Понятие и значение трудовой дисциплины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2014 в 17:37, реферат

Краткое описание

Цель данной работы – ознакомиться с основными положениями нового ТК РФ, а именно с такой главой как «трудовой распорядок и трудовая дисциплина», в которой рассматривается значение трудовой дисциплины, внутренний трудовой распорядок, меры поощрения сотрудников и порядок их применения, а также дисциплинарная ответственность и ее виды.

Содержание

Введение.................................................................................................................3
1.Понятие и значение трудовой дисциплины ....................................................5
2.Внутренний трудовой распорядок .................................................................8
3.Меры поощрения и порядок их применения …...…..……...……………....10
4.Дисциплинарная ответственность и ее виды ……..……………………….13
Заключение ........................................................................................................ 21
Список используемой литературы .................................................................. 22

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Offnhttttt.docx

— 169.10 Кб (Скачать файл)

7.           Трудовое право России: Учебник/Под ред. О.В. Смирнова. - М.: БЕК, 2000. - 400с.

8.           Трудовое право России: Учебник для вузов/Отв. ред. Р.З. Лившиц и Ю.П. Орловский. - М.: Знание, 2004. - 700с.

9.           Трудовое право: Учебник/Под ред. О.В. Смирнова. - М.: ООО ТК Велби, 2003. - 380с.

10.         Трудовое право/Под ред. В.И. Миронова – М.: ООО "Журнал управления персоналом", 2005 – 489с.

7. Основы трудового права

7.5. Трудовая дисциплина и ответственность  за ее нарушение

Важнейшим звеном организации трудового процесса является трудовая дисциплина, составляющая самостоятельную правовую категорию. Под дисциплиной труда понимается трудовой распорядок, трудовые обязанности, правила подчинения работников в трудовом процессе, ответственность и поощрение.

Обеспечивает дисциплину труда работодатель или администрация, а работник при найме должен быть ознакомлен с правилами внутреннего распорядка и добровольно подчиняться им. Дисциплина труда нужна не только администрации: добросовестный рабочий с полной отдачей может трудиться только тогда, когда все окружающие его участники трудового процесса соблюдают дисциплину.

Статья 189 ТКРФ определяет дисциплину труда как обязательное для всех работников подчинение правилам поведения, определенным в соответствии с ТК РФ, иными законами, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором, локальными нормативными актами организации.

В общих чертах дисциплина труда определяется разделом VIII ТК РФ, а отдельные требования вводятся уставами, правилами, положениями. Так, внутренние правила поведения на территории университетского городка определяет Устав ТРТУ, который разработан на основе Трудового кодекса, законов об образовании, утвержден конференцией трудового коллектива, заменяет многие правовые акты на территории университета. Он содержит общие положения, основные права и обязанности работников, студентов, подразделений, обязанности администрации, принципы организации рабочего времени, систему поощрения и наказаний и др. При этом следует помнить, что в вузах очень компактный управленческий аппарат, так как деканы и заведующие кафедрами относятся к профессорско-преподавательскому составу. С помощью устава администрации удается оперативно управлять коллективом, так как коллективу вуза, в целом,  и подразделениям, в отдельности, даны большие права во всех сферах университетской жизни, что составляет суть университетского самоуправления.

Наряду с развитием производственной демократии ТК РФ, другие акты предусматривают и дисциплинарную ответственность для нарушителей трудовой дисциплины. В ТРТУ правом наказания в отношении сотрудников обладает только ректор, так как деканы и зав. кафедрами относятся к профессорско-преподавательскому составу.

Наказанию могут быть подвергнуты только работники, совершившие дисциплинарный поступок, т. е. виновные в неисполнении или ненадлежащем исполнении по своей вине трудовых обязанностей. Дисциплинарному взысканию могут подвергаться только отдельные граждане, т. е. субъекты трудовых отношений, но никогда – трудовые коллективы.

При наложении дисциплинарного взыскания учитывается тяжесть проступка, другие значимые обстоятельства. Перечень дисциплинарных взысканий содержится в ст. 192 ТК РФ: замечание, выговор, увольнение по соответствующим обстоятельствам. Некоторые категории работников помимо общей дисциплинарной ответственности несут ответственность по специальным правовым актам. Сюда относятся работники: МПС, МЧС, атомной промышленности и другие.

Дисциплинарное взыскание может быть обжаловано в государственные инспекции труда или органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров. Если по истечении года работник не получил нового взыскания, он считается не имеющим дисциплинарного взыскания. Администрация имеет право снять взыскание с работника по собственной инициативе, просьбе самого работника, ходатайству его непосредственного руководителя или представительного органа работников.

онятие трудовой дисциплины и методы ее обеспечения 

Природа совместного труда лиц, работающих по трудовому договору, предполагает создание эффективного правового режима, в условиях которого должны выполняться трудовые обязанности. С момента заключения трудового договора работник поступает в распоряжение работодателя и несет обязанность подчиняться его воле в процессе выполнения труда. Выполнение указанной обязанности обеспечивается властными полномочиями работодателя по применению санкций за ненадлежащее выполнение работниками своих трудовых обязанностей.

Следовательно, трудовая дисциплина является необходимым условием всякого совместного труда, поддержания правопорядка в трудовых отношениях. Кроме того, соблюдение трудовой дисциплины позволяет рационально использовать рабочее время работников, способствует охране их здоровья, а также воспитанию у работников потребности в добросовестном исполнении своих трудовых обязанностей.

Как юридическая категория в сфере трудового права трудовая дисциплина рассматривается в трех аспектах: как принцип трудового права, как самостоятельный институт трудового права и как элемент трудового правоотношения.

Содержание трудовой дисциплины как принципа трудового права раскрыто в ст. 2 ТК. Здесь в числе основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений названа обязанность сторон трудового договора соблюдать условия заключенного договора, включая право работодателя требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя и право работников требовать от работодателя соблюдения его обязанностей по отношению к работникам, трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

Как самостоятельный институт Особенной части трудового права трудовая дисциплина есть совокупность правил поведения, требуемого от лиц, входящих в состав работников организации. В этом проявляется объективное свойство трудовой дисциплины. Правовой институт трудовой дисциплины включает в себя нормы:

1) устанавливающие  внутренний трудовой распорядок  в организации, определяющие координацию  в общем коллективном труде  и субординацию между работниками  и работодателем путем закрепления  трудовых обязанностей работников  и работодателей, правил поведения  в процессе труда, определенного  режима труда в организации (у  работодателя);

2) нормы оценки  поведения работников в процессе  труда, включающие в себя меры  поощрения за успехи в труде, стимулирующие дисциплинированный  труд и трудовые достижения, а  также правовые установления, связанные  с привлечением к ответственности  за нарушение трудовой дисциплины.

