на дополнительные выходные дни для осуществления ухода за детьми-инвалидами возникает только после их заявления. КЗоТ РСФСР таких формальных ограничений прав женщин на отдых не предусматривал.

 

Аналогичный способ ограничения прав женщин заложен в ст. 254, 258, 259 нового Трудового кодекса. Так, только по заявлению  беременным женщинам снижают нормы  выработки и нормы обслуживания, а также переводят на другую работу. Перевод женщин, имеющих детей в возрасте до полутора лет, на другую работу тоже допускается только по их заявлению, как и присоединение перерывов для кормления ребенка к перерыву для отдыха и питания, либо перенос в суммированном виде на начало или на конец рабочего дня или рабочей смены. Направление женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, в служебные командировки и привлечение их к сверхурочным работам в ночное время, выходные и праздничные дни допускается только с их письменного согласия. Следовательно, законодатель связал наступление указанных прав не с желанием женщин, их волеизъявлением, а с формой. Юридическое значение и законное положение законодатель придал форме волеизъявления – заявлению, письменному согласию, а не существу волеизъявления, добровольности трудовых отношений, свободе труда и трудового договора, как требуют нормы права частей 1, 2 статьи 37 Конституции РФ. Такой способ изложения прав следует признать антиконституционным.

 

Заключение 

 

Несмотря на принимаемые меры, обстановка в стране с охраной труда и техникой безопасности по-прежнему остается напряженной.

 

Занятость и безработица являются наиболее острыми экономическими и  социальными проблемами рыночной экономики. В целом ситуацию в сфере занятости  в России специалисты характеризуют как кризисную. Это вызвано развалом финансовой системы, падением объемов производства и т.д.

 

Безработица в России приобрела  массовый характер, представляет реальную угрозу для развития общества, является основным фактором рассмотрения бедности и деградации населения. Наибольшие потери реальных рабочих мест наблюдаются на предприятиях военно-промышленного комплекса, в машиностроении, в легкой промышленности, в сельскохозяйственном секторе и др. В первую очередь пополняют армию безработных граждане с ограниченной возможностью трудоустройства: женщины, имеющие детей, молодежь, лица предпенсионного возраста, военнослужащие, уволенные из армии и не имеющие гражданской специальности, инвалиды и др.

 

Многие работодатели и руководители предприятий и организаций в погоне за прибылью в нарушение требований закона не создают на рабочих местах здоровые и безопасные условия труда, что порождает производственный травматизм. Более того, в ряде регионов на предприятиях, преимущественно частной и смешанной форм собственности, допускаются неединичные случаи скрытия от учета и расследования несчастных случаев на производстве, в том числе нередко с тяжелым и смертельным исходом. В результате общее состояние с охраной труда на предприятиях и в организациях РФ продолжает оставаться крайне тревожным.

 

В настоящее время мы столкнулись  с несколькими принципиальными  разночтениями и противоречиями в законодательстве РФ. Данные противоречия вызваны крайней запутанностью  в Законах РФ, поскольку принимая закон, он вступает в противоречие с предыдущим. Но по общим правилам, хотя и действуют нормы более позднего закона, суд не всегда выносит решение в соответствии с данным правилом.

 

Таким образом, я считаю, что государственную  политику по охране материнства и  детства стоит развивать далее, определив конкретные механизмы (гарантии) реализации трудовых прав женщин, а также видна необходимость систематизировать нормы, регулирующие особенности труда женщин.

 

 

Список использованной литературы

 

Законодательство:

 

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г., с изм. и доп. от 25.07.2003 г.

 

2. ФЗ от 17 июля 1999 г. № 181 «Об  основах охраны труда в РФ». 

 

3. Федеральный закон от 19.05.95 №  81. Ст. 10. «О государственных пособиях  гражданам, имеющим детей» 

 

4. Закон от 4.12.2002 № 63-03 «Об охране труда в Иркутской области».

 

5. Кодекс Законов о труде РФ. С постатейными материалами и  судебной практикой. Ред. Д.Диянов . М.”Менеджер” 1997 г. 

 

6. Комментарии к Трудовому Кодексу  Российской Федерации. – М.: ТОН-ИКФ  ОМЕГА-Л, 2002

 

7. Кодекс Российской Федерации  об административных правонарушениях.  – М.: ООО «Издательство АСТ», 2002.

 

8. Указ Президента РФ от 30.05.94 № 1110 «О размере компенсационных  выплат отдельным категориям  граждан».

 

9. Распоряжение Правительства РФ от 28.06.01 № 855-р. «План действий по улучшению положения женщин в РФ и повышение их роли в обществе на 2001-2005 гг.».

 

10. Постановление Правительства  РФ от 25.02.00 г. № 162 «Об утверждении  перечня тяжелых работ с вредными  или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин»

 

11. Постановление Пленума Верховного  Суда РСФСР от 25.12.90 № 6 «О некоторых  вопросах, возникающих при применении  судами законодательства, регулирующего  труд женщин». 

 

Специальная литература.

 

1. Гапоненко В.Ф., Михайлов Ф.Н.  Трудовое право, – М.: ЮНИТИ, 2002. – 463 с. 

 

2. Какаулин С.П. Система управления  охраной труда в Иркутской  области // Справочник специалиста  по охране труда, 2003 г., № 3. С. 95.

 

3. Колобова С. «Как защитить  трудовые права?».Российская юстиция. 2000 г. № 10.

 

4. Лыгин Р.Н., Толмачев А.П. Трудовое  право /конспект лекций/, – М.: ПРИОР, 2001. – 112 с. 

 

5. Муцинова Н.А. «Правовая организация  охраны труда на промышленных  предприятиях СССР». Автореферат  канд. дисс. М., 1970, с.6.

 

6. Российская газета. 12 марта 1997 г. «Программа социальных реформ». 

 

7. Сорокин Ю.Г. На основе достигнутого  – к новым решениям в области  охраны труда. № 1 С. 7.

 

8. Сыроватская Л.А. Трудовое право:  учебник /2-е издание, доп. перераб.  М., ЮРИСТЪ, 2001

 

9. Трудовое право /Под ред.  О.В. Смирнова, учебник, изд. 3-е,  перераб. и дополн./, – М.: Издательская  группа «Проспект», 2000. – 447 с. 

 

10. Шугаев А.А. «Замечания на  проект Трудового кодекса РФ».  Адвокат, июль 1999, № 7 с. 19.

 

[1] ФЗ «Об основах охраны труда в РФ» от 17 июля 1999 г. № 181.

 

[2] Ст. 143 УК РФ 

 

[3] Муцинова Н.А. «Правовая организация  охраны труда на промышленных  предприятиях СССР». Автореферат  канд. дисс. М., 1970, с.6.

 

[4] ФЗ от 17 июля 1999 г. № 181 «Об  основах охраны труда в РФ».

 

[5] См.: Александров Н.Г. «Трудовое  правоотношение» М., 1948 г. 

 

[6] Ст. 1 ФЗ РФ 1999 № 29 «Об основах  охраны труда».

 

[7] Какаулин С.П. Система управления  охраной труда в Иркутской  области // Справочник специалиста  по охране труда, 2003 г., № 3. С. 95.

Информация о работе Охрана труда жэенщин и молодежи