Понятие и предмет трудового права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 14:00, реферат

Краткое описание

Трудовое право является одной из важнейших отраслей российского права. Из общей теории государства и права известно, что отрасли права отличаются друг от друга предметом и методом, которые определяют самостоятельность каждой из них.
Предмет любой отрасли права составляют однородные общественные отношения, которые регулируются нормами данной отрасли права. Метод же показывает, как и какими правовыми приемами, средствами осуществляется регулирование общественных отношений.

Содержание

1.Понятие и предмет трудового права 3
2.Метод и система трудового права 5
3.Отграничение трудового права от смежных отраслей
права 8
4.Принципы трудового права 10
5.Нормативные акты о труде (источники трудового права) 13
6.Субъекты трудового права 16
7.Правовое положение профсоюзов в сфере труда 18
8.Правоотношение в сфере трудового права 21
9.Коллективные договора 23
10.Правовое регулирование труда и занятости 24
11.Понятие, функции и социальное значение трудового договора (контракта) 28
12.Изменение условий трудового договора 33
13.Список литературы 36

Вложенные файлы: 1 файл

trydov_1.doc

— 325.00 Кб (Скачать файл)

     7. Обязанности работника  соблюдать трудовую дисциплину, выполнять установленные нормы  труда и бережно относиться к имуществу работодателя.

     8. Право работников  создавать профсоюзы  для защиты  своих прав.

     9. Право работников  и их представителей (прежде всего  профсоюзов) на участие в коллективных переговорах, заключение коллективных договоров и соглашений, то есть на установление и регулирование условий труда и оплаты труда.

    10. Право на образование,  дополненное принципом трудового  права о содействии профессиональному развитию работника на производстве и подготовке кадров.

 

5.Нормативные акты о труде (источники трудового права)

 

Как  идентичные понятию  "источник права" обычно рассматриваются термины:  "форма права" или "внешняя  форма права". Чаще всего, употребляя термин "источник права", имеют в виду лишь юридический  источник права, или "источник права в формальном смысле". При этом понятие "источник права" нельзя отрывать от правотворческого процесса как деятельности государства, или результата деятельности органов государства по формированного права: законов, указов, постановлений и других нормативных правовых актов. Только на определенном этапе этой деятельности, то есть со вступлением акта правотворчества в силу, сам акт обретает качества источника права. В этом формальном, или юридическом, смысле понятие источник права используется в настоящем учебнике.

Источники трудового права различаются по тем юридическим формам, в которых воплощаются общеобязательные нормы или иные установления, издаваемые от имени государства. Другими словами, источники -- это нормативные правовые акты: законы, указы, постановления и т.п., регулирующие трудовые и производственные от них иные отношения в сфере применения труда работников. Однако к источникам трудового права в силу особенностей их формирования относятся и акты локального нормотворчества самих работников, их представителей и работодателя (его представителей). В организации таким источником является коллективный договор либо иные локальные акты, принятые в установленном порядке. Своеобразными источниками трудового права являются соглашения на различном уровне (от отраслевых тарифных до генеральных), принимаемые на основе двустороннего или трехстороннего сотрудничества организациями работодателей и трудящихся в лице их представителей и с участием органов государственного управления при трехстороннем сотрудничестве.

Суммируя вышеизложенное, можно дать следующее определение: источники трудового права — это результаты правотворческой деятельности органов государства, а также совместного нормотворчества работников и работодателей (их представителей) в сфере применения труда работников. Поскольку источник права является следствием правотворческой деятельности, то и вид источников, и их юридическая сила находятся в прямой зависимости от иерархии государственных органов, их конституционных полномочий и компетенции, которой они наделены по действующим законам.

Федеральные законы:

  1. Закон о занятости населения в РФ от 19 апреля 91 г.
  2. Кодекс законов о труде РФ 12 марта 92 г.
  3. Конституция 12 декабря 1993 г.

Указы президента:

1. Об утверждении Положения о  Федеральной инспекции труда  при

     Министерстве труда Российской Федерации (Рострудинспеции)

  1. О КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЕ МЕР ПО СОЗДАНИЮ И СОХРАНЕНИЮ

РАБОЧИХ МЕСТ НА 1996 - 2000 ГОДЫ

Постановления правительства:

  1. О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

   В РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ НА 1995 ГОД

2. О МЕРАХ ПО УЛУЧШЕНИЮ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА 26 августа 95г.

