Понятие и виды субъектов трудового права, их правового статуса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 22:15, лекция

Краткое описание

Субъекты трудового права – это участники трудовых и иных непосредственно с ними связанных отношении. С появлением новых экономических отношений, безработицы появились новые субъекты трудового права: служба занятости и безработный в отношениях по подысканию работы и трудоустройству, а также новые субъекты социально-партнерских отношений на уровнях выше предприятия, организации. Появились и ранее неизвестные субъекты разрешения трудовых споров: государственная служба по урегулированию коллективных трудовых споров, примирительные комиссии, посредники и трудовой арбитраж.

Вложенные файлы: 1 файл

тема4. субьекты тп.docx

— 39.74 Кб (Скачать файл)

Защитная функция профсоюзов –  это целенаправленная правовая деятельность (на правовой основе) по защите социально-трудовых прав работника на всех этапах правового  регулирования труда: при создании норм трудового права, применении важнейших  норм администрацией, профилактике трудовых правонарушений, профсоюзном контроле за соблюдением трудового законодательства, восстановлении нарушенных трудовых прав и привлечении к ответственности  нарушителей.

Закон РФ о профсоюзах состоит из 32 статей, объединенных в 6 глав. Он устанавливает  правовые основы создания профсоюзов, их права и гарантии деятельности.

Данный Закон регулирует отношения  профсоюзов с органами государственной  власти, местного самоуправления, работодателями, их объединениями, другими общественными  объединениями, юридическими лицами и  гражданами (ст. 1).

Глава I “Общие положения” (ст. 1 – 10) определяет цели и задачи, сферу  действия данного Закона, предмет  его регулирования, конкретизирует право на объединение в профсоюзы, порядок создания их уставов и  положений о первичных профсоюзных  организациях, их регистрации, запрет дискриминации по признаку принадлежности или непринадлежности к профсоюзам, а также порядок прекращения  деятельности профсоюзов.

Глава II “Основные права профсоюзов” (ст. 11–23) предусматривает следующие  права:

– на представительство и защиту социально-трудовых прав и интересов  работников (ст. 11);

– на содействие занятости (ст. 12);

– на ведение коллективных переговоров, заключение соглашений, коллективных договоров и контроль за их выполнением (ст. 13);

– на участие в урегулировании коллективных трудовых споров (ст. 14);

– отношения профсоюзов с работодателями, их объединяющими (союзами, ассоциациями), органами государственной власти и  местного самоуправления строятся на основе социального партнерства  и взаимодействия сторон трудовых отношений, их представителей, а также на основе системы коллективных договоров, соглашений, а отношения профсоюзов, их первичных  организаций и органов с другими  представительными органами работников в организации – на основе сотрудничества (ст. 15 и 16);

– на бесплатную информацию (ст. 17);

– на участие в подготовке и  повышении квалификации профсоюзных  кадров (ст. 18);

– на профсоюзный контроль за соблюдением  законодательства о труде (ст. 19);

– в области охраны труда и  окружающей среды (ст. 20);

– на участие профсоюзов в осуществлении  приватизации государственного и муниципального имущества (ст. 21), право на социальную защиту работников (ст. 22), на защиту интересов  работников в органах по рассмотрению трудовых споров (ст. 23).

Глава III “Гарантии прав профсоюзов” (ст. 24–28) предусматривает ряд гарантий как профсоюзам, так и профсоюзным  выборным активистам.

Глава IV “Защита прав профсоюзов” (ст. 29, 30) предусматривает судебную защиту прав профсоюзов и ответственность  за нарушение этих прав.

Глава V “Ответственность профсоюзов (ст. 31).

Глава VI “Заключительные положения” (ст. 32).

Основные права профсоюзов предусмотрены  и в других законах (Кодексе, федеральных  законах о коллективных договорах  и соглашениях, о порядке разрешения коллективных трудовых споров и др.).

Надо отметить, что хотя Закон  о профсоюзах вступил в силу с 20 января 1996 г., но гл. XV КЗоТ РФ не была приведена в соответствие с ним  вплоть до 2002 г. (когда КЗоТ утратил  силу). Так, в ст. 226 КЗоТ говорилось о  правах профсоюзов, которые у них  давно отобраны (о праве на законодательную  инициативу, на управление государственным  социальным страхованием и на надзор за трудовым законодательством).

