Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2014 в 21:49, дипломная работа
Целью написания данной дипломной работы является следующее:
Во-первых, проанализировать основные черты пенсионной системы, выявить наиболее значимые проблемы, и рассмотреть возможные пути их решения.
Во-вторых, раскрыть особенности Российского Законодательства в области пенсионного обеспечения с учетом современного реформирования.
Введение …………………………………………………………………….…….. 3
Глава 1 Пенсионное обеспечение в Российской Федерации ………….……… 5
1.1 Понятие и правовые основы пенсионного обеспечения
в Российской Федерации ………………………………………………….. 5
1.2 Понятие и классификация пенсий в Российской Федерации ……………11
Глава 2 Трудовые пенсии в Российской Федерации…………………………...17
2.1 Понятие, правовая база и основные положения
о трудовых пенсиях в РФ ………………………………………………….17
Лица, имеющие право на трудовую пенсию ……………………………..27
Виды трудовых пенсий в РФ и их структура …………………………….32
Условия назначения трудовых пенсий в РФ ……………………………. 40
Глава 3 Пенсионная реформа …………………………………………………...48
3.1 Цели, задачи и пути реализации пенсионной реформы ……………….. 48
3.2 Правовые основы пенсионной реформы …………………….……...….. 57
Заключение ……………………………………………………………..........…. 68
Список использованных источников .............................................................. 71
Приложения ……………………………………………………………........…...74
Указанным Федеральным законом изменены некоторые традиционные институты и понятия законодательства о пенсионном обеспечении, а также введены многие новые, что при концептуальном изменении основополагающих принципов пенсионной системы представляется естественным и необходимым.
Например, теперь при определении права на трудовую пенсию используется не трудовой стаж, а страховой.
Страховой стаж – учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в пенсионный Фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (ст.2[5]).
Принципиальное отличие второго из названных видов стажа от первого заключается в том, что в него включаются периоды работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в ПФР, а не просто периоды трудовой деятельности без взаимосвязи с такой уплатой, как это происходило ранее при исчислении трудового стажа.
Существенно трансформирован перечень и содержание так называемых нестраховых периодов, то есть периодов, не связанных с осуществлением работы и уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Так, ранее Законодательством предусматривалось, что в общий трудовой стаж для определения права на пенсию включаются наравне с работой периоды ухода неработающей матери за каждым ребенком в возрасте до трех лет и 70 дней до его рождения, но не более 9 лет в общей сложности (ст.92[17]). В настоящее время, статья 11 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ предусматривает зачет в страховой стаж периодов ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности. Исключена возможность льготного (кратного) исчисления стажа для определения права на трудовую пенсию за периоды после 01.01.2002г.
Для приобретения права на трудовую пенсию требуется наличие всего пяти лет страхового стажа.
Впервые на законодательном уровне дается определение трудовой пенсии, под которой понимается ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, которые получали застрахованные лица перед установлением им трудовой пенсии либо утратили нетрудоспособные члены семьи застрахованных лиц в связи со смертью этих лиц. Из данной дефиниции можно вычленить основные признаки природы трудовой пенсии, такие как периодичность, компенсационность, возмездность, имущественный и страховой характер выплаты и др.
Сама трудовая пенсия отныне может состоять из трех самостоятельных частей: базовой, страховой и накопительной. В связи с этим введены понятия расчетного пенсионного капитала и пенсионных накоплений.
Расчетный пенсионный капитал определяется как общая сумма страховых взносов и иных поступлений в ПФР за застрахованное лицо и пенсионные права в денежном выражении, приобретенные до 01.01.2002г. Из этого следует, что данный капитал может состоять из двух частей. Только у граждан, которые начали работать после указанной даты, расчетный пенсионный капитал формируется из страховых взносов. У застрахованных лиц, начавших свою трудовую деятельность до 01.01.2002г. и продолжающих работать, расчетный пенсионный капитал складывается как из страховых взносов, поступивших в ПФР после 01.01.2002г., так и пенсионных прав в денежном выражении, приобретенных ими до указанной даты. Пенсионный капитал граждан, которые на момент начала реализации пенсионной реформы уже являлись пенсионерами и не работали, и вовсе состоит только из названных пенсионных прав.
