Понятие и порядок объявления забастовки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 01:34, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной работы заключается в исследовании такого явления как забастовка, в его анализе, выявлении причин, способствующих его возникновению, а также в нахождении новых подходов к его решению.

Это предполагает рассмотрение следующих вопросов:

- понятие и причины возникновения коллективных трудовых конфликтов;

- право на забастовку и его осуществление;

- проведение забастовки в РБ;

- правовое положение работников в связи с проведением забастовки.

Содержание

Введение……………………………………………………………………. 3



1 Понятие и причины возникновения коллективных трудовых

конфликтов и споров……………………………………………………… 5



2 Осуществление права на забастовку……………………………………. 9



2.1 Понятие забастовки……………………………………………………. 9

2.2 Право на забастовку и его ограничение……………………………… 11



3 Процедура организации забастовки…………………………………….. 14



3.1 Порядок объявления забастовки……………………………………… 14

3.2 Правовое положение работников во время забастовки……………... 16



Заключение…………………………………………………………………. 19



Список использованных источников……………………………………... 22



Приложение А……………………………………………………………... 23

Вложенные файлы: 1 файл

понятие и порядок объявления забастовки.doc

— 164.50 Кб (Скачать файл)

Думается, что в нашем  обществе для этого можно и  нужно использовать имеющийся в  США, Англии опыт по созданию социальных центров по изучению и разрешению конфликтов, в которых подготавливают менеджеров по конфликтам. Эти центры могли бы не только оказывать услуги участникам конфликта, проводя конкретную работу по его преодолению, но и предоставлять законодателю информацию, необходимую для совершенствования действующего законодательства.

8 июня 1999 года депутатами  Палаты представителей был принят новый вариант Трудового кодекса, одобрен Советом Республики 30 июня 1999 года. С 1 января 2000 года настоящий Кодекс вступил в силу.

Законодатели планировали  сделать цивилизованной процедуру  забастовки. Во многом это им удалось, хотя отказ от такого института как предварительная забастовка и кажется несколько необдуманным. Также хотелось бы более подробного описания полномочий органа, возглавляющего забастовку и установления конкретного перечня предприятий и организаций, на которых проведение забастовки запрещено.

Так как в отличие  от примирительных процедур разрешения коллективного трудового спора, забастовка – это ультимативное  действие работников, давление на нанимателя путем прекращения работы, чтобы  добиться выполнения своих требований, не урегулированных в примирительных процедурах, она является крайней, исключительной мерой разрешения трудового конфликта.

Белорусское законодательство подробно регламентирует порядок использования  права на забастовку для разрешения коллективных трудовых споров. Идея предоставления работникам права на забастовку заключается в том, чтобы дать им возможность оказать экономическое давление на нанимателя. Однако если наниматель ответит на это встречными мерами – уволит или иным образом накажет работников, – то эффективность забастовки сведется к нулю. С другой стороны, неконтролируемая и ненаказуемая возможность проведения забастовки может привести к значительным негативным экономическим последствиям для предприятий.

Таким образом, право  на забастовку представляет собой баланс между интересами работников и нанимателей в случаях возникновения коллективных трудовых споров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованных источников

 

1 Конституция Республики  Беларусь 1994 года (с изменениями  и дополнениями). Принята на республиканском референдуме 24 ноября 1996г. – Мн.: Амалфея, 2000. – 48с.

2 Куренной М.П. Трудовое  право на пути к рынку. М.: Дело, 1997. – 300с.

3 Трудовой кодекс республики  Беларусь: принят палатой представителей 8 июня 1999 года. Одобрен Советом Республики 30 июня 1999 года. – 3-е изд. – Мн.: Амалфея, 2001. – 240с.

4 Толкунова В.Н. Трудовые  споры и порядок их разрешения. - М.: Юристъ, 1997. – 250с.

5 Лазарев В. Трудовые  споры: законодательство и практика //Человек и труд. – 2001. – №1  – С.81-83.

6 Киселёв И.Я. Зарубежное  трудовое право. - М.: Норма-Инфра, 1998. – 360с.

7 Социальные конфликты  в современной России (проблемы  анализа и регулирования). - М.: УРСС, 1999. – 375с.

8 Трудовое право: Учебник  /В.И.Семенков, В.Н.Артемова, Г.А. Василевич  и др.; Под общ. Ред. Семенкова В.И. – Мн.: Амалфея, 1997. – 592с.

9 О порядке разрешения  коллективных трудовых споров: Закон  РФ от 23.11.1995г. //Сборник Законов  РФ. – 1995. – №48. – Ст.4557.

10 Трудовое право России: Учебник /Р.З.Лившиц, Ю.П. Орловский.  – М.: Норма-Инфра, 1999. – 400с.

11 Об основах службы  в государственном аппарате: Закон  РБ от 23 ноября 1993 года №2581-XII //Ведомости  Верховного Совета Республики  Беларусь, 1993. - №32. - Ст.416; 1995. - №35. - Ст.470.

12 О чрезвычайном положении:  Закон Республики Беларусь от 24 июня 2002года №117-З //Народная газета. – 2002. – 9 июля. – №148. – С. 2-4.

13 Права человека: Учебное  пособие /А. Д. Гусев, Я.С.  Яскевич, Ю.Ю. Гафарова и др.; Под общ. Ред. А.Д. Гусева  и Я.С. Яскевич. – Мн.: ТетраСистемс, 2002. – 304с.

14 Черемисов В.А. Забастовка  как крайняя мера в разрешении  коллективного трудового спора  //Отдел кадров. – 2002. – №9. –  С.51-53.

15 Комментарий к Трудовому  кодексу Республики Беларусь / Под  общ. ред. Г.А. Василевича. –  Мн.: Амалфея, 2000. – 1072с.