Новый Трудовой кодекс РФ также не предоставляет эти права профсоюзам. Представительская функция профсоюзов отражена в разделе II о социальном партнерстве во всех его главах. При этом профсоюз осуществляет также  и защитную функцию – в настоящее  время главную функцию российских профсоюзов.

Защитная функция профсоюзов отражена также в гл. 58 Трудового кодекса, “Защита трудовых прав работников профессиональными союзами”, состоящей  из 9 статей. В ней предусмотрены  и гарантии профсоюзным активистам, а в ст. 378 – ответственность  за нарушение прав профсоюзов. В  ряде статей Кодекса предусмотрены  права профсоюзов на участие в  правоприменении соответствующих  норм.

Профсоюзы у нас строятся по производственно-территориальному принципу, могут создавать свои объединения  по отраслевому, территориальному или  иному признаку, учитывающему профессиональную специфику (шахтер, химик и т.д.). Их объединения и органы делятся  на общероссийские объединения (ассоциации), межрегиональные объединения (ассоциации), региональные (республик, краев, областей, городов) объединения (ассоциации).

Все профсоюзы пользуются равными  правами и равно осуществляют свою представительскую и защитную функции.

Как массовая общественная организация  профсоюзы входят в политическую систему российского общества. В  советское время они были единой общесоюзной членской организацией, ныне представлены несколькими десятками  общероссийских профсоюзов, каждый со своим Уставом, в котором закреплены задачи и функции профсоюза. Наиболее крупные из них – Федерация  Независимых профсоюзов России (ФНПР), Соцпроф и Единение. Как отмечает “Доклад о деятельности уполномоченного  по правам человека в Российской Федерации  в 2001 г.” (М.: “Юридическая литература”, 2001. С. 50), в последние годы “упала роль профсоюзов как законных представителей работников и защитников их трудовых прав. Исходя из этого нужно изменить отношение государства к ним, представить право более активного  участия в законодательной деятельности, наделить техническую и правовую инспекции профсоюзов правом принимать  решения о привлечении к юридической  ответственности должностных лиц, допустивших нарушение трудового  законодательства”. С этим трудно не согласиться, поскольку такие права  у профсоюзов и не следовало отбирать и тем самым ослаблять их главную  защитную функцию.

Все права профсоюзов можно классифицировать по сфере их деятельности и по объему компетенции в правах.

По объему компетенции в правах различают:

а) права самостоятельного характера:

– участвуют в обеспечении мер  по содействию занятости и трудоустройству;

– участвуют в коллективных переговорах, заключают коллективные договоры и  соглашения от имени работников;

– представляют и защищают права  и интересы работников на всех уровнях  правового регулирования труда;

– осуществляют общественный контроль за исполнением трудового законодательства, правил охраны труда;

– обладают правом требовать наказания (вплоть до увольнения) должностных  лиц администрации, нарушающих трудовое законодательство, коллективные договоры, соглашения, права профсоюзов;

б) права совместного характера:

– участвуют в распределении  жилья, построенного производством, в  решении вопросов о занесении  на доску почета и в книгу почета (там, где они существуют), решают индивидуальные неисковые споры  совместно с администрацией;

в) согласительные права профкома по применению администрацией ряда норм трудового законодательства. Таких  прав в соответствии с ТК у профсоюзов стало меньше. Права профсоюзов указаны  и в ст. 32, 51, 52, 54, 83 и др. Закона РФ о профсоюзах.

По сфере деятельности различают  следующие права:

– представительства работников для  осуществления своей защитной функции;

– на участие в нормотворческой  и правоприменительной деятельности;

– на защиту права на труд, в том  числе по обеспечению занятости, защите от необоснованных отказов в  приеме на работу, незаконных переводов  и увольнений;

– на социальную защиту трудящихся (обеспечение  высокого уровня условий труда, охрана труда, его оплата и т.д.);

– профсоюзного контроля за охраной  труда, соблюдением трудового законодательства и жилищно-бытового обслуживания работников;

– на участие в социально-партнерских  отношениях и рассмотрении коллективных трудовых споров, включая объявление забастовки;

– на участие в управлении государственным  социальным страхованием, санаторно-курортными учреждениями.

Профсоюзы управляют находящимися в их ведении санаториями, пансионатами, домами отдыха, профилакториями, клубами, спортивными базами и другими  оздоровительными и культурно-массовыми  учреждениями, имеют свою профсоюзную  собственность, в том числе и  на указанные учреждения.