Как элемент трудового правоотношения дисциплина труда (ее субъективное свойство) проявляется:

в установлении должного поведения конкретных работников в общем труде, в индивидуализации (персонификации) их трудовых обязанностей в связи с заключенным трудовым договором;

в фактическом поведении сторон трудового правоотношения, охватываемом правовым воздействием, уровнем соблюдения работниками внутреннего трудового распорядка.

Трудовая дисциплина есть форма общественной связи между людьми, что обусловливает изменение ее содержания, стимулов и методов ее обеспечения с развитием производительных сил и производственных отношений. В настоящее время государство освобождает граждан от обязанности трудиться, запрещает принудительный труд. Поэтому в Конституции РФ обязанности работников в сфере труда, в том числе обязанность соблюдать трудовую дисциплину, не закреплены. Трудовые обязанности возлагаются на работников в силу заключенного трудового договора. Ответственность за их невыполнение работник несет не перед государством, а перед работодателем.

Трудовая дисциплина носит двусторонний характер, поскольку включает в себя обязанности не только работников, но и работодателя. Так, согласно ч. 1 ст. 189 ТК, дисциплина труда - это обязательное для всех работников подчинение правилам поведения, определенным в соответствии с ТК, иными законами, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором, локальными нормативными актами организации. Обязанность соблюдать трудовую дисциплину является одной из основных обязанностей работника (ст. 21 ТК). Эта базовая обязанность выражает общее требование должного поведения работника в труде. В ней проявляется отношение работника ко всем другим обязанностям, возникающим в процессе реализации трудового правоотношения, в том числе к обязанностям надлежащего (должного) выполнения трудовой функции в общем коллективном труде, соблюдения установленной меры труда, нормы труда, продолжительности и режима рабочего времени, обеспечения надлежащего качества работы; бережного отношения к имуществу организации, соблюдения норм и правил охраны труда, общих правил поведения в процессе труда, своевременного и точного исполнения распоряжений работодателя (руководителя, администрации) и др. В то же время работодатель обязан в соответствии с ТК, законами, иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права, трудовым договором создавать условия, необходимые для обеспечения работниками дисциплины труда.

Таким образом, соблюдение дисциплины труда зависит не только от работников, но и работодателя, и прежде всего - от выполнения им установленных в ст. 22 ТК своих основных обязанностей по обеспечению работников оборудованием, инструментами, технической документацией и т.п. Кроме того, работодатель должен обеспечивать безопасность труда и условия труда, отвечающие требованиям охраны и гигиены труда, предоставлять работникам работу, обусловленную трудовым договором, своевременно и полно выплачивать работникам заработную плату, обеспечивать бытовые нужды работников.

Правовое регулирование трудовой дисциплины в зависимости от субъектов, его осуществляющих, подразделяется на централизованное (общегосударственное и отраслевое) и децентрализованное (локальное). Централизованное регулирование осуществляется в общегосударственном масштабе высшими органами государственной власти и управления применительно ко всем работникам (общегосударственное регулирование) либо к работникам отдельных отраслей экономики (отраслевое регулирование). Локальное регулирование осуществляется в конкретной организации и заключается в уточнении, модификации общегосударственных и отраслевых норм применительно к специфике данной организации. Локальными нормативными актами, содержащими правила поведения работников конкретной организации, являются правила внутреннего трудового распорядка, положения о подразделениях организации, должностные инструкции и т.д.

В настоящее время укрепление трудовой дисциплины требует усиления трудовой мотивации. Трудовая мотивация - это определяющий фактор включения интересов каждой личности в продуктивную работу независимо от формы собственности и сферы деятельности организации. На трудовую мотивацию оказывают влияние психологическое и моральное воздействие на участников производственного процесса (метод убеждения), материальное и морально-правовое поощрение, предоставление различных льгот и преимуществ (метод поощрения), а также меры дисциплинарного воздействия, применяемые к нарушителям трудовой дисциплины, и меры имущественного характера в виде возмещения ущерба сторонами трудового договора (метод принуждения).

СОДЕРЖАНИЕ 
 
Введение    2 
Понятие и правовое регулирование дисциплины труда    3 
Трудовая дисциплина как основной институт трудового права    4 
Поощрение за добросовестный труд    7 
Дисциплинарная ответственность и ее виды    9 
Заключение    11 
Список литературы    12 
------------------------------------------------www.dagdiplom.ru--------------------------------------------------  
 
Введение 
В условиях развивающихся рыночных отношений в сфере труда власть работодателя не выступает больше в роли дестабилизирующего фактора производства. В настоящее время она напротив призвана играть роль созидательную. 
Именно творческой инициативой работодателя создается организация, налаживается производство, обеспечиваются рабочие места для работников и условия для повышения их благосостояния. Именно властью работодателя достигается соблюдение дисциплины труда, столь необходимой для производственного процесса. 
Обеспечение дисциплины труда направлено, во-первых, на создание необходимых условий высокопроизводительного труда работников, во-вторых, на воспитание у них добросовестного отношения к труду. Эти условия достигаются путем введения в действие правил внутреннего трудового распорядка и иных локальных нормативных актов, регулирующих отношения в сфере трудовой дисциплины. 
Современные нормы трудового права поддерживают власть работодателя в интересах обеспечения трудовой дисциплины в организациях, наделяя работодателя полномочиями по применению не только мер поощрения, но и дисциплинарных взысканий. 
Как институт трудового права дисциплина труда представляет собой правоотношение, выражающие субординацию людей в процессе и их подчинение юридически установленным правилам поведения (правилам внутреннего трудового распорядка, положениям и уставам о дисциплине). 
Рассмотрению вопроса трудовой дисциплины в Трудовом Кодексе Российской Федерации посвящен раздел VIII “Трудовой распорядок. Дисциплина труда”.  
 