16 Кливер Е.П. Понятие права на забастовку в российском и зарубежном законодательстве //Вестник Омского университета. – 1999. – Вып.4. – С.25-26.

17 Герасимова Е. Экспертиза: Право на забастовку в российском  законодательстве //Правозащитник.  – 1998 . – № 1. – С.56-57.

18 Володченко А. Ставропольские  маршрутки на тропе войны //Российская  газета. – 2002. – 23 марта. – С.4

 

Приложение А

 

Статистика  забастовочного движения в России в 90-х годах

 

Если для Республики Беларусь забастовки, к счастью, являются пока событием экстраординарным, то для Российской Федерации они давно стали реальностью. Поэтому анализ статистики российского забастовочного движения является наиболее интересным для дачи представления как о количестве трудовых споров, так и о их качественных изменениях.

В период с 1990 г. по 1992 г. количество забастовок в Российской Федерации  ежегодно увеличивалось. В промышленности их пик пришелся на 1991 г. (в основном в угольной отрасли); в бюджетной  сфере – на 1992 г. (больше всего  бастовали учителя). Главные причины конфликтов, перераставших в забастовки – либерализация цен, безработица, резкое снижение доходов и т. д. [17, с.56-57].

К 1993 - 1994 гг. количество забастовок резко уменьшилось, причем в 1993 г. в  бюджетной сфере их не было вообще. Однако это отнюдь не свидетельствовало об уменьшении социальной напряженности. От забастовок, которые не давали желаемых результатов, в этот период профсоюзы (прежде всего в бюджетной сфере) перешли к давлению на органы региональной исполнительной власти, используя иные формы протеста: митинги, пикетирование зданий администраций, шествия и др.

Новый взлет забастовок в Российской Федерации отмечен  в 1995-1997 гг. (в 1997 г. - около 17 тыс.). И если пик забастовок в промышленности не достиг наивысшего уровня, зафиксированного в 1990-1992 гг., то в бюджетной сфере, и особенно в образовании, он превысил его почти в три раза. Основная их причина – несвоевременная выплата заработной платы. Например, 16 сентября 1996 г. в Приморье начали бессрочную забастовку энергетики на 17 предприятиях акционерного общества «Дальэнерго» (в том числе крупнейшие в крае Партизанская ГРЭС, Артемовская ТЭЦ и Владивостокская ТЭЦ-2). Кроме того, к забастовке присоединилась не входящая в систему «Дальэнерго» Приморская ГРЭС (г. Лучегорск), на которой началась голодовка персонала. Главной причиной акций протеста энергетиков Приморья стала невыплата заработной платы за 4 месяца.

Количественные параметры  забастовочного движения в 1998 г. были спокойнее. Число забастовок и участников забастовочного движения по сравнению с 1997 г. сократилось в два раза. Однако, несмотря на сокращение числа забастовок и количества их участников, они стали жестче. Экономические требования сопровождались политическими лозунгами, использовались новые формы протеста, - например, объявление шахтерами «рельсовой войны», сопровождавшейся значительными народно-хозяйственными потерями. Сугубо отраслевые коллективные действия стали трансформироваться в региональные и всероссийские акции протеста.

Из всех забастовок, прошедших  в стране в 1999 г., 98% приходилось на сферу образования, причем большинство из них состоялось 27-29 января, во время всероссийской акции протеста работников этой отрасли. Они требовали выплаты задолженности по зарплате, которая только по образовательным учреждениям субъектов Федерации превысила 10 млрд. руб., или 2,6 их ФОТ. Например, в поселке Ольга Приморского края объявили голодовку 8 учителей. Учителя обратились в профком с заявлением, в котором говорится, что, «в связи с невыплатой заработной платы за 3 месяца, невыносимым нищенским материальным положением, невозможностью физического выживания предупреждаем, что решением собрания коллектива, начнется акция протеста в форме бессрочной голодовки до полного погашения задолженности».

Меры, предпринятые Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов Федерации по погашению до конца 1999 г. долгов по зарплате работникам организаций бюджетной сферы (в том числе финансируемых из региональных и местных бюджетов), принесли плоды: в том числе сократилось и количество забастовок (по сравнению с 1998 г. на 35%), соответственно, потери рабочего времени уменьшились на 37%.

В 1999 – 2002 гг. по Ставрополью  прокатилась волна забастовок водителей  маршрутных такси, а одна из последних  – в краевом центре, длившаяся два дня, почти парализовала жизнь города. [18, с.4].

Причиной забастовки водителей в Ставрополе стали  контрольно-кассовые машины (ККМ), которые  власти на протяжении последних двух лет безуспешно пытаются внедрить на маршрутах.

В данном случае видно, что не только погашение задолженности по заработной плате может явиться причиной забастовки, но и нежелание мириться с навязываемыми нововведениями властей.

Что касается характера  требований, выдвигаемых в ходе забастовки, то эти статистические данные лучше  представлять в виде таблиц и схем.

Приведенные цифры нельзя принимать как абсолютно объективные, так как до сих пор не существует строго сформулированной методики учета  забастовок. Не существует жесткого разделения политических, экономических и иных требований.

 

Относительные величины

 

Характер требований

Частота появления (в  процентах)

1991-1992 гг.

1995 -1996 гг.

Экономические

41.3

55.2

Социальные

45.5

33.4

Политические

9.4

7.2

Другие

3.6

4.2

Итого:

100

100


 

Абсолютные  величины

 

Характер требований

Частота появления

1991-1992 гг.

1995 -1996 гг.

Экономические

282

345

Социальные

311

208

Политические

64

44

Другие

26

27

Итого

683

624


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Понятие и порядок объявления забастовки