Именно поэтому оценка пенсионных прав, приобретенных до 01.01.2002г., и механизм их преобразования в "живые деньги" представляет огромный интерес. Каждый гражданин, знающий этот механизм, может определить, с какой суммой на своем индивидуальном счете он начал путь в новой пенсионной системе.
Без оценки пенсионных прав граждане разного возраста находились бы в неравных условиях, поскольку не все из них могли бы за оставшееся до выхода на пенсию время сформировать достаточный расчетный пенсионный капитал, а установить общую сумму страховых взносов за период до 01.01.2002г. фактически невозможно. Базой для оценки пенсионных прав являются нормы действовавшего до начала пенсионной реформы пенсионного законодательства. При определении пенсионных прав в их денежном выражении на 01.01.2002г. подсчитывается, какая пенсия полагалась бы конкретному лицу с учетом имеющегося у него трудового стажа и заработка.
Принимая во внимание особую правовую природу накопительной части трудовой пенсии, носящую возмездно-эквивалентный характер, сумма пенсионных накоплений за период до 01.01.2002г. не определяется, да и не может определяться.
Пенсионные накопления представляют собой совокупность средств, сформированных за счет страховых взносов на обязательное накопительное финансирование трудовых пенсий и дохода от их инвестирования. Инвестирование данных средств осуществляется с учетом волеизъявления застрахованных лиц по правилам Федерального закона от 24.07.2002г. №111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации". Изложенное определение подчеркивает концептуальный тезис нового пенсионного законодательства, свидетельствующий о том, что застрахованные лица обладают возможностью непосредственно влиять на размер своей предполагаемой трудовой пенсии, то есть они являются активными субъектами системы обязательного пенсионного страхования.
Учитываются сведения о сумме расчетного пенсионного капитала и пенсионных накоплений на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица в системе персонифицированного учета ПФР, при этом данные о движении пенсионных накоплений отражаются в специальной части названного счета.
Неразрывно связано с понятиями расчетного пенсионного капитала и пенсионных накоплений понятие ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости.
Данный период, играет важнейшую роль при исчислении размера страховой и накопительной частей трудовой пенсии. От его величины напрямую зависят размеры указанных частей трудовой пенсии, поскольку они определяются путем деления суммы поступивших страховых взносов (соответственно расчетного пенсионного капитала и пенсионных накоплений) на ожидаемый период.
Ожидаемый период выплаты, используемый для расчета накопительной части трудовой пенсии, определяется в порядке, установленном федеральным законом, который к настоящему времени не принят. Данный период, необходимый для исчисления страховой части трудовой пенсии, равен 19 годам (228 месяцам). Однако названная продолжительность данного периода вводится в действие постепенно и достигнет 19 лет только к 2013 г. (приложение А).
Законодательством РФ определены основополагающие условия приобретения гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами и лицами без гражданства (они же апатриды или аполиды) права на трудовую пенсию.
Понятие "гражданин Российской Федерации" выявляется в нормах Федерального закона от 31.05.2002 №62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации"3. Под гражданством Российской Федерации понимается устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей (ст.3[11]).
Гражданами РФ являются: лица, имеющие гражданство Российской Федерации на день вступления в силу Федерального закона от 31.05.2002г. №62-ФЗ (01.07.2002г.), и лица, которые приобрели указанное гражданство в соответствии с данным Федеральным законом.
Гражданство Российской Федерации приобретается: по рождению; в результате приема в гражданство; в результате восстановления в гражданстве; по иным основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 31.05.2002 №62-ФЗ или международным договором Российской Федерации. При этом гражданство Российской Федерации является единым и равным независимо от оснований его приобретения.