 
Понятие и правовое регулирование дисциплины труда 
Следует различать объективные (в смысле правопорядка) и субъективные (в смысле отношении я к этому правопорядку) аспекты правового понятия трудовой дисциплины. Объективные аспекты дисциплины труда находят выражение в установленных в организациях правилах внутреннего трудового распорядка, закрепляющих трудовые обязанности работников и работодателя, режимы их исполнения. Субъективные аспекты понятия дисциплины труда представляют собой добросовестное выполнение работниками и работодателем обязанностей установленных локальными нормативными актами. 
Закрепление трудовой дисциплины в качестве института права определяется необходимостью: 
1)    поддержание правопорядка в трудовых правоотношениях; 
2)    воспитание у трудящихся самодисциплины, естественной потребности в добросовестном творческом выполнении трудовых обязанностей; 
3)    создание на предприятии таких условий трудовой деятельности, при которых требования трудовой дисциплины ставились бы выше собственных интересов; 
4)    мобилизация трудового коллектива на борьбу с появлением бесхозяйственности, бюрократизма и пренебрежения к интересам общества и государства; 
5)    создание в трудовом коллективе и во взаимоотношениях работодателя и работника нормального морально-психологического климата, основанного на уважении человеческого труда, его чести и достоинства. 
Понятие трудовая дисциплина и дисциплина труда используются как синонимы. Трудовая дисциплина невозможна без целого ряда факторов. Таковыми факторами являются: 
а) условия труда; 
б) уровень организации производственного процесса; 
в) материально- бытовое обеспечение работников; 
г) размер оплаты труда; 
д) своевременность оплаты труда и др. 
В соответствии с ТК РФ и другими нормативно-правовыми актами содержащими нормы трудового права работодатель обязан создать условия необходимые для соблюдения работниками дисциплины труда. 
Трудовой распорядок в организации определяется правилами внутреннего трудового распорядка. Внутренний трудовой распорядок – это порядок взаимоотношений работодателя с работниками, а также работников между собой. 
Помимо правил внутреннего трудового распорядка работодатель должен иметь такие документы, регулирующие дисциплину труда как штатное расписание, должностные инструкции, графики сменности, графики отпусков, правила и инструкции по охране труда и технике безопасности и так далее. Все работники организации должны быть ознакомлены с правилами внутреннего трудового распорядка. Работодатель обязан вывесить правила внутреннего распорядка на видном месте для общего ознакомления. 
Основные обязанности работников закреплены в правилах внутреннего трудового распорядка и коллективным договором, другими локальными нормативными актами перечисленными выше.  
Статья 21 ТК РФ посвящена основным трудовым обязанностям работников, выполнение которых составляет суть трудовой дисциплины. Их можно рассматривать как важнейшую составляющую общего правового статуса работника. 
 
Трудовая дисциплина как основной институт трудового права 
Поскольку содержание трудовой дисциплины обусловлено взаимодействием социальных аспектов труда с общественными, принцип ее обеспечения тоже отражает эти аспекты. Он выражает содержание норм трудового права, которые регулируют, с одной стороны технико-организационные, а с другой стороны социально-экономические элементы дисциплины труда. 
К первой группе относят нормы, предписывающие неукоснительное исполнение работником режима технического процесса производства, правил эксплуатации станков, машин оборудования, правил и инструкций по охране труда, промышленной санитарии, технике безопасности и так далее. Эти нормы следует именовать юридическими норами с техническим содержанием, поскольку они касаются регулирования трудовых обязанностей работников по отношению к предметам труда и иным вещественным компонентам производства. Они содержатся в Трудовом Кодексе (статьях 216-231) и различных правовых актах: Едином Тарифно-классификационном справочнике, технических инструкциях, правилах охраны труда и технической безопасности, должностных инструкциях и другое. 
Другая группа включает правовые нормы, регулирующие отношения по управлению и субординации, возникающих между работниками и работодателем в связи с поддержанием должного трудового распорядка, стимулированием труда, поощрением добросовестного отношения к труду и наказанием нарушителей трудовой дисциплины. 
Во второй группе норм в юридической форме выражено то, что отличает данный социальный способ поддержания трудовой дисциплины от других социальных способов. Эти нормы связаны с фактической стороной деятельности трудящихся, которые согласуют свое поведение с установленными в правовом порядке правилами поведения (статья 21,189,191-195 ТК РФ).  
Обеспечение трудовой дисциплины предполагает воздействие указанных выше групп норм на волю и фактическое поведение участников трудового процесса, так как трудовая дисциплина в качестве общественно-правовой категории выступает как дисциплина поведения работников. 
Обеспечительная функция норм трудового законодательства призвана урегулировать три взаимосвязанные стороны поведения работника: а) по отношению к работодателю и администрации; б) по отношению к трудовому коллективу; в) по отношению к государству. И во всех этих сторонах поведения работник выступает как субъект, обязанный соблюдать трудовую дисциплину. 
Что касается работодателя, то в условиях рыночного характера трудовых отношений он как носитель власти в организации наделяется достаточным комплексом прав и обязанностей, для того чтобы обеспечить должную трудовую дисциплину среды работников (статьи 29, 189, 191-195 ТК РФ). 
Реализуя свои права и обязанности по обеспечению дисциплины труда, работодатель недолжен, злоупотреблять своей властью, а опираться в своем поведении на мнение и поддержку трудового коллектива. 
Статья 189 Трудового Кодекса, говоря об обязанностях работодателя и администрации, основной акцент делает на их действия по правильной организации труда работников и созданию условий для роста производительности труда. Тем самым подчеркивает , что указанные факторы являются решающими в их обязанностях и именно они в первую очередь обеспечивают должную трудовую и производственную дисциплину, то есть дают работнику установку на труд. 
Немаловажное значение среди обязанностей работодателя и администрации имеет их деятельность, связанная с неуклонным соблюдением законодательства о труде и правил охраны труда, а также заботе о нуждах работников. Эти обязанности вытекают из необходимости упорядочить и ограничить власть работодателя на предприятии, не допустить, что бы власть работодателя переросла в произвол. 
Руководствуясь статьями 191 и 192 Трудового Кодекса РФ, работодатель поощряет работника за успехи в производственной деятельности и добросовестный труд и наказывает недобросовестных работников нарушающих дисциплину труда. При том применение мер поощрения и наказания, указанных в соответствующих статьях Трудового Кодекса, относится, как правило, к исключительной компетенции работодателя как обладателя основной власти в организации. Этим подчеркивается необходимость работодателя в налаживании дисциплины труда и его лидирующая роль по сравнению с трудовым коллективом и общественными объединениям, функционирующими в организации. Такое положение вполне соответствует рыночным отношениям, складывающимся у нас в стране. 
 