Профсоюзы вправе самостоятельно вступать в международные объединения  и организации, сотрудничать с профсоюзами  других стран.

Трудовое законодательство предусматривает  не только права профсоюзов, но и  различные материальные и юридические  гарантии этих прав и их деятельности и дополнительные специальные гарантии защиты права на труд выборных профсоюзных  работников. Эти гарантии предусмотрены  в гл. III Закона о профсоюзах (ст. 24–28), ст. 374, 375 и 376 Кодекса, а также в  ряде других законов (Основы об охране труда, о занятости населения  и др.). Гарантии основных прав профсоюзов тоже входят в их правовой статус.

Гарантии прав и деятельности профсоюзов заключаются в следующем:

– гарантируются признание, неприкосновенность и защита права собственности  профсоюзов, условия для осуществления  этих прав наравне с другими юридическими лицами;

– не допускается ограничение их независимой финансовой деятельности;

– право учреждать банки, фонды  солидарности, страховые и другие в соответствии с их уставами (ст. 24 Закона);

– все работодатели обязаны соблюдать  права профсоюзов, содействовать  их деятельности (ст. 377 Кодекса);

– предприятия и организации  обязаны отчислять денежные средства профсоюзным органам на культурно-массовую и физкультурную работу;

– предприятия, учреждения, организации  с численностью свыше 100 работников обязаны предоставлять соответствующему выборному профсоюзному органу (профкому, стройкому и т.д.) бесплатно необходимые  помещения со всем оборудованием, отоплением, освещением, а также оргтехнику, средства связи и необходимые  нормативные правовые документы. Другие (лучшие) условия могут быть предусмотрены  коллективным договором (ч. I ст. 377 ТК);

– здания, помещения, сооружения, сады и парки для ведения культурной, оздоровительной и спортивной работы, детские базы, лагеря, находящиеся  на балансе предприятия, учреждения, организации могут передать согласно коллективному договору профкому данной организации в бесплатное пользование, а хозяйственное их содержание (ремонт, отопление, освещение, уборка, охрана и  оборудование) производится за счет предприятия, учреждения, организации, если иное не предусмотрено коллективным договором, соглашением.

Гарантии права на труд и профсоюзной  деятельности для выборных профсоюзных  работников, предусмотренные Кодексом и Законом о профсоюзах, будут  рассмотрены далее в соответствующих  темах.

Ныне при усилившихся социально-экономических  противоречиях сторон трудовых отношений  защитная функция профсоюзов должна проявляться особенно активно. О  ее реализации подробнее будет рассказано в § 2 темы 13 “Защита трудовых прав работников”.

В связи с изменениями в обществе правовой статус российских профсоюзов также меняется. Так, государство  вернуло себе от профсоюзов право  управлять государственным социальным страхованием (оставив им право на участие в этом), а также право  надзора, сохранив за ними право общественного контроля за соблюдением трудового законодательства и охраны труда. В то же время профсоюзы получили и ряд новых прав. Например, на участие в разрешении коллективных трудовых споров, в коллективных переговорах и на заключение социально-партнерских соглашений, право на участие в проведении мер по обеспечению занятости и др. Конституция РСФСР 1978 г. предусматривала право профсоюзов на законодательную инициативу. Ныне действующая Конституция РФ 1993 г., к сожалению, его не предусматривает. Но конституции и уставы ряда субъектов Российской Федерации сохранили это право профсоюзов и закрепили его в своих законах о профсоюзах. Следовательно, нет никаких серьезных причин, чтобы и в Конституции РФ не восстановить это право профсоюзов. На практике правовой статус профсоюзов всегда проявляется не вообще, а в качестве конкретного правового статуса определенного профсоюзного органа. Права профсоюзов являются одновременно и их обязанностями перед членами профсоюзов, трудовыми коллективами работников активно осуществлять предоставленные им права по защитной их функции.

Государственные органы, предприятия, учреждения, организации обязаны  всемерно содействовать профсоюзам в их деятельности.

Профсоюзы как субъекты трудового  права не подлежат регистрации. Они  имеют право представлять своих  членов, участвовать в установлении условий труда и его оплаты на всех уровнях их органов. Таким  образом, они являются субъектами трудового  права на всех этапах правового регулирования  труда – при создании норм трудового  права, их применении, контроле за соблюдением  трудового законодательства, охраны труда, а также в разрешении коллективных трудовых споров как представители  работников.

 


Информация о работе Понятие и виды субъектов трудового права, их правового статуса