Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2014 в 21:49, дипломная работа
Целью написания данной дипломной работы является следующее:
Во-первых, проанализировать основные черты пенсионной системы, выявить наиболее значимые проблемы, и рассмотреть возможные пути их решения.
Во-вторых, раскрыть особенности Российского Законодательства в области пенсионного обеспечения с учетом современного реформирования.
Введение …………………………………………………………………….…….. 3
Глава 1 Пенсионное обеспечение в Российской Федерации ………….……… 5
1.1 Понятие и правовые основы пенсионного обеспечения
в Российской Федерации ………………………………………………….. 5
1.2 Понятие и классификация пенсий в Российской Федерации ……………11
Глава 2 Трудовые пенсии в Российской Федерации…………………………...17
2.1 Понятие, правовая база и основные положения
о трудовых пенсиях в РФ ………………………………………………….17
Лица, имеющие право на трудовую пенсию ……………………………..27
Виды трудовых пенсий в РФ и их структура …………………………….32
Условия назначения трудовых пенсий в РФ ……………………………. 40
Глава 3 Пенсионная реформа …………………………………………………...48
3.1 Цели, задачи и пути реализации пенсионной реформы ……………….. 48
3.2 Правовые основы пенсионной реформы …………………….……...….. 57
Заключение ……………………………………………………………..........…. 68
Список использованных источников .............................................................. 71
Приложения ……………………………………………………………........…...74
С одной стороны, отдельные законы проще провести через Федеральное Собрание, чем многостатейный кодекс, а с другой — лучше эти законы вначале апробировать в правоприменительной практике, выявить и устранить возможные пробелы правового регулирования, прежде чем осуществлять трудоемкий процесс их кодификации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Пенсионное обеспечение рассматривается как базовая и одна из самых важных социальных государственных гарантий стабильного развития общества, поскольку затрагивает непосредственно интересы нетрудоспособного населения, составляющего, как правило, свыше 25-30 % жителей любой страны, и косвенно всего трудоспособного населения. Особенно важное значение оно приобретает в период радиальной экономической перестройки, происходящей в России, где в настоящее время численность престарелых, инвалидов и членов семей, потерявших кормильца, составляет свыше 26,3% общей численности населения.
Гарантия прав граждан на пенсионное обеспечение по возрасту, в случае болезни, по инвалидности, потери кормильца и в других случаях обеспечена Конституцией РФ.
Заинтересованность в данной теме объясняется тем, что на сегодняшний день система пенсионного обеспечения находится в стадии реформирования, вследствие чего появляется возможность проследить изменения в этом направлении, отразить плюсы и минусы осуществляемой реформы, дать свою оценку происходящему.
Пенсионная реформа затрагивает интересы каждого человека, является одним из важнейших вопросов проводимых в нашей стране в рамках социально - экономического развития общества.
В целях усиления государственных гарантий прав граждан на пенсионное обеспечение в условиях проводимой экономической реформы и создания предпосылок для устойчивого развития пенсионной реформы в Российской Федерации в декабре 2001г. был принят пакет законов по пенсионному обеспечению.
Базовым реформаторским законом является Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в РФ». Он регулирует отношения между всеми сторонами, участвующими в обязательном пенсионном страховании – самим застрахованным, его работодателем, перечисляющим за него пенсионные взносы и Пенсионным Фондом РФ, эти взносы аккумулирующим и производящим выплату пенсий.
Вторым реформаторским законом является Федеральный закон «О трудовых пенсиях в РФ», который устанавливает новый порядок расчета и выплаты пенсий.
Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» касается тех, кому пенсии выплачиваются из федерального бюджета, - государственных служащих, граждан, утративших здоровье при прохождении военной службы, в результате радиационных и техногенных катастроф. По этому же закону выплачиваются пенсии по инвалидности, потере кормильца и иные социальные пенсии.
Введение в действие нового пенсионного законодательства позволяет решать пенсионные вопросы более объективно. Многие положения по пенсионному обеспечению введены вновь, но многое и осталось от старого пенсионного законодательства.
Так, например, сохранено право на получение двух пенсий тем, кто пользуется этим правом по действующему законодательству. Это учтено сразу в двух законах «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Новое законодательство сохраняет выслугу лет учителям и врачам, льготные пенсии по спискам №1 и №2 до того времени, пока не будет принят закон о профессиональных пенсиях.
По – прежнему, для абсолютного большинства граждан РФ пенсионный возраст наступает в 60 лет – у мужчин, и в 55 – у женщин.
Новыми являются то, что в страховой стаж включаются «не страховые» периоды: декретный отпуск (в сумме до трех лет); служба в армии; время ухода за нетрудоспособным иждивенцем; содержание под стражей при последующем признании не виновным.