Главное место среди источников трудового права занимает Конституция   Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. В ней закреплены основные трудовые права, свободы и гарантии их обеспечения. Статья 37 Конституции провозглашает свободу и добровольность труда, запрещает принудительный труд, закрепляет право на труд в условиях, отвечающих  требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации и не низке установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы. Признано право работников на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку. Каждому предоставляется право на отдых, а работающим по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

Следующим по значимости источником трудового права являются законы — как федеральные, так  и субъектов Федерации. В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 72) вопросы законодательства о труде находятся в совместном ведении Федерации и ее субъектов, а разграничение их компетенции осуществляется, также на основе Конституции. К ведению Федерации, как следует из ст. 71, относится достаточно большое число блоков норм (вопросов) трудового законодательства, поскольку они закреплены в ряде статей гл. II Конституции, составляющей основы правового статуса личности в России (ст. 64 Конституции). Это уже рассмотренные  трудовые права и свободы, предусмотренные ст. 37 Конституции, или право на объединение, включая право создавать профессиональные  союзы для защиты своих интересов (ст. 30) и др.

Среди  федеральных законов важнейшее  место занимает Кодекс Законов о труде Российской Федерации (КЗоТ РФ), который является основным кодифицированным   источником трудового права.

Трудовое право  достаточно специфическая отрасль права, выполняющая  две основные функции: производственную (экономическую) и социальную (защитную). С одной стороны, оно нацелено на правовое обеспечение экономики (производства), а с другой — на защиту человека и его прав в сфере применения труда. И та и другая функция связаны с экономической реформой, но первая касается технической стороны труда, повышения его производительности, получения выгоды и прибыли, а вторая — как защиты интересов отдельного работника, так и смягчения негативных последствий экономических преобразований для коллектива работников. Рассматривая природу данной отрасли, представитель науки трудового права С.А. Иванов достаточно четко выявил социальный характер и истоки этой отрасли. Он указал,

что трудовое право сложилось  на Базе не только частного, но и публичного права. Это обусловило своеобразный и социальный характер трудового права, которое развивается главным образом по своим собственным законам, в значительной мере отличающимся от гражданско-правовых. На социальную роль трудового права указывают и представители иных отраслей юридической науки. Ю.А. Тихомиров, выделяя социальные отрасли права, называет в их числе и трудовое, ибо оно предназначено не только для реализации и защиты индивидуальных  прав граждан, но и их совокупной охраны.

Следующую ступень в  иерархии источников трудового права  занимают подзаконные акты, среди которых главенствующее значение имеют Указы  Президента Российской Федерации, регулирующие  общественные отношения в сфере применения труда. В свое время большую роль в становлении социально-партнерских отношений сыграл Указ Президента от 15 ноября 1991 г. "О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)".

Президентом изданы ряд иные важные указов, например Указ от 20 июля 1994 г."0б  утверждении Положения о Федеральной инспекции труда при Министерстве труда Российской Федерации (Рострудинспекции)" и др.

Еще один источник трудового права  представляют собой акты соглашения: генеральные, региональные, межотраслевые тарифные, отраслевые тарифные, профессиональные тарифные, территориальные и др. Соглашения являются результатом договоренностей всех участников соглашений, выступающих как равноправные партнеры. Это представители интересов работников на отраслевом, профессиональном и территориальном (федеральном, субъекта Российской Федерации, местном) уровнях в лице соответствующих органов профсоюзов и их объединений. Представителями интересов работодателей на указанных уровнях выступают полномочные органы объединений работодателей или иные уполномоченные работодателями органы. Государственные органы являются третьей стороной, участвующей в коллективных переговорах и заключении соглашений. Представители работников и работодателей соответствующего уровня могут договориться и о заключении двустороннего соглашения. Следовательно, участники соглашений на основе

трехстороннего или  двустороннего сотрудничества уполномочиваются государством на соответствующее нормотворчество  в сфере применения труда.

К локальным нормативным  актам, например, относятся: правила внутреннего трудового распорядка данной организации, положение о премировании или положение о вознаграждении по итогам работы организации за год и т. п. Локальные акты — это, как правило, результат совместного нормотворчества, осуществляемого непосредственно в организации между работниками и работодателем (их представителями), например профсоюзным органом данной организации и ее руководителем (директором, администрацией).