Поощрение за добросовестный труд 
Под поощрением за добросовестный труд понимают, форму признания заслуг работника. Работники поощряются за добросовестное выполнение трудовых обязанностей, повышение эффективности труда, улучшение качества результатов труда, другие достижения в работе, бережное отношение к вверенному имуществу, продолжительную безупречную работу, выполнение дополнительных поручений и другие случаи проявления повышенной активности работника. Поощрения стимулируют активность работника, которые работают более эффективно, а организация получает большую прибыль. 
Меры поощрения, моральные и материальные, указаны в статье 191 Трудового Кодекса РФ. Перечень мер поощрения может быть дополнен в коллективном договоре, правилах внутреннего трудового распорядка и других локальных нормативных актах регулирующих отношения в сфере дисциплины труда. Нормы необозначенные в данных нормативно-правовых актах или порядок применения которых нарушен юридического значения не имеют. 
Согласно, статьи 191 Трудового Кодекса РФ, работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих свои трудовые обязанности, такими мерами поощрения как:  
1)    объявляет благодарность; 
2)    выдает премию; 
3)    награждает ценным подарком; 
4)    награждает грамотой; 
5)    представляет к званию лучшего по профессии. 
За особые трудовые заслуги перед государством и обществом работники могут быть представлены к государственным наградам. 
Поощрение должно быть оформлено письменно приказом работодателя и доведено до сведения рабочего коллектива. В приказе указывается, за какие конкретно успехи и начинания поощряется работник. Возможно совмещение сразу несколько мер поощрения. 
Применение мер поощрения право, а не обязанность работодателя. 
Поскольку, применение поощрение за добросовестных труд – прерогатива работодателя, рабочие не вправе притязать на меру поощрения или оспаривать меры поощрения, посчитав ее не правильной. Споры о применении или не применении поощрений не подлежат рассмотрению в органах по разрешению трудовых споров. В отличие от старого законодательства, теперь работодатель имеет право применять поощрение к работнику и в период действия дисциплинарного взыскания. 
Видимо, можно считать, что реализация статьи 22 Трудового кодекса РФ, устанавливающей обязанности работодателя, предполагает принятие дополнительных норм, конкретизирующих предоставление льгот и преимуществ. Для этого можно использовать акты социального партнерства - коллективные договоры и соглашения 
Такое же дополнение и уточнение требует и положение о преимуществе в виде продвижения по работе. Видимо, таким уточняющим фактором служит установленная в коллективном договоре или соглашении об аттестации работника, о прохождении конкурса и так далее. Примером этому могли бы быть положения статей 22, 24 Федерального Закона “Об основах государственной службы Российской Федерации”. 
В отличие от поощрений общего порядка, статья 191 ТК РФ определяет поощрения за особые трудовые заслуги, которые осуществляются высшими органами государственной власти и государственного управления. 
Среди данных поощрений можно выделить государственные награды, которые являются высшей формой поощрения. Право награждать государственными наградами принадлежит главе государства – Президенту Российской Федерации. Статья 89 Конституции РФ говорит, что президент Российской Федерации награждает государственными наградами РФ, присваивает высшие звания РФ, высшие военные и Высшие специальные звания. 
Государственные награды и почетные звания присваиваются Указом президента РФ, которые публикуются в собрании законодательства РФ  
В настоящее время к числу наград относят: присвоение звания героя России с вручение знака отличия – медали “Золотая звезда”; награждение орденами: “За заслуги перед Отечеством”, Мужества, почета, Дружбы; награждение медалью ордена “За заслуги перед Отечеством”; награждение государственной премией РФ и знаком лауреата этой премии. 
Дисциплинарная ответственность и ее виды 
Дисциплинарная ответственность – это обязанность работников претерпеть наложение на него дисциплинарного взыскания за дисциплинарный проступок. Дисциплинарную ответственность надо отличать от других видов мер дисциплинарного воздействия, применяемых к нарушителям (устное замечание, обсуждение на собрании, лишение премии и так далее). Дисциплинарная ответственность применяется лишь в трудовых правоотношениях. 
По трудовому законодательству существует два вида дисциплинарной ответственности общая и специальная. Они различаются по категориям работников, на которых распространяется , по актам, регулирующих каждый из видов, по мерам дисциплинарных взысканий. 
Общая дисциплинарная ответственность распространяется на всех работников, в том числе и на должностных лиц администрации производства. Ее предусматривают статьи 192-194 Трудового Кодека РФ и правила внутреннего трудового распорядка данного производства. Статья 192 ТК РФ говорит: “За совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: 
1)замечание  
2)выговор 
3)увольнение по соответствующим основаниям…” 
Специальная дисциплинарная ответственность установлена специальным законодательством (Федеральным Законом РФ “О федеральной государственной службе РФ ”, уставами и положениями о дисциплине) для некоторых категорий работников, которое предусматривает и иные меры дисциплинарного взыскания. К примеру, на государственных служащих может быть наложен такой вид дисциплинарного взыскания как предупреждение о неполном служебном соответствии. 
Порядок применения мер дисциплинарных взысканий по специальной дисциплинарной ответственности в большинстве уставов, положений тот же, как и при общей дисциплинарной ответственности. Для государственных служащих, судей, прокуроров законы предусматривают свои особенности порядка применения дисциплинарных взысканий( например, дисциплинарное расследование, которое может длится до года, и другое).  
 
 
Заключение 
Дисциплина труда является средством и функцией обеспечения наиболее эффективного достижения политических, социальных, экономических, технических и иных целей производственного процесса. Дисциплина труда является неотъемлемой частью любых правоотношений 
Правила внутреннего трудового распорядка утверждаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников и, как правило, приложением к коллективному договору. 
Правовой механизм обеспечения нормальной дисциплины труда в организации зиждется на двух взаимообусловленных методах: поощрении за добросовестный труд и наказании за нарушения трудовой дисциплины.. Эти же методы присущи и правовому механизму осуществления власти работодателя. 
Поощрения стимулируют активность работника, которые работают более эффективно, а организация получает большую прибыль. 
Дисциплинарная ответственность установлена трудовым законодательством за дисциплинарный проступок, которым является противоправное нарушение работником дисциплины труда 
 
 
 
Список литературы 
1.    Конституция Российской Федерации 
2.    Трудовой Кодекс Российской Федерации от 01.02.2002 
3.    Комментарий к Трудовому кодексу РФ / Под редакцией К.Я. Ананьевой. – М.: ИКФ ОМЕГА –Л, 2002. 
4.    Трудовое право: учебник / под редакцией О.В. Смирнова – М. ООО “ТК Вилби”, 2003. 
5.    Трудовое право: курс лекций / под редакцией В.Н. Толкунова – М.: ТК Вилби, Издательство Проспек

Тема 2. Трудовая дисциплина и ответственность за ее нарушение 
Согласно закону трудовая дисциплина – это обязательное для всех работников подчинение правилам поведения, определенным в соответствии с Трудовым кодексом, иными законами, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором, локальными нормативными актами организации (ч. 1 ст. 189 ТК). Обязанность соблюдать трудовую дисциплину является одной из основных обязанностей работника (ст. 21 ТК). Основу трудовой дисциплины составляетвнутренний трудовой распорядок – правопорядок в сфере труда, действующий внутри конкретной организации. 
 
Важнейшей правовой формой регулирования совместного труда внутри конкретной организации являются правила внутреннего трудового распорядка. Согласно ч. 4 ст. 189 ТК это локальный нормативный акт организации, регламентирующий в соответствии с ТК и иными федеральными законами порядок приема и увольнения работников, основные права, обязанности и ответственность сторон трудового договора, режим работы, время отдыха, применяемые к работникам меры поощрения и взыскания, а также иные вопросы регулирования трудовых отношений в организации. Можно выделить следующие основные разделы, из которых обычно состоит данный нормативный акт: 
 
1) общие положения; 
 
2) порядок приема и увольнения работников; 
 
3) основные права и обязанности сторон трудового договора; 
 
4) рабочее время; 
 
5) время отдыха; 
 
6) меры поощрения за успехи в труде; 
 
7) ответственность за нарушение трудовой дисциплины; 
 
8) иные вопросы регулирования трудовых отношений в организации. 
 