Документом, удостоверяющим гражданство Российской Федерации, является паспорт гражданина Российской Федерации или иной основной документ, содержащий указание на гражданство лица.
Иностранным гражданином признается физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства, а лицом без гражданства - такое же лицо, но не имеющее указанного доказательства (ст.2[12]).
Тем самым понятия "иностранный гражданин" и "лицо без гражданства" не идентичны, однако в нашем случае это обстоятельство не имеет принципиального значения, поскольку с точки зрения пенсионного законодательства важен только общий для этих категорий лиц признак - отсутствие гражданства Российской Федерации.
Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, имеют право на трудовую пенсию на тех же условиях и основаниях, что и граждане нашей страны, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Изложенное правило согласуется с Конституцией РФ, устанавливающей, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации (ст.62 п.3[1]).
Гражданам Российской Федерации при соблюдении определенных законодательством условий трудовые пенсии могут устанавливаться независимо от факта постоянного проживания на территории нашей страны. Тем самым граждане Российской Федерации имеют полностью оправданное преимущество перед иностранцами в вопросе определения права на пенсионное обеспечение по нормам российского законодательства. Предоставление права на российскую трудовую пенсию всем иностранным гражданам вызывает сомнение не только с точки зрения правовой логики, но и здравого смысла.
Фактически для назначения иностранцу в Российской Федерации пенсии требуется подтверждение его правовой связи с нашей страной (для гражданина Российской Федерации такая связь выражается в гражданстве). В качестве такого подтверждения законодателем определен факт постоянного проживания в России.
Данное обстоятельство является единственным отличием при определении права на трудовую пенсию иностранцев и апатридов. В остальном, к ним предъявляются такие же требования, как и к гражданам Российской Федерации.
Таким образом,
Для приобретения и реализации права на трудовую пенсию лицо должно:
Постоянное проживание в Российской Федерации следует признать основополагающим юридическим фактом, необходимым для реализации иностранным гражданином права на пенсионное обеспечение, поскольку в случае его отсутствия иностранцу не может быть назначена трудовая пенсия даже при выполнении им всех иных условий.
В российском законодательстве об обязательном пенсионном страховании (пенсионном обеспечении) не содержатся (более того, не могут содержаться) нормы, определяющие, какой иностранный гражданин может считаться постоянно проживающим на территории нашей страны. Вопросы определения статуса иностранных граждан относятся к предмету административного законодательства.
Тем самым при рассмотрении вопроса о праве иностранных граждан на трудовую пенсию в Российской Федерации следует руководствоваться нормами Федерального закона от 25.07.2002 №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ»4, которым предусматриваются две формы проживания иностранных граждан на российской территории: временное и постоянное.
Документом, выданным иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в Российской Федерации, а также их права на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию, является вид на жительство.
При этом вид на жительство, выданный лицу без гражданства, является одновременно и документом, удостоверяющим его личность (ст.2[12]). Соответственно постоянно проживающим в Российской Федерации иностранным гражданином признается лицо, получившее вид на жительство.
Из этого следует, что трудовая пенсия в Российской Федерации может быть назначена иностранному гражданину, имеющему указанный документ.
Поэтому органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, при назначении трудовой пенсии иностранцам в качестве документа, подтверждающего постоянное проживание в нашей стране, должны требовать представления вида на жительство.
Временно проживающим в Российской Федерации иностранным гражданином признается лицо, получившее разрешение на временное проживание. Названное разрешение подтверждает право иностранца или апатрида временно проживать в России до получения вида на жительство и оформляется как отметка в документе, удостоверяющем его личность, либо как документ установленной формы, выдаваемый лицу без гражданства в случае отсутствия у него документа, удостоверяющего личность.
У временно проживающего в Российской Федерации иностранного гражданина (то есть имеющего разрешение на временное проживание) не может возникнуть право на трудовую пенсию вплоть до получения им вида на жительство.