Развитие  договорных начал в  регулировании социально-трудовых отношений, в свою очередь, ведет к закреплению возрастающего числа специальных норм в соглашениях всех видов: генеральном, региональном, отраслевом тарифном и др. Соответствующее место этих норм в указанных соглашениях может быть определено и отдельными законами, например Федеральным законом от 17 мая 1996 г. "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности". Данный Закон в ряде случаев предусматривает порядок регулирования согласно Трехстороннему соглашению, заключенному уполномоченными представителями организаций по добыче угля профессиональными союзами работников угольной промышленности и Правительством Российской Федерации (ст. 18, 20 и др.).

 

6.Субъекты трудового права

 

Субъектами трудового  правоотношения являются работник (физическое лицо) и работодатель. Общеизвестно, что субъект права — это лицо, признанное по закону способным вступить в правоотношение и приобретать (быть носителем) права и обязанности. Это признание связано с такими качествами, присущими лицу, как правоспособность

и дееспособность.

Конституцией Российской Федерации (ст. 37) закреплено право каждого  распоряжаться своими способностями  к труду, выбирать род деятельности и профессию. Всякий живой труд требует личной волевой деятельности человека и связан с использованием им своих способностей к труду (рабочей силы). Только он сам вправе распорядиться этими способностями и реализовать их, а трудовые обязанности нельзя осуществлять через представителей и необходимо выполнять самому. Следовательно, у физического лица правоспособность и дееспособность неразрывно связаны и возникают одновременно, то есть это лицо признается одновременно правоспособным и дееспособным. Это единство определяется понятием "трудовая право дееспособность", или "трудовая правосубъектность". Таким образом, трудовая правосубъектность — это единая способность физического лица быть субъектам трудового правоатноа1ения(а также некоторых иных связанных с ним правоотношений).

В отличие от гражданской правоспособности, возникающей с момента рождения, трудовая правосубъектность приурочена законом к достижению определенного возраста, а именно —15 лет. Лица, обучающиеся  в образовательных учреждениях, достигшие 14-летнего возраста, могут приниматься на работу для выполнения легкого труда, не нарушающего процесса обучения, в свободное от учебы время с согласия родителей, усыновителей или попечителя (ст. 173 КЗоТ).

Граждане обладают равной трудовой правосубъектностью, согласно Конституции  Российской Федерации они свободны в реализации трудовых прав и должны быть свободны от дискриминации в сфере труда. Законодательством о труде запрещается какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав или установление прямых или косвенных преимуществ при приеме на работу в зависимости от пола, расы, национальности, языка, социального происхождения, имущественного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников (ч. 2 ст. 16 КЗоТ). Отказ в приеме на работу по дискриминационный мотивам может быть обжаловав в суд. В случае признания факта дискриминации доказанным суд выносит решение о ее устранении и о возмещении лицу, которое было подвергнуто дискриминации, материального и морального ущерба.

    Ограничения  трудовой правосубъектности могут  иметь место в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства на основе закона. Конституцией Российской Федерации предусматривается право только граждан Российской Федерации принимать участие в управлении делами государства (ст. 32), право участвовать в отправлении правосудия (ст. 119). Согласно этим нормам и в соответствии с Федеральными законами: "Об основах государственной службы Российской Федерации", "О прокуратуре Российской Федерации", "О милиции", Таможенным кодексом Российской Федерации и другими законодательными актами ограничивается доступ иностранных граждан и лиц без гражданства к замещению государственных должностей на государственной службе и т. д.

При осуществлении трудовой правосубъектности учитываются  и конкретные возможности физического  лица для замещения должностей или  выполнения работ повышенной категории  сложности. В таких случаях требуется наличие специальной подготовки лица и его квалификация, подтвержденные соответствующими дипломами, удостоверениями, иными документами, свидетельствующими о его способности выполнять тот или иной вид труда. Исходя из этого при заключении трудового договора и возникновении трудового правоотношения не рассматриваются как дискриминация различия, исключения, предпочтения и ограничения, которые определяются свойственными данному виду требованиями.

Информация о работе Понятие и предмет трудового права