Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 13:45, реферат
Актуальность темы исследования определяется особенностями социально-экономических процессов в современном белорусском обществе, связанных с переходом Беларуси к рыночным отношениям и развития кризисных явлений в экономике. В связи с этим обострились существовавшие ранее проблемы занятости населения, а также появились новые, связанные с изменением потребностей предприятий в рабочей силе, статусом самого работника, появлением явной и скрытой безработицы, отсутствием надлежащего учета этих явлений. Все это затрудняет изучение проблем рынка труда, усложняет возможности эффективного противодействия росту безработицы, поддержания занятости, обеспечения социальной защиты граждан.
Сезонной безработицей
охвачены работники сезонных производств.
Причинами сезонной безработицы
являются сезонные колебания в объеме
производства некоторых отраслей. Преодолеть
сезонную безработицу позволяет
гибкое сочетание различных видов
труда (сельскохозяйственного, индустриального
и т.д.). Скрытая безработица
Региональная безработица
охватывает трудовые ресурсы трудоизбыточного
региона. На сокращение региональной безработицы
направлены общегосударственные целевые
программы.
1.4 Регулирование
рынка труда
Методы регулирование
рынка труда следует
- прогнозирование
структуры занятости и рынка
труда.
- меры по регулированию
занятости населения.
- меры по социальной
защите населения.
В экономической
литературе рассматриваются шесть
основных подходов к проблеме формирования
прогнозов занятости. Согласно первому
из них, первичным в прогнозировании
является определение потребности народного
хозяйства в рабочей силе. Такой подход
не обеспечивает учета реального предложения
рабочей силы.
Второй подход предполагает,
что разработка народнохозяйственного
прогноза начинается с определения
синтетических показателей
Третий подход заключается
в том, что одновременно решаются
задачи удовлетворения производства в
рабочей силе и населения в
работе. Подобный метод применяется
к трудовым ресурсам, которые нельзя
изъять из сферы производства или
сразу увеличить их численность.
Четвертый подход предполагает
разработку перспектив развития народного
хозяйства, которая должна начинаться
не с определения потребности
в рабочей силе, а с прогноза
ее предложения.
Пятый подход исходит
из необходимости обеспечения
Шестой подход связан
с построением взаимосвязанных
прогнозов демографических
Более подробно прогнозирование
структуры занятости и рынка
труда рассмотрим на примере отраслевой
структуры занятости.
Прогнозирование отраслевой
структуры занятости в
1. Определяется
общая численность занятых в
промышленности. Ее можно исчислить
двумя способами: а) методом
экстраполяции, используя
2. Рассчитывается
численность занятых в разрезе
отдельных под отраслей и
3. Проверяется
условие обеспечения
4. Определяется
численность занятых в отрасли,
5. Проверяется
условие обеспечения
6. По каждому
региону республики
Анализ структуры
занятости позволяет определить
тенденции динамики занятости в
отдельных укрупненных
Группировка отраслей
по темпам их развития и уровню высвобождения
работников в детализированном виде
дает картину структурного изменения
промышленного производства и соответствующей
ему динамики занятости работающих
[8].
Пример группировки
отраслей промышленности Республики Беларусь
по уровню темпов роста объемов их
производства приведен в таблице 1.
Таблица 1. Группировка отраслей промышленности по темпам роста объемов и производства в РБ
Наименование группы отраслей Интервалы группировочного признака (динамика объема торговой продукции, %) Число отраслей и подотраслей Темпы роста (снижения) численности работающих, %
Отрасли, сворачивающие производство до 100 60 96,4
Отрасли, развивающиеся стабильно 100-110 123 100,5
Отрасли, значительно
увеличивающие объем
Отрасли, ускоренно развивающиеся (преимущественного развития) 120 и выше 9 223,9
Итого по промышленности
214 98,1
Государственная политика
занятости выражается в широком
наборе мер воздействия на спрос
и предложение труда, важнейшие
из которых следующие:
- помощь в трудоустройстве,
организуемая через биржи
- программы по
увеличению рабочих мест путем
прямого создания их в
- система переподготовки
кадров, разработка программ обучения
безработных, работников, находящихся
под угрозой безработицы;
- специальные
целевые программы
- поддержка малого
и среднего бизнеса,
- стимулирование
территориальной мобильности
- организация
общественных работ[4].
Методы и меры
по регулированию занятости
В РБ выполняются
ежегодные республиканские
Система социальной
защиты предполагает совокупность мер
по регулированию доходов и уровня
жизни населения. Она включает следующие
компоненты:
1. меры по регулированию
уровня жизни (обеспечение
2. меры по регулированию
доходов (совершенствование
безработица труд рынок
2. Особенности безработицы
и политики занятости в
2.1 Безработица явная
и скрытая
Полной статистики
рабочих мест в Беларуси нет. Но возможности
трудоустройства правомерно оценивать
по параметрам безработицы и количеству
свободных рабочих мест и вакансий,
заявленных в службу занятости. Безработица
официально была признана в стране
в 1991 году, тогда же появились и
первые безработные. Согласно закону «О
занятости населения Республики
Беларусь» к ним относятся
трудоспособные граждане в трудоспособном
возрасте, которые постоянно проживают
на территории Республики Беларусь, не
имеют работы, не занимаются предпринимательской
деятельностью, не обучаются в дневных
учебных заведениях или не проходят
военной службы и зарегистрированы
в государственной службе занятости
[1].
При анализе численности
безработных в Беларуси следует
учитывать три потока: численность
обратившихся в службу занятости
граждан, количество зарегистрированных
в качестве безработных в течение
года и численность состоящих
на учете на конец отчетного периода.
За 1991–202010 годы параметры этих потоков
возросли, но в разной степени.
В 2010 г. количество занятых
в экономике не сократилось, а
незначительно возросло – до 4,646
млн. человек против 4,580 млн. в сравнении
с 2009 г. В органах по труду, занятости
и социальной защите на 2010 г. зарегистрировано
35,2 тыс. безработных. При этом уровень
безработицы на 2010 г. составил 0,7% от
экономически активного населения
(на 2009 г. –0,9%).
Такая динамика свидетельствует
о приоритете национальной политики
на рынке труда по сохранению занятости.
Следует отметить, что службы занятости
в кризисных условиях сработали
как своеобразный фильтр, отслеживая
ситуацию с безработными и нуждающимися
в содействии в трудоустройстве,
усилили акценты на заполнении имевшихся
вакансий, обучении и переобучении
безработных и скорейшем
Так, в 2010 г. на учет было
поставлено 287,9 тыс. граждан, обратившихся
за помощью в трудоустройстве, из
них признано безработными 175,9 тыс.
чел., или 61,1% от числа обратившихся.
Трудоустроено в 2010 г. 175,3 тыс. чел., в
том числе 115,6 тыс. безработных, или
65,9% от числа всех трудоустроенных
Вместе с тем
отдельные индикаторы белорусского
рынка труда активно