Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 04:25, реферат
Категория «источники права» в науке обычно толкуется в двух взаимосвязанных аспектах. Во-первых, к ним относят объективные факторы, «порождающие» право как социальное явление. В качестве таких факторов выступают материальные условия жизни общества, экономические, политические и социальные потребности господствующего класса и иных социальных групп. Иначе говоря, в данном случае речь идет об источнике права в материальном смысле слова. Во-вторых, понятие источника права связывают и с непосредственной деятельностью уполномоченных органов государства по формированию права, приданию ему формы законов, указов, постановлений и других нормативно-юридических документов. Здесь мы имеем дело с понятием источников права в формальном или юридическом смысле слова.1
Введение
Трудовое законодательство в последние
годы претерпело значительные изменения.
Принят новый Трудовой кодекс, заменившиий
привычный Кодекс законов о труде, а также
федеральные законы, полностью обновившие
отдельные правовые институты трудового
законодательства, например Закон «О коллективных
договорах и соглашениях»; федеральные
законы, определяющие правовой статус
новых для России организационно-правовых
форм юридических лиц – акционерных обществ
и обществ с ограниченной ответственностью,
которые заключают с работниками трудовые
договоры; федеральные законы, решающие
частные, но весьма важные вопросы – о
возмещении морального вреда, о лицах
имеющих право на льготы при обучении
без отрыва от работы, и т. д. Существуют
и другие новые положения, применение
на практике которых играет важную роль
для защиты, как работников, так и работодателей.
Таким образом, значительное обновление трудового законодательства повлекло за собой количественное и качественное изменение источников трудового права. Новые формы экономических и социальных отношений потребовали пересмотра и изменения многих институтов трудового права как науки, превратив Советское трудовое право в Трудовое право России.
Тема источников трудового
права на сегодняшний день весьма
актуальна. Происходит изменение всей
законодательно-нормативной
Категория «источники права»
в науке обычно толкуется в
двух взаимосвязанных аспектах. Во-первых,
к ним относят объективные
факторы, «порождающие» право как
социальное явление. В качестве таких
факторов выступают материальные условия
жизни общества, экономические, политические
и социальные потребности господствующего
класса и иных социальных групп. Иначе
говоря, в данном случае речь идет об
источнике права в материальном
смысле слова. Во-вторых, понятие источника
права связывают и с
1.Понятие источника трудового права. Виды источников трудового права.
Источник трудового права
– это нормативно-правовой акт, регулирующий
трудовые отношения.
Виды источников
трудового права (согласно ст. 5 ТК РФ):
I .Нормативно-правовые
акты – документы, принимаемые государством,
устанавливающие нормы права, к ним относят:
1. Законы – нормативно-правовые
акты, имеющие высшую юридическую
силу, регулирующие наиболее важные
общественные отношения и
а) федеральные законы – действуют на
всей территории страны (Конституция РФ,
Трудовой кодекс)
б) законы субъектов федерации – принимаются
высшим представительным органом власти
субъекта и распространяется на всю его
территорию.
2. Подзаконные
акты – нормативно-правовые акты,
которые основаны на законе и не должны
ему противоречить, к ним относят:
а) Указы Президента РФ;
б) Постановления Правительства РФ;
в) акты исполнительных федеральных органов;
г) акты исполнительных органов власти
субъектов федерации (Указы, Постановления,
Положения)
д) акты органов муниципальной власти.
II. Локальные нормативно-правовые акты
- нормативные правовые акты, принимаемые
работодателем в установленном законом
порядке (ст. 8 ТК)
III. Нормативные договоры (ст. 9 ТК) (международные
договоры, коллективные договоры и соглашения,
трудовые договоры)
IV. Судебная практика – разъяснение отдельных
положений законов высшими судами (Конституционным,
Верховным)2
2.Законы и другие нормативно-правовые акты как источники трудового права
В соответствии со ст. 15 Конституции РФ Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ.
Конституция РФ является специфическим источником трудового права. Она провозглашает базовые права человека в сфере труда, которые составляют основу соответствующих институтов трудового права. Конституция РФ 1993 г. закрепила ряд новых положений принципиального характера, которые имеют непосредственное отношение к понятию и содержанию источников российского права вообще и трудового права в частности. Так, в ней отмечается, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18). Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.2 Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (ст. 15). Конституция РФ законодательно закрепила свободу труда, запрет принудительного труда, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы. Она признала право работников на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку. Каждому предоставляется право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск (ст. 37).3
Трудовой
кодекс РФ, введенный в действие с 01.02.2002
и измененный Федеральным законом от 30.06.2006
№ 90-ФЗ, является базовым актом отрасли
и в соответствии с ч. 2 ст. 5 ТК имеет приоритетное
значение по сравнению с другими федеральными
законами.
Его функции:
-определяет содержание всех институтов
трудового права;
- содержит понятийный аппарат отрасли,
закрепляет основные принципы правового
регулирования трудовых отношений,
- определяет правовое положение работника
и работодателя.
- устанавливает права работников, их гарантии
и способы их защиты.
Закон о занятости
населения, который установил механизм
реализации конституционного права на
защиту от безработицы;
Указами Президента
регулируются некоторые вопросы оплаты
труда работников бюджетной сферы, условия
прохождения государственной службы (в
частности, порядок подготовки и проведения
аттестации государственных гражданских
служащих, порядок исчисления стажа, определения
размера денежного содержания и др.). Указами
утверждены некоторые уставы о дисциплине.
