Политика трудоустройства в РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 13:45, реферат

Краткое описание

Актуальность темы исследования определяется особенностями социально-экономических процессов в современном белорусском обществе, связанных с переходом Беларуси к рыночным отношениям и развития кризисных явлений в экономике. В связи с этим обострились существовавшие ранее проблемы занятости населения, а также появились новые, связанные с изменением потребностей предприятий в рабочей силе, статусом самого работника, появлением явной и скрытой безработицы, отсутствием надлежащего учета этих явлений. Все это затрудняет изучение проблем рынка труда, усложняет возможности эффективного противодействия росту безработицы, поддержания занятости, обеспечения социальной защиты граждан.

Вложенные файлы: 1 файл

политика трудоустройства в РБ.docx

— 38.54 Кб (Скачать файл)

Общее количество неотработанного  времени в 2010 г. составило 1,4 млн. человеко-дней (годом ранее – 2,8 млн. человеко-дней), что равнозначно ежедневному  невыходу на работу 7,5 тыс. человек (годом  ранее – 22,2 тыс.чел.). В сентябре 2010 г. по сравнению с августом 2010 г. численность  работников, переведенных на работу с  неполной рабочей неделей /днем/, уменьшилась  на 10,1% до 10,2 тыс. человек, численность  работников, которым были предоставлены  отпуска по инициативе нанимателя, уменьшилась на 2,7% до 7,6 тыс. человек. 

За этими показателями – скрытая безработица, уровень  которой можно определить только косвенными методами, при помощи экспертных оценок на основании данных официальной  статистики. Если учесть тех, кто обратился  за статусом безработного, но не получил  его, а также тех, кто работал  неполное рабочее время (в эквиваленте  ежедневного невыхода на работу в  среднем за полугодие с корректировкой на среднюю продолжительность безработицы, то можно предположить, что скрытая  безработица на рынке труда Беларуси в 2010 г. находилась в пределах 4%. Подобная оценка не претендует на точное отражение  ситуации с безработицей, однако позволяет  прогнозировать ситуацию в сфере  занятости в случае реструктуризации предприятий и при возможном  высвобождении работников. 

В структуре безработных  увеличивалась доля граждан с  пониженной конкурентоспособностью на рынке труда. Это, прежде всего, женщины (53% в общем объеме безработных) и  молодежь в возрасте до 30 лет (42,4% о) – те социальные группы, которые  наиболее уязвимы в кризисных  ситуациях. 

Отметим, что реализация мероприятий госпрограммы содействия занятости на 2010 г. в какой-то мере позволила стабилизировать ситуацию на рынке труда в малых, средних  городах, поселках и регионах республики с устойчиво высоким уровнем  безработицы. 

Мировой финансово-экономический  кризис отразился на показателях  занятости не системными изменениями, а точечными, ситуативными. Адаптационными мерами при этом стали приостановка найма, сокращение рабочего времени, «замораживание»  роста зарплат. При благоприятной  конъюнктуре рынка эти изменения  возвращаются в исходное значение достаточно быстро. Кроме того, вероятно, что  постепенно устранится дисбаланс между  темпами роста зарплаты и темпами  роста производительности труда. 

Экономическая ситуация на местах заставила нанимателей  обратить внимание на квалификацию и  эффективность своих работников, дать им не формальную, а реальную оценку. Для этого в настоящее время  у руководителей предприятий  появился важный инструмент – постановление  Министерства труда и социальной защиты от 23.03.2009 №40, которым внесены  изменения в Инструкцию о порядке  применения Единой тарифной сетки, вступающее в силу с 1.09.2009 г. На основании этого  документа появляется возможность  для квалифицированных и ценных работников разработать программы  мотивации, а зарплату «малоэффективных»  придержать [9]. 

2.2 Создание рабочих  мест в малых городах 

Одной из главнейших задач Государственной комплексной  программы развития регионов, малых  и средних городских поселений  на 2007–2010 годы, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь 7 июня 2007 г. №265 (далее  – Государственная программа), является обеспечение занятости населения, проживающего в малых городах. 

Поставленная задача решается комплексно, через реализацию мероприятий Государственной программы, а также ежегодно разрабатываемой  Государственной программы содействия занятости населения. Так, в «Плане мероприятий на 2009 год по выполнению Государственной программы содействия занятости населения Республики Беларусь на 2009–2010 годы», утвержденными  постановлением Совета Министров Республики №1509, которым внесены изменения  в постановления от 30 октября 2008 года №1640 и от 25 января 2010 года №87 (далее  – Программа), приоритетное внимание в которой уделено обеспечению  занятости населения в малых  и средних городских поселениях с уровнем безработицы, превышающем  этот показатель в среднем по области  и по республике. 

В Программу включен 21 малый город с наиболее сложной  ситуацией на рынке труда. По каждому  малому городу реализуются меры, разработанные  с учетом специфики территорий, максимально  детализированные и скоординированные  с основными показателями Государственной  программы, и направленные на обеспечение  занятости населения и снижение уровня безработицы. 