Эти периоды будут учитываться при расчете страховой части пенсий, а их финансирование возьмет на себя федеральный бюджет.
Рассмотрение трех основополагающих федеральных законов не затрагивает всех аспектов пенсионной реформы. Учитывая объемность и динамичность пенсионного законодательства, дальнейшее совершенствование пенсионной реформы, на следующем этапе предполагается принятие новых нормативных актов по пенсионному обеспечению.
В силу масштабности государственной программы пенсионного обеспечения в условиях нашей страны, а также ее сложности из-за особенностей накопленных за советский период пенсионных обязательств современная пенсионная система России играет огромную роль не только в социальной и общественно-политической жизни всего государства, но и в его финансово-бюджетной сфере, оказывая значительно влияние на формирование и перераспределение денежных ресурсов в региональном и отраслевом аспектах, на стабильность и сбалансированность финансовой системы государства.
В то же время нельзя не учитывать, что степень изученности экономических аспектов функционирования пенсионной системы России отстает от потребностей современной отечественной практики. Это не позволяет давать оперативные ответы на запросы практики и принимать конструктивные решения по многочисленным актуальным проблемам развития пенсионной системы. Среди них, прежде всего, необходимо выделить проблемы постоянного пересмотра пенсионного законодательства в связи с решениями отдельных социальных задач, преодоления периодических финансовых кризисов бюджета ПФР, нарушения равенства отдельных видов пенсионных выплат различным категориям пенсионеров при проведении инфляционного осовременивания минимальных размеров пенсий и т.п.
Процесс преобразования пенсионной системы – сложный, длительный, порой весьма болезненный. Тем не менее, начало ему уже положено. И от успешного его завершения зависит ни много, ни мало – будущее всей сферы социального обеспечения, а значит, государства в целом и каждого из нас.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Соотношение времени выхода гражданина на пенсию
и продолжительности ожидаемого периода
Время выхода гражданина на пенсию |
Ожидаемый период
выплаты |
С 01.01.2002 по 31.12.2002 |
12 лет (144 месяца) |
С 01.01.2003 по 31.12.2003 |
12,5 лет (150 месяцев) |
С 01.01.2004 по 31.12.2004 |
13 лет (156 месяцев) |
С 01.01.2005 по 31.12.2005 |
13,5 лет (162 месяца) |
С 01.01.2006 по 31.12.2006 |
14 лет (168 месяцев) |
С 01.01.2007 по 31.12.2007 |
14,5 лет (174 месяца) |
С 01.01.2008 по 31.12.2008 |
15 лет (180 месяцев) |
С 01.01.2009 по 31.12.2009 |
15,5 лет (186 месяцев) |
С 01.01.2010 по 31.12.2010 |
16 лет (192 месяца) |
С 01.01.2011 по 31.12.2011 |
17 лет (204 месяца) |
С 01.01.2012 по 31.12.2012 |
18 лет (216 месяцев) |
С 01.01.2013 и в дальнейшем |
19 лет (228 месяцев) |
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Нормативные акты, применяемые в пенсионной реформе
Материальные законы (т.е. содержащие собственно |
Организационно-статусные законы |
Финансовые законы |
«О трудовых пенсиях в РФ» |
«Об обязательном пенсионном страховании в РФ» |
Часть вторая Налогового кодекса РФ (глава 24 «Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование») |
«О государственном пенсионном обеспечении в РФ» |
«Об управлении средствами государственного пенсионного обеспечения (страхования) в РФ» |
«О бюджете Пенсионного Фонда РФ (на соответствующий год) |
«О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы, и их семей» (новая редакция) |
«Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (новая редакция) |
«О федеральном бюджете» (на соответствующий год) |
«О дополнительном материальном обеспечении за особые заслуги перед Российской Федерацией» |
«Об обязательных профессиональных пенсионных системах в РФ» |
«Об инвестировании средств для финансирования накопительных пенсий лицам, застрахованным в Пенсионном фонде РФ» |
«О негосударственных пенсионных фондах» (новая редакция) |
Дипломная работа выполнена мной совершенно самостоятельно. Все использованные в работе материалы и концепции из опубликованной научной литературы и других источников имеют ссылки на них.
«____» ____________________ _________г.
_______________ Хабибуллина Эльмира Ришатовна
(подпись)
1 Далее Федеральный Закон от 17.12.2001 №173-ФЗ
2 Далее ПФР
3 Далее Федеральный Закон РФ от 31.05.2002г. №62-ФЗ
4 Далее Федеральный Закон от 25.07.2002 №115-ФЗ
5 Далее НПФ