Работодатель обязан знакомить работников при приеме их на работу с действующими в организации правилами внутреннего трудового распорядка (ч. 3 ст. 68 ТК). Кроме того, правила внутреннего трудового распорядка должны быть доступны для ознакомления работников в любое время. 
 
В некоторых отраслях экономики, где нарушения трудовой дисциплины могут привести к тяжелейшим последствиям, для отдельных категорий работников действуют уставы и положения о дисциплине (транспорт, атомная энергетика, связь и др.). Указанные уставы и положения предъявляют повышенные требования к работникам, на которых они распространяются. 
 
Одним из средств борьбы с неправомерным поведением работников, допустивших нарушение трудовой дисциплины, являются меры правового воздействия в виде привлечения нарушителей к дисциплинарной и (или) материальной ответственности. 
 
Дисциплинарная ответственность – это обязанность нарушителя ответить за совершенный дисциплинарный проступок и претерпеть неприятные последствия в виде ограничений личного, организационного или имущественного порядка. Со стороны работодателя реакция на дисциплинарный проступок заключается в истребовании отчета от нарушителя и применении к нему санкций правовых норм трудового права. 
 
Дисциплинарный проступок, как и любое другое правонарушение, обладает совокупностью признаков: субъект, субъективная сторона, объект, объективная сторона. 
 
Субъектом дисциплинарного проступка является лицо, состоящее в трудовом правоотношении с конкретным работодателем и, следовательно, обладающее трудовой праводееспособностью.  
 
Объектом дисциплинарного проступка являются общественные отношения, складывающиеся в процессе совместного труда, регулируемые нормами трудового права, правопорядок в рамках конкретной организации. 
 
Объективную сторону дисциплинарного проступка образуют те элементы, которые характеризуют его как определенный акт внешнего поведения лица. Дисциплинарные проступки, как и другие правонарушения, – это всегда поведение людей. Обязательными элементами объективной стороны дисциплинарного проступка являются: 
 
– противоправное деяние (действие или бездействие); 
 
– причинение вреда работодателю; 
 
– наличие причинной связи между противоправным деянием и наступившим вредом. 
 
Противоправность поведения проявляется в нарушении трудовых обязанностей, возлагаемых на работника трудовым договором, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, должностными инструкциями и проч., и не ограничивается выполнением только трудовой функции. Примером противоправного поведения работников могут быть прогулы, опоздания, появление на работе в состоянии алкогольного и иного опьянения, невыполнение норм труда, участие в незаконной забастовке.  
 
Противоправное поведение работника, не связанное с выполнением трудовых обязанностей, не является нарушением трудовой дисциплины (например, невыполнение общественного поручения). 
 
Вредные последствия, наступающие в результате совершения различных дисциплинарных проступков, неоднородны по содержанию. Так, для некоторых дисциплинарных проступков характерен реальный имущественный ущерб (например, при поломке шофером автомобиля работодателя). Это так называемые дисциплинарные проступки с материальным составом. При совершении других дисциплинарных проступков вред хотя и менее ощутим, но тоже присутствует (например, при опоздании работника на работу). Такие проступки именуются проступками с формальным составом. 
 
Субъективная сторона дисциплинарного проступка выражается в виновности нарушителя. В трудовом праве дисциплинарные проступки не дифференцируются в зависимости от формы вины. 
 
Трудовое законодательство различает два вида дисциплинарной ответственности: общую и специальную. 
 
Общая дисциплинарная ответственность, именуемая иногда дисциплинарной ответственностью по правилам внутреннего трудового распорядка, регулируется Трудовым кодексом. Она распространяется на всех работников, кроме тех, для которых установлена специальная дисциплинарная ответственность. 
 
Перечень мер дисциплинарного взыскания включает в себя замечание, выговор и увольнение по соответствующим основаниям. Данный перечень является исчерпывающим и не подлежит расширению. 
 
Наиболее строгой и крайней мерой воздействия на нарушителей трудовой дисциплины является увольнение по соответствующим основаниям: неоднократное неисполнение работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание (п. 5 ст. 81 ТК), а также следующие виды однократного грубого нарушения работником трудовых обязанностей (п. 6 ст. 81 ТК): 
 
– прогул; 
 
– появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения; 
 
– разглашение охраняемой законом тайны, ставшей известной работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей; 
 
– совершение по месту работы хищения чужого имущества, растраты, умышленного его уничтожения или повреждения, установленных вступившим в законную силу приговором суда или постановлением органа, уполномоченного на применение административных взысканий; 
 
– нарушение работником требований по охране труда, если это нарушение повлекло за собой тяжкие последствия (несчастный случай на производстве, авария, катастрофа) либо заведомо создавало реальную угрозу наступления таких последствий. 
 
Реализация общей дисциплинарной ответственности осуществляется в соответствии с порядком, регламентированным ТК, который предусматривает ряд правовых гарантий для работников в целях недопущения необоснованного привлечения их к ответственности. 
 
Дисциплинарные взыскания в трудовую книжку не заносятся. Исключение составляет увольнение за нарушение трудовой дисциплины. 
 
Специальная дисциплинарная ответственность регулируется иными федеральными законами, а также уставами и положениями о дисциплине. Ее несут судьи, работники органов прокуратуры, государственные служащие, работники тех отраслей экономики, в которых действуют специальные уставы и положения о дисциплине и др. 
Раздел 6. Основы административного и уголовного права 
Тема 1. Административные правонарушения  
и административная ответственность 
Характерная особенность административного права в том, что оно, по сути, в той или иной степени участвует в регулировании всего комплекса отношений в современном обществе. Традиционным в определении предмета административного права как отрасли является то, что оно как совокупность правовых норм регулирует общественные отношения в сфере исполнительной власти (государственного управления).  
 
Принципиальной отличительной особенностью административного права как отрасли является огромное многообразие его источников, к ним относятся: Конституция РФ; федеральные и региональные законы; указы и распоряжения Президента РФ; постановления и распоряжения Правительства РФ; акты федеральных и региональных органов исполнительной власти; акты органов местного самоуправления. Особую группу источников административного права составляют акты высших судебных органов РФ, а также ее международные договоры. 
 
В современном российском государстве более часто применяется административная ответственность, нежели уголовная, гражданская или какая-нибудь иная юридическая ответственность, по причине более широкого спектра правовых отношений, регулируемых административным правом. Административную ответственность можно определить как реализацию предусмотренных административным правом санкций, осуществляемую посредством применения уполномоченными субъектами государственного управления различных видов административных наказаний в отношении виновных лиц за совершение административных правонарушений. 
 
Действующий закон устанавливает, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ). Административное правонарушение, как и любое иное правонарушение, имеет состав, который соответственно включает: объект; объективную сторону; субъект; субъективную сторону. 
 