Основным аспектом в обеспечении занятости населения  является создание рабочих мест. Программой установлено задание по созданию 175,365 тыс. рабочих мест в целом  по республике, в том числе 19,8 тыс. – в малых городах. [2] 

– За 2010 год в малых  городах создано 14,7 тыс. рабочих  мест, или 74,1% к заданию, в том числе 639 рабочих мест – нанимателями с  выделением бюджетной ссуды из средств  Фонда социальной защиты населения  Министерства труда и социальной защиты. 

Таблица 2. Количество созданных рабочих мест по областям

Область  Количество созданных рабочих мест

      в тыс.  в%

Брестская  2,4  63

Витебская  2,5  83,1

Гомельская  1,8  62

Гродненская  3,2  79,6

Могилевская  2,5  70,3

Минская  2,4  89,3 

В 21 малом городе с устойчиво высоким уровнем  безработицы, включенном в Программу, создано 2619 рабочих мест (70% к заданию), в том числе в Брестской  области – 679 рабочих мест или 65,4% к заданию, Витебской – 241 или 65,1%, Гомельской – 411 или 60,3%, Гродненской -716 или 85,4%, Минской – 279 или 57,5%, Могилевской  – 293 или 83,7%. Из общего количества рабочих  мест 113 создано нанимателями с использованием бюджетных ссуд. 

Осуществляется контроль за выполнением прогнозных показателей  по численности занятых в экономике  в малых городах. 

По результатам  за 2010 год численность занятых  в экономике в малых городах  выросла по сравнению с 2009 годом  на 4,5 тыс. человек и составила 823,7 тыс. человек. Наблюдается рост численности  занятых в Брестской области  – на 0,3 тыс. человек; в Витебской  – на 0,7 тыс. человек; в Гомельской – на 0,7 тыс. человек; в Минской  области – на 1,9 тыс. человек, в  Могилевской – на 1,7 тыс. человек. Снижение отмечается в Гродненской  области – на 0,7 тыс. человек. [8]. 

2.3 Влияние безработицы  на занятость в отраслевом  разрезе 

В начале 90-х годов  при переходе от плановой к рыночной экономике структура трудовых ресурсов претерпела резкую и болезненную  ломку. В 1990 г. производство товаров  составляло 68,9% в структуре ВВП, а  в 2006 г. – всего 44,0%). Возник сильный  структурный дисбаланс, одни категории  работников стали не востребованы при  одновременном недостатке других категорий. Значительная часть человеческого  капитала вынуждена была пройти переподготовку, сменить профессию и перетекла  из одного сектора занятости в  другой. 

Анализ распределения  занятого населения по отраслям экономики  Республики Беларусь свидетельствует  о положительных изменениях в  отраслевой структуре занятости  в ходе процессов перераспределения  рабочей силы по отраслям общественного  производства. Прежде всего, это касается соотношения численности работающих в производственной и непроизводственной сферах в сторону увеличения последней. Так, если в 1990 г. их соотношение составляло 61,5% и 38,5%, то в 2000 г. – 50,6%) и 49,4%, а в 2004 г. – 46,2% и 53,8% (табл. 3). 

Таблица 3. Распределение  численности занятого населения  по отраслям экономики (тыс. чел.)

      1990  1995  2000  2004  2008

Всего занято в экономике   5150,8  4409,6  4442,0  4417,4  4339,3

Отрасли материального  производства  3167,7  2390,0  2247,6  2151,3  2004,7

Промышленность  1592,9  1216,2  1231,0  1212,0  1158,5

Сельское хозяйство   985,4  843,5  659,5  585,5  488,5

Лесное хозяйство   21,8  26,0  29,7  33,9  32,9

Строительство  570,4  302,4  330,5  317,5  321,4

Непроизводственные  отрасли  1983,1  2019,6  2194,4  2266,1  2334,6

Транспорт  306,6  250,0  262,0  358,2  265,4

Связь  58,5  59,8  61,5  63,5  63,1

Торговля и общественное      

питание, материально-техническое  снабжение и  381,9  472,1  493,3  538,1  589,0

сбыт, заготовки      

Жилищно-коммунальное      

хозяйство и непроизводственные виды бытового  151,5  175,6  202,5  211,3  231,2

обслуживания населения       

Здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение   268,3  287,1  322,4  327,4  325,2

Образование  433,9  417,5  460,6  472,1  462,0

Культура и искусство   74,2  70,2  77,0  80,1  78,5

Наука и научное  обслуживание  102,6  45,7  43,9  41,9  39,7

Финансы, кредит и  страхование  28,7  46,4  55,7  59,5  58,0

Управление  73,9  100,4  118,2  137,6  136,4

Общественные объединения   14,7  11,0  12,9  12,1  11,3

Прочие  87,5  83,8  80,0  –  – 

Позитивной тенденцией можно считать сокращение уровня занятости в промышленности, где  доля работающих снизилась с 30,9% в 1990 г. до 27,7% о в 2000 г. и до 26,7%>в 2004 г. В то же время многие наблюдаемые  тенденции в этой отрасли имели  регрессивный характер. Наибольшее сокращение работников произошло в обрабатывающих отраслях промышленности при росте  их численности в добывающих. Так, численность работающих значительно  уменьшилась в машиностроении и  металлообработке, легкой промышленности, в то же время она возросла в  электроэнергетике, нефтедобывающей  и лесозаготовительной промышленности (табл. 3). 