Постановления Правительства РФ, как
правило, направлены
на конкретизацию соответствующего закона
или на регулирование
отдельных элементов трудового правоотношения,
Ведомственные
акты. Они принимаются в соответствии
с положениями о конкретных министерствах,
регистрируются в Министерстве юстиции
РФ и публикуются для общего сведения.
Среди них особое место занимают акты
Министерства труда и социального развития
РФ, которые устанавливали некоторые условия
труда (например, режим рабочего времени
и времени отдыха для работников отдельных
отраслей экономики),
Нормативные правовые акты органов местного
самоуправления принимаются в пределах
предмета ведения местного самоуправления.
3.Локальные нормативно-правовые акты трудового права.
Локальные нормативные акты - принимаются
работодателем в пределах своей
компетенции.
К важнейшим
локальным нормативным актам относятся:
•локальные акты, устанавливающие
нормы труда, независимо от их наименования.
Принимаются с учетом мнения представительного
органа работников (ст. 162 ТК);
•графики сменности, которые определяют
чередование работников по сменам, устанавливают
продолжительность смен, их количество,
продолжительность междусменного перерыва.
Принимаются работодателем с учетом мнения
представительного органа работников
(ст. 103 ТК);
•локальные нормативные акты, устанавливающие
систему оплаты труда (положения об оплате
труда). Принимаются с учетом мнения представительного
органа работников (ст. 135 ТК);
•правила внутреннего трудового распорядка,
которые устанавливают порядок приема
и увольнения работников, основные права,
обязанности и ответственность сторон
трудового договора, режим работы, время
отдыха, применяемые к работникам меры
поощрения и взыскания, общие правила
выполнения работы, соблюдения пропускного
режима, прохождения медосмотров и т.п.
Принимаются с учетом мнения представительного
органа работников (ст. 189 и 190 ТК)
•Должностные инструкции. Утверждаются
единолично руководителем организации,
если иное не предусмотрено в коллективном
договоре, соглашении. Содержат квалификационные
требования, права и обязанности работника,
выполняющего работу по данной должности;
•инструкции по охране труда разрабатываются
и утверждаются работодателем с учетом
мнения представительного органа работников
(ст. 212 ТК).
4.соглашения как источники трудового права
В последние годы в связи с переходом на рыночные формы ведения народного хозяйства появились качественно новые источники трудового права — генеральные, региональные, межотраслевые, отраслевые тарифные, профессиональные тарифные, территориальные и иные соглашения. Это — договорные акты, заключаемые на двусторонней или трехсторонней основе, которые выражают отношения социального партнерства между представителями работников и работодателей. Третьей стороной в таких соглашениях может выступать соответствующий компетентный орган государственного управления.
Соглашения как специфические договорные источники трудового права характеризуются тем, что они исходят не от органов государственной власти и управления, а от субъектов общественных трудовых отношений и их представителей. Государственные органы здесь могут лишь участвовать в качестве третьей стороны, обеспечивая социальное партнерство между работниками и работодателями. При этом государство уполномочивает социальных партнеров на договорное нормотворчество в сфере труда.5
Указанные выше соглашения
могут предусматриваться
Для обеспечения регулирования социально-трудовых отношений, ведения коллективных переговоров и подготовки проекта генерального соглашения образуется постоянно действующая Российская трехсторонняя комиссия по урегулированию социально-трудовых отношений, в которую входят представители федеральных органов государственной власти, общероссийских объединений профсоюзов и представителей общероссийских объединений работодателей. Положение об этой комиссии и координатор комиссии утверждаются Президентом РФ.7
Применительно к юридической иерархии источников трудового права соглашения стоят между законодательными (централизованными) и локальными нормативными актами, то есть занимают промежуточное положение.6
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.Понятие источника трудового права. Виды источников трудового права……………………
2.Законы и другие нормативно-правовые акты как источники трудового права………………
3.Локальные нормативно-правовые акты трудового права………………………………………
4.Соглашения как источники трудового права…………………………………………………….
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Список литературы:
1.Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации. Под ред. К.Н. Гусова // Проспект, 2008.
2. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (с изм. От 30.12.2006)
3. Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 №197-Ф3 (ред.от 30.12.2006)
4.Основы права.Учебник.Под ред. В.В.Лазарева. 4-е изд.,перераб. и доп. М.,Юристъ,2006
5. Сыроватская Л. А. Трудовое право: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2001.- 512 с.
6. Иванов С. А. Трудовое право переходного периода: новые источники. // Государство и право. 1996.- № 1.- С 43-52
______________________________
1Е. А. Шаповалова Нормы международного
права как источник российского трудового права. // Вестник Московского
университета 1999 г. № 1 с. 94
2 Конституция РФ от 12.12.1993 (с изм. От 30.12.2006)
Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 №197-Ф3 (ред.от 30.12.2006)
3Иванов С. А. Трудовое право переходного периода: новые источники. // Государство и право. 1996.- № 1.- С 43-44.
4 Российское трудовое право: Учебник для вузов/ Отв. ред. проф. Зайкин А. Д. – М.: НОРМА–ИНФРА-М, 1998.- С. 32-33.
5 Сыроватская Л. А. Трудовое право: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2001.- С. 47.
6 Толкунова В. Н. Гусов К. Н., Трудовое право России. – М.: Юрист 1995 г. с. 46
Информация о работе Понятие источника трудового права. Виды источников трудового права