Согласно КоАП РФ к родовому объекту правонарушения относятся виды жизнедеятельности граждан и деятельности юридических лиц в области: 
 
– защиты прав и законных интересов граждан и общества (гл. 5, 6); 
 
– охраны всех видов собственности, например частной, государственной и муниципальной (гл. 7); 
 
– охраны окружающей природной среды и природопользования (гл. 8); 
 
– промышленности, строительства и энергетики (гл. 9); 
 
– сельского хозяйства, ветеринарии и мелиорации земель (гл. 10); 
 
– транспорта (гл. 11); 
 
– дорожного движения (гл. 12); 
 
– связи и информации (гл. 13); 
 
– предпринимательской деятельности (гл. 14); 
 
– финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг (гл. 15); 
 
– таможенного дела (нарушения таможенных правил) (гл. 16); 
 
– посягательства на институты государственной власти, порядка управления общественного порядка и общественной безопасности (гл. 17, 19, 20); 
 
– защиты Государственной границы РФ и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории РФ (гл. 18); 
 
– воинского учета (гл. 21).  
 
Объективная сторона правонарушения выражается в деянии, т.е. действии или бездействии виновного лица.  
 
КоАП РФ устанавливает, что субъектом административного правонарушения являются виновные физические лица, достигшие 16-летнего возраста, и юридические лица. Причем иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие на территории России административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях. 
 
Субъективная сторона правонарушения выражается в виновном характере деяния, которое может быть совершено как умышленно (если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично), так и по неосторожности (если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть).  
 
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1). 
 
Основными видами административных взысканий являются штраф, предупреждение, лишение специальных прав, административный арест, административное выдворение за пределы страны. 
Тема 2. Понятие преступления.  
Уголовная ответственность за совершение преступления 
Уголовное право как отрасль права есть система правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в связи и по поводу совершения преступления и применения к лицам, их совершившим, мер уголовно-правового воздействия. 
 
Российской уголовное право состоит из Общей и часть Особенной частей. В первом разделе Общей части – «Уголовный закон» – содержатся нормы, предусматривающие принципы уголовного права, регулирующие действие уголовного закона во времени и пространстве. Кроме того, здесь же содержатся нормы, дающие понятие преступления и элементы состава преступления, а также общие институты, лежащие в основании уголовной ответственности (неоконченное преступление, соучастие). Раздел «Наказание» предусматривает систему наказаний и правила их назначения. Остальные разделы регулируют освобождение от уголовной ответственности и наказания, особенности уголовной ответственности несовершеннолетних и порядок применения принудительных мер уголовно-правового характера. 
 
Особенная часть УК РФ состоит из конкретных составов преступлений, которые сгруппированы по разделам: преступления против личности; преступления в сфере экономики; преступления против общественного порядка и общественной безопасности; экологические преступления; преступления против государственной власти; преступления против военной службы и преступления против мира и безопасности человечества. 
 
Уголовное право базируется на ряде принципов, таких как: принцип законности; принцип равенства граждан перед законом; принцип вины; принцип справедливости и принцип гуманизма.  
 
Определение преступления дается в ст. 14 УК РФ, в которой указывается, что преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания. Из данного определения вытекают признаки преступления: 
 
1) деяние в форме активного поведения – действия (выстрел из пистолета, изъятие имущества и пр.) или пассивного поведения – бездействия (неуплата налогов, отказ от дачи показаний и т.д.); 
 
2) общественная опасность составляет важнейшее социальное свойство преступления, которое лежит в основе признания деяний преступными (криминализации) или непреступными (декриминализации). Любое преступление обладает способностью причинять существенный вред обществу (благам, интересам). Показателями общественной опасности считаются ее характер (определяется объектом преступного посягательства – отношениями (благами, интересами), которым причиняется вред, а также формой вины (характером отношения) лица, совершившего преступление) и степень (количество (размер) причиняемого вреда в рамках определенного качества). Так, посягательство на жизнь человека, безусловно, по характеру более опасно, чем посягательство на здоровье, свободу, собственность. Степень общественной опасности позволяет отграничивать друг от друга одинаковые по характеру общественной опасности преступления. Например, убийство двух и более лиц по степени более общественно опасно, чем убийство одного человека, хотя оба эти преступления и одинаковы по характеру общественной опасности;  
 
3) виновность лица в совершении данного преступления. В соответствии со ст. 24 УК РФ, виновным признается лицо, совершившее деяние умышленно или по неосторожности. Вина в уголовном праве понимается как отношение лица к деянию и наступившим последствиям. Если это субъективное отношение отсутствует, то отсутствует и вина лица. Объективное вменение, т.е. уголовная ответственность за невиновное причинение вреда, не допускается.  
 
4) противоправность и наказуемость. Запрет общественно опасного и виновного деяния устанавливается исключительно Уголовным кодексом под угрозой применения наказания за каждое преступление, выраженной в санкции нормы Особенной части УК.  
 
Деяние только тогда можно будет считать преступным, если будут в наличии все вышеперечисленные признаки. 
 
Уголовная ответственность, являясь видом юридической ответственности, обладает признаками, общими для всех видов юридической ответственности, а также присущими только ей.  
 
В специальной литературе существуют несколько подходов к понятию уголовной ответственности, но можно выделить следующие характерные черты, свойственные этому виду ответственности:  
 
во-первых, уголовная ответственность есть правовое последствие совершения преступления, если деяние не является преступлением, ответственность не наступает;  
 
во-вторых, по своему содержанию уголовная ответственность заключается в осуждении, в отрицательной оценке государством совершенного лицом преступления и определенных ограничениях или лишениях: право на свободу перемещения, права заниматься определенной деятельностью и пр.;  
 
в-третьих, уголовная ответственность реализуется в рамках уголовного правоотношения, возникающего между государством и лицом, совершившим преступление;  
 
в-четвертых, уголовная ответственность реализуется в особо процессуальной форме (уголовно-процессуальной). 
 
Исходя из вышеизложенного, можно дать следующее определение уголовной ответственности – это осуждение виновного лица, совершившего преступление, закрепленное в обвинительном приговоре суда, вступившем в законную силу. 
 
Уголовная ответственность нужно отличать от наказания, первое понятие шире второго. Применение уголовной ответственности возможно без назначения и исполнения наказания. Лица, осужденные за разные преступления к одинаковому наказанию, несут разную ответственность, поскольку каждое преступление обладает собственным негативным имиджем в глазах общества и государства. 
 
Согласно ст. 8 УК РФ основанием уголовной ответственности является совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления. Поэтому основанием уголовной ответственности следует считать само конкретное реальное преступное деяние, которое лежит в основании индивидуальной уголовной ответственности каждого преступника, а не состав. Общественно опасное деяние – это реальная действительность, а состав преступления – юридическое понятие о нем как о преступлении, которое дается в диспозиции уголовно-правовой нормы. Поэтому правовая оценка деяния как преступления производится путем описания в конкретной норме уголовного права обязательных, юридически значимых, т.е. наиболее общих, типичных и существенных признаков посягательств подобного вида.  
 