Кризисные явления  в экономике привели к резкому  сокращению объемов строительства  и соответственно уменьшению доли занятых  с 11,1%) в 1990 г. до 7,4% о в 2000 и 2004 гг. При  этом значительная часть высвобождаемых работников из этой отрасли уходила  в теневой сектор экономики. Ситуация стала улучшаться лишь с 1996 г., когда  отток кадров сменился на приток работников в эту отрасль, и численность  занятых здесь возросла до 321,4 тыс. человек (табл. 3). 

В сельском хозяйстве  численность работников неуклонно  сокращалась, в результате доля занятых  здесь уменьшилась с 19,1% – в 1990 г. до 14,8% – в 1999 г. и до 11,3% – в 2008 г. 

Тенденция снижения уровня занятости в этой отрасли  обусловлена как демографическими (исчерпанием трудовых ресурсов на селе в результате оттока молодых  людей трудоспособного возраста и старения сельского населения), так и социально-экономическими факторами. Кризис экономики привел к разрушению и без того отсталой производственной базы села, большинство  сельскохозяйственных предприятий  из-за слоившегося в последние  годы диспаритета цен стали убыточными, многие из них приостановили свою деятельность, на селе практически было прекращено строительство жилья и социально-культурных объектов. Все эти Процессы не могли не сказаться на формировании трудовых ресурсов в сельской местности. Поэтому одной из основных задач социальной политики занятости является стабилизация ее уровня на селе, а в ряде трудонедостаточных районов – привлечение работников в сельскую местность (табл. 3). 

Доля занятых в  непроизводственной сфере (относительно всех занятых в экономике) составляла в 1990 г. – 38,5%), в 1995 г. – 45,8%, в 2000 г. – 49,4% о, в 2004 г. -51,3%, а в 2008 – 53,8%. Наиболее высокие темпы роста наблюдались  в таких отраслях, как управление, кредитование и страхование. Рост занятости  в аппарате органов управления (до 1990 г. численность работающих здесь  ежегодно сокращалась) во многом был  обусловлен процессом суверенизации  страны. Рост численности работников наблюдался также в жилищно-коммунальном хозяйстве и здравоохранении. 

Из непроизводственных отраслей в торговле и общественном питании численность работников увеличилась с 7 4% в 1990 г. до 11,1% в 2000 г. и до 13,6% – в 2008 г. Рост численности  занятых в этой отрасли был  во многом связан с формированием  рыночной системы торговли, резким увеличением числа занятых индивидуальной трудовой деятельностью по купле-продаже  товаров народного потребления. Этот вид деятельности появился в 1993 г. и в настоящее время охватывает более 1/5 всех занятых в торговле (табл. 3). 

Несмотря на рост занятости в непроизводственной сфере в целом, темпы прироста здесь не превышали 1% в год, а в  отдельные годы наблюдалось даже сокращение численности работающих. 

Перераспределение высвобождаемых работников из отраслей материального производства проходит медленно и не выглядит значительным. Это обусловлено рядом факторов. Во-первых, наблюдалось сокращение расходов госбюджета на развитие социальной сферы экономики. Кроме того, вследствие растущей инфляции и спада производства многие предприятия не имели средств  для финансирования своей непроизводственной инфраструктуры. Во-вторых, приватизация ряда предприятий сферы услуг  в условиях резкого сокращения платежеспособности и уровня доходов населения зачастую вела не к росту, а к уменьшению числа рабочих мест. В-третьих, приток работников в эту сферу экономики  сдерживался более низким уровнем  оплаты труда по сравнению с производственными  отраслями. Наблюдаемые тенденции  расширения занятости в непроизводственной сфере во многом обусловлены несовершенством  политики в области цен, налогов  и кредита, направленной на достижение финансовой стабилизации в республике и одновременно ведущей к стагнации  некоторых отраслей сферы обслуживания населения. 

Несмотря на расширение занятости в сфере услуг, Беларусь по этому показателю существенно  отстает от других стран. Можно говорить о конкурентоспособности ресурсов труда, если соотношение занятых  в сфере услуг и производственном секторе экономики сохраняется, как минимум, на уровне 60:40. В Беларуси оно составляет 52:48 (по данным 2008 г.). Достижение международного стандарта  потребует перемещения из производственной сферы в сектор услуг, по расчетам, более 80% (330 тыс. человек) из которых  должны будут пройти профессиональную подготовку. Именно переподготовка и  переобучение – области, в которые  необходимо направить государственное  финансирование. Отметим, что процессы высвобождения и перераспределения  рабочей силы не являются непосредственным результатом рыночных преобразований, а скорее вызваны унаследованными  деформациями в экономике, углубленными кризисной ситуацией 1991–1995 гг. 

Информация о работе Политика трудоустройства в РБ