В реальной жизни нет абсолютно одинаковых убийств – одно может быть совершено в квартире в дневное время с помощью ножа из корыстных побуждений, другое – ночью на улице из хулиганских побуждений с помощью огнестрельного оружия, третье совершается из ревности с особой жестокостью и т.д. Но у всех этих убийств есть некие типичные признаки, присущие и другим убийствам, которые зафиксированы законодателем в статье 105 УК РФ «Убийство». Такими типичными признаками простого (неквалифицированного) убийства законодатель счел умысел, общественно опасные последствия – смерть другого человека. Другие признаки – место, время, конкретную характеристику потерпевшего (пол, возраст, образ жизни) и пр. законодатель существенными не счел. Совокупность обязательных объективных и субъективных признаков, установленных законом, характеризующих деяние как общественно опасное преступление, называется состав преступления. Элементы состава преступления такие же, как у других видов правонарушений – объект и объективная сторона, субъект и субъективная сторона. 
 
Объект преступления – это те охраняемые уголовным законом общественные отношения, на которые посягает преступление. Родовые объекты зафиксированы в названия разделов (личность, общественный порядок и общественная безопасность и т.д.). 
 
Объективная сторона преступления – это деяние (действие или бездействие), общественно опасные последствия, причинная связь между деянием и его общественно опасными последствиями, время, место, обстановка, способ, орудия и средства совершения преступления. 
 
Субъективная сторона преступления характеризуется такими признаками, как вина, являющаяся обязательным признаком, а также мотив и цель – факультативные признаки. 
 
Субъект преступления – это лицо, совершившее уголовно наказуемое деяние и в соответствии с законом способное нести за него уголовную ответственность. Согласно ст. 19 УК РФ уголовную ответственность могут нести только вменяемые физические лица, достигшие установленного законом возраста, с которого наступает ответственность за преступление данного вида. По общему правилу уголовная ответственность наступает с 16-ти лет, а за отдельные виды тяжких и особо тяжких преступлений – с 14-ти. 
 
Раздел 7. Основы экологического права 
Тема 1. Понятие экологического права 
Экологическое право – это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы в интересах сохранения и рационального использования окружающей природной среды. 
 
Экологическое право рассматривается как сложная комплексная отрасль права, складывающаяся из: природоохранного права, природоресурсного права, а также нормы других самостоятельных отраслей права, обслуживающие общественные отношения, связанные с охраной окружающей среды, объединяемые задачей защиты окружающей среды (нормы административного права, уголовного права, нормы международного права). 
 
Предметом экологического права являются все те общественные отношения, которые складываются в связи с использованием и охраной окружающей среды. 
 
Объектами экологического права является то, по поводу чего совершается правовое регулирование. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» относит к объектам охраны окружающей среды: – земли, недра, почвы; – поверхностные и подземные воды; – леса и иную растительность, животных и другие организмы и их генетический фонд; – атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство. 
 
Другая составная часть окружающей среды – это природный объект (естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства) и природно-антропогенный объект (природный объект, измененный в результате хозяйственной и иной деятельности, и (или) объект, созданный человеком, обладающий свойствами природного объекта и имеющий рекреационное и защитное значение». 
 
Субъектами экологических правоотношений являются: 
 
– государство – в лице компетентного органа; 
 
– юридические лица; 
 
– физические лица, воздействующие на природную среду с целью ее потребления, использования, воспроизводства либо охраны; 
 
– хозяйствующие субъекты – предприятия, учреждения, организации, воздействующие на природную среду, в том числе граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью, а также граждане, осуществляющие общее или специальное природопользование. 
 
Законодательство в области охраны окружающее среды основывается на Конституции РФ, состоит из Федерального закона «Об охране окружающей среды», других федеральных законов, законов субъектов РФ, иных нормативно-правовых актов РФ и ее субъектов. 
 
Основным источником экологического права является вышеупомянутый Федеральный закон «Об охране окружающей среды». Данный закон содержит понятия, являющиеся основными понятиями экологического права, и основные принципы охраны окружающей среды, объекты охраны окружающей среды. Законом установлены полномочия органов государственной власти РФ и субъектов РФ в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, полномочия органов местного самоуправления, права и обязанности граждан, общественных объединений и иных некоммерческих объединений в области охраны окружающей среды.  
 
Федеральный закон «Об охране окружающей среды» определил методы экономического регулирования в области охраны окружающей среды, определил нормативы в области охраны окружающей среды и порядок их установления: нормативы качества окружающей среды, нормативы допустимого воздействия на окружающую среду и т.д. Отдельные главы закона посвящены научным исследованиям в области охраны окружающей среды, основам формирования экологической культуры, ответственности за экологические правонарушения, международному сотрудничеству в области охраны окружающей среды. 
Тема 2. Права и обязанности граждан  
в области охраны окружающей среды 
В соответствии с действующим законодательством РФ граждане имеют права как в рамках природоохранительного, так и в рамках природоресурсного законодательства, что является составными частями экологического права. Права граждан в рамках природоресурсного законодательства сводятся к правам конкретных собственников пользователей, владельцев природных ресурсов. Отдельно можно выделить права граждан в рамках природоохранительного законодательства в целом. 
 
Глава 2 Конституции РФ полностью посвящена правам и свободам человека и гражданина, среди которых к правам человека (гражданина) в области экологического законодательства относятся: 
 
– право на благоприятную окружающую среду (ст. 42); 
 
– право на достоверную информацию о ее состоянии (ст. 42); 
 
– право на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42); 
 
– право иметь в частной собственности землю; владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (ст. 36). 
 
Немаловажную роль в развитии экологических прав граждан играют нормы международного права.  
 
Декларация Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию от 14 июня 1992 г. провозгласила, что люди имеют право жить в добром здравии и плодотворно трудиться в гармонии с природой (Принцип 1); экологические вопросы рассматриваются наиболее эффективным образом при участии всех заинтересованных граждан на соответствующем уровне. На национальном уровне каждый человек имеет соответствующий доступ к информации, касающейся окружающей среды, которая имеется в распоряжении государственных органов, включая информацию об опасных материалах и деятельности в их общинах, и возможность участвовать в процессах принятия решений. Государства развивают и поощряют информированность и участие населения путем широкого представления информации. Обеспечивается эффективный доступ к судебным и административным разбирательствам, включая возмещение и средства судебной защиты (Принцип 10). 
 
Права граждан в Российской Федерации в рамках норм природоохранительного законодательства содержатся в ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды». Среди них можно выделить следующие основные группы прав: 
 
1) общественные права граждан в области охраны окружающей среды. Граждане имеют право создавать общественные объединения, фонды и иные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды (перечень прав этих объединений предусмотрен ст. 12 рассматриваемого закона). 
 
2) информативные права граждан в области охраны окружающей среды. В частности, право направлять обращения в органы государственной власти РФ и ее субъектов, органы местного самоуправления, иные организации и должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания, мерах по ее охране. Право требовать соответствующую экологическую информацию гражданами также предусматривается в Федеральных законах «Об экологической экспертизе», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». 
 
3) права по защите прав граждан в области охраны окружающей среды. Данная группа прав состоит из: 
 
– права принимать участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, сборе подписей под петициями, референдумах по вопросам охраны окружающей среды и в иных не противоречащих законодательству РФ;  
 
– права выдвигать предложения о проведении общественной экологической экспертизы и участвовать в ее проведении в установленном порядке;  
 
– права оказывать содействие органам государственной власти России и ее субъектов, органам местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды;  
 
– права обращаться в указанные органы и иные организации с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, и получать своевременные и обоснованные ответы;  
 
– права предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде. 
 
В числе обязанностей закон устанавливает обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относится к природе и природным богатствам и соблюдать иные требования законодательства в данной сфере. 
 
 
Тема 3. Ответственность за нарушения законодательства  
в области охраны окружающей среды 
Нарушение экологических норм влечет за собой уголовную, административную, имущественную и дисциплинарную ответственность. 
 
Законодатель придает охране окружающей среды большое значение. Уголовный кодекс содержит целую главу (Главу 26), называющуюся «Экологические преступления». Как преступления в ней определяются: – нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов; – нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ; – загрязнение вод; – загрязнение атмосферы;   порча земли; – незаконная охота; – незаконная порубка деревьев и кустарников; – уничтожение или повреждение лесов и целый ряд других. В основном это материальные составы, т.е. для привлечения к ответственности необходимо, чтобы данные деяния повлекли за собой определенные вредные последствия. 
 
Кодекс об административных правонарушениях РФ отдельно в Особенной части выделяет главу 8 – административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования. Административным экологическим правонарушением признается противоправное, виновное действие либо бездействие, посягающее на установленный в РФ экологический правопорядок, здоровье и экологическую безопасность населения, причиняющее вред окружающей природной среде или содержащее реальную угрозу причинения, за которое предусмотрена административная ответственность. 
 
В определенных законом случаях может наступать и иные, указанные выше, виды ответственности. 
 
Раздел 8. Правовые основы защиты информации  
и государственной тайны 
Одним из основных нормативных актов, осуществляющих правовое регулирование защиты информации, является Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27 июля 2006 г. № 149–ФЗ (далее – Закон «Об информации»). В соответствии с данным законом законодательство РФ об информации, информационных технологиях и о защите информации основывается на Конституции России, международных договорах РФ и состоит из указанного закона и других регулирующих отношения по использованию информации федеральных законов. 
 
Правовое регулирование отношений, возникающих в сфере информации и ее защиты, основывается на ряде принципов, в частности: 
 
– свобода поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом; 
 
– установление ограничений доступа к информации только федеральными законами; 
 
– открытость информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и свободный доступ к такой информации, кроме случаев, установленных федеральными законами; 
 
– достоверность информации и своевременность ее предоставления; 
 
– неприкосновенность частной жизни, недопустимость сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия. 
 
Под информацией законодатель понимает сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления (ст. 2 Закона «Об информации»). Информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений; может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения. 
 
Информация в зависимости от категории доступа к ней подразделяется на общедоступную информацию, а также на информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа). 
 
К общедоступной информации относятся общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен. Законодательно установлен запрет на ограничение доступа к: 
 
1) нормативным правовым актам, затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также устанавливающим правовое положение организаций и полномочия государственных органов, органов местного самоуправления; 
 
2) информации о состоянии окружающей среды; 
 
3) информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну); 
 
4) информации, накапливаемой в открытых фондах библиотек, музеев и архивов, а также в государственных, муниципальных и иных информационных системах, созданных или предназначенных для обеспечения граждан (физических лиц) и организаций такой информацией; 
 
5) иной информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена федеральными законами. 
 
Ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Так, федеральные законы устанавливают условия отнесения информации к сведениям, составляющим коммерческую, служебную и иную тайну. Соблюдение конфиденциальности такой информации является обязательным. 
 
Запрещается требовать от гражданина (физического лица) предоставления информации о его частной жизни, в том числе информации, составляющей личную или семейную тайну, и получать такую информацию помимо воли гражданина (физического лица), если иное не предусмотрено федеральными законами. Порядок доступа к персональным данным граждан (физических лиц) устанавливается Федеральным законом «О персональных данных» от 27 июля 2006 г. 
 
В соответствии со ст. 16 Закона «Об информации» защита информации представляет собой принятие правовых, организационных и технических мер, направленных на: 
 
1) обеспечение защиты информации от неправомерного доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения, а также от иных неправомерных действий в отношении такой информации; 
 
2) соблюдение конфиденциальности информации ограниченного доступа; 
 
3) реализацию права на доступ к информации. 
 
Защита информации, составляющей государственную тайну, осуществляется в соответствии с законодательством России о государственной тайне. Согласно Закону РФ «О государственной тайне» от 21 июля 1993 г. № 5485–1 под государственной тайной понимаются защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной, оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ. 
Перечень сведений, составляющих государственную тайну: 
 
1) сведения в военной области (о тактико-технических характеристиках и возможностях боевого применения образцов вооружения и военной техники и т.д.); 
 
2) сведения в области экономики, науки и техники (в частности, об использовании инфраструктуры РФ в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства; о достижениях науки и техники, научно-исследовательских, опытно-конструкторских, проектных работах и технологиях, имеющих важное оборонное или экономическое значение, влияющих на безопасность государства); 
 
3) сведения в области внешней политики и экономики (о внешнеполитической, внешнеэкономической деятельности РФ, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства и пр.); 
 
4) сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности(о методах и средствах защиты секретной информации; об организации и фактическом состоянии защиты государственной тайны и т.д.). 
 
Не подлежат засекречиванию следующие сведения: 
 
1. Сведения о чрезвычайных происшествиях, катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан. 
 
2. Сведения о состоянии экологии, здравоохранения, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства и преступности. 
 
3. Сведения о привилегиях, компенсациях, льготах, предоставляемых всем субъектам. 
 
4. Сведения о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина. 
 
5. Сведения о ресурсах золотого запаса и государственных валютных резервов. 
 
6. Сведения о состоянии здоровья высших должностных лиц. 
 
7. Сведения о фактах нарушения здравоохранения органами государственной власти и должностными лицами. 
 
Защита прав государства на государственную тайну осуществляется в административном, судебном порядке в закрытом заседании. Ответственность за правонарушения в сфере защиты информации влечет за собой дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ. 
 

Информация о работе Понятие и значение трудовой